…С честными глазами добросовестные руководители-«трудоголики» изо дня в день «тянут лямку», как бурлаки на Волге в известном стихотворении Николая Некрасова...
Герои моего следующего примера — руководители высшего звена, топ-менеджмент, собственники бизнеса, - и тем острее проблема, которую мы обсуждаем. Я вела тренинг для этой группы - совета директоров туристической компании, и сразу заметила, что все они чем-то очень серьезно озабочены. Оказалось, проблемой подготовки корпоративного новогоднего праздника.
Эта тема муссировалась во время всех перерывов на тренинге. Курс мой шел пять дней, наслушалась вдоволь! Хорошо б, если генеральные директора турфирм, входящих в холдинг, бурно обсуждали стратегию на будущий год! Готовили бы сообща новогоднюю торжественную речь перед коллективом! Говорили о концепции праздника... Хотя бы обсуждали финансовый бюджет! Но нет!
В совете директоров люди дискутировали о том, кто в этом году вырядится Дедом Морозом, кто Снегурочкой, а кто поедет за подарками. О том, кто какие конкурсы будет в этом году вести, а кто рисовать стенгазету!
На последнем пункте я уже не выдержала и вмешалась: «А у вас сотрудники есть?!»
Вопрос руководителей застал врасплох. «Так мы для них и стараемся». Но почувствовалась в их словах какая-то растерянность… Оказалось, эта ситуация у них повторяется из года в год: директора всегда организовывали для коллектива новогодний корпоративный праздник, принарядившись в маскарадные костюмы, веселили свой коллектив, перед тем подолгу ломая голову над очередным сценарием праздника. И на это занятие они тратили каждый год практически весь декабрь!
То есть, вместо того чтобы в декабре подводить итоги финансового года и заниматься стратегическим планированием развития компании на будущий год, совет директоров планировал сценарий очередной корпоративной вечеринки!
Может, и к лучшему для их личного развития и для компании, что тот финансовый год оказался годом мирового кризиса? 2009 год... Если бы не мировой кризис, возможно, их ничто не остановило бы! А в тот год директора в один голос заявили, что они «чисто по-человечески устали». Впервые подготовка корпоратива для сотрудников стала для них головной болью!
В совете директоров при мне шли разговоры о том, что никому из них не хочется заниматься организацией этого праздника, что ни у кого нет настроения наряжаться в новогодние костюмы после такого тяжелого года.
И два собственника бизнеса, которые раньше за такие слова подвергли бы людей осуждению, и всегда заставляли всех это делать, сами активно участвуя в подготовке праздника, впервые никого за эти беседы не ругали... Они даже позволили себе заметить, что давно мечтают о том, чтобы просто сказать торжественную речь, после этого сесть во главе праздничного стола, и подобно свадебным генералам, отдохнуть и расслабиться.
После этих слов, - к большой моей грусти, - они, вздохнув, все же, закрыли дискуссию такими словами: мол, выхода никакого нет, работа есть работа, и придется себя заставить, господа, ведь надо создать людям праздник, персонал не виноват в мировом кризисе, и мы должны…
И все в таком вот ключе...
В обстановке всеобщей усталости, в сложной финансовой ситуации, в которой они закончили тот год, мне как тренеру по управленческим навыкам, даже не пришлось бы их долго разубеждать, даже при том, что никто из них выхода из ситуации не видел. А наоборот, как вы только что прочли, директора планировали «взять себя в руки, не расслабляться» и, засучив рукава, добросовестно, как бурлаки на Волге, выполнить свою «трудовую повинность».
И тогда я задала Совету директоров следующий вопрос: «А вы действительно искренно считаете, что в вашем коллективе не найдется никого, кто хотел бы организовать этот праздник для вас?»
Гробовую тишину несмело нарушил один из генеральных директоров ГК. Как будто что-то припоминая, он произнес: «А знаете, у меня заведующая отделом пишет сценарии для школьного театра. По словам сотрудников, в школе своего сына она поставила уже не один спектакль…» Другой руководитель вспомнил: «А у меня треть отдела, как я недавно узнал, помешались на латино-американских танцах. Вы слышали, что в подвале нашего здания открыли ночной клуб? Они туда ходят с начала осени, танцуют какие-то ультрамодные танцы…» — «А у меня менеджер по маркетингу — новичок, без году неделя в компании работает, а написал для рекламы такой забавный патриотический стих, что его чуть ли не как гимн поет весь отдел! Отдел маркетинга распечатал этот текст на цветном принтере и вывесил в коридоре офиса для всех…»
Всех как прорвало!
Столько дифирамбов в адрес своих сотрудников от руководителей я давно не слышала, и их становилось все больше и больше, пока наконец, для всего совета директоров не стал очевидным факт, что они сами сделали себя несчастными тем, что на протяжении многих лет добросовестно, как бурлаки на Волге, тянули лямку, организовывая корпоративы и праздники для своих подчиненных.
Не замечали они даже того, что их традиционные представления о новогоднем празднике давно устарели и никому уже не были интересны! Не зря ведь они сетовали на то, что сотрудники не ценят их старания, критикуют праздники, и говорят, что было скучно, - неблагодарные, - не понимая, сколько сил и средств вкладывает Совет директоров, чтобы подготовить для них этот праздник!
Руководители отвлеклись от темы и начали обвинять своих сотрудников в неблагодарности, мол, те не говорят им «спасибо» за этот праздник! И снова сетовали на то, как они всегда уставали после этого праздника, а сотрудникам хоть бы что! Ни «спасибо», ни «пожалуйста»!
Постепенно выяснилось, что все старания директоров развеселить людей, как бы добросовестно они ни подходили к решению этой задачи, давно уже поблекли в сравнении с яркими талантами их работников, которым руководители просто не давали возможности раскрыться и проявить себя!
Вы думаете, директора догадывались об этом? О том, что они сами не дают своим сотрудникам полномочий проявить себя даже в художественной самодеятельности? О том, что они мешают людям заявить о себе в коллективе творчески, ярко, празднично и поддержать свою компанию, хотя бы на Новый год? О том, что они не позволяют своему коллективу организовать для самих себя праздник?
О том, что они сомневаются, справятся ли их подчиненные с этой задачей (да с большим удовольствием, ведь им никогда не давали этого делать, их энтузиазм мог превзойти все ожидания!)?
Руководители не догадывались о том, что они не дают возможности сотрудникам показать свой талант сценариста, проявить организаторские способности, креативность, поучаствовать в решении нестандартной, но интересной задачи, хотя бы раз!
Из года в год директора добросовестно тянули эту лямку скучно и нудно выполняя работу, которая иным подчиненным показалась бы веселой, новой, творческой...
Так, иногда руководители умеют превратить самую увлекательную творческую, неожиданную, интересную для своих подчиненных работу в мрачный, тяжкий, «обязательный» адский труд для себя!
Если какая-то выполняемая вами работа кажется вам слишком нудной, задумайтесь, может быть, рядом с вами давно уже есть человек, для которого эта работа станет первым ответственным заданием, а потому важным и интересным?
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.