Олег Криницын, генеральный директор ООО «Разведывательные технологии»
Мошенничество на предприятии (компании) является основным труднопрогнозируемым риском, перестраховаться от которого очень сложно. В соответствии со статистикой, в среднем, каждая организация теряет от мошенничества более $9 в день на каждого работника и приблизительно 6% годового дохода от мошенничества всех своих, нечистых на руку, сотрудников.
Как правило, мошенники действуют по обычным, накатанным, опробованным и хорошо зарекомендовавшим себя схемам. Меняют алгоритм своих действий весьма редко и только в целях подстроиться к изменениям, происходящим в компании. Внутреннее мошенничество на предприятии весьма развито. Оно является лакмусовой бумажкой политики предприятия, начиная от социальных условий, заканчивая внутренним контролем своих сотрудников. Естественно, в компаниях, где внутреннему контролю уделяется больше внимание, мошенничество остается в зачаточном состоянии. Компания, которая контролирует коммерческую сделку не до момента выставления счета (проплаты на расчетный счет), а до логического завершения и получения полного отчета – рискует гораздо меньше подвергнуться обману со стороны персонала, чем компания, всецело доверяющая менеджеру по продажам.
Самое обычное, распространенное мошенничество – работа с «откатами». Сама по себе система откатов является порочной, относящаяся к «недобросовестной конкуренции». Даже из обычного «отката» менеджер может получить выгоду. Изначально, при обсуждении с контрагентом стоимости продукции (услуг), менеджер искусственно завышает стоимость чуть выше прайса. Далее, при передаче «отката», менеджер отчленяет свою «маржу» и соответственно получает незапланированный доход. Свои действия менеджер рассматривает следующим образом: запланированный доход компания получила, контрагент получил «свой откат», сделка завершена. Естественно, что тот процент, который менеджер забрал себе – фактически является сворованным у компании. Сложность уличения менеджера в мошенничестве заключается в том, что менеджер лично участвует в связке с контрагентом в обсуждении и передаче «отката», поэтому любые вопросы посторонних лиц контрагенту в отношении полученного «отката» будут гневно отвергаться последним.
Следующий вариант – использование «серых схем» или «фирму-прокладку» при оплате за товар (услуги). Менеджер, представляющий компанию «А», имеет возможность пользоваться счетами другой фирмы (принадлежащая ему, знакомым, родственникам и т.д.) Назовем эту фирму «В». Так же имеется фирма «С» (добросовестный покупатель или продавец). Менеджер фирмы «А» заключает договор (контракт) с «фирмой-прокладкой» «В» на заведомо не очень выгодных условиях для компании «А» (цены ниже прайса, увеличенная отсрочка платежа, товар на реализацию и т.д.). Соответственно, со своей стороны он всячески лоббирует эту сделку. После подписания такого договора, менеджер компании «А», от имени компании «В», заключает «правильный» договор с компанией «С». Соответственно, компания «С» производит платежи в отношении компании «В», компания «В» получив свою «маржу», оплачивает счета компании «А». Таким образом, часть прибыли компании «А», практически легальным путем уводится в пользу компании «В» (читай менеджера компании «А»).
Статистические данные указывают, что приблизительно 58% известных случаев мошенничества и злоупотреблений совершаются служащими, 30% - менеджерами и 12% - топ-менеджерами и собственниками.
Семейные служащие совершают самое большое количество мошенничеств и злоупотреблений и наносят самый высокий ущерб - в 72% случаев. А потери, вызываемые мужчинами, в 4 раза больше потерь, вызываемых женщинами. Средние потери, вызванные сотрудниками с высшим образованием, более чем в пять раз превышают потери, вызванные выпускниками средней школы.
Доля мошенничества с материальными ценностями непременно увеличивается в процессе роста организации, так как небольшие организации более оперативны при выявлении фактов мошенничества.
Менеджеры среднего звена образуют наиболее многочисленную группу лиц, совершающих мошенничество, хотя, в свою очередь, мошенничества, совершенные топ-менеджерами, имеют более высокую цену потерь.
Если говорить о предварительном сговоре, то он встречается более чем в 50% случаев от всех совершаемых мошенничеств, которые для предприятия-жертвы обходятся всегда намного дороже, чем другие его виды. Наиболее же чреваты последствия для предприятия, если оно оказалось жертвой сговора внутренних и внешних преступников.
Существует масса способов получения незаконного дохода (путем мошенничества) сотрудниками предприятия, используя слабость или отсутствие контроля со стороны служб безопасности, возможности бесконтрольного (безотчетного) владения деньгами компании, зная все слабые стороны в организации продаж, подписании договоров и т.д. Бороться с мошенниками, это сродни борьбе Дон Кихота с ветряными мельницами. Можно пойти по другому пути, а именно создать условия, которые затрудняли бы и, сводили на нет, все попытки мошенников обогащения за счет компании. Необходимо введение системы внутреннего и внешнего контроля сделки, как основополагающей операции приносящей доход компании.
При проведении комплексного изучения проблемы мошенничества менеджеров по продажам в одной из частных небольших нефтяных компаний, специалистами информационно-аналитического агентства «Разведка в сфере бизнеса» были выявлены и обозначены основные условия, способствующие практике «гарантированного изъятия денег из активов компании». Исследования проводились по трем направлениям:
1. Работа склада. Анализ работы склада показал, что наиболее частыми видами мошенничества на нефтебазе является:
а) Недолив в тару (бочки, бензовозы) нефтепродуктов с последующим переводом их в статью «экономия» и в результате получение премии за экономию.
б) Списание завышенного количества нефтепродуктов, с последующей реализацией по своим каналам (проще сказать хищение и реализация).
в) При приеме и оприходовании нефтепродуктов, занижают плотность нефтепродуктов, в результате так же появляются неоприходованные излишки.
Данные факты стали возможны из-за слабого контроля со стороны руководителей компании деятельности нефтебазы, отсутствия регламентирующих документов определяющих порядок приема (слива-налива) нефтепродуктов, отсутствия договоров о материальной ответственности, использование «дешевой» рабочей силы гастарбайтеров. Наличие сговора сотрудников нефтебазы с охраной нефтебазы и контактов с недобросовестными покупателями.
2. Работа менеджера по продажам. Методы работы менеджера по продажам описаны в начале статьи.
3. Работа отдела закупок. Все старо как мир. На лицо классическая «откатная» схема. Специалист отдела закупок заранее обговаривает с продавцом стоимость той или иной позиции (товара), с учетом «отката» специалисту отдела закупок. После этого, в закупающую компанию поступает официальное предложение от компании-продавца с декларацией заранее оговоренной стоимости товара. С подачи «заинтересованного» специалиста отдела закупок, эта цена утверждается. Подписывается договор, «откаты» потекли в карман.
Наиболее слабое звено в алгоритме реализации продукции, это отдел закупок и отдел продаж, - утверждает специалист внутреннего контроля Информационно-аналитического агентства «Разведка в сфере бизнеса» Елисеева Александра. - Если в компании не отработана программа мониторинга рынка, если процесс закупок отдан полностью в одни руки, а принятие решения о закупке (оплате) товара, подписании договоров и т.д. принимает один человек, которого никто практически не контролирует (дублирует), то без сомнения, все это является предпосылками к мошенничеству.
Аудит системы внутреннего контроля, проведенного Информационно-аналитическим агентством «Разведка в сфере бизнеса» в отдельно взятой компании среднего бизнеса выявил несостоятельность, неготовность, а возможно и неумение организовать собственную систему корпоративной защиты, направленную на искоренение фактов нечестного отношения к компании со стороны сотрудников.
Вышеперечисленные ошибки характерны не только исследуемой компании. Существует причина и следственная связь. И если не разбираться в причинной и следственной связи, то довольно высока вероятность повтора нелояльности к своей компании.
Большинство компаний не анализирует свой опыт, связанный с мошенничествами, рискуя стать обманутыми снова. «В истории нашей компании было несколько уголовных дел, возбужденных по факту мошенничества, – рассказывает директор департамента юридического и правового обеспечения корпорации «МИАН» Петр Побрызгаев. – Для того чтобы в будущем избежать подобных ситуаций, в компании был создан и активно работает департамент юридического и правового обеспечения». Его функции – профилактика, отслеживание и пресечение всех видов мошенничества и нарушения прав интеллектуальной собственности. В компании ввели официальный документооборот и сделали более понятной систему распределения финансовых потоков.
Сотрудник-мошенник, обычно думает о себе как о честном человеке. И это важно для него, поддерживать такое мнение в своем сознании и сознании окружающих. По этой причине он совершенствует механизм оправдания своих преступных действий, используя аргументы, типа:
- 'Каждый так поступает или поступил бы на моём месте'.
- 'Я заслуживаю этого, мой вклад в организацию больше того, что я получаю'.
- 'Я никому не нанес вреда'.
- 'Мой поступок это акт исправления большей несправедливости, совершаемой по отношению ко мне и мне подобным'.
- 'Это не преступление, потому что инструкции и законы не справедливы'.
- 'Организация сама виновата в том, что не заботится о своей собственности'.
- 'Я - честный человек, если бы я не был настолько честен, то я мог бы взять намного больше'.
- 'Кто-то на моем месте взял бы намного больше'.
Большинство людей, уличенных в мошенничестве на работе, это люди, которые имели положительную характеристику со стороны сослуживцев и руководителей. Всегда можно определить прямую связь между уровнем доверия работнику и размером, нанесенного им ущерба. Чем жестче контроль, тем уже возможности для злоупотреблений. Чем прозрачнее система контроля, тем шире поле для служебных правонарушений. В момент, когда эти три элемента (потребность, возможность и оправдание) сходятся в одной точке, - это свидетельство повышенной вероятности совершения служебного преступления. С того момента, когда совершено первое преступление и получена ожидаемая выгода, но не последовали санкции и наказание - дорога к последующим попыткам открыта. После двух, трех удачных попыток это превращается в привычку, а привычка превращается в образец поведения. Как показывает практика «отнять от груди вора» это весьма трудное решение для организации. Правонарушитель будет слёзно утверждать, что это было в первый и последний раз. Однако привычка воровать формируется постепенно. Человек формирует мировоззрение, в котором соседствует преступление и убеждение в честности и правоте его поступков. Он формирует систему оправдания в своём сознании и в глазах близких. Такой человек будет по своему интерпретировать социальные и экономические условия, он будет развивать в себе систему двойной морали: одну, чтобы оправдать свои действия и вторую для взаимоотношений в других областях жизни.
Очень точное определение кадровой безопасности дал Игорь Чумарин из Санкт- Петербургского Агентства исследования и предотвращения потерь, который рассматривает ее как 'процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом'. Кадровая безопасность является одной из составляющих экономической безопасности организации, наряду с другими - финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической. Однако бесспорно, что она занимает доминирующее положение по отношению к другим элементам системы безопасности, так как, каких бы ее составляющих мы не касались, практически всегда, возвращаемся к надежности конкретного работника организации. Убедительна в этом отношении статистика, приведенная Ковровым А. В. в книге 'Лояльность персонала' (Москва, Бератор, 2004 г). '…по результатам проведенного Национальным институтом Правосудия США анонимного опроса 9000 работников различных американских фирм каждый третий сотрудник в течение года хотя бы раз своровал деньги или материальные ценности у своей компании. Две трети из опрошенных сообщили об иных нелояльных действиях. Согласно опубликованному в 2000 году отчету ассоциации профессиональных следователей по делам о мошенничествах (АПСМ), ежегодные потери организаций США от воровства и злоупотребления должностным положением собственных служащих составляют более 400 млрд. долл., или 6% ВВП. В среднем, каждое американское предприятие теряет из- за мошенничества своих сотрудников 6% годового дохода или более 9 долл. в день на каждого работника. При этом темпы роста воровства среди персонала составляют: 13% на производстве, 10% в сфере обслуживания, 6% в розничной торговле. …Не радужнее картина и в Европейском Союзе. По оценкам консультационной фирмы 'САЛАДИН' в вопросах безопасности, в среднем, каждый четвертый сотрудник любой компании обманывает своего работодателя. Половину работников можно легко убедить пойти на обман, если шансы быть уличенными незначительные. По данным этой фирмы, мошенничество и злоупотребления собственных служащих ежегодно наносит европейским корпорациям ущерб от 2 до 7 процентов годового оборота…'
Это официальные масштабы ущерба по кадровой составляющей в экономически развитых и благополучных странах. Каковы же реальные размеры потерь в нашей стране от различных злоупотреблений персонала, воровства и мошенничества, утечки коммерческой информации, можно только догадываться.
Будучи обеспокоенными вышеприведенными кадровыми проблемами, вопрос: 'Что же необходимо предпринять, чтобы снизить убытки организации, связанные с нелояльностью персонала?', становится очень уместным.
Согласно проведенным исследованиям, эксперты Информационно-аналитического агентства «Разведка в сфере бизнеса» утверждают, что:
1) Не следует недооценивать эту проблему. Необходимо понять и принять как факт, что для подавляющего числа сотрудников (90%!!!) необходимо создать специальные условия (схемы и меры контроля), только при соблюдении которых, работодатель может быть относительно спокоен в отношении сохранения безопасности своего бизнеса.
2) Необходимо обладать специальными знаниями для создания вышесказанных схем и мер контроля.
3) К решению кадровых проблем нужно подключить современные методы и средства.
Риски и угрозы со стороны персонала, возникая в организации и трансформируясь, иногда приобретают угрожающие формы, но, абсолютно всегда влияют на ее экономическую деятельность. Поэтому главная цель, которая преследуется при создании комплекса мероприятий кадровой безопасности - это максимально минимизировать риски и угрозы, связанные с персоналом.
Опыт показывает, что итоговый результат в разрешение данной проблемы лучше, если она решается системно, в трех основных направлениях: при приеме кандидатов на работу, при профилактических и контролирующих мероприятиях в работе с персоналом.
Эксперты считают, что организация, в которой царит атмосфера открытости и доверия, гораздо меньше подвержена риску мошеннических действий со стороны сотрудников, чем та, в которой господствуют секретность, страх, недоверие и авторитарность. «Дело в том, что в компании, где сотрудники испытывают давление, нет уверенности в завтрашнем дне, – поддерживает экспертов генеральный директор фармацевтической компании «XXXXXX» Елена Шмидт. – В таких компаниях велик риск того, что сотрудники начнут приворовывать на черный день».
Нужно сформулировать политику компании в отношении мошенничества. Необходим официальный письменный документ, отражающий отношение компании к мошенническим действиям, а также план действий при подозрении в мошенничестве, содержащий рекомендации, как компания должна вести себя при первых появлениях подозрения на мошенничество, кто и как должен вести расследование, что предпринимать в отношении «подозреваемого», как информировать персонал и СМИ.
Подобные документы дают понять сотрудникам, что компания контролирует ситуацию, что мошенничество будет обнаружено и, что будут приняты меры, которые могут оказаться весьма серьезными.
Мотив мошенничества часто кроется в неудовлетворенности сотрудника – неповышении по службе, низкая зарплата, несправедливо большая нагрузка. Чтобы определить это, надо дать сотрудникам возможность высказывать свои претензии и обсуждать проблемы. То, что человек долго работает в компании, вовсе не является гарантией его честности. Самые крупные мошенничества, как показывает исследование, совершаются руководством компании (55%) или ее сотрудниками (30%), многие из которых имеют многолетний стаж работы в компании, пользуются доверием и располагают большими полномочиями
При написании статьи использовались материалы исследования Информационно-аналитического агентства «Разведка в сфере бизнеса».
Ю.Васильева.
Е. Шмидт.
А. Коврова. Книга 'Лояльность персонала' (Москва, Бератор, 2004 г)
Е. Диденко Журнал 'Отдел кадров' №22 (133), 2004 г.
Уповать на человеческую добродетель – себе дороже. Надежнее исходить из предположения, что подданный всегда захочет украсть или обмануть, и для воспрепятствования этому придумать изощренный заслон