Валерий Панин: Реформа школы с точки зрения project-менеджера

Валерий Панин

Национальный проект «Образование». Проект ли это вообще?

Улучшение качества школьного образования крайне нужно для России. Для этого и предназначен национальный проект «Образование», для этого предполагается истратить гигантские деньги. Все мы ждем реальной отдачи от реализации проекта – качественного изменения школьного образования.

У меня, как человека, который руководил проектами много лет, особый профессиональный интерес: хочется посмотреть, как будет проходить проект такого масштаба. Стал смотреть документы, читать статьи. И сразу возник червь сомнения: из доступной литературы ясно, что выбранный путь никак нельзя назвать проектом вообще и, соответственно, ждать каких-либо значительных результатов. 

Вот классическое определение проекта, взятое из PMBOK (Руководство к своду знаний по управлению проектами): проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

Примеры: строительство дома, корабля, проведение избирательной компании. По окончании проекта остается понятный осязаемый результат: дом, корабль, президент. И прекращение финансирования по окончании проекта этот результат уже не меняет.

Рассмотрим с этой точки зрения составные части проекта «Образование», взятых с сайта министерства образования:

  • Дополнительное вознаграждение за классное руководство
  • Поощрение лучших учителей
  • Стимулирование инновационных образовательных учреждений
  • Государственная поддержка талантливой молодежи
  • Информатизация образования
  • Формирование национальных университетов и бизнес-школ
  • Оснащение учебным оборудованием и сельский школьный автобус

Зададим себе вопрос, какой результат будет получен после окончания проекта, если прекратить:

  • Дополнительное вознаграждение за классное руководство
  • Поощрение лучших учителей
  • Стимулирование инновационных образовательных учреждений
  • Государственную поддержку талантливой молодежи

Ответ ясен – вернемся к начальному уровню (или почти начальному).

Что остается в остатке:

  • Информатизация образования
  • Формирование национальных университетов и бизнес-школ
  • Оснащение учебным оборудованием и сельский школьный автобус

Ну и стоят ли эти работы пышного названия Национальный проект «Образование»? По-моему, нет.

И первый недостаток объявленной программы я вижу в расплывчатости формулировки цели проекта. Вот как они сформулированы в документах министерства образования:

  •  ускорить модернизацию российского образования,
  •  обеспечить успешность комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны,
  •  в конечном счете - достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Т.е. мы имеем расплывчатые, абстрактные цели. А в хорошем проекте цель должна быть количественно измерима, чтобы, в конце концов, сделать вывод об успехе или провале проекта.

Для проекта реформы школы я бы выбрал в качестве формулировки цели ликвидацию тех вопиющих недостатков, которые мы сейчас имеем и которые надо устранить:

  • После окончания школы 80-85% выпускников не готовы ник дальнейшей учебе в институтах, ни к трудовой деятельности в рыночных условиях,
  • Школа выпускает 80% детей с хроническими заболеваниями.

Уменьшение хотя бы вполовину этих показателей было бы гигантским результатом национального проекта.

Ни для кого не секрет, что всякие люберы, фанаты, скинхеды и прочие праздношатающиеся юнцы это и есть те самые выпускники школ, которые не могут найти себе хорошую работу на современном рынке труда. Про следствия нездоровья выпускников лучше вообще не говорить. И так ясно.

Проблема здоровья это проблема массовой физкультуры. Известно, что при нормальных 8 уроках физкультуры проблема здоровья снимается. Нужно только, чтобы занимались все в меру сил и чтобы занятия были интересные и разнообразные. Есть много примеров школ, где эта проблема решена («Престижное воспитание», №6,2000). Нужно просто распространить и навязать их опыт всем.

А вот что делать с профессиональным образованием для 85% не пригодных для высшего образования молодых людей? Об этом речь дальше.

Реформа школы с точки зрения project-менеджера

Массовая школа напоминает массовое промышленное производство. По крайней мере, она работает по тем же управленческим принципам. Но эпоха массового производства в промышленности приближается к своему закату. Грядет новая промышленная революция, которая затронет большинство предприятий. С большой долей уверенности можно утверждать, что она затронет и массовую школу. На смену массовому производству придет «массовая кастомизация», т.е. массовый выпуск товаров и услуг под индивидуальные потребности потребителя («кастомера»). Но массовая кастомизация – это не кустарное производство. Его задача состоит в том, чтобы сохранив высокую производительность труда и объем производства, совместить эти качества с индивидуальными характеристиками и запросами. Основой промышленной идеологии массовой кастомизации является проектный подход, при котором выполнение каждого заказа для потребителя рассматривается как реализация отдельного проекта. Современная массовая школа напоминает типичное массовое производство и, как все массовое производство, рано или поздно уступит место массовому индивидуальному обучению.

Что касается кустарного производства, то ему можно уподобить воспитание дворянских детей в XIX веке: для одного ребенка нанимали гувернантку, учителей, нянек и т. д. Результат получался отличный, но затраты были велики. Но и здесь просматриваются элементы типичного проектного подхода. Проект – это воспитание конкретного ребенка с учетом всех его особенностей. Для этого процесса, как и для выполнения любого проекта, использовалась «проектная бригада» (прислуга, учителя, воспитатели, гувернеры), был «заказчик проекта» – родители, был «руководитель проекта» – гувернер или воспитатель.

Вот и теперь настало время подумать о массовой индивидуализации в области воспитания и обучения детей, т.е. о таком подходе к воспитанию и образованию детей, при котором массовость (обучить-то надо всех детей) сочетается с высокой производительностью учителей и воспитателей, с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Как это сделать?

Прежде всего, разбить все предметы на маленькие темы, по каждой из которых можно подготовить небольшую брошюру и выпустить ее или печатать на цветном принтере по мере необходимости для каждого ученика. Причем для каждой темы должно быть создано несколько методик изучения темы – в зависимости от темперамента ребенка, преимущественного способа получения им информации, от мотивации и просто уровня интереса ребенка к теме, к глубине ее изучения. Темы должны быть увязаны между собой. Так изучению темы деления чисел должно предшествовать изучению темы умножения, а до того – сложения.

Пример различных методик. Тема для изучения – посадка деревьев. Методики: по книге в классе, просмотр научно-популярного фильма, непосредственно посадка дерева (на улице, на пришкольном участке).

Второе – темы должны быть разработаны не только по стандартной школьной программе, но и для подготовки различных специалистов (программистов, дизайнеров, архитекторов и т.п. современных специалистов, востребованных на рынке труда). Вся совокупность тем должна образовать базу знаний, необходимых для подготовки высококачественного специалиста со средним специальным образованием. Эта база будет меньше суммы тем, необходимых для подготовки специалистов, благодаря тому, что одна и та же тема может использоваться сразу для нескольких специальностей.

Третье – в доктрине массового индивидуального обучения одним из ключевых мест является уменьшение объема тем (модулей) и одновременно – унификация (стандартизация) тем и интерфейсов (стыковочных параметров «выход-вход») между темами. Чем мельче темы, тем больше разнообразных специалистов можно получить на выходе из процесса обучения.

Четвертое – база школьных знаний должна представлять собой сеть взаимосвязанных тем. Но обучение большинства детей начнется с одной и той же исходной темы. Затем, с течением времени, каждый ученик будет проходить свой путь (профиль, траекторию) в сети тем базы знаний. Сколько таких путей может быть? Можно сделать строгую математическую оценку, но и так ясно, что число профилей специалистов будет измеряться в миллионах, миллиардах или триллионах. Так что из школы каждый человек будет выходить со своей индивидуально выбранной специальностью.

Пятое – пока существует стандарт школьного образования, будут существовать и общие точки в процессе обучения. Так, к концу обучения все школьники должны сдать единый государственный экзамен по малому количеству обязательных предметов. Это несколько ограничивает широту подготовки специалистов. Но в проектном подходе к обучению значительно большую роль будут иметь стандарты, нацеленные на унификацию тем и методов обучения. Эти стандарты обеспечат низкую себестоимость обучения. Большую роль, чем аттестат, будут играть документы о сдаче сертификационных экзаменов по разным специальностям, полученные в независимых центрах сертификации. Низкая себестоимость обучения в средних и старших классах будет основываться на широком использовании дистанционного (онлайн) обучения. При этом изменится отношение школьников к обучению: от пассивного получения и запоминания учебного материала – к активному самостоятельному обучению и использованию учителя в качестве консультанта и наставника.

Проектный подход к индивидуальному обучению

С одной стороны, проект, по определению, – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг. С другой стороны, индивидуальное обучение ребенка – это типичный проект, т. к. оно продолжается ограниченное время (9–12лет) и предназначено для создания уникального продукта – обученного в соответствии со своими уникальными возможностями и желаниями молодого человека. Таким образом, проект индивидуального обучения ребенка – это спланированная последовательность действий по воспитанию и обучению, имеющая целью удовлетворить ожидания участников проекта.

Участники проекта индивидуального обучения

Кто же является участником проекта и каковы его ожидания?

Ребенок. В начале процесса обучения он, в подавляющем большинстве случаев, еще не имеет определенных ожиданий. Но в процессе обучения проявляются его врожденные способности и склонности по поводу желаемого образа жизни и профессии. Поэтому одна из главных задач – как можно раньше и точнее выяснить предпочтения ребенка, чтобы создать под него план обучения и удовлетворить его запросы.

Родители. Носитель общих пожеланий: чтобы потомок был успешен и благополучен после окончания школы, получил престижную специальность, был здоров и физически развит, получал достаточно денег, создал свою семью.

Государство. Государству требуются граждане: законопослушные; не требующие от государства дотаций, а, напротив, приносящие максимальные налоги; имеющие высокую квалификацию.

Школа (учителя и администрация). Школе нужно, чтобы ученик не доставлял больших проблем, достигал максимально высоких баллов на экзаменах, увеличивал рейтинг школы.

Проектный подход предполагает: создание команды проекта, назначение руководителя проекта, формулировку целей, постановку и планирование задач, корректировку планов в процессе выполнения проекта. Роли среди участников проекта распределяются так: заказчик – родители, исполнитель – школа, инвестор – государство и частично родители.

Окружение (внешняя среда). Пока ребенок получает образование, окружающая (социальная) среда постоянно меняется. Несколько лет назад на вершине материального успеха были рекетиры и бухгалтеры. Сейчас в моде управленцы, а лет через пять будут преуспевать технологи и конструкторы. Будут меняться также и сами понятия об успехе и качестве жизни. Таким образом, за период обучения ребенка окружающая среда динамически изменится, внеся определенные перемены в задачи и процесс обучения. Но динамика ее изменений невелика. Спрос на специалистов можно уверенно спрогнозировать на 3–5 лет вперед. Резких скачков не бывает (за исключением, конечно, войн и других социальных катаклизмов, которые здесь не рассматриваются).

Результаты

В проектном подходе обычно требуется, чтобы ожидания были измеряемые. Так вот, практически все перечисленные ожидания (за исключением неопределенных желаний ребенка) довольно легко оценить количественно: индекс физического здоровья, квалификационные и экзаменационные баллы, количество дисциплинарных проступков и т. д. и т. п. По совокупности показателей, а не только по успеваемости, и нужно оценивать результаты воспитания и обучения ребенка.

Команда проекта

Проект всегда ограничен по времени и для его реализации создается проектная команда. Команду должна предоставлять школа, а родители при таком подходе являются заказчиками и теми, кто контролирует и принимает результаты работы команды. Школьная администрация организует и обеспечивает выполнение сотен проектов по обучению и воспитанию.

Школа – проектный офис

Организация, которая занимается мультипроектной работой, называется проектным офисом. Среди нескольких типов таких офисов школу можно отнести к офисам смешанного программно-конкурирующего типа. Это означает, что у школы есть некоторое ограниченное количество ресурсов: учителей, учебников, помещений, оборудования, денег и т. д. Если проекты не зависят друг от друга при использовании общих ресурсов, то перед нами организация конкурирующего типа. Если проекты согласованы по использованию ресурсов, то это организация программного типа. Вряд ли возможно, чтобы в обозримом будущем у школы, организованной по проектному принципу, стало достаточно ресурсов для организации проектов конкурирующего типа. Что-то придется объединять, чтобы ресурсов хватило на все проекты, а соответственно, придется совместно использовать ресурсы и согласовывать группы проектов, что характерно для программной организации офиса. И все же, по мере увеличения ресурсов, школа будет мигрировать в сторону офиса конкурирующего типа. При мультипроектной организации обучения отдельные проекты делегируют часть функций школе. Такими функциями являются следующие: ведение архива и документооборота, методологические, материально-технического обеспечения, планирования доступа к общим ресурсам, контрольно-ревизионные, ведение бухгалтерии, секретарские.

Главный ресурс школы – учителя. И их не хватит при индивидуальном обучении, построенном на традиционных методах. Очень вероятно, что сама возможность обеспечения ученика преподавателями будет базироваться на широком внедрении дистанционного обучения. Но возможен и другой более практичный подход к проблеме распределения ресурсов. Если считать ресурсом все, что нужно для организации прохождения отдельного учебного модуля в комплексе, то сюда включается и помещение, и техника, и преподаватель, и пособия. Таким образом, конкуренция будет идти за учебный курс, обеспечивающий изучение одного учебного модуля.

Рассмотрим для примера организацию системы обучения специалистов в крупных международных корпорациях (например, Oracle, SAP). Там именно так и построена система обучения. Короткие, периодически повторяющиеся обучающие курсы, обеспеченные всем необходимым, длительностью от одного до пяти дней по десяткам и сотням тем. Причем частота повторений соответствует спросу.  

Так что проблема распределения ресурсов вполне разрешима уже сейчас. И революций при перестройке организации школы не потребуется. Это вполне можно сделать эволюционно: начиная со старших классов необходимо отменять обязательные темы, заменяя их курсами.

Процессы проекта обучения

Типичный проект состоит из следующих последовательных процессов: инициация, планирование, исполнение, анализ, управление, завершение. Процессы инициации – это принятие решения о начале выполнения проекта. Процессы планирования представляют собой определение целей и критериев успеха проекта, а также разработку рабочих схем их достижения. Процессы исполнения понимаются как координация людей и других ресурсов для выполнения плана. Процессы анализа – это определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха, а также принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий. Процессы управления заключаются в определении необходимых корректирующих воздействий, их согласовании, утверждение и применение. Процессы завершения – это формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.

Процессы управления проектами накладываются друг на друга и происходят с разными интенсивностями на всех стадиях проекта, как проиллюстрировано на Рис. 1

Рис. 1. Процессы управления проектами (рисунок взят из В.И.Либерзон «Управление проектами – понятия и процессы», www.spiderproject.ru)

Инициация

Это процесс формального признания необходимости выполнять проект, а для уже исполняющегося проекта – необходимости выполнять его следующую фазу. Для проекта обучения не требуется решать вопрос о целесообразности обучения ребенка. Он решен априори. Вопрос может состоять только в определении формы обучения. Часть семей могут предпочесть для своих детей массовую школу – это неотъемлемое право родителей. Но сама по себе инициация для проекта обучения должна быть. Ее цель – определение медицинских и ресурсных ограничений и допущений, связанных с пожеланиями родителей. По существу, сейчас этот процесс выполняют родители. Они ищут для своих детей наиболее подходящую школу исходя из своих возможностей и здоровья ребенка. Как правило, проявившиеся способности ребенка в расчет принимаются редко. И почти никто не пользуется консультационными организациями, которые смогли бы выполнить этот процесс. В случае привлечения организации, она должна собрать доступную информацию о ребенке и его семье, о проявившихся способностях ребенка и о возможностях родителей. Сейчас отсутствует такой субъект, как индивидуальный воспитатель-наставник (а в терминологии проектного подхода – руководитель проекта). Но именно он, а не учитель, будет играть главную роль в воспитании и обучении ребенка.

Инициация предполагает определение первичных запросов и ожиданий родителей, их влияния на ребенка; выяснение физического состояния ребенка, возможности посещения им школы; предварительное изучение ребенка и определение его психологического портрета. На основе всех этих данных должен составляться документ с описанием личности ученика. Практическая цель инициации – это создание класса из ребят примерно одинакового темперамента, одинакового физического и умственного развития, с которыми ребенок будет начинать вместе учиться читать и писать. Очевидно, что в младших классах в значительной мере сохранится старая модель обучения, но более гуманизированная и нацеленная на решение двух главных задач. Во-первых, освоения ребенком обязательного социального и учебного уровня (минимальный уровень грамотности и правила морали и законопослушания). Во-вторых –подготовка к началу индивидуального обучения на основе анализа информации, накопленной за первый период обучения.

Планирование

Планирование является определением целей и критериев успеха проекта, а также разработкой схем их достижения. Планирование при обучении – это непрерывный процесс. И основным методом, который будет использоваться, станет планирование методом «набегащей волны», когда разрабатывается подробнейший план на ближайший период времени и ориентировочный – на более длинный временной отрезок. Ясно, что процесс обучения можно разделить на две фазы: 1) определение интересов и способностей ребенка и выбора им будущей профессии; 2) целенаправленное профилированное обучение для освоения учеником будущей профессии. Для каждой из этих фаз должен осуществляться отдельный процесс планирования.

Исполнение

Это координация людей и других ресурсов для выполнения плана. В рамках традиционной школы данный процесс и сейчас выполняется администрацией школы. Но для проектного подхода имеющегося уровня координации совершенно недостаточно. Потребуется создание больших информационных систем, которые отслеживали бы распределение и координацию школьных и внешкольных обучающих ресурсов. Обучающий ресурс – это не просто класс, или оборудование, или учитель. Это все вместе организованное для освоения учеником одного учебного модуля. Хорошим примером является организация обучающих курсов в крупных иностранных компаниях, где проводятся курсы длительностью от 2 до 4-х дней. Сюда включается все: комната, оборудование, опытный преподаватель, учебная литература, доступ к внешним серверам, питание.

Анализ

Имеется в виду определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха, а также принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий. В нынешней школе анализ процесса обучения ученика практически не применяется, точнее – используется в очень малой степени классным руководителем. Но в русле идеологии массового индивидуального обучения, анализ, во-первых, легко осуществим, во-вторых, играет огромную роль в определении текущего и стратегического направления обучения. Мелкие учебные модули позволяют динамично и надежно оценивать успехи ученика по тому или иному направлению.

Управление

Его суть в определении необходимых корректирующих воздействий. Непосредственным следствием анализа является предложение ученику для дальнейшего изучения новых учебных курсов, которые более соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Управление в индивидуальном обучении – это изменение траектории обучения.

Завершение

Это этап формализации выполнения проекта и подведения его к упорядоченному финалу. Применительно к индивидуальному обучению завершение – это осознание факта завершения обучения ученика в школе. В зависимости от индивидуальных способностей и склонностей это событие может произойти в любой момент времени. Критерием, по которому можно судить об окончании процесса обучения, является или освоение профессии и готовность выйти на рынок труда, или завершение подготовки для вуза. В этот период должен также проводиться анализ всего процесса обучения ученика, чтобы можно было сделать выводы и скорректировать саму методологию индивидуального обучения.

Подготовка к учебе в вузе

Технология индивидуального обучения способствует реализации давней мечты вузов – отбора и предварительной подготовки абитуриентов. Аналогично методам некоторых американских университетов, которые требуют от абитуриента освоения и сдачи дополнительных подготовительных курсов, можно еще в школе готовить ученика в конкретный вуз. Но вуз должен сам приготовить систему тех дополнительных учебных модулей, которые должен освоить ученик. По результатам и качеству их освоения вуз может судить о своем потенциальном абитуриенте и заранее информировать его о шансах быть принятым на обучение.

Очевидно, что лучшим способом такой довузовской подготовки является дистанционные методы обучения. Они уже в достаточной степени апробированы. Нужно только выполнить два условия: обеспечить доступ к Интернету и разработать соответствующие учебные курсы.

С чего начинать переход на технологию индивидуального обучения

С конца – точнее, со старших классов обычной школы. Именно для них нужно разрабатывать учебные курсы-модули. Одновременно необходимо создавать специализированные учебные центры и независимые сертификационные центры.

Затем по мере разработки и внедрения новой технологии обучения, следует переходить к средним классам. И так до возраста окончания начальной школы. По-видимому, внедрение этой технологии в младших классах нецелесообразно. По крайней мере, для того чтобы исследовать и решить этот вопрос, есть достаточный резерв времени.

В первую очередь надо разработать обучающие курсы и обеспечить доступ к ним через Интернет или через локальную сеть школы. Затем приступить к внедрению – сначала дополнительных спецкурсов и курсов подготовки в вузы. Только потом можно затрагивать основную программу школы.

Но и вузы также должны начать движение к школе: приготовить подготовительные курсы-модули; объявить программу и указать критерии приема по результатам прохождения курсов. Обозначить свое желание и возможность принять абитуриентов без экзаменов.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.