Учеба за границей: сравнение вузов в 5 странах

Мне посчастливилось учиться в нескольких странах: Украине, России, Англии, двух университетах Канады и Америки. Разница в системах образования – колоссальная! Главное различие – в организации учебного процесса.

Украина

Первое образование я получала в Украине. На момент поступления в вуз мне исполнилось всего 16 лет,  и  у меня было туманное представление о том, чем я хочу заниматься в будущем. Но еще меньше я знала о том, как будет проходить мое обучение. Спустя 19 лет,  когда позади – учеба в шести вузах по всему миру, я могу поделиться опытом и некоторыми инсайдами.

Следует отметить, что государственные вузы Украины и России имеют похожие системы образования, где расписание фиксировано, нет возможности перейти в следующий семестр, если не сдал сессию.

Нередкое, к сожалению,  запугивание студентов преподавателями ведет к страху учащегося не сдать экзамен по какому-либо предмету, а значит – либо лишиться стипендии, либо вообще быть отчисленным из вуза.  Это зачастую  приводит к стрессам и невозможности адекватно продемонстрировать свои знания.  

Иерархия преподаватель-студент, не всегда оправданная, должна соблюдаться вне зависимости от чего-либо. Профессор – не подлежащая сомнению фигура. Студент всегда находится внизу системы.

Канада

Студент может выбирать предметы, которые он хочет изучать. Важен не результат выполнения задания, а то, как учащийся пришел к этому результату.

Приветствуется личная уникальность, нестандартность мышления, умение проявить себя, ярко и креативно озвучить свое мнение. Еще в школе дети учатся ораторскому мастерству и выступлению на публике. В канадском университете первые две недели делается упор на то, как надо бороться со стрессом, связанным с учебой, чего ожидать от обучения и как правильно его планировать. Отдельные лекции посвящены действенным методам запоминания и усваивания информации. Взаимодействие, сотрудничество с другими студентами, коллективное обсуждение проектов и дебаты – один из ключевых моментов в канадском обучении. Перед экзаменом профессора проводят встречи, на которых отвечают учащимся на все вопросы, связанные с экзаменом, страхами, ожиданиями, а главное – делают акцент на том, что полученная вами оценка не равна вашей ценности как человека.

Вы сами выбираете предметы на каждый семестр, которые хотите изучать. При не сдаче одного из них вас не исключают из вуза, а предоставляют возможность пройти еще раз курс изучения этого предмета в следующем семестре. Если вам сложно справляться со стрессом, связанным с экзаменом, то можно попросить дополнительное время на экзамене, объяснив причину.

Образование здесь всегда платное. Поэтому далеко не все поступают на учебу в университеты: лишь те, кто финансово обеспечен за счет родителей, либо те, кто рискнул взять кредит на образование, понимая, что впоследствии несколько лет придется отдавать этот кредит.

Интересный нюанс: многие профессора имеют свой бизнес, работают в топ-менеджменте крупных компаний. Для всех это – огромный взаимный бонус.

США

Образование во многом схоже с канадским:

  • с учащимися общаются на равных;
  • устраивают «мозговые штурмы»;
  • профессора дают свои контакты студентам и доступны для любых вопросов;
  • иногда лекции проводятся в небольшой аудитории, почти в «семейном» или, как минимум, дружеском кругу, где нет четко проявленной иерархии (кафедра contra аудитория).

Оговаривается еженедельное количество часов на обучение, которые студент в среднем потратит на лекции и домашнее задание.

Вы имеете возможность получить куратора на каждый семестр. Это, как правило, студенты старшего курса, которые помогают с учебой, а также с решением всевозможных организационных вопросов.

Что касается программы: здесь также есть основные предметы на выбор и большое количество факультативных, которые можно посещать по желанию.

Великобритания

Обучение проходит в более жестких рамках. Попасть в университет уже сложнее, так как надо продемонстрировать уровень своей квалификации, если вы уже имеете таковую, связанную с полученным ранее высшим образованием и опытом работы в конкретной отрасли, или уровень знаний, подготовки, выше рамок условной школьной программы, а также возможность оплачивать обучение. Таким образом, определенная сортировка учащихся происходит уже на первом этапе.

Имиджевая направленность в британских вузах – налицо. В Кембридже, например, у нас были обеды и ужины в старинных гостиных или библиотеке при свечах, за длинными столами вместе с профессорами. Это свидетельство того, что в эти университеты поступают, не в последнюю очередь, ради важных и полезных в будущем связей.

Качество преподаваемого материала и его преподнесение тоже на высоком уровне. Как и требования к студенту. Здесь уже не получится отсидеться и дождаться «корочки». Тут придется выкладываться по полной. Также есть возможность посещения всевозможных конференций и форумов с приглашенными профессорами со всего мира. Если сравнивать уровень английского языка в канадском и английском университетах, то можно отметить сложный, утонченный и лишенный упрощенных конструкций английский в Британии. Здесь требуются более глубокое знание языка.


Куда идти учиться – решать вам. Изучите программы, необходимые требования каждого интересующего вуза. Дальше дерзайте. Если будут вопросы – я с удовольствием отвечу в личных сообщениях или комментариях.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

 расписание фиксировано, нет возможности перейти в следующий семестр, если не сдал сессию

Я переходил. Что я делал не так? Другое дело, количество несданных предметов не должно быть большим. 

Это зачастую  приводит к стрессам и невозможности адекватно продемонстрировать свои знания.  

А на работе, что не так? в большинстве компаний.. 

 главное – делают акцент на том, что полученная вами оценка не равна вашей ценности как человека.

Еще в школе такое было. В ВУЗах тем более.. 

Вообщем, многое из того, что отмечено про Кануду с США в московских ВУЗах встречал.. 

Глава филиала, регион. директор, Канада
Максим Часовиков пишет:

 расписание фиксировано, нет возможности перейти в следующий семестр, если не сдал сессию

Я переходил. Что я делал не так? Другое дело, количество несданных предметов не должно быть большим. 

Это зачастую  приводит к стрессам и невозможности адекватно продемонстрировать свои знания.  

А на работе, что не так? в большинстве компаний.. 

 главное – делают акцент на том, что полученная вами оценка не равна вашей ценности как человека.

Еще в школе такое было. В ВУЗах тем более.. 

Вообщем, многое из того, что отмечено про Кануду с США в московских ВУЗах встречал.. 

Интересно, с переходом в следующий семестр у меня не было такого опыта. Я была старостой потока, и ко мне как раз приходили с такими вопросами. Возможно, все зависит от конкретного заведения. В ВУЗах, где училась я была линейная прогрессия. 

На счет стресса и адекватного выполнения своих задач - тут не соглашусь. Поработав в разных странах и под руководством людей с разным психотипом, культурными особенностями и менталитетом, могу с уверенностью сказать, что не везде метод кнута в ходу. Есть очень мягкие и успешные руководители. Я сама уже давно пришла к тому, что менеджерский стиль аля "копай - или расстрел!" не работает с половиной людей. И сначала - выяснить почему человек не преуспел, что вызывает стресс у него, а потом уже принимать соответствующие меры, если нужно.

Что касается школьного отношения к ученикам, видимо вам повезло больше, чем мне. Мне такого не говорили никогда. Всегда оценка была равна твоему успеху там, где училась я много лет назад. 

Директор по развитию, Германия

Британское классическое образование сильно переоценено. Это как раз пример, когда стоимость бренда не соответствет его практической ценности. Американцы с их утилитарностью вложений на доллар пока вне конкуренции

Руководитель, Москва
Алла Овчаренко пишет:
Интересно, с переходом в следующий семестр у меня не было такого опыта. Я была старостой потока, и ко мне как раз приходили с такими вопросами. Возможно, все зависит от конкретного заведения. В ВУЗах, где училась я была линейная прогрессия

1. Количество не сданных экзаменов обычно не должно превышать 2 штук

2. Обычно не сданный экзамен необходимо сдать до начала следующей зачетной сессии

3. Примеры когда не сдал экзамен в текущую сессию, и продолжал учиться в следующем семестре не единичны. 

4. При этом да, степендия не платилась, пока не сдал все экзамены. Но учитывая размер степендии это условие не существенно..

Алла Овчаренко пишет:
Всегда оценка была равна твоему успеху там, где училась я много лет назад. 

Ну что такое успех вещь вообще не очень понятная.. Скажем так - я тоже знаю далеко не единичные примеры, когда победители городских или участники всероссийских олимпиад имели далеко не пятерки в четвертях по своим профильным предметам. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

вы думаете студенты на постсоветском пространстве готовы быть на ровных? очень часто нет. Даже когда ты называешь их коллегами, то многие думают как тебя обмануть (рефераты копи пасте или просто прислал с интернета). это когда человек приезжает заграницу и видит что никто так не делает так  как сразу отправят домой. Тогда вернувшись рассказывают как там было все по дружески.

Глава филиала, регион. директор, Канада
Ярослав Дворак пишет:

вы думаете студенты на постсоветском пространстве готовы быть на ровных? очень часто нет. Даже когда ты называешь их коллегами, то многие думают как тебя обмануть (рефераты копи пасте или просто прислал с интернета). это когда человек приезжает заграницу и видит что никто так не делает так  как сразу отправят домой. Тогда вернувшись рассказывают как там было все по дружески.

Если мы хотим что-то поменять, то необходимо начинать с малого. Показывать им варианты. Я не говорю, что внедрение новых правил поведения приведет сразу к успеху. Особенности культуры и менталитет никто не отменял. Тут нужна более глубокая работа.

Консультант, Украина

Начинать надо с воспитания детей. Большинство из них уже приходят в первый класс школы напрочь испорченные родителями.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.