Начиная эту тему, оговоримся заранее: в статье приведены названия только тех компаний, которые уже открыто упоминались в прессе. Остальная информация, ставшая нам известной в ходе встреч и переговоров , в силу своей коммерческой сути упоминается без указания их имен. Это связано с нормами немецкого права, строго защищающего интересы предприятий. Поэтому мы будем говорить больше о тенденциях немецкого производства и рынков сбыта. Причем попытаемся рассмотреть эту тему с двух сторон: с позиции потребителя и производителя товара.
Итак.
С давних пор мы, потребители, привыкли к факту, что надпись на товаре Made in Germany - это счастливый билет. В нашем сознании прочно укрепилась мысль, что покупая немецкие, будь-то автомобиль, фен, пуловер или простую ручку, мы получим длительное удовольствие от пользования ими.
Сегодня, в период кризиса, для нас по-прежнему важно, чтобы деньги , вложенные в товар, не были выброшены на ветер. Поэтому и возникают закономерные вопросы о том, что и где производят немецкие компании, и можно ли безоговорочно доверять качеству их продукции. В свою очередь, мы ни в коем случае не призываем читателя игнорировать немецкого производителя, мы просто рекомендуем обращать внимание на тенденции развития производства и сбыта товаров, как в Германии, так и в Европе в целом. И покупая товары, внимательно изучать их сертификаты происхождения.
Обратимся к фактам.
Уже в начале 2000 года нам, русским, обучавшимся в немецкой школе менеджмента, доводилось слышать от преподавателей весьма интересные и неожиданные факты о немецких предприятиях. Уже тогда звучало мнение, что дорогая марочная продукция производится наряду с дешевой, из одного и того же сырья, на одних и тех же заводах, только фасуется в разную упаковку, марочную или простую, для более дорогих, или наоборот, более дешевых сетей магазинов. В те годы в это трудно было поверить. Тогда же мы впервые услышали о том, что в Германии применимо 400 % рентабельности при производстве и продаже практически любой товарной продукции. Это касалось и многих продуктов питания, и бытовой химии, и одежды , и игрушек, и прочих наименований товаров. Такое искусственное завышение цен позволяло потом снижать цены на товары в период распродаж до 80 % и не оставаться при этом в убытке. И это было в соответствии с балансом спроса и предложения на рынке Германии. Тогда же на наш вопрос немцам, зачем покупать такой дорогой товар, можно было зачастую услышать их ответ: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевое». До 2004 года еще актуальна была в народе мысль, что высокая цена - всегда признак достойного качества. В ту пору, правда, мы еще наслаждались надписями на товаре «made in Germany“ и почти безоговорочно доверяли производителю в качестве его товара.
Тогда же мы обнаруживали одинаковые товары в сетях разного ценового сегмента. Так, в магазинах сети C&A можно было встретить те же нательное белье, домашнюю одежду как и в сети более дорогих магазинов типа Kaufhof, лишь на бирке логотип производителя отличался одной буквой. В C&A и до сих пор вы найдете много аналогов модельной марочной продукции, но стоит она намного дешевле, так как пошита на менее известных фабриках. И в носке она оказывается порой менее практичной.
Кроме того, в Германии с давних пор расширяются сети дешевых магазинов типа Aldi, Netto, Lidl, в которых среднему ценовому сегменту продукции соответствует все улучшающееся качество. Сегодня, в период кризиса, в этих сетях отмечен бум продаж потому, что население охотней закупается в этих магазинах в целях экономии средств. При этом ряд товаров данных сетей похож по ценовому фактору и по внешнему виду. Часто отличается только марка производителя. Это касается продуктов питания, алкогольных напитков, товаров повседневного спроса, таких как постельное белье, полотенца, нательное белье, косметика, моющие средства и пр. Правда, стоит отметить, что марки и этикетки разных дешевых товаров уже имеют тенденцию к сближению. Связано это с тем, что качество дешевого товара становится лучше, но среди зажиточных немцев обычно не принято рассказывать в кругу знакомых, что они закупаются в дешевом магазине. Поэтому важно, чтобы бирка товара в разных сетях магазинов совпадала. Поэтому похожими становятся, например, этикетки ряда дорогих алкогольных напитков, представленные в разных торговых сетях.
Что касается промышленной продукции, особенно производства и продажи одежды, то тут определенные тенденции тоже были замечены с 2000 года. Например, наши эмигранты, работающие на складах местной логистической фирмы, рассказывали, что в ту пору их фирма получала со всего мира швейную продукцию для одной именитой компании женской верхней одежды. В начале 2002 года фирма закупала на Украине дешевые батистовые блузы, и по прибытии товара на склад, наши русские сотрудники снимали с товара бирки Украины и прикрепляли бирки немецкого марочного производителя. Если цена производства такой блузы на Украине была тогда не выше 10 евро, то продавалась она минимум за 35 евро. И по этикеткам товара опознать реального производителя было невозможно. Правда, в ту пору производители одежды затрачивали определенные средства, чтобы контролировать качество производимой за рубежом продукции, причем то ли на месте, то ли по прибытии на склады Германии. Сегодня такая блуза стоит в Германии уже более 60 евро, производится уже в восточных странах, а качество стало существенно хуже.
Потребитель сегодня, к сожалению, все чаще отмечает многочисленные недостатки пошитой на восточных предприятиях продукции. Производитель явно гонится за прибылью, упуская из вида качество товара. Сегодня работники все тех же складов принимают продукцию для той же именитой компании большей частью из Китая, немного из Индии и Пакистана, Вьетнама. Правда, производитель одежды больше не пишет на ярлыке made in Germany, так как в последние годы изменились требования таможенных норм. Основная бирка товара указывает просто имя марочного производителя Германии, а маленькая внутренняя бирка, вшитая в левый внутренний шов изделия, - страну, в которой произведен товар, чаще это Китай. Если еще в 2008 году наши русские коллеги, принимая товар в контейнерах из Китая, распаковывали его, гладили, проверяли на брак, а потом отправляли в торговлю, то теперь товар, едва распечатанный, идет в торговлю, без проверки на брак и порой без глажки. И только, если покупатель обнаружит явный брак, будь то перекос рукава, пропущенные строчки и т.д., то товар возвращается на склад, где его перерабатывают по возможности, чтобы попытаться опять продать.
Уже в 2004-2005 году в продаже в Германии можно было обнаружить так называемые стоки (остатки) одежды от разорившихся компаний, покупая продукцию которых незнающий покупатель вообще не мог понять, какого подвоха ожидать.
Мы столкнулись, например, с такой ситуацией. Один центральный магазин моды в нашем городе получил большую партию товаров: женские брюки, пиджаки, костюмы. Марка данного товара была к тому времени очень известной в Германии, и ничто не предвещало подвоха. Смущала цена товара: в рознице в период распродажи она составляла 20 евро за единицу. Хозяйка магазина просила нас найти для нее оптовых покупателей из России или Украины, чтобы быстрее продать им всю партию оптом по 5 евро за единицу. Мы посетили магазин и с удовольствием отметили, как охотно покупало местное население данную продукцию по 20 евро. Мы сами купили там несколько вещей для себя и отложили образцы для партнеров. Мы отправили приглашение российским партнерам, заехать после Дюссельдорфской выставки моды к нам в город, чтобы посетить магазин-склад и приобрести данный товар, если он покажется им интересным. Каково же было наше удивление, когда одна из коллег сама надела купленные брюки, собираясь в гости, а через пару часов обнаружила, что они расползлись по шву, причем от пояса спереди до пояса сзади. Коллега позвонила хозяйке магазина и попросила объяснений, та молча отправила ее к швейному мастеру для ремонта изделия. Когда коллега привезла все три купленные пары брюк вместо одной, мастер потянул в брюках один шов в разные стороны, от натяжения лопнул вначале один стежок, и далее нитки расползлись сами. Мастер прошивал все брюки в швах заново и двойным швом.
Стоит ли говорить, что мы отменили тогда договоренность с потенциальным покупателем? Но нам очень уж хотелось узнать, что за партия товара попала в этот магазин. От хозяйки правды было не дождаться, а мастер-турок честно рассказывал, что многое переделывает для покупателей из этой партии. И однажды нам удалось застать в этом магазине его старую продавщицу, торговавшую в тот день в одиночестве, без хозяйки, и мы рискнули расспросить ее, что она знает о качестве продаваемого товара. Была ли та партия товара в продаже случайной, спросили мы. Она с горечью сказала, что раньше со своим мужем долгие годы работала на фабрике по пошиву одежды, причем в отделе контроля качества. Тогда еще производители четко следили за качеством товара, за качеством ниток, швами и т.д. В последнее время, с ее слов, покупая брюки, мы должны сами побеспокоиться о том, чтобы основной шов не разошелся на ягодицах, когда мы садимся на стул или в машину. Многие пошивочные цеха пользуются не крепкими, а почти гнилыми дешевыми нитками, экономят на двойных швах, что делает эти швы наиболее уязвимыми. Поэтому она сказала, что ее супруг, покупая себе брюки, теперь всегда проверяет при покупке основной шов на натяжение, и, если необходимо, прошивает его дополнительно. «Теперь – это забота покупателя брюк, побеспокоиться, чтобы шов на ягодицах не разошелся» - сказала нам продавщица.
Поэтому мы, покупатели, теперь готовы к подобным стрессам, связанным с качеством товара, и не удивляемся больше, если купленная куртка именитой фирмы, после попадания под дождь, например, стекает краской, и ее цвет из зеленого превращается в цвет под названием «голубь над памятником пролетел».
Сегодня уже мало кто удивляется, если сваляется катышками свитер дорогой марки. Все дружно покупают машинки «для бритья одежды». На вопрос, почему так происходит с изделиями, продавец вам просто ответит, что из-за натурального качества нити. Покупая домашнюю электронику, мы смиряемся с тем, что она служит ровно в течение двух лет ее гарантии (и то не всегда), а через два года и один месяц она выйдет из строя. И исключение при этом не составляет даже электроника, применяемая в дорогих автомобилях. Такое впечатление, что закупается электронная продукция теперь дешевле, с учетом стоимости ее износа ровно в течение срока годности товара. И тогда производитель стимулирует нас покупать у него новое изделие, будь то мобильный телефон, кухонный комбайн, автомобиль, кинокамера или еще что-либо. Такова сегодня «тонкая» мотивация потребительского рынка, от которого зависят обороты его крупных игроков.
И это наши сегодняшние ощущения, как покупателей, от качества товаров.
А как объясняют эти тенденции рынка производители?
Здесь можно выделить несколько направлений. Первое - это, конечно же, стремление производителя к снижению себестоимости производства товаров. Поэтому большое количество производителей перешло к производству в третьих странах, чтобы сэкономить на затратах на сырье, и особенно - на зарплате работников. Ведь уровень заработной платы рабочих и социальных начислений в Германии намного выше, чем в третьих странах, и никакая цена товара этого не выдерживает. Второе- это стремление не всегда добросовестных компаний нажиться на своем имени, точнее - раскрученном бренде. Рассмотрим оба варианта.
По первому из них интересно смещение производства в страны третьего мира. Так в 2004 году, когда экономический кризис еще не обозначился, немецкий Форум науки, промышленности и экономики „Innovations-report“ опубликовал любопытный материал. С февраля по апрель 2004 года проходило совместное исследование Roland Berger Strategy Consultants и лаборатории оборудования и технологии производства WZL) Рейн-Вестфальской высшей школы (RWTH) города Аахен. Они интервьюировали директоров и ведущих менеджеров 70 ведущих немецких предприятий машиностроительной, станкостроительной, автомобильной и электронной отраслей. Опрос показал, что 90 % немецких предприятий запланировали в следующие пять лет перемещение за границу. Качество производства за рубежом они тогда оценивали, как хорошее, или даже лучше, чем в Германии. Потому 13 % компаний уже перемещали туда свои технические комплексы, а 71 % малых предприятий с оборотами до 100 млн. евро намеревались сделать это в течение ближайших 5 лет.
Половина опрошенных тогда фирм относилась к категории средних предприятий, а малые и крупные составляли по 25 % опрошенных. Большинство компаний на тот момент были уже «ускоренно интернационализированы»: 61% изготавливали продукцию в Северной и Южной Америке, 56 % - в Азии, 44 % - в Восточной Европе. И только 17 % с оборотами менее 200 млн.евро в год производили продукцию исключительно в Германии.
В сравнении с предыдущими периодами этот процесс вывода производства в страны третьего мира происходил весьма скорыми темпами. Ведь за предыдущие 10 лет только 31% предприятий вывели производство за рубеж.
Аргументами для смещения производства за территорию Германии в 2004 году назывались следующие:
- в 81 % случаев – возможность ускорения сроков поставки товаров,
-в 31 % - более высокая производительность,
-в 94 % - более дешевая стоимость материалов,
и в100 % - более дешевая рабочая сила.
При этом достойное качество производства отмечали 61 % фирм.
В ту пору производство немецких компаний (монтаж, сборка) концентрировалось за рубежом, а исследования, разработки, проектирование и управление оставались в Германии. Но и эта тенденция сохранялась не долго, поскольку набирал обороты процесс глобализации.
Как отмечал доктор Гейсбауер, партнер Roland Berger Strategy Consultants Competence Center Engineered Products & High Tech «Процесс глобализации меняет правила игры. Речь уже не идет только о дешевом производственном процессе за рубежом. Для устойчивой конкурентоспособности немецким предприятиям необходимо всю свою ключевую компетенцию переводить в мировые сети. Оптимальные для этого города выбираются по экономическим критериям, а не по традициям и географическим параметрам».
Поэтому не только производство, но и рынки сбыта товаров сместились в Восточную Европу и в Китай. Именно эти рынки предполагали удвоение оборотов продаж продукции немецких производителей.
Процесс глобализации стал настолько очевиден, что на немецких предприятиях уже явно различимыми стали 4 вида стратегий глобализации:
- 17 % - «ценители Германии» - выделяли ценность производства продукции в своей стране и обслуживанию отсюда всех своих глобальных клиентов по миру. К таковым относились производители высокотехнологических машин, высокоавтоматизированного и капиталоемкого оборудования.
- 22 % «региональные стратеги» - выбирали удешевление стоимости производства в Восточной Европе и Азии. К таковым относились в большинстве предприятия электротехнической отрасли
- 33% - «глобальные завоеватели рынков» - обслуживали важные мировые рынки из локальных мест производства и сбыта- преимущественно в Азии, Северной и Южной Америке. К данной группе относятся производители комплектующих для автомобильной промышленности, а также особого машиностроения и оборудования
- «чемпионы глобального присутствия» - 28% - распределяли функции предприятий, будь то производство, сбыт и т.д. в наилучших местах для обеспечения качества и их стоимости, достигающие глобальных «зон присутствия» в мире - к таковым относились производители особого машиностроения и оборудования, равно как поставщики запчастей для автопрома и электронная промышленность.*
*Innovations-report. Forum für Wissenschaft, Industrie und Wirtschaft. Auslandsverlagerungen der Deutschen Industrie. 16.08.2004
Но это было в 2004 году. К 2006-2007 г.г процесс набрал обороты настолько, что затронул гордость немецкой экономики - ее автопром.
Рост производства немецких компаний за рубежом абсолютно проявился в 2006 году. В этот период практически большинство автомобилей представляло собой сборные гибриды, поскольку лишь малая доля их комплектующих производилась в Германии.
Это показало исследование, проведенное по заказу газеты Bild Центром автомобильных исследований CAR высшей школы г. Гельзенкирх.
Так например модели Audi ТТ производились на 30 % в Венгрии, модели типов 4 и 6 до 55 % - в Германии. При этом A4 и A6 имели двигатель, произведенный в Венгрии. Доля немецкого производства BMW в модельном ряду от 1 до 5 достигала 55 % , поскольку двигатели производились в Австрии и Великобритании. При сборке в Австрии модели X3 немецкая доля производства составляла 30 %, при сборке модели X5 в США 25 %
Ford достиг в моделях Fiesta и Focus 40 и 45 % немецкой доли производства из-за того, что двигатели производились в Англии, монтаж - в Германии и Испании. В компании Opel, проценты стали еще ниже: двигатели для Opel приходят из Австрии, Венгрии и Польши, монтаж производился в Испании, Бельгии, Англии и Польше. Поэтому модели Corsa и Astra имели долю немецкого производства соответственно 35 % и 30 %.
Учитывая, что две трети автомобилей производятся из комплектующих, на 35-45 % произведенных в Германии, то даже Mercedes E-класса с немецким двигателем производится в этой стране на 65%, а производимый в Америке M-класс на 35 % имеет долю немецкого производства.
Porsche модели Boxter производился в большинстве своем в Финляндии, поэтому доля немецкого производства в ней оценивалась в 45 %, в то время как в Klassiker 911 - 65%, в модели Cayenne до 35 %, из-за их частичной сборки в Словакии.
Для марки Volkswagen характерно 60 % немецкого производства в модели Passat из-за производства двигателей в Венгрии. Для модели Golf она составляла 50 %, т.к. частично двигатели производились в Бельгии и Словакии, в Венгрии и Польше. Что касается сборки в Словакии и Испании моделей Polo, их двигатели производились в Чехии, а 35 % составляет доля немецкого производства.
*Spiegel-Online. 30.10.2006. Produktion im Ausland: Immer mehr deutsche Autos sind Mischlinge
Уже в декабре 2010 года в городе Flensburg президент Союза автомобильной промышленности VDA госп. Матиас Виссман сообщал, что именно в 2010 году производители автомобилей стали выпускать за рубежом больше легковых автомобилей, чем внутри страны. В этот период произведенное количество машин за границей выросло на 17 процентов и достигло уровня 5,7 млн автомобилей, в то время, как внутри страны рост производства вырос всего на 11 процентов и достиг уровня 5,5 млн автомобилей. При этом в Китае был произведен каждый пятый автомобиль немецкого производства.*
Источник
02.12.2010 Märkische Oderzeitung. Deutsche Hersteller produzieren erstmals im Ausland mehr als im Inland
Такое распределение доли производства в Германии характерно сегодня также для других отраслей промышленности и их групп товарной продукции. Процесс затронул производство игрушек, одежды, бытовой химии, строительных материалов и т.д.
Так журнал Focus уже в 2007 году написал, что заблуждаются те родители, которые, покупая для своих детей игрушки известных фирм Brio, Spiderman или BabyBorn, рассчитывают на европейское качество товара. Они просто не читают мелкие надписи на упаковках. В их детских комнатах скопилось намного больше продукции из Китая и стран Дальнего Востока, чем они могли бы себе представить. В тот период, когда фирма Mattel (американский производитель куклы Барби), фокусируя свое производство из-за дешевой оплаты труда в Китае, отозвала из – за плохого качества порядка 20 млн. игрушек, большинство европейских, в т.ч. немецких производителей игрушек передавали тем не менее на Дальний Восток сборку, склеивание и лакирование своей продукции. Так, классические игрушки фирмы Brio, например, деревянные поезда, производились уже тогда не в шведском городе Osby, как думали многие родители. Они покупали малышам игрушки из натурального дерева, считая, что приобретают европейскую экологическую игрушку, которая стоит существенно дороже на рынке Германии. При этом дерево для производства этих игрушек приходило из Европы, это правда, но сами они производились в Китае.
„Мы имеем там свою фабрику и работаем на шведских машинах“,- сообщал в своем интервью немецкий директор фирмы Кристиан Альсбек. – А придумываем игрушки и тестируем в Швеции. Отзывов продукции пока не случалось. Даже наоборот: фирма отмечена призом „Spielgut» (специальным призом для детских игрушек)». Но это было в 2007 году. *
Источник: Von wegen „made in Germany“, 17.08.2007 von FOCUS-Online-Autorin Michaela Hutterer
Сегодня практически большинство немецких производителей игрушек фокусируются в Китае и странах Дальнего Востока. Так, фирма Simba Dickie, производящая игрушки для самых маленьких, модели автомашин, пластиковые фигурки, в том числе собаку „Chi Chi Love“, сконцентрировала 70 процентов производства в Китае, из-за дешевизны рабочей силы. Предприятие, созданное 25 лет назад госп. Фритцем Сибером и его сыном Михаелем во франкийском городе Fürth, сегодня расположено в Гонконге. Правда, кое-что оно производит в Чехии и Италии. Игрушки марки Eichhorn производят в Чехии, как свидетельствует их сотрудница Элизабет Вайсхар.* Производитель игрушек фирма Hasbro также выпускает в Китае большую часть марочной продукции, в том числе Play-Dooh, Playskool и «Мой маленький пони» (Pony). Правда, они внедряют там свои ужесточенные нормы контроля качества.
Сохранила свое производство в Германии фирма Steiff, основанная Маргарет Стайф 127 лет тому назад. Она производит марочных медведей и прочих зверей со своим клеймом, относящимся к дорогому коллекционному сегменту игрушек. Причем 60 % производства остались в швабском городе Gingen. Как сообщила журналу Fokus госп. Габриелла Шеннинг, маленькие игрушки, производимые только в Гиннген, стоили бы 39-49 евро. И только для удешевления некоторых медведей и для достижения цены в 9,99 евро их могут производить в Китае.
Источник:
Spielzeug: Wer im Ausland produziert - weiter lesen auf FOCUS Online
Вот такие тенденции мы наблюдаем в производстве и сбыте немецкой продукции. Понятно, что они связаны с поисками экономической целесообразности процессов производства и сбыта.
Но есть еще на этом рынке тенденции другого плана, когда фирмы- производители превращаются в простых закупщиков и торгуют своим брендами, окупая баснословные средства, вложенные в маркетинг. Об этом, конечно же, мало кто из покупателей знает.
На международных выставках мы встречаем все больше таких игроков рынка. И каково оказывается наше удивление, когда слышишь, например, что малоизвестная польская компания, выпускающая достойного качества ламинат и по хорошим ценам, сразу же продает именитой немецкой компании свой товар, и далее данная марочная компания перепродает его под своим именем от юга Германии и до самого Франкфурта. Сделка, конечно же, остается строго конфиденциальной, а остатки производимой польской продукции реализуются только на севере Германии под именем ее реального производителя. В данном случае немецкий производитель «снимает дивиденды» со своего раскрученного имени. На наш вопрос польскому производителю, почему они соглашаются с таким положением дел и, приходя на европейский рынок, не дорожат своим именем производителя. Они отвечают просто, для них главное сегодня, пока только распродать свой товар и повысить рентабельность производства, а потом уже думать о глобальных вещах. Такое же положение дел можно встретить среди производителей дверей, пластиковых окон (производимых в той же Польше, например), лестниц, а также писчей бумаги и многого другого.
Таким образом, покупая немецкую продукцию, дорогую или дешевую, потребитель или торговый посредник, вовсе не обязательно имеют дело с немецким производителем и качеством. А потому мы им настоятельно рекомендуем, в первую очередь, обращать внимание на сертификаты происхождения продукции.
Купил я шуруповёрт фирмы B. Через месяц сдох аккумулятор.
Потом я купил себе измельчитель веток той же фирмы B.
Через два месяца разлетелся коллектор двигателя. Я - в представительство это фирмы в Москве. Неделю они делали экспертизу (я за 15 минут увидел разбитый электормотор). Сказали, что ротора нет и нужно менять весь ЭД с навесными агрегатами. Что ж делать, согласился. Мне говорят, что доставка из Германии 2 месяца. О-ё! Согласился.
- а сколько стоит?
- мы позвоним.
Смеркалось. Прошло 3(три) месяца, летний сезон закончился. Звонок: "Приезжайте, с вас..." и назвали сумму в 75 процентов всего измельчителя.
Я отказался и поклялся, что никогда я не буду покупать продукцию этой фирмы. И внуками свои завещаю.
Лет 20 назад, продавались мужские классические брюки одной хорошей немецкой фирмы. Много моделей, красиво и качественно. Дорого, но они долго держали и форму и сохраняли цвет. Купив их же в очередной раз, но последний, 13 лет назад, они разошлись не по швам , а сама ткань, через месяц носки. Другая пара, уже летний вариант, выгорели (сильно испортился исходный цвет) через три недели. Продаются они до сих пор, но запрашиваемых денег не стоят. И, суть не в германских товарах, а в общемировом отношение -- качеством можно и нужно пренебречь ради удешевления.
Мир поменялся - все стало одноразовым (что-то сломалось - поменял все - от семьи и пола до автомобиля). В Германии до 90-х гг. главной ценностью была консервативность - отсюда и отношение к качеству и долговечности (VW "Жук" производился практически без изменений 40 лет). То же самое можно сказать о Китае - те, кто застал Союз, должны хорошо помнить продукцию фабрики "Дружба" - неубиваемая одежда. Там, где был счастлив, туда не возвращайся.
Увы, это последствия глобализации.
Любое крупносерийное производство будет оптимизировать структуру затрат всеми возможными способами, это вопрос выживания. Купить или произвести как можно дешевле и продать по среднерыночной цене за счет известности бренда, ничего другого не остается. Послепродажный сервис - отдельная история и отдельные деньги.