Александр Коваленко
Правильно организованный рабочий день – это ваш ключ к достижению высокого результата в работе. Но только ли вашего результата? Думали ли вы когда-нибудь, насколько важен ваш грамотно организованный день для ваших подчиненных. Многие ли анализировали ситуацию текучки в возглавляемых подразделениях или компаниях – не являются ли они следствием вашей неорганизованности и несобранности? Каковы границы последствий неправильной организации рабочего дня больших руководителей? И почему данная проблема до сих пор продолжает существовать в наш век огромного количества программного обеспечения, помогающего организовать свой день, при наличии несметного количества различных курсов по организации рабочего дня и целой науки, называемой тайм-менеджментом.
В наш век, когда позиции научного менеджмента (Т. Тейлор) слабеют с каждым днем, а важность индивидуального подхода к каждому сотруднику (его адаптация, аттестация, мотивация, план индивидуального профессионального развития, план развития карьеры и т. д.) с каждым днем все более и более возрастает, все же находятся сотрудники, которые покидают на первый взгляд крупные, серьезные компании без каких-либо видимых серьезных причин. То есть размер заработной платы устраивает, сама компания устраивает, руководитель – прекрасный человек, но работать я здесь не хочу. И вот новая головная боль, непонятно для кого более значимая - для директора по персоналу или для непосредственного руководителя увольняющегося сотрудника. А если у такого руководителя не один человек увольняется без видимых на то причин? Что же делать в такой ситуации?
Проанализировав причины увольнения не одной сотни сотрудников разных компаний, как по величине, так и по уровню деятельности и т. д., я нашел среди них и таких, которые увольнялись именно так, как описано выше, – без видимых на то причин. Проанализировав эти случаи, я получил интереснейший результат, оказывается, эти люди увольнялись, попросту говоря, из-за неорганизованности своего непосредственного руководителя. Но еще более я был удивлен, когда выяснилось, что некоторые из них (большая их часть) ушли из компаний из-за неорганизованности главного руководителя компании (авторитарная система управления, все вопросы решает только генеральный директор, в такой ситуации, когда ваш непосредственный руководитель играет лишь роль исполнителя, согласующего разные вопросы, но не решающего их).
Итак, вот что говорят эти люди о причинах своего увольнения.
Причины увольнения
- Руководитель уделяет мне катастрофически мало времени.
- Часто переносит время встреч на более позднее время. Часто мое время общаться с руководителем наступает в 21:00, когда или у меня, или у него уже нет сил на активное обсуждение накопившихся вопросов.
- Мое общение с руководителем ограничивается интересующими его вопросами. Для интересующих меня вопросов времени практически никогда не остается.
- В рамках наших встреч у меня никогда нет времени на то, чтобы обосновать свою точку зрения.
- У него практически никогда нет времени на совместные решения, у меня никогда нет времени объяснить ему свою точку зрения, он никогда не может спокойно выслушать меня и подумать о моих предложениях.
- Он часто предлагает готовые решения, не интересуясь моим мнением.
- Он всегда подгоняет меня, торопит, так как у него сегодня еще множество дел, а я так бездарно трачу его время.
- У него никогда не хватает времени на оперативные вопросы, которые накапливаясь наваливаются комом недоделанной работы, упущенных возможностей.
- Он всегда ставит множество задач, но никогда не расставляет приоритетность этих задач.
- Он никогда не поясняет свои действия.
Трагичность данной ситуации в том, что таким образом компания теряет сильных сотрудников, которые хотят развиваться, расти профессионально, осуществлять собственные проекты, выводя компанию на иной уровень. Но в результате подобных действий руководителя инициатива этих людей сходит на нет, руки опускаются и они не верят в то, что в рамках этой компании смогут реализоваться в профессиональном смысле.
Узнали себя хотя бы в нескольких пунктах этого перечня? Значит, ситуацию еще можно спасти.
Более половины пунктов написаны о вас? Положение не очень хорошее, но все в ваших руках.
Руководить, а не царствовать
Занимаясь поиском ответов на вопросы грамотной организации своего рабочего дня, проштудировав огромное количество литературы, поучившись на курсах MBO, загрузившись программами по организации собственного рабочего дня, я открыл для себя следующее.
Одним из самых важных моментов грамотного, качественного взаимодействия руководителя и подчиненного, с целью достижения максимального результата являются:
- Взаимное уважение
- Доверие к опыту друг друга
- Открытость
- Работа на результат
Без выполнения этих четырех пунктов отдача от любых, самых прогрессивных методов планирования и организации работы не будет полной.
Планирование, планирование, планирование…
Итак, первое, с чего мы начинаем, – это, безусловно, годовое планирование. Нашими инструментами здесь будут:
- Дерево целей
- Диаграмма Ганта
Первая наша задача - это определиться с целью или целями вашей работы в данной организации. Во многих организациях цели ставит высшее руководство компании или акционеры. Но если у вас все-таки нет этих критериев вашей эффективности как руководителя, этот пробел необходимо восполнить, причем срочно.
А вот теперь и дерево целей. Это очень простой и эффективный способ разобраться с тем, что же вам необходимо сделать в этом году, чтобы получить необходимый вам результат.
Схема
Это пример дерева целей по выполнению плана по продажам, если мы создаем с нуля отдел продаж. Далее, это дерево целей мы переносим в диаграмму Ганта. В диаграмму Ганта мы заносим наши квадратики в виде целей, по каждой из которых мы составляем план действий для достижения этих целей.
Если пропустить данный этап планирования, существует серьезная опасность что-либо не учесть при планировании. Важность дерева целей заключается именно в том, чтобы предусмотреть все возможные этапы развития деятельности для достижения запланированного результата. Кроме этого, дерево целей - очень структурированный документ. Каждая его ветвь - это отдельная часть большого проекта. И большое значение имеет, насколько точно и скрупулезно мы пропишем каждое направление данного проекта.
После того как у вас появилось дерево целей, я рекомендую распечатать его крупно и повесить у себя в кабинете, в кабинете руководителя отдела и в общей комнате менеджеров по продажам (если мы говорим в данном случае о нашей цели 'Увеличение объема продаж').
Это один из самых важных мотивирующих факторов – открытость.
Проведя эту последовательность действий, мы с вами получили четкий и понятный план работы на год со сроками и ответственными.
После этого необходимо сформировать план работы на месяц.
№ | Мероприятие | Подразделение | Срок | Вес в % | Результат | % исполнения |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
После того как у вас появился план работ на месяц, необходимо в первую очередь отделить стратегические вопросы от оперативных, срочные - от менее срочных, более важные - от менее важных. Справиться с этим нам очень хорошо поможет матрица Эйзенхауэра.
Матрица Эйзенхауэра
| СРОЧНЫЕ ДЕЛА | НЕСРОЧНЫЕ ДЕЛА |
| I | II |
ВАЖНЫЕ | Разрешение кризисов Неотложные задачи Проекты, у которых подходят сроки сдачи | Планирование новых проектов Оценка полученных результатов Превентивные мероприятия Налаживание отношений Определение новых перспектив, альтернативных проектов |
| III | IV |
НЕВАЖНЫЕ | Прерывания, перерывы Некоторые телефонные звонки Некоторые совещания Рассмотрение неотложных материалов Общественная деятельность | Рутинная работа Некоторые письма Некоторые телефонные звонки «Пожиратели» времени Развлечения |
Исходя из того, какие из ваших планов в какую категорию попали, зависит, попадут они в ваш личный план либо в план руководителя какого-либо из направлений.
Далее необходимо создать личные планы для ваших подчиненных и согласовать их с ними. Согласования будут касаться сроков и способов исполнения.
В дальнейшем переходите к системе, когда ваши подчиненные сами в начале каждого месяца, а лучше в конце каждого месяца на следующий, приносят вам на согласование свое видение своих планов на наступающий месяц, а вы корректируете их, дополняете в меру необходимости.
После того как вы проделаете все описанные выше действия, вашим подчиненным станет намного понятнее, чего вы от них ждете в рамках данного месяца, какова цель работы всего вашего подразделения/ направления и какова лично его значимость в достижении поставленных целей. Последнее - наиболее важный аспект, так как если сотруднику не понятно, для чего он выполняет те или иные действия и каковым будет окончательный результат всех его действий, его нельзя назвать замотивированным. Иначе он будет сравним со слепцом, которого вы переводите через дорогу, а ему остается лишь доверять вашим действиям. Он будет идти медленно, постоянно задавая вам вопросы, правильно ли мы идем, прислушиваясь, принюхиваясь и пытаясь понять, действительно ли вы ведете его туда, куда обещали. Подумайте, насколько быстрее вы пройдете необходимый вам участок дороги, если человек, которому вы показываете дорогу, хорошо видит и быстро ходит.
Также очень важной является расстановка приоритетов. Иначе ваши сотрудники будут сначала выполнять самую легкую работу или браться за все сразу.
Резюмируя все вышесказанное и продолжая тему, скажу, ваша задача как руководителя - создать для ваших подчиненных прозрачную, простую и понятную систему работы. Только в этом случае вы можете развиваться дальше, разрабатывать системы дополнительной мотивации для повышения качества и динамики выполняемой вашими подчиненными работы и т. д.
Далее мы переходим к рабочей неделе и плану на каждый рабочий день.
Я рекомендую сформировать график рабочей недели, где хватило бы места для всех ваших подчиненных, исходя из важности и срочности контролируемых/ осуществляемых ими дел в этом месяце. Желательно, чтобы график рабочей недели не менялся в течение как минимум месяца, чтобы ваши подчиненные знали, когда и сколько времени вы готовы им уделить для решения рабочих вопросов. Попросите ваших подчиненных готовиться к этим встречам: составлять перечень вопросов к обсуждению, обязательно брать с собой свой личный план для информирования вас по этому плану о ходе всех дел и о соблюдении поставленных сроков. В начале месяца раздайте эти планы своим подчиненным, а на утренних планерках дополнительно напоминайте им, кто из них и в какое время сегодня с вами встречается, а также напоминайте о наиболее важных вопросах, которые вы будете обсуждать на этих встречах, чтобы дать им дополнительное время для подготовки и упорядочения информации. Кроме этого, в том случае если все-таки ваш график сегодня претерпит какие-то изменения, также информируйте об этом своих подчиненных, как и том, на какое время переносится их с вами взаимодействие. Кроме этих действий, я, например, также с вечера распечатываю свой график на завтра и закрепляю его в специальную рамку на двери своего кабинета с внешней стороны.
В моем случае все вышеописанные действия привели к тому, что большинство контролируемых мной вопросов перешли в категорию важных несрочных, количество горящих вопросов намного уменьшилось, отношения с подчиненными очень позитивные, мне практически не за что их ругать и наказывать. Кроме этого, что намного важнее, у моих починенных возросло чувство удовлетворенности своей работой, они сегодня намного больше уверены в себе, чем когда-либо ранее. Офис намного чаще справляется с работой в рамках нормального рабочего дня, мало кто теперь задерживается допоздна, а если это происходит, то говорит скорее об интересе к работе, о понимании важности моментов, а также о личном росте сотрудников, задерживающихся с целью получить решения вопросов на интересующие их темы. Многие сотрудники теперь получают второе высшее образование, в связи с чем лучше изучают многие аспекты деятельности компании и лучше разбираются во многих вопросах.
Кстати, о личном. Существует еще один, последний по списку, но не по значимости, вопрос профессионального роста людей, которыми вы руководите. Помогите им составить для себя личный план успеха, естественно связав их успех с вашей компанией и с вами, как с руководителем.
План личного успеха
- Кем я хочу быть через 5 лет
- Компания
- Должность
- Размер заработной платы
- Материальное благополучие
- Какой уровень знаний мне необходим, чтобы добиться поставленной цели
- Дополнительное высшее образование
- Курсы
- Тренинги
- Книги
- Общение с профессионалами
- Книги
- Журналы
- Какими практическими навыками я должен обладать, чтобы добиться поставленной цели
- Какие проекты мне необходимо осуществить, чтобы добиться поставленной цели
- Какими дополнительными знаниями/ навыками я должен обладать
- Создание плана получения знаний и практических навыков
- Кроме работы, где еще я хотел бы реализоваться
- Преподавательская деятельность
- Написание книг
- Публикации
- Создание собственных обучающих программ
Меня, например, очень привлекает преподавательская деятельность. Когда-то, когда я работал еще начальником отдела продаж, моим руководителем Ольгой Владимировной Романовой был замечен мой интерес к наставничеству и преподаванию. Мой интерес заключался в собирании любой информации, касающейся профессиональных продаж: я читал много разной литературы, ходил на курсы профессиональных продаж, вел дневник сложных переговоров, собирал ролевые/ деловые игры, создавал сценарии переговоров для общения со сложными клиентами. Ольга Владимировна очень помогла мне в развитии навыков качественного преподавания, предложив мне создать для отдела продаж книгу корпоративных продаж, а также провести презентацию этого материала. После моей, могу сказать, удачной презентации мне предложили еженедельно вести в компании тренинг корпоративных продаж. Работая под руководством этого человека, я имел возможность развиваться разносторонне и, соответственно, даже не помышлял о смене места работы. Пробуя в разных компаниях данную методику развития своих подчиненных, я ни разу не жалел о применении данной тактики. Людям, работающим со мной, не было необходимости думать об иной работе. Кроме этого, те, кто развивался активно, подтягивали менее активных, в компании создавался климат успешности и здоровой конкуренции.
Итак, резюмируя все вышесказанное.
- Хороший годовой план в виде дерева целей дает понимание всем заинтересованным сторонам о целях, задачах, действиях компании или подразделения.
- Качественное планирование на месяц и распределение запланированных задач развивает людей, дает им понимание того, что, как и в какие сроки они должны сделать.
- Применяя матрицу Эйзенхауэра, вы сможете избежать постоянной суеты, рабочих стрессов, горящих сроков и т. д. Кроме этого, она даст вам возможность больше заниматься стратегическими вопросами.
- Лучшей мотивацией для персонала является профессиональное развитие, доступные перспективы, доверие со стороны руководителя, отношение как к успешному человеку и вклад в личное развитие.