На форумах периодически возникают довольно жаркие дискуссии об управлении и управленцах. «Коллекция ролей руководителей по Н. Лумпову» дает основание вернуться к этой теме.
В коллекции, в основном, все расставлено по своим местам, возражение вызывает только утверждение о множественности ролей руководителя, которые он, руководитель время от времени меняет. Полагаю, что роль у руководителя одна, и он ее исполняет непрерывно. Далее по тексту, выделены фразы, взятые из коллекции.
Итак, роли руководителя. Все же, лучше в единственном числе, РОЛЬ руководителя – это управление, то есть, навязывание обусловленного поведения бизнес-системе (или другими словами наложение ограничений на поведение бизнес-системы). Заметим еще, что ограничения нужны для обеспечения устойчивости бизнес-системы, а для управления руководителю необходимо иметь полную информацию как об управляемой системе, так и о внешнем окружении.
«Командир» или «Капитан корабля» - (сократим до КЭП-1) действует в условиях трех массивов ограничений: время, ресурсы, качество/цель. То есть сам управляющий, принимая решения, всегда находится под действием ограничений, причем на многие из этих ограничений наш командир влиять не может, а принимает их таким как есть.
КЭП-1 действует следующим образом:
• Создает команду - то есть, определяет совокупность ограничений для членов команды (компетенция, опыт, личные качества, физические качества и т.д.), исходя из созданной модели бизнес-системы. Допускает в команду тех людей, которые готовы принять на себя ответственность за достижение целей и выполнение задач. При этом члены команды обязаны, безусловно согласиться с наложенными ограничениями на их поведение в команде. Не забудем и о том, что эти ребята возьмут на себя ответственность, но в обмен на предоставление полномочий. Без наделения их полномочиями у КЭП-1 ничего у нас не выйдет - он будет вынужден работать за членов команды.
• Отслеживает состояние команд (или коллективов) – капитан получает информацию о действиях команды, непрерывно анализирует данные, снимает мешающие ограничения и устанавливает новые ограничения.
• Оценивает сотрудников (поощряет и наказывает состоящих в штате, набирает новых) и на основе информации о результате действия/взаимодействия членов команды: выводит членов команды из игры или вводит новых членов команды. И еще, поощряет их и перераспределяет имеющиеся ресурсы в личную собственность членов команды, которые успешно решают поставленные задачи (мотивация). По ходу, вводит новые ограничения на поведение самой бизнес-системы, защищая е от рисков, которые создает сама команда и снимает ограничения мешающие команде полностью реализовать свои возможности.
Менеджер – Если мы приняли терминологию «Капитан», то позволительно будет заменить «менеджеров» на капитанов 2-3-4 и т.д. рангов со своими командами. Действия капитанов не отличаются от действий КЭП-1. Но, капитаны низшего ранга будут накладывать ограничения на поведение своих команд в условиях ограничений более высокого уровня, наложенных капитаном более высокого ранга (единоначалие).
Администратор – будем последовательны в использовании морского ранжирования компетентов, и администратору присвоим звание мичмана. Задачи и ответственность нашего администратора-мичмана, вошли в коллекцию. Итак, администратор:
• Отвечает за хранение и доставку ресурсов (чтобы все было в сохранности, а у тех, кому положено, чтобы всего хватало – от карандашей до вакансий на персонал) ;
• Добивается, чтобы все оборудование работало согласно спецификаций (от плавильных печей до компьютеров);
• Отвечает за четкую работу системы (что все работало как часы, «двигатель» шуршал как у Мерседеса) .
Тем не менее, администратора некорректно назвать управленцем. Его роль не управление, а регулирование. То есть удержание параметров вверенной ему подсистемы в рамках ограничений наложенных КЭП-1 и другими капитанами. Его главная цель обеспечение устойчивости бизнес-системы и строгое исполнение команд старших офицеров.
Генератор идей – с этой или этими персонами все намного сложнее. Эти ребята ненавидят любые ограничения, а уж про навязывание им «обусловленного поведения» лучше при них не упоминать. В принципе, при плохом управлении со стороны капитанов, они способны утопить корабль или вызвать бунт на нем. И лучшим способом было бы оставить их на берегу, если бы не нужно было, как сказал Н. Лумпов:
• Предлагать новое
• Экспериментировать
• Работать со спорными или сложными (на грани нерешаемых) проблемами
• Следит за тенденциями, «мониторить» профильную (и не только) информацию в газетах, журналах, книгах, Интернете.
То есть, списать их с корабля не получится. Но как использовать их энергию в мирных целях? Точно так же – путем наложения ограничений на поведение. Но! Эти ограничения должны быть минимальными. Хотя, одно ограничение должно действовать железно: право на результаты работы генераторы идей должно принадлежать исключительно капитану первого ранга. И только КЭП-1 имеет право на изменение ограничений для всей системы на основе сгенерированных идей.
Тренер – если мы согласимся с тем, что управление, это наложение ограничений на поведение системы и признАем, что любой капитан действует в условиях ограничений накладываемых внешней средой, офицерами высшего ранга и самой командой, то:
Роль тренера заключается в получении информации о явных (директивных) и неявных(но распознанных тренером) ограничениях и помощи в изменении набора действующих ограничений. Задача тренера - найти скрытые возможности компании и людей и помочь избавится от некоторых ограничений мешающих развитию. Технологически реализация этой роли выглядит точно, как в коллекции :
• Задает вопросы
• Слушает
• Помогает самостоятельно разобраться в ситуации
• Рекомендует и разрабатывает программу профессионального и личного роста
• Организует тренировки
Наставник - с наставником еще проще: роль наставника заключается в помощи члену команды (может быть и командиру корабля, тогда его правильнее называть коуч) в снятии некоторых из ограничений, мешающих работе данного человека в команде, препятсятвующих его продвижению в компании, а в ряде случаев и указать на недопустимость выхода за пределы, установленные действующей системой ограничений. В это определение войдет и указанный список действий:
• Направляет
• Учит
• Делится жизненным опытом
• Помогает советом
• Выручает из сложной ситуации.
• Руководит карьерным продвижением перспективных сотрудников
Подобным образом можно описать роль любого члена команды. Отметим еще, что управление в командах/коллективах реализуется путем передачи информации через связи между входящими в них людьми. Циркуляция информации между членами команды и акты управления обеспечивают движение бизнес-системы к цели и удерживают ее в установленных границах. Без ограничений, то есть без управления, бизнес-система перестает вести себя так, как предусмотрено моделью бизнеса и разрушается под воздействием внешних проникающих в систему воздействий и времени.
И наконец, управление в коллективах возможо только потому, что ограничения на поведение людей входящих в команды, выгодны, а поведение людей можно оценивать. Именно на поведение человека может повлиять руководитель. Повлиять через набор мотивационных инструментов (выгодность навязанного поведения). И еще раз обратим внимание на то, что не существует оснований для утверждений о возможности управления человеком. Человек управляется исключительно собственной нервной системой.
Видимо, мной не замечено, пропустил где-то ''роль'' НАЧАЛЬНИК. От ''НАЧИНАЮЩИЙ'' это самое НАЧАЛО.
А теперь давайте разберем весь теоретический каламбур, не имеющего ни чего общего с самой ''жизнью бизнеса'' вообще, в жизненный живой поток. Все читали ''Остров сокровищ'' в детстве?! Так вот прямая инструкция и для бизнеса в жизни такая я же (как один из вариантов, про капитаны)! Если вам мешает юнга (Джим) не берите его с собой, как генератора идей, оставьте на берегу - сейчас такие технологии, что связь возможна в любое время в любом месте или выведете его в отдельную консалтинговую компанию, собственника корабля. Платите ему за консультации и в вашей команде на корабле не будет раскола, ведь у вас уже есть карта, с координатами острова. И владелец корабля любезно предоставил вам свою собственность для путешествия за сокровищами, а вы всегда об этом забываете господа.
Другое дело если у вас нет карты, нет корабля и нет денег, чтобы начать путешествие, а это чаще в нашем российском бизнесе! И когда находиться генератор идей и он попадает в команду ''пиратов'', чтобы те его не кинули! Так как заплатить за карту и за корабль ни кто не может. Поэтому ''юнге'' и приходиться плыть за приключениями на собственную ''...опу'', по пути регулируя конфликты, чтобы получить свою долю в конце путешествия. Что происходит на корабле по книге известно всем! То же происходит внутри компаний и в ''российском бизнесе''.
В государственной флотилии - все по другому... но примерно также. За разницей, что корабли не частные! :) И частные маршруты их не интересуют.... Вот и вся любовь.