Алексей Швеин
Сказка – ложь, да в ней намек.
А директору – урок.
Между небом и землей
В некотором царстве, в бывшем тоталитарном государстве (БТГ) жил-был бизнес-мудрец. Звали его Лифшиц. Хорошее имя. А главное - редкое. Не путать со Штирлицем. Это другой персонаж.
Лифшиц был очень мудрым в делах бизнеса. Все другие мудрецы, затрудняясь с ответом на какой-либо сложный вопрос, отвечали: «Спроси у Лифшица». Таких сложных вопросов было много. Поэтому однажды Совету бизнес-мудрецов все это надоело. Они выделили Лифшицу прайм-тайм в телевизоре. И предложили ему должность бизнес-жокея в ток-шоу «Спроси у Лифшица».
И стали все, кому не лень, звонить Лифшицу и задавать ему всяческие вопросы о бизнесе. И отвечал на них Лифшиц в этом прямолинейном эфире. В конце концов, Лифшицу это надоело. Проблем с бизнесом было много, а вопросы чаще всего были не по делу (т.е. не по бизнесу). Спрашивали: «Почему у нас одни живут очень богато, а другие очень бедно?». Почему, почему... Мир так устроен. Не я же его придумал! Или: «Как стать богатым и здоровым?». Как, как... Знал бы прикуп - жил бы в Сочи! «Что за народ бестолковый», думал Лифшиц. «Даже вопрос по делу не могут сформулировать!».
И решил Лифшиц бросить эту должность бизнес-жокея. Лифшиц стал сам себе задавать вопросы. И отвечать на них. И публиковать ответы в одной всегосударственной газете. Много написал Лифшиц. Вопросы задавал сложные. Но по делу. Отвечал коротко и ясно. Чтобы ответы были понятны. И про пошлины и всякого рода оброки объяснил. И про Егора. И про бабушку с внуками.
Объяснить-то он объяснил. Но беда в том, что вопросов с бизнесом меньше не становилось. Становилось все больше. А главное, ответы были правильные, но бизнес все равно был какой-то не очень правильный. Многие мудрецы объясняли это тем, что БТГ расположено уж очень неудачно. Не на Западе, который слева, не на Востоке, который справа, а где-то посередине. Дескать, сидим сразу на двух стульях. Какой уж тут бизнес?
Хотя... Вот все говорят про глобализацию. Западный бизнес восточным дзэн-буддизмом увлекается. На Востоке биржи ценных бумаг по Западному образцу работают. На Западе бизнес работает. На Востоке бизнес работает. В БТГ бизнес не работает. Точнее, вроде бы работает, но как-то бестолково. Поэтому проблемы. То с пошлинами, то с Егором, то с бабушкой.
И задумал Лифшиц затеять какой-нибудь бизнес. И не простой, а элитный. Чтобы не просто объяснить, а показать. Где-то даже читал про такую методику. Обучение действием называется. Дескать, «делай, как я!».
Элитные персонажи
Направился Лифшиц в VIP-клуб. Выпить кофе, пообщаться с другими бизнес-мудрецами. Может быть, идею подбросят. Взял со стойки газету элитных мудрецов. Стал изучать, какие элитные персонажи нынче делают бизнес. Решил выбрать тех, которые могут быть наиболее полезны. Бизнес ведь дело коллективное и сложное.
Персонажи в газете действительно попадались сплошь элитные. Все директора, президенты, вице-президенты, их замы по всяким вопросам. То есть те, кто управляет. И принялся Лифшиц составлять список тех, кто управляет бизнесом. Благо проблем для всякого управления хоть отбавляй. Впрочем, если все они управляют одновременно, наверное, должен быть кто-то самый главный. А то они так науправляют... Вообще-то, так и происходит, – подумал Лифшиц, припомнив некоторых бизнес-мудрецов, которые еще недавно управляли. Теперь кто в оффшоре, кто в остроге, кто... Ну да ладно, не будем о печальном.
Так кто все-таки главный? Без главного опять бардак получится, а не бизнес. Будем для начала считать, что кто затеял, тот и главный. Буду пока сам главным. Как называется этот элитный персонаж? Может быть президент? Впрочем, не стоит. Народ у нас бестолковый, могут неправильно понять. Пусть будет Генеральный. Лифшиц вписал в свой список первый элитный персонаж: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР.
Лифшиц снова стал пролистывать газету элитных мудрецов. Какие там еще есть директора? Ага, вот чаще всего попадается Директор по продажам. Логично. Какой же бизнес без продаж? Хотя, нужен ли здесь специальный директор? Впрочем, судя по спросу на эту элитную должность, с продажами еще много проблем. И внес Лифшиц в свой список следующий элитный персонаж: ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ.
И снова стал листать газету. Кто еще? Вот Директор по рекламе тоже часто встречается. А как же? Еще в тоталитарные времена у нас часто повторяли: «Реклама – двигатель торговли». Нынче этой рекламы хоть пруд пруди. Со всех сторон. Достала! Пользы от нее, говорят, не так уж много. Только народ раздражают. Но, если бы толкового директора сюда... И вписал Лифшиц в свой список еще один элитный персонаж: ДИРЕКТОР ПО РЕКЛАМЕ.
Поехали дальше. Директор по производству. С производством у нас проблем особенно много. То, что производим, продать не можем. То, что могли бы продать, не можем произвести. Нужен толковый парень. Который разберется, как произвести то, что можно продать. И вписал Лифшиц в свой список еще один элитный персонаж: ДИРЕКТОР ПО ПРОИЗВОДСТВУ.
Кто еще? Директор по связям с общественностью. Ну да, ПиАр, как же без связей с общественностью? Общественность наша бизнес, мягко говоря, недолюбливает. Элитный – в особенности. Олигархами обзывает. Родину, говорит, продаете. Разъяснять приходится. И не всегда получается. Сам пробовал. Может быть, найдется кто-нибудь, у кого еще лучше получится? И вписал Лифшиц в свой список еще один элитный персонаж: ДИРЕКТОР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.
Еще кого? Есть ощущение, что забыл что-то очень важное, подумал Лифшиц, листая газету. Ах, да, что же это я? Финансы! Какой же бизнес без финансов? И вписал Лифшиц в свой список еще один элитный персонаж: ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР.
Какие еще директора? Вот бывает Исполнительный директор. Исполняет, значит. А что исполняет? Окинул Лифшиц взглядом стремительно растущий директорский список и решил: а что скажу ему, то и будет исполнять. Не бегать же мне самому за каждым из директоров и говорить: ты производи это, ты рекламируй это, ты пиарь это, ты финансируй то... И внес Лифшиц в свой список еще один элитный персонаж: ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР.
Никого не забыл? Что еще бывает в элитном управлении? Вон сколько объявлений по поводу Директора по персоналу. Без персонала, конечно, ни один бизнес не работает. «Кадры решают все». А что, отдела кадров недостаточно? Нужен специальный директор? Хотя бизнес нынче настолько сложен, что из-за нехватки специалистов или из-за несогласованной работы все может быстренько развалиться. Ладно, запишем еще: ДИРЕКТОР ПО ПЕРСОНАЛУ.
Далее: маркетинг. Модное нынче слово. Тоже полно вакансий. Все хотят быть «ближе к потребителю». У нас, говорят, не работает. На Западе работает. И то не всегда. Ладно, тоже возьмем под свой контроль. Надо же понять, как работать с потребителем. Иначе для чего затевать бизнес? И пополнил Лифшиц свой список: ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ.
Кто еще тут есть? Во! Директор по управлению знаниями. Вообще какая-то экзотика. Наверное, буржуйских книжек начитались. У них там, говорят, существуют такие должности. Хотя и тут все пишут про экономику знаний. А что, знаниями тоже надо управлять? И держать под это дело специального директора? И как ими управлять? Вогнать их в компьютер и вытаскивать по мере необходимости? Хотя вот пишут, что знания – это то, что в голове у людей. Ладно, разберемся, надо попробовать. Запишем и его: ДИРЕКТОР ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ.
Кого еще не учли? Вот тут пишут, что нужен Директор по развитию. Еще и развитием управлять? А что развивать-то? Бизнес? Он вроде бы и сам вырастет, если правильно организован и рынок есть. Впрочем, рынок сегодня есть, а завтра – нет. Другой рынок искать приходится. Говорят, у каждого рынка есть жизненный цикл. Может быть этим циклом и надо управлять? «Разберемся», подумал Лифшиц, и пополнил список еще и ДИРЕКТОРОМ ПО РАЗВИТИЮ.
Посмотрел на весь список, подсчитал. Более десятка директоров уже получается. Решил, что пора остановиться. Если кого-то упустил, потом добавим. Надо с этими разобраться. Кому что делать. Чтобы не передрались. И не разбежались. А делали общий бизнес.
Восточная мудрость
И принялся Лифшиц анализировать, каковы взаимоотношения между всеми этими директорами. Как они взаимодействуют друг с другом? И с другими субъектами рынка? А если возникают проблемы с бизнесом? Кто и как их решает?
И стал Лифшиц вчитываться в разные публикации по этим вопросам. И выяснил, что проблем еще больше, чем он предполагал. Бывает, что ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР говорит ДИРЕКТОРУ ПО МАРКЕТИНГУ: «Какой толк от твоего маркетинга, если у нас продажи падают?». И отсылает его помогать ДИРЕКТОРУ ПО ПРОДАЖАМ.
Или приходит ДИРЕКТОР ПО ПРОИЗВОДСТВУ и говорит: «Мы вот тут можем производить все, что угодно. Но рынку нужны инновации. Где инновации?». И говорят ГЕНЕРАЛЬНОМУ: «Ты спроси там, в верхах, какие у нас приоритеты? Мы все могем. Но не знаем, что надо делать». Короче, как в той песне: «Ты скажи, ты скажи, че те надо? че те надо? Может дам, может дам че ты хошь!».
И еще множество проблем. И по каждой проблеме множество советников. Все как один бизнес-гуру. Продажи не идут? Так мы вам тренинг по продажам устроим! С персоналом проблемы? И персонал потренируем! Изменения не внедряются? Так мы и здесь поможем! Так потренируем, что все сразу с головы на ноги встанет! Только деньги плати.
Углубившись в чтение, Лифшиц даже не заметил, как к нему за столик подсел один старый знакомый. Известный знаток восточных мудростей. «Привет! Над чем голову ломаешь?». Да вот, говорит Лифшиц, все с бизнес-проблемами пытаюсь разобраться. Вроде бы все ясно. Я уже и по телевизору объяснял. И в газетах объяснял. Никто, вроде бы, и не возражает. Да вот только бизнес не идет, как надо. На Западе идет, на Востоке идет. А у нас в БТГ не идет.
Решил сам попробовать. Собрать элитную бизнес-команду. И показать, как надо правильный бизнес делать. Может быть, тогда дело пойдет. Ты вот мне расскажи, что говорит восточная мудрость по поводу успешно и согласованно работающей команды? Чтобы каждый делал свое дело. А все вместе делали один бизнес.
И поведал Лифшицу знаток восточной мудрости следующие мысли.
«Восточная мудрость говорит, что жизнь – это природное явление. Жить надо в согласии с природой и с самим собой. Уж коли ты пытаешься собрать людей, у которых жизнь связана с бизнесом, вся эта команда должна жить в согласии с природой. В природе есть гармония. И здесь должна быть гармония. И внутри бизнес-команды. И в ее отношениях с природой, с окружающей средой.
Вы вот считать сильно любите. Деньги, в основном. Но бизнес состоит не только из денег. Он еще из людей состоит. Вся ваша гармония сводится к балансу. Но и баланса у вас не получается. Подсчеты строятся на основе чисел. А в числах тоже есть своя гармония. Вы, например, слишком сильно любите две операции: отнять и поделить. Но есть и другие операции, не менее важные: складывать и умножать. Между всеми операциями должна быть гармония.
Китайцы, например, уже в течение нескольких тысячелетий увлекаются построением гармоничных сочетаний чисел. Такое сочетание состоит из разных чисел, но с какой стороны на него ни поглядишь, есть в этом сочетании некая особенность. Вроде на поверхности числа разные, а заглянешь поглубже – со всех сторон одинаково. Или, говоря вашим бизнес-языком, есть в нем какая-то уникальность».
Ну, хорошо, – сказал Лифшиц. То, что ты рассказал о гармонии чисел, действительно выглядит красиво. Особенно привлекательна уникальность. Но ведь я собираюсь делать не уникальную китайскую вазу, которая красиво выглядит со всех сторон. Я хочу собрать элитную бизнес-команду. И мне действительно нужно, чтобы отношения внутри команды были, как ты выражаешься, гармоничными. Я вот составил список тех, кто туда должен входить. Чем мне может помочь твоя «магия чисел»? Лифшиц протянул элитный список своему приятелю.
Тот, прочитав список, сказал: «Я не знаток всяких тонкостей и проблем в области бизнеса. Могу только посоветовать, например, следующее. Назначь каждому из элитных персонажей свое число. Затем расположи все числа в гармоничной комбинации. А затем снова замени числа на персонажи. И проверь, насколько полученная комбинация будет гармоничной с точки зрения задач твоего бизнеса».
Вот это уже ближе к делу, сказал Лифшиц. Правда, есть еще два вопроса. Первый. Как выглядит «в натуре» такая гармоничная числовая комбинация? Не подбирать же мне ее. Сам сказал, что китайцы колдуют над ними уже несколько тысячелетий. И второй. А если в результате предложенных тобой манипуляций получится не слишком гармоничная бизнес-комбинация? У меня же нет времени наугад подбирать правильное соответствие чисел и элитных персонажей! Мне нужна стратегия. Алгоритм нужен. Например, кого из персонажей первым приглашать в бизнес-команду? ДИРЕКТОРА ПО ПРОИЗВОДСТВУ, который пока производит нечто такое, что не может продать? Или ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИРЕКТОРА, которому пока непонятно, что он будет исполнять?
На это знаток восточной мудрости ответил следующее.
«С первым из твоих вопросов особых проблем нет. Сам я такие комбинации наизусть не помню. Но я их видел и знаю, что они опубликованы во многих книгах и журналах. Правда, в рубриках типа «Математические досуги». Твои бизнес-коллеги обычно относят их к разряду пустых развлечений, которые не приносят никаких денег.
Второй вопрос, конечно, посложнее. Здесь лучше обратиться к мудрецам западного толка. Это они увлекаются стратегиями и всякой алгоритмистикой. Посоветуйся, например, с каким-нибудь толковым математиком. У нас в БТГ их все еще предостаточно.
А восточные мудрецы более склонны к созерцанию гармонии внутри себя и вокруг. А то, с чего начинать и как расти… Это тоже должен быть естественный процесс. Понаблюдай, например, как дерево растет. Сначала почки набухают. Затем из них ветки вырастают, на которых появляются новые почки. Затем листья. Потом цветы появляются. Потом плоды вызревают. И так далее.
И вообще, мой тебе совет: все ответы на твои загадки надо искать в природе, а не здесь, во всяких VIP-клубах. Уезжай на природу. Там к тебе свежие мысли придут».
Поблагодарил его Лифшиц. И они расстались.
Да, подумал Лифшиц: «Восток – дело тонкое».
И вернулся к своим бизнес-проблемам.
Проблемы, однако, накапливались, а решения не приходили.
Лифшиц почувствовал себя немного утомленным. И решил-таки воспользоваться советом своего приятеля. Поехал вечером на деревню к бабушке. К той самой, у которой тоже проблемы. Как передать наследство внуку и при этом не разорить его.
Западная формула восточной мудрости
Бабушка рассказала Лифшицу, что внук после каникул снова уехал в Столицы. Продолжать учебу в Университетах. Вот только некоторые книжки свои забыл взять. А может быть, уже их прочитал.
Немного отдохнув с дороги, Лифшиц перед сном решил заглянуть, что за книжки штудируют нынешние студенты. Ага, алгоритмы. Вспомнил про совет приятеля – обратиться к толковым математикам. Надо, – думает, вернувшись в Столицы, позвонить этому внуку. Вдруг парень толковый и подскажет что-нибудь. Книжка, небось, новая, мы таких не изучали. Посмотрел год издания. Ого! Почти четверть века назад. Подумал: что у нас наука уже совсем не двигается? Стал листать…
Обнаружил вдруг композицию чисел, о которой сегодня слышал от приятеля в VIP-клубе. Действительно, выглядит впечатляюще. С какой стороны ни считай, одинаково получается. Ты смотри, и алгоритм построения этой композиции есть! Наверное, страшно сложный? Простым смертным не понять? Нет, ведь! Простой, как веник! Даже что-то напоминает…
Ах да, была такая статья тоталитарного классика: «Шаг вперед, два шага назад». Тот, правда, критиковал эту стратегию. И предлагал какую-то другую. Какую именно не помню. А здесь предлагается примерно такая же. Только наоборот: «Два шага вперед, шаг назад». Правда, первые два шага, не совсем вперед, а с загогулиной. Может испробовать то, что предлагал приятель, вооруженный восточной мудростью?
Лифшиц вынул бумагу со списком элитных персонажей и стал думать, как присвоить им числа из этой волшебной комбинации. С чего начать?
Вспомнил слова приятеля о растущем дереве. Решил: ладно, на сегодня хватит. Утро вечера мудренее.
Тестирование стратегии
Поутру Лифшица разбудил Петька. Закукарекал так, что мертвый проснется. «Горластый!», подумал Лифшиц, вставая. Позавтракав, вынул сконструированный вчера список элитных персонажей и нарисовал рядом гармоничную композицию чисел, вспоминая алгоритм из книжки. Еще раз удивился: какой простой алгоритм, и как легко запоминается! Стал снова думать, с чего начать стратегию построения гармоничной бизнес-команды?
Петька для верности еще пару раз прокукарекал. И вся деревня зашевелилась. «Не только горластый, но и настойчивый», – подумал Лифшиц. Может быть, с него и начнем? Попробуем проверить, на что он способен.
«Петька! Давай-ка, прокукарекай на всю округу, что к бабушке Лифшиц приехал. Бизнес делать собирается. Есть вакансии!». Петька прокукарекал. Минут через пять прибегает Шарик. Спрашивает: «Кто тут приглашал бизнес делать?». Эффективно работает, подумал Лифшиц про Петьку. Все бы так! Давно бы уже бизнес получился. И приписал одно из чисел к одному из элитных персонажей. Имея в виду Петьку.
Спрашивает Шарика: «А ты что, знаешь, как бизнес делать?». «Конечно, знаю. Для начала надо продать что-нибудь ненужное!». А ведь дело говорит, подумал Лифшиц. Продавать надо и вправду что-нибудь ненужное. А то у нас случается, что продадут что-нибудь нужное. А затем прибегают и спрашивают: «Как теперь жить?». Не только бизнеса нет, но и того, что для жизни нужно, – нет. Тут уж не до бизнеса. Ладно, подумал Лифшиц, попробуем и Шарика. И, пользуясь схемой алгоритма, приписал следующее число одному из элитных персонажей. И поместил это число в композицию, имея в виду Шарика.
«Ну, так поищи что-нибудь ненужное и приступай к продаже», сказал Лифшиц. Шарик, не ожидавший столь стремительного развития событий, завилял хвостом и стал высматривать в офисной избе что-нибудь ненужное. Но тут в разговор вмешался Кот Матроскин, тоже слышавший Петькин клич и незаметно прокравшийся в помещение. «Для того чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное!». Тоже дельное замечание, – подумал Лившиц. И спросил, обращаясь к Матроскину: «А ты вообще умеешь отличать что-нибудь нужное от чего-нибудь ненужного?». «А то, как же?», ответил хитроватый и рассудительный Матроскин. «Ну тогда оцени обстановку и предложи, с чего начнем», сказал Лифшиц. Матроскин, оглядывая офисную избу, остановил взгляд на изрядно запылившейся, но еще исправной пишущей машинке, стоявшей в углу. Хотел, было уже кое-что предложить. Но вдруг замер… Вспомнил, как намедни прокрадывался сквозь кусты мимо дома, в котором жил знаменитый автор деревенских детективов. И видел, как тот выносил свою пишущую машинку куда-то на свалку. И еще хвастался соседу, что теперь может вовсе не печатать свои детективы, а отсылать их прямо в редакцию по проводам. И сказал Матроскин Лифшицу: «Найти что-нибудь нужное и что-нибудь ненужное не составляет проблемы. Я озадачу всех окрестных котов, которые все равно каждый вечер шастают по кустам, высматривая что-нибудь подходящее. Но есть одна загогулина…». «Какая загогулина?», – спросил Лифшиц. «Времена меняются и очень быстро. Пока мы тут рассуждаем, нужное становится не очень нужным. Вот эта штуковина», – сказал Матроскин, кивая на старую пишущую машинку, «еще вчера была нужная, а нынче, похоже, никому не нужная. А что будет нужным завтра, одному Богу известно. Здесь Пророк нужен».
Неплохой стратег, – подумал Лифшиц, назначая очередное «магическое» число в соответствии с книжным алгоритмом и заполняя очередную элитную позицию в своем списке. А вслух сказал: «Да, с пророками у нас туго…». И еще что-то пробормотал, намекая на известную фразу о пророках в своем Отечестве. Матроскин, однако, понял и возразил Лифшицу: «Это у вас там, в Столицах пророки, похоже, перевелись. А у нас тут в каждой деревне по пророку найдется. Здесь у нас есть один такой. Его зовут Пророк Феофан. В деревне его недолюбливают, считая, что в хозяйстве от него проку немного. Но уважают, особенно, когда он рассуждает о кандидатах, претендующих на начальствование. И еще: бабушки часто с ним советуются, какую валюту класть в чулок».
«Хорошо», – сказал Лифшиц. «Петька! Кликни этого Феофана. Если придет, посмотрим, что за Пророк. И будет ли от него польза для бизнеса». Петька прокукарекал: «Феофан! Приходи! И для тебя работа найдется!». Феофан, уже слышавший о Лифшице, удивился. Чем это я могу быть полезен бизнесу? Собрался, пришел. Спрашивает: «Чем могу подсобить вашему бизнесу?». Лифшиц ему говорит: «Сказывают, будто ты можешь ощутить, в какую сторону времена меняются. И рассказать нам, что будет завтра нужно, а что не нужно. Вот это важно для нашего бизнеса». «Ну, что же», говорит Феофан, «попробую подсобить, если получится. Так какая у вас сейчас проблема?». А проблема сейчас такая, – отвечает Лифшиц. Допустим, мы прямо завтра приступим к бизнесу. Что нам потребуется, чтобы бизнес начал раскручиваться? «Надо посмотреть, покумекать», – ответил Феофан. «Ну, давай, смотри, кумекай», – сказал Лифшиц.
Феофан пристроился в углу и стал прислушиваться к разговорам собравшихся уже персонажей. Его особенно интересовало, чем озабочен Кот Матроскин, продолжавший рассуждать о чем-то нужном и о чем-то ненужном. Однако разобрать его рассуждения было затруднительно. Петька продолжал кукарекать, зазывая в бизнес-избу возвращающийся с полей народ. Шарик бродил по избе, повизгивая от нетерпения как можно быстрее продать что-нибудь ненужное. Лифшиц тоже что-то бормотал вполголоса, колдуя над книжным алгоритмом и своим элитным списком.
Тогда Феофан сказал: «Первое, что я могу предсказать, это то, что никакого бизнеса у вас с таким составом не получится. Ни завтра, ни послезавтра». «Это почему же?» – удивился Лифшиц. «А потому, милостивый государь, что все вы тут высказываетесь одновременно и не сильно друг к другу прислушиваетесь. Возможно, каждый из вас говорит что-то важное. Но для того, чтобы из этого произошел какой-нибудь бизнес, надо, чтобы говорил один, а остальные слушали. Затем говорил другой, а остальные слушали. Словом, нужен Спикер. Иначе у вас получится не бизнес, а сплошная бестолковость».
Тоже по делу говорит, – подумал Лифшиц, вписывая еще одно число в книжную схему и отмечая очередную элитную вакансию. Но вслух сказал: «Где же нам тут взять Спикера? Спикеры у нас в Столицах проживают, в Думах заседают. Там указывают, кому надо говорить, а кому думать. И то не всегда получается. Иногда бывает, и по физиономии перепадает». «Ничего страшного», – сказал Феофан, «здесь просто нужен авторитетный персонаж, которого все слушаются. Можно пригласить Бригадира. В его присутствии никто зря болтать и спорить не будет». Хорошо, сказал Лифшиц. «Петька! Кликни Бригадира. Может быть, тоже согласится».
Бригадир только что вернулся с полей. Погода испортилась. Стало холодно, дождливо и ветрено. Бригадир уже был наслышан о Лифшице с его бизнесом. Опять какую-то реформу затеяли, – подумал он. Лучше бы с «рыночными» ценами на горючее разобрались. Вон у Егора трактор второй день простаивает. Тут зима скоро, урожай надо успеть собрать. А у них опять какой-то «бизнес». Ладно, погляжу, что там делается. Приходит. Увидев его строгий взгляд, все умолкли.
Лифшиц ему рассказывает, что, мол, у каждого персонажа свое дело есть, но вот согласованности никакой нет. Сможешь ли ты порядок поддерживать в нашей компании? Смогу, – сказал Бригадир. Отослал Матроскина с котами поработать насчет поиска нужного и ненужного. «Нечего», – говорит, «пустыми рассуждениями нас кормить. Пора к делу приступать». А Петьке велел кликнуть Дровосека. Есть в деревне такой запасливый мужик. «Холодно тут в бизнес-избе», – пояснил Бригадир. «Зима на носу. Если не топить, мы тут через пару дней дуба дадим. И тогда никакого бизнеса не произойдет».
Да, – подумал Лифшиц. С такими персонажами уже можно от разговоров к бизнесу перейти. И назначил в соответствии с книжной схемой еще одно число в расчете на Бригадира.
Пришел Дровосек. Ознакомился с ситуацией. Затопил печь. Потом сказал Бригадиру: «Если мы тут будем слишком долго заниматься поисками чего-нибудь нужного и ненужного, то с таким бизнесом быстро вылетим в трубу. Дрова нынче дороги. Да и другое горючее дорожает. Кстати, пора и этого парня озадачить, чего мы его зря держать будем?», сказал Дровосек, указывая на притихшего в углу Шарика. Бригадир сказал: – не спеши, сейчас что-нибудь придумаем.
Вот, – подумал Лифшиц о Дровосеке. Такие персонажи не дадут засохнуть нашему бизнесу. И сделал очередные записи в своих бизнес-схемах.
Бригадир предложил Лифшицу привлечь к бизнесу Волшебника. Такого, который умеет превращать что-нибудь ненужное во что-нибудь нужное. Причем, делает это так быстро, что нужное сразу становится ненужным и его можно продавать. Потому как, если чего-то нужного много, то зачем оно нужно? Кроме как продать?
Лифшиц еще раз удивился тому, насколько глубоко понимает Бригадир суть бизнес-процессов. И спросил: «А что, здесь в деревне и волшебников можно найти?». «А как же?», – ответил Бригадир, «волшебники в любой деревне водятся». И велел Петьке кликнуть Данилу-мастера.
Данила-мастер, в одиночку творивший всякие чудеса в свое удовольствие, сидел в невеселом расположении духа. «Творишь, творишь всякие чудеса. А кому все это нужно? Все каким-то бизнесом озабочены. Кроме денег ничем не интересуются». Поэтому, услышав Петькин клич, Данила несколько оживился. Пойду, погляжу, чем они там занимаются.
Приходит. Бригадир его спрашивает: «Ну, что Данила? Много чудес сегодня натворил?». Тот отвечает: «Много. Только все это ненужное. Не знаю, что с ними делать». Ну вот, – говорит Бригадир. Сейчас и Шарика озадачим. А Даниле сказал: «Тащи их сюда. Нам как раз не хватает чего-нибудь ненужного». А Петьке велел снова кликнуть Матроскина. Тот, наверное, уже мобилизовал свою команду. Пусть прибежит и быстренько оценит Даниловы ненужные чудеса. А потом мы расскажем Шарику, куда их нужно нести на продажу, а куда не нужно.
Лифшиц уже едва успевал заполнять свои мудреные схемы. Чуть было не забыл вписать туда Данилу-мастера с соответствующим «магическим» числом.
Затем спросил Феофана: «Ну, какой теперь прогноз? Сможем мы начать бизнес завтра?». Пророк Феофан ответил: «Теперь совсем другое дело. Если будем шустро шевелиться, можно начать прямо сегодня. Но, если мы хотим, чтобы бизнес был надежным и завтра, и послезавтра, и через год, не хватает еще одного персонажа. Вдруг Данила, не дай Бог, захворает? Или приключится с ним какая-нибудь хандра? У волшебников такое иногда случается. Да и другим персонажам могут потребоваться помощники. А народ, узнав про наш бизнес, начнет прибегать со своими вопросами и предложениями. Надо бы нам еще какого-нибудь Инструктора. Чтобы тот мог поговорить с посетителями и оценить, пригодится кто нам здесь или нет. И на какую роль».
Ну а есть тут в деревне кто-нибудь, кто сгодился бы нам на роль Инструктора, – спросил Лифшиц Бригадира. «Найдем, если нужно», – ответил Бригадир. И велел Петьке кликнуть местного учителя Ксенофонта, который умел запросто распознать, у кого какие способности, и растолковать первому встречному суть любой проблемы.
Ксенофонт как раз этим и занимался. Растолковывал, что мог, тем осторожным жителям, которые не спешили бежать на Петькины призывы. А хотели сначала узнать авторитетное мнение о том, кто такой Лифшиц, что такое бизнес, и другие сведения. Услышав адресованный ему Петькин призыв, Ксенофонт сказал: «Вот сейчас и попробуем выяснить подробности». И направился, не спеша, к офисной избе.
Бригадир кратко разъяснил Ксенофонту, чем они тут занимались, и проблему, которую предлагают ему решить. Ксенофонт спросил, когда начинать и сколько персонажей для начала требуется просветить.
«Спроси у Лифшица», – ответил Бригадир.
Лифшиц, оценив Ксенофонта, как вполне подходящий персонаж на роль Инструктора, внес последние два «магических» числа в книжную схему (не забыв и себя), и сказал: «Это мы обсудим завтра». Попросил Бригадира завершить сегодня начатые дела, а завтра утром собрать всю команду снова.
И отправился в другую комнату анализировать результаты.
Результаты оказались впечатляющими.
Во-первых, числа, которые проставлял Лифшиц, пользуясь книжным алгоритмом, сложились именно в ту гармоничную комбинацию, которую он обсуждал с приятелем в VIP-клубе.
Во-вторых, необходимый минимум вакансий для бизнес-команды из подобранного им списка был заполнен естественных путем. И что было самым удивительным, при этом ни разу не проявилось даже намека на какой-либо «конфликт интересов».
А главное, теперь вполне понятна роль каждого из директоров и способы их взаимодействия.
В случае возникновения проблемы легко определить, где она и кому ее решать.
Остались, правда, незаполненными две вакансии, но они на данном этапе не потребовались.
Как только раскрутимся, найду себе двух помощников, – решил Лифшиц.
Назавтра снова разбудил всех Петька.
Бригадир собрал команду. Вышел к ним Лифшиц.
И было утро. И был бизнес.
А теперь ВНИМАНИЕ: вопрос!
Точнее, не один вопрос, а целых три:
- Каким элитным вакансиям из списка директоров соответствует каждый из персонажей, явившихся в бизнес-избу?
- Какие числа назначал Лифшиц каждому из персонажей, и как они расположились в гармоничной числовой композиции?
- Каков алгоритм построения этой композиции? Можно ли таким алгоритмом и этой композицией пользоваться при формировании реальной бизнес-команды и определении стратегии ее работы?
Комментарии и подсказки
Автор просит не беспокоить по предложенным выше вопросам всем известного и уважаемого бизнес-гуру Александра Лифшица, которого автор неосмотрительно и без его согласия отправил в небольшое виртуальное путешествие. Автор надеется, что это виртуальное путешествие не нанесет вреда реальному бизнесу А. Лифшица и рекомендует всем ознакомиться с его блестящими и остроумными публикациями.
- Как представляется автору, получение ответа на первый из перечисленных вопросов не явится большой проблемой для опытных бизнес-мудрецов.
- Упоминаемые в тексте гармоничные числовые комбинации встречаются во многих изданиях по математике и вычислениям, например, в журнале Комьютерра. Однако, попытки применения этих комбинаций для задач анализа реальных процессов (в данном случае – бизнес-процессов) автору неизвестны. Если кто-либо встречал, просьба сообщить. Достаточно прозрачная подсказка по поводу схемы взаимного расположения тех элитных персонажей, которые Лифшиц отобрал в VIP-клубе, представлена на одной из иллюстраций в статье Модели и стратегии корпоративного управления в новой экономике (рис. 5). Однако упомянутая числовая комбинация при построении этой схемы не использовалась.
- Тем, кто желает потренировать свои математические и деловые способности, автор рекомендует восстановить алгоритм построения числовой комбинации на основе тщательного анализа решений, принимаемых Лифшицем в разделе Тестирование стратегии. Математическое описание данного алгоритма, случайно обнаруженное автором и послужившее поводом для создания предлагаемого здесь ПРАКТИКУМа, представлено в книге С.Гудман, С.Хидетниеми. Введение в разработку и анализ алгоритмов. – М.: Мир, 1981. 368 с., которая, вероятно, является ныне библиографической редкостью.
Тем, кому некогда (или лениво) заниматься подобными вопросами «среди общего темпа труда», придется немного потерпеть. Развернутый ответ на перечисленные выше загадки будет опубликован в течение ближайшего месяца.
Проголосуйте за статью недели (05-11.10)