В 2010 году я опубликовал статью на E-xecutive о том, с чего лучше начать начинающему руководителю, и получил большой положительный резонанс от сообщества. У меня уже тогда возникла идея о написании статьи для CEO (генерального директора). Итак, что нужно сделать, чтобы закрепиться на данной позиции и начать эффективно работать?
УРА! Вас назначили генеральным! Поздравляю и особенно поздравляю, если вам для этого не пришлось жениться на дочке председателя совета директоров или выдать замуж дочь за сына главного акционера! Следовательно, вас отобрали по профессиональным критериям! Видимо, есть заслуги на поприще управления! Как же из руководителя превратиться в руководителя над руководителями?
С чего начать?
1. Постройте человеческие отношения со всеми членами совета директоров (СД). Нужно знать дни их рождения, семьи и т.д., внимательно и с уважением относится к членам СД. В правильной акционерной компании есть правильная структура:
Совет директоров обязан выдать «на гора» следующие труды:
1. Стратегия развития акционерного общества на текущий период.
2. Политика акционерного общества в области кадров.
3. Риски и персональная ответственность по рискам.
4. Ревизии и проверки в акционерном обществе.
Это законы в компании, и они должны быть изданы СД, задача «генерального» – контроль за выполнением данных законов. Если нет законов, то – в ОАО «Бардак», и если оценят результаты бардака на «хорошо», то генеральный «на коне», если оценят плохо, то – «под конем».. Качественные законы могут издать профессиональные комитеты под управлением опытных членов СД при содействии руководителей служб ОАО.
2. Проведите ревизию, а лучше инициируйте проведение ревизии через СД, чтобы во главе ревизионного комитета был опытный член СД. Всегда можно найти. Пусть, есть небольшие косяки, но можно. Важно уметь находить. Если не находят, добейтесь, чтобы находили.
3. Важная аксиома – найдите правильных людей на место руководителей служб и не мешайте им работать. Вам нужно реально оценить ваших руководителей служб и лучше это делать после ревизии, оценивая косяки и личный «вклад» руководителей подразделений. Оценивайте по результатам – если не «тянет», давайте команду на поиск замены.
4. Оцените уровень кадров в компании, найдите людей, способных принимать новые качественные кадры и проводить обучение существующих специалистов. У вас должны работать грамотные руководители, которые в своей специализации обязаны лучше вас разбираться.
5. Научитесь эффективно проводить совещания. Совещания – ваш основной инструмент для работы с членами управленческой команды. Важно слушать и правильно задавать вопросы, чтобы ответы на них становились решениями. Важно не вам создавать решения, а создавать условия, чтобы руководители приходили со своими решениями, отстаивали их, проверяя в споре, и в дальнейшем это было бы их дело, а не навязанное вами.
6. Оцените качество продукта или услуги, выпускаемой компанией, найдите людей, способных привнести улучшение в качество, создайте условия для их работы.
7. Оцените технологический и производственный уровень предприятия, найдите людей, способных довести этот уровень до мирового, создайте условия для их работы.
8. Оцените качество заемного капитала и его цену, найдите людей, способных улучшить качество заимствований – «дешевле и на более долгие сроки», создайте условия для их работы.
9. Оцените собственные патенты и технологии, найдите людей, способных создавать новые качественные и прибыльные продукты, создайте условия для их работы.
10. Оцените репутацию компании в обществе, найдите людей, способных профессионально улучшать репутацию компании, создайте условия для их работы.
11. Научитесь делать красивые отчеты для совета директоров (акционеров), выбивая приличный годовой (квартальный) бонус, как для себя, так и для менеджмента и лучшей части персонала компании.
Отстроив бизнес, важно суметь сохранить власть, так как кому-то из акционеров может показаться, что теперь, дескать, все работает как часы, и Вася не нужен… Поэтому необходимо периодически показывать кризисы и успешно их преодолевать… Должно создаваться впечатление незаменимости CEO… CEO выгодно показывать СД текущие проблемы и выгодно показывать совокупные победы команды, приписывая себе перед СД достижения команды. Недовольные будут всегда, даже при идеальных результатах, важно иметь друзей и важно, чтобы в вас верили и вам доверяли.
Также смотрите:
Леонид, в том, что вы пишете, есть серьёзное противоречие. Если вы приписываете себе заслуги команды, то сделать так, чтобы команда вам доверяла вам не удастся. Кстати, по бонусам у вас тоже будет большая проблема. Если вы не показываете всех участников развития компании, то совет директоров будет стремится сократить объём выплат. Стимулировать одного ''воина'' гораздо проще, чем стимулировать всю команду.
Поэтому от себя хотел бы сказать, что вы даёте плохой совет. Проведение аудита компании, - задача полезная. Всегда проще разговаривать с собственником, когда вы в курсе событий. Но, судя по вашей стратегии, большую часть полученной информации вы постараетесь сосредоточить в ''одних руках''. А это прямое нарушение интересов всей компании в ползу интересов одного человека.
Статья мне показалась оглавлением какой-нибудь современной книги по менеджменту, каких много и которые никто не покупает. В связи с этим к автору много вопросов, первые из которых:
1. Схема, приведенная в статье, догматична или есть важные переменные, влияющие на ее конструкцию?
2. Вы сами так поступали? Если да, то сколько мест работы вы сменили за последние три года?
3. Зачем эти общие ''советы'', когда можно было б написать одно, но свое детализированное наблюдение в какой-нибудь определенной области?
Забавная статья. И взгляд в ней с позиции собственника (акционера), а не исполнителя. Про кризисы респект. Не каждый собственник одобрит подобное в отношении своего бизнеса. :-)
http://www.e-xecutive.ru/community/life/1481145/index.php?ID=1481145
Евгений, спасибо за образец!
Юрий, оно то конечно понятно, что с волками жить - по волчьи жить, только так долгосрочные и успешные отношения трудно построить. Когда в коллективе царит страх и ненависть, креатив рождается через Ж и будущее возможно только пока не пришли настоящие конкуренты, а это вопрос времени.
краткая консолидированная выжимка из американских книг по данной тематике - в целом, полезно, спасибо!