Зачем Турция кормит и поит туристов всего мира себе «в убыток»?

Марат Бисенгалиев

Все ли включено? Аналитически-геополитические размышления из Анталии

«Нужен нам берег турецкий!»

Впервые за долгие годы ушел в отпуск на целых десять дней, причем уехал в родную для жителей бывшего Союза Турцию. И попал ― в настоящий коммунизм. Нет, правда, ― все вокруг говорят по-русски, еды и (что немаловажно) алкоголя ― сколько хочешь, а в дополнение ― «море, пальмы и песок», как пел, уже не помню кто. Особенно приятно, что, как и положено, есть ограничения по количеству и качеству еды, напитков и жилплощади. Но не грубые, как в родном СССР, а более мягкие, культурные, капиталистически-демократические. Вспомнив уроки классиков, что при коммунизме все силы людей станут уходить на творчество, решил подумать о важных проблемах, и получился этот текст.

«Деньги любят счет»

Устав объяснять соседям по отдыху. Что их недовольство происходящим вокруг просто глупо, ибо за деньги, которые они заплатили, и так дают непонятно много, занялся детективным расследованием. Сначала просто посчитал на пальцах, потом подключил инсайдеров, ― и получил в обоих случаях цифру $35 ― стоимость суток проживания в отеле. Грубо ― 1 тыс. рублей. Цена койко-места в городе Геленджик, в которую ничего, кроме этого самого койко-места, не включено. Вот и прояснилась некая напряженность, царящая в турецком коммунизме. «Верхи» ― то есть отдыхающие из бывшего СССР ― недовольны сервисом, а «низы» ― то есть турецкий персонал ― недовольны, видимо, оплатой за свой сервис.

В случае с иностранцами несколько проще. Они знают, когда и какие чаевые давать, чем слегка смягчают обстановку. Наши же ведут себя иначе. К примеру, мои очаровательные соседки по столу из Красноярска без проблем потратили на ночной дискотеке $150 на коктейли, но и $1 официанту, обслуживающего их 15 дней с улыбками и заботой, так и не дали. Причем сознательно.

Придя в ужас от мысли, а вдруг все это счастье закончится, я составил проект спасения системы «все включено» (о ее отмене говорят уже много лет, ибо концы с концами сводятся все хуже). Надеюсь, турецкое правительство к нему прислушается и даст мне орден Ататюрка или просто путевку на следующий год в отель пять звезд на две недели.

Итак, вопрос номер один. А в чем, собственно говоря, смысл этого бизнеса? Сверхдоходами там и не пахнет, в лучшем случае 5% годовых с крупнейшей головной болью. Понятно, что местное население имеет работу. Как раз тогда, когда сбор урожая еще не наступил. Плюс. Не спорю. Но бизнес подобные вещи редко сильно волнуют. Это, скорее, забота власти. А отели в Анталье частные.

Во-вторых, некоторые продукты ― апельсины или помидоры ― явно растут в данной местности в любых количествах. Ну, и не только они. То есть турист ― своего рода дополнительный рынок сбыта, сам приехавший «на грядку».

В-третьих, некоторые (хотя, по-моему, не слишком большие) количества промышленных товаров, типа ковров или изделий из кожи, тоже находит в отелях своих покупателей. По крайней мере, на фабрики народ возят, и, наверное, не просто так.

Четвертое ― и к этому можно будет вернуться в дальнейшем ― турки активно пропагандируют себя. Футболка с символикой Турции стоит $5, а с Бартом Симпсоном ― $7. При одинаковом качестве. На экскурсиях стало модно посещать мечети, а в пути везде видны турецкие флаги, портреты Ататюрка и прочие атрибуты «верного пути», как называлась одна из правящих в этой стране партий.

Но все это не главное. Единственное, зачем может быть на самом деле нужна система «все включено» ― это потребность Турции в валюте. А турист, неважно откуда, это ее источник. В силу разных причин ― часть из них я позже отмечу ― туркам приходится каждый год платить большие суммы в СКВ своим кредиторам. А также и поставщикам импортных товаров, включая нефть. То есть доллары нужны любой ценой, даже и в убыток. Путь найден верный ― отели, мягко говоря, не пустуют. Как его сделать взаимовыгодным, чтобы турист получал больше комфорта, а турки больше прибыли?

Секрет такой: продолжить разделение бесплатных и платных товаров и услуг. Никого сильно не парит, что импортный алкоголь или свежевыжатые соки стоят деньги. А ведь не только они. Турция и кофе покупает за валюту. И мясо с молоком там вовсе не лишние. Значит ― не надо поить нас всякой гадостью из кофе-машин и скормить соевыми кебабами. Пусть то, что не растет само ― кофе, мясные блюда, рис ― будут платно, но недорого. К примеру, стакан гранатового сока за $1 я воспринимал как халяву. Так же восприму и чашку хорошего турецкого кофе за ту же цену. Или кебаб за $3. А овощи, фрукты, яйца, творог, кус-кус, пирожные и чай ― тот самый, которым Горбачев завалил весь союз в 1980-е ― пусть будут, как и раньше, шведским столом. С пивом, вином и ракией. Коммунизм есть коммунизм. И любителям сервиса станет комфортнее. Хочешь, чтобы в номере убрали? Плати $1. Не хочешь? Не плати. Правила нужно четко оговорить ― и никаких недосказанностей, никаких ложных надежд на «взаимопонимание». Концепция ясна ― отдых удался!

«Бремя великодержавия»

До приезда в Турцию я был уверен, что эта страна развивается со страшной силой и вот-вот превратится в дракона из драконов. Первое впечатление таким и было. Все чисто, аккуратно, быстро. И вдруг ценник на бензоколонке. Пересчитав лиры в доллары по курсу, понял ― литр бензина стоит ровно в три раза дороже, чем в России. Потом узнал терпимый уровень зарплат ― $300. Количество бедных ― 12 млн из 70 млн. Тех, кто никогда не был на курорте даже в самой Турции, ― 80%. И получил небольшой геополитический урок: нельзя стать великой (в любых масштабах) державой, не имея ресурсной базы.

В СССР, США, Британской империи, Индии, нынешнем Китае природные ресурсы ― есть (или были, поскольку не все сверхдержавы ныне живы). Можно вспомнить массу исключений ― та же Япония, к примеру ― но ей просто повезло, ибо в некий конкретный момент были приняты верные решения, позволившие наработать ресурсную базу в виде уникальных технологий, которая теперь и кормит.

Турция же такой шанс упустила дважды. Первый раз после первой мировой войны, когда хитрые англичане отобрали у турок все нефтеносные участки в обмен на признание независимости. А второй ― в 1990-е, когда, чисто мое мнение, можно было попытаться воссоединить с исторической родиной Северный Ирак, изнывающий под игом злодея Саддама, и Азербайджан, до прихода Гейдара Алиева испытывающий разброд и шатания. Но в 1990-е Турция видела себя не сверхдержавой, а частью Европы, и не совершала резких движений. В 2008 же году, когда с Европой все стало ясно, все лакомые кусочки определились с независимым будущим. Поэтому, как это ни грустно, но экономический рост, основанный на налогах и займах, долго продолжаться, увы, не сможет. А жаль. Народ в Турции трудолюбивый и патриотичный. Да и места красивые. И ракия ― вкусная и полезная, в малых дозах, в любых количествах. Пока не введут на нее дополнительный акциз в $7 за литр, как планируется.

До встречи на Белом море! Ак Дениз ― так по-турецки называется наше Средиземное. По контрасту с Кара-Дениз ― морем Черным. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Марат Бисенгалиев провел расследование и нашел способ спасения системы All Inclusive.

А можно было просто не ездить в Турцию...:)

. . . . Директор по развитию, Москва

Интересная тема. Марат, хорошо было бы поговорить с турками как они видят развитие своей страны. Похоже что у них есть национальная идея, иначе не представляю - как можно долго терпеть такое социальное неравенство...

Генеральный директор, Москва

Учитывая, что глобальная потребительская экономика уверенно идёт к своему полному краху, вопросы о шведских столах и системах All Inclusive теряют свою актуальность. Разве что для историков, изучающих процессы разложения и гибели обществ.

В этой стране есть плодоносная земля и трудолюбивый, привыкший к послушанию народ. Это пожалуй и есть главное достояние Турции, способное обеспечить её будущее. Думаю, лет через сто Турция будет процветающей страной, на которую нищие, голодные и озлобленные обитатели Европы будут смотреть с завистью, как это уже бывало в истории.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Михаил Кузнецов пишет: Марат, хорошо было бы поговорить с турками как они видят развитие своей страны.
Выучу турецкий - поговорю :)
Финансовый директор, Тула

Думаю, что Турция крепко подсела на иглу туризма. И никакой ''отмены'' ол инклюзив не будет. Идея, конечно, очень хорошая - рынок сбыта для продуктов собственного сельского хозяйства, строительство, сервис, рабочие места и т.п. И Турция на этом очень много имеет. Однако, в мире есть и более дешевые продукты. По моим ощущениям сельское хозяйство уже не то, легкую промышленность забил Китай. Глобализация хорошенько потопталась в этой стране. Турция прониклась торгашеским духом, молодежь все больше привыкает к легким деньгам на туристах и не собирается пахать на плантациях. Традиционные ценности уходят, даже не знаю, есть еще в стране ''дух Ататюрка'', не показной, а настоящий. Конечно, в Турции мощная по сравнению с нашей промышленность, однако не передовая. Видимо, не в последнюю очередь потому, что туризм этаким пылесосом вытягивает молодые мозги и руки. Ставка на иностранный туризм, как на локомотив - заведомо проигрышная. Это тупик. Я бы назвал последнее десятилетие для Турции потерянным.

Директор по развитию, Екатеринбург
Леонид Строганов пишет: в Турции мощная по сравнению с нашей промышленность, однако не передовая.
А вот это забавно... В чем же выражается ''промышленная мощь'' Турции?
Финансовый директор, Тула
Вадим Крысов пишет: В чем же выражается ''промышленная мощь'' Турции?
Ну хотя бы в том, что у нас магазины забиты турецкими электротоварами, мы покупаем турецкий цемент (очень хороший, кстати), турецкие пластиковые трубы - то, что приходит на ум. Машины они также собирают по полной программе, вплоть до автобусов ''Мерседес''. Полный спектр строительных материалов, керамики. Легкая промышленность, естественно. ''Мощь'' понятие относительное, конечно, я имел в виду то, что они обеспечивают промпродукцией себя и работают на внешний рынок. А это немало.
Директор по развитию, Екатеринбург
Леонид Строганов пишет: Ну хотя бы в том, что у нас магазины забиты турецкими электротоварами, мы покупаем турецкий цемент (очень хороший, кстати), турецкие пластиковые трубы - то, что приходит на ум. Машины они также собирают по полной программе, вплоть до автобусов ''Мерседес''. Полный спектр строительных материалов, керамики. Легкая промышленность, естественно.
Все это производится и у нас... насчет электротоваров... особо турецких не заметил... дорогая электроутсановка это Германия, Щвейцария и Италия... средний ценовой уровень - Корея и Чехия... дешевое наше или Китай... По товарообороту, у нас профицит... и значительный... поэтому, они готовы поставлять все, что возможно... но получается у них услуги, овощи и ширпотреб... а мы у них АЭС строим... да и седят они на нашей углеводородной игле...
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Вадим Крысов пишет: да и седят они на нашей углеводородной игле...
Это в каком смысле, Вадим? У турок самая низкая цена на Российский газ - ниже чем для Украины раза так в полтора - и выбор поставщиков углеводородов самый наверное большой в мире. Так что не они на нашей игле сидят, а мы на их транзитной игле.
Вадим Крысов пишет: а мы у них АЭС строим..
А они у нас? даже разбомбленный белый дом и то они ремонтировали.
Вадим Крысов пишет: Все это производится и у нас... насчет электротоваров... особо турецких не заметил... дорогая электроутсановка это Германия, Щвейцария и Италия... средний ценовой уровень - Корея и Чехия... дешевое наше или Китай...
Ну почему же - торговая марка ''Беко'' в России уже много лет. В мае 2012 года основными экспортными статьями были: ''драгоценные камни и металлы'' ($1.66 млрд), ''моторные транспортные средства и запасные части к ним'' ($1.252 млрд), ''железо и сталь'' ($1.074 млрд), ''котлы, машины и оборудование, приборы и запасные части к ним'' ($1.063 млрд), ''электрические машины и приборы, запасные части к ним'' ($816 млн). Нечего туркам продавать кроме продуктов своего труда. Не умеют они нефть и газ производить, болезные, отстали от передовых соседей со страшной силой :) Вот и работают руками и головой.
Директор по развитию, Екатеринбург
Марат Бисенгалиев пишет: У турок самая низкая цена на Российский газ
Так там итрубы наши лежат... и еще, газ там продается частным компаниям, в т.ч. и дочке газпрома... т.е. он там допущен к рознице, а это уже совсем другие деньги...
Марат Бисенгалиев пишет: даже разбомбленный белый дом и то они ремонтировали
Так у нас и таджики много строят... а АЭС - это высокие уникальные технологии... да, наши там еще и соты имеют, и банки... скоро будут там камазы собирать...
Марат Бисенгалиев пишет: Ну почему же - торговая марка ''Беко'' в России уже много лет.
Есть такой бренд... я с ним познакомился еще в начале 90-х ... они тогда с сименсом конкурировать хотели... не получилось...
Марат Бисенгалиев пишет: В мае 2012 года основными экспортными статьями были: ''драгоценные камни и металлы'' ($1.66 млрд), ''моторные транспортные средства и запасные части к ним'' ($1.252 млрд), ''железо и сталь'' ($1.074 млрд), ''котлы, машины и оборудование, приборы и запасные части к ним'' ($1.063 млрд), ''электрические машины и приборы, запасные части к ним'' ($816 млн).
Марат, Вы бы хоть период, страны импортеры, общие обемы указали... да ссылку дали... ''Основная составляющая российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары (более 62 %). Затем следуют металлоизделия (28,1 %), химтовары (4 %), древесина и целлюлозно-бумажная продукция (2,4 %), сельхозтовары (1,6 %). В Турцию поступает российский газ по трубопроводу, проложенному по дну Чёрного моря. В импорте из Турции преобладают текстиль и текстильные изделия, машины и транспортные средства, продукция химической промышленности и продовольственные товары. В последние годы активизировалось участие турецких компаний в строительстве различных объектов в России'' http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%EA%E0_%D2%F3%F0%F6%E8%E8
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.