Надеюсь, что со мной многие согласятся в том, что тема проведения и/или участия коммерческих организаций в тендерах (конкурсах, аукционах) достаточно злободневная. Цель Заказчика при проведении подобных процедур - определение поставщика/подрядчика с наиболее оптимальными соотношениями: цена/качество, сроки. Цель Поставщика/Подрядчика...выиграть тендер, обеспечить свое предприятие максимально-возможными объемами заказов. Вернемся к Заказчику, - успех в достижении вышеупомянутой цели достигается исключительно путем грамотной организации соответствующих процедур, отсутствие системного контроля и централизованного управления в таких случаях неизбежно приводит к финансовым и производственным потерям:
А) по причине коррупционного поведения менеджмента, при отсутствии должного контроля
Б) по причине привлечения недобросовестного Поставщика/Подрядчика, или организации неимеющей достаточного опыта (квалификации персонала, достаточных ОС и т.д.) при отсутствии должного контроля
В) по причине различного сочетания пунктов А и Б :-) при отсутствии должного контроля...
Еще более сужаю тему - менеджмент организации-Заказчика. Установленные процедуры проведения тендеров (конкурсов, аукционов), в отношении менеджмента организации, должны выполнять следующие функции:
1). По-возможности быть простыми, прозрачными, однозначними в понимании и действии, подвергаться заблаговременному планированию
2). Обязательная возможность контроля менеджмента, как при непосредственном осуществлении тендерных процедур, так и после таковых.
Концептуальный вариант организации тендеров в компании с территориально-разнесенными активами: Инициаторы в каждой из группы компаний работают самостоятельно и не взаимодействуют. Одна среда - имеется ввиду то, что все компании одинаковые по роду деятельности, соответствеено и нуждаются в одинаковой сервисной среде, только разнесены друг от друга территориально. Контроллинг организован в УК (СБ) Работа в 3 этапа:
1). Подбор участников тендера (до их уведомления). Инициаторы подбирают участников по определенным в Политке критериям (равная конкурентная среда). После проверки методами КР, СБ дает заключение о возможности привлечения (Отсеивается явное го...но, а также частные случаи вскрытых конфликтов интересов - официально не признавшихся заранее заинтересованных «на карандаш». Периодически добавляем подсадные компании с обязательным условием, что на последнем этапе тендера она соскочит (так иногда интересно узнать какими методами на победителей давят). Кроме этого, по предлагаемым компаниям начинаем копить статистику в разрезе каждого Исполнителя. Поверьте, что в условиях персональной ответственности за каждую привлекаемую компанию, через некоторое время, даже на этом этапе уже формируется некоторая картина, выявляются «передовики»...эту статистику можно публиковать). Форммирование ТТЗ, и основных условий тендера.
2) Подготовка тендера: Смена Исполнителя. Рассылка приглашений, уточнение условий, запрос предложений и различных документов. Все коммуникации с приглашенными строго через Исполнителя. Следим за отсутствием давления на Исполнителей со стороны менеджмента компании, вскрываем несанкционированные коммуникации - все в статистику.
3) Собственно сам тендер - выбор оптимального подрядчика, может проводиться в несколько циклов (так называемое Уторговывание, т.е. предложение Участникам «упасть») Здесь в работу Тендерных комитетов не вмешиваемся, кроме контроля несанкционированных коммуникаций с Участниками. После определения победителя - контролируем соблюдение процедур, возможную фальсификацию предложений. Запрашиваем у проигравших их условия для сверки.
Ну и далее; договорная работа под контроль, ход выполнения обязательств под контроль, ФХД поставщика/подрядчика под контроль, коммуникации под контроль.
Естественно, что за выявлением заинтересованности менеджеров в привлечении определнных компаний (содействие тем или иным образом в победе на тендерах/конкурсах/аукционах) следует доведение подобной информации Собственнику, а в некоторых (продвинутых) компаниях еще следует и бнародование таковых «подвигов». В дальнейшем, Собственником принимается решение, как правило об увольнении «заинтересованных лиц», а в некоторых (продвинутых) компаниях - материалы служебных расследований передаются в компетентные органы (случаев привлечения сотрудников коммерческих структур к судебной ответственности единицы!). Бывают случаи, когда менеджеров прощают...
Контроль менеджеров в таких случаях сопровождается действиями Службы Внутреннего Контроля (Безопасности и проч. уполномоченными субьектами), не всегда отвечающими требованиями Законов РФ (об ОРД, о частной охранной и детективной деятельности, ФЗ 272, и т.п.), зачастую существуют риски и самим попасть под судебную или административную ответственность. Чтобы этого избежать появляются всевозможные дополнительные условия: порядок узаконивания систем мониторинга, контроля служебной связи, переписки и проч...
Чтобы избежать (или хотябы свести к минимуму) необходимости контроля за персоналиями необходимо тендерные процедуры регламентировать таким образом, чтобы их скурпулезное выполнение исключало конфликты интересов. Таким образом, деятельность контролирующих субъектов сводится к контролю выполнения самих процедур, а решения о поощрении или наказании непосредственных исполнителей, в таком случае принимаются на основании качества выполнения процедур. Все это требует введения внутриорганизационных дополнительных правовых норм, на которые необходимо ссылаться в трудовых соглашениях с работниками, привлекаемыми к тендерам/конкурсам/аукционам.
Извиняюсь за орфографию.
В Е-хе утвердился странный стиль публикаций – полное отсутствие ссылок на предшественников.
Или, иначе:
- - - Как можно было суметь написать статью по такой теме и не сослаться на книжки ФИДИК-а.
. :)
Дмитрий, у меня такой комментарий. Как правило тендеры проводятся на достаточно серьезные суммы по поставкам материально-технических ресурсов по техническому заданию. Механизм подсадных ''компаний'' в общем случае малоэффективен. Например, на рынке существует, например, 6 производителей. Они обще известны, прошли необходимые процедуры допуска к тендеру.
1) Есть подсадная компания (не из этой 6-ки, очевидно не производитель).
2) Переторжки (в Вашей терминологии - Уторговывание) осуществляются без обяъвления цены.
Наличие такой подсадной компании сомнительно - участники тендера знают, кто в этом тендере участвует и понимают, что ''подсадная'' компания им не конкурент. По причине не объявления цен переторжек действия не подсадных компаний по снижению цен не согласованы друг с другом. В случае утечки информации (в тендерном комитете есть коррумпированные менеджеры) все участники знают, что есть подсадная компания, и не принимают ее в расчет.
Вы привели частный пример ''рынка продавца/подрядчика''. Да, действительно в этом случае подставная компания не применима. Но и сама ситуация подразумевает ценовой сговор между поставщиками/подрядчиками, где тендер как таковой и нужен лишь с целью ''комиссионного'' признания предложенной цены. Откаты в таких случаях не встречал, подскажите пример, как инсайдер может повлиять на монополиста. И об уторговывании речи также быть не может.
Описывался типичный случай рынка с множеством поставщиков/подрядчиков. И, кстати ''завод'' подставной компании осуществляется путем самостоятельного выхода ее с интересными (заранее определенными) предложениями на тендерный комитет. Тактим образом, про то что компания подставная на тендерном комитете никто не знает и отказ от привлечения компании с интересными условиями сам по себе является признаком коррумпированности ;)
А ''уторговывание'' осуществляется примерно так: ''Здравствуйте! Мы вскрыли Ваши предложения и установили, что одна из компаний (не говорим какая, но это реальный лидер по предложению) имеет более выгодные условия. Вы готовы уступить?...''