Контент-менеджмент (далее - КМ) - весьма молодая отрасль менеджмента. Настолько молодая, что не все еще согласны даже и видеть ее в этом качестве. Книжек по контент-менеджменту именно как составной части этой науки автор не нашел (может, плохо искал). Но если ответы на какие-то практические вопросы должна дать теория, которая пока что не просматривается, то, может быть, стоит попробовать ее скомпоновать в первом приближении, хотя бы очертить круг этих вопросов. А там, глядишь, Кафедра подтянется и даст все нужные практикам ответы. Вопросы эти примерно такого рода: ху из мистер контент-менеджер (далее - КМр) и где ему искать в сети свою профессиональную площадку. Простые, ведь, вопросы и очень практические. За ними, правда, тянется шлейф других: какова должна быть профессиональная подготовка КМра, его личные качества, как его готовить, чему учить, как развивать, как платить - ну, и так далее. Причем, все это в равной мере относится и к 'ху', и к 'где'. Взаимосвязь очевидна.
Что ж, начнем с экскурса в историю вопроса - как и обещали в названии статьи.
1. Информация
Когда стало ясно, что контент - слишком сложный информационный объект, чтобы работать с ним при помощи текстовых редакторов непосредственно на HTML, программисты откликнулись оперативно. Сформировали новый класс программного обеспечения и в рамках всех возможных подходов и на базе различных технологических концепций сделали то, что от них и можно было ожидать: обеспечили. И при этом по праву первооткрывателей зарезервировали за этими программами вполне адекватное название: программы для управления контентом или же Content Management Systems - CMS. Их теперь есть много: от Joomlа до Битрикс, они помогают эффективно работать с текстовой и графической информацией именно так, как нужно владельцам сайтов.
Эту точку в нашем ретроспективном обзоре мы обозначим номером один. И в смысле возраста, что соответствует исторической логике, и в смысле ипостаси, определенного круга вопросов, который решается на этом уровне. Решается сегодня и будет решаться завтра, потому что в нашем случае возрасты КМ не сменяют друг друга, а наслаиваются один на другой и продолжают существовать параллельно.
Отметим, кстати, что любители создавать сайты при помощи программы Блокнот есть и сегодня. Возможно, это хобби, возможно, полезно в учебных целях, но мы, все же, будем рассчитывать на то, что использование CMS - это стандарт сегодняшнего дня и первая ипостась КМ - информационная - реализуется именно так. Соответственно, когда нам понадобится говорить именно об этом аспекте КМ, мы будем использовать сокращение КМ-И.
И теперь можно ответить на два поставленных выше простых вопроса именно для КМ-И. Сделать это будет нетрудно, так как эта часть КМ уже стабилизировалась и обрисовалась в достаточной мере.
Ху из КМр-И? Копирайтер в первую очередь, это обязательно, но еще и продвинутый пользователь, хотя и не программист. Базовые знания по CSS и HTML нужны, так же, как и владение на начальном уровне графическими пакетами - Фотошопом как минимум. Возможно (так и бывает чаще всего) совмещение выполнения обязанностей собственно КМр с работой сисадмина или SEO.
Где в сети находится профплощадка КМр-И? Наверное, наилучшим образом запросам КМр-И соответствует Хабрахабр, но есть также большое количество различных блогов и форумов программистского характера, освещающих, в числе прочих, также и вопросы, интересующие КМр-И.
2. Смысл
Но жизнь идет дальше, то, что вчера казалось пределом мечтаний, сегодня уже... Вот и CMS, как это часто бывает, сняв с повестки дня один уровень проблем, выдвинули на первый план следующий: а что, собственно, нам нужно от этого сайта? Каковы цели его работы? А для достижения этих целей - какие нужно решать задачи? И как именно?
Да, мы научились при помощи CMS быстро и надежно грузить сайт всеми видами информации, которая представляют для нас интерес, причем, делать это самыми различными способами. И хотя в сфере использования CMS есть большое количество различных рабочих вопросов, но это именно рабочие вопросы. Потому что в общем и целом понятно, каким образом все это нужно делать. С целями и задачами намного труднее, их даже сформулировать вполне четко и удовлетворительно для всех участников процесса не всегда удается.
Эту точку в нашем рассказе мы обозначим цифрой два. И, соответственно, выделим вторую ипостась КМ - содержательную или смысловую. Ее обозначение: КМ-С. Посмотрим, как это выглядит на конкретных примерах.
Если сайт продает, то, вполне естественно, что он как информационный объект (или сетевой субъект) находится в поле науки о маркетинге. Конечно, цветовые решения или компоновка страниц, быстрота отработки сценариев - все это нужно и по-прежнему важно (КМ-И остается актуальной). Но на вопрос о смысле данного сайта нужно отвечать языком маркетинга.
Корпоративный сайт (его внутренняя часть) должен реализовывать определенные идеи в части организации управления, значит, его смыслами должна заниматься наука об управлении, менеджмент.
Обучающий сайт должен опираться на прочный фундамент дидактики и педагогики. Транспортный - логистики, СМИ - журналистики. Медицинский... Храни нас боже от самодеятельных лекарей и знахарей, вооруженных мощью современных CMS.
Совершенно очевидно, что одна и та же фотография, диаграмма или таблица с данными, даже и текст будут иметь совершенно различные смыслы в контексте продаж или поиска деловых партнеров, образования или психологической поддержки. Кстати, параметры СЕО, что тоже становится очевидно именно на уровне КМ-С, хотя и носят обязательный характер, но всегда - вспомогательный. Или, если можно так сказать, начальный. Они выполняют роль базы для дальнейшего анализа. Посещаемость или место в рейтинге сами по себе ничего не говорят о приближении к целям, сформулированным в смысловом поле данного сайта.
Кстати, заметим, что чем более специализирован сайт, тем легче найти ему науку-патрона. А кто должен в этом смысле опекать социальные сети и мощные порталы ответить крайне трудно. Очевидно, кто-то из лагеря социологов, психологов или философов, а лучше - все вместе. К счастью, такого рода объекты уникальны и их можно смело оставить за границами нашего рассмотрения.
Наверное, именно здесь, на уровне КМ-С можно и нужно выполнять проектирование структуры сайта или ресурса (с учетом его блогосферы, форумов и т.п.). А для этого собирать данные о результатах работы, анализировать их, увязывать технические характеристики или показатели (посещаемость, популярность отдельных страниц, время нахождения на сайте) со смысловыми (конвертация, распределение по регионам или направлениям деятельности, удовлетворенность посетителей, влияние сайта на общую оценку или имидж организации).
Ху из КМр-С? Опытный и квалифицированный специалист, хорошо осведомленный в какой-то специфической сфере бизнеса, его отрасли или специализации. Впрочем, не только бизнеса - в любой сфере общественной жизни, избранной для данного ресурса целевой. Но для малого предприятия можно сказать определено - это либо заместитель директора, либо руководитель службы, отдела.
Где в сети находится профплощадка КМр-С? По значительному числу специальностей - на Е-xecutive (см. разделы дискуссий). Это хорошо известно членам Сообщества по личному опыту. Что в этом отношении представляет, например, Профессионалы.ру или Фейсбук для специальностей, не связанных с управлением предприятием, нужно спросить у этих специалистов. Но вернемся к Е-xecutive, готовы ли сегодня наши специалисты-прикладники видеть себя в качестве КМр-С?
3. Управление
Но все, о чем речь шла выше, делают люди, персонал. Которым, как известно, нужно управлять. Что дает нам третью точку остановки в нашем обзоре. Превращая его, между прочим, из ретроспективного в футуристический. Потому что такого рода осмысление КМ пока что характерно только для очень немногих крупных организаций. Если делами ресурса (уже не сайта) занято несколько десятков человек (или сотня), то, естественно, без классического менеджмента тут не обойдешься. Хотя и в относительно новом для него обрамлении или приложении. Большинство же групп персонала, занятых формированием и поддержанием контента, еще не оформились как полноценно (профессионально) управляемые единицы. И когда это произойдет или получит большую популярность, то тогда уже можно будет говорить о третьем возрасте КМ. Отметим, что в поле зрения этого менеджмента (КМ-У) должны находиться оба ранее упоминавшихся раздела или уровня: и информационный, и смысловой.
Но это для больших коллективов, а для маленьких? Точно так же. Ведь даже если контент-менеджер является лидером микроскопического коллектива в два человека, то ему все равно не уйти от этих вопросов. И выпускнику гуманитарного вуза или чистому программисту-математику без какого-либо представления о планировании, контроле, показателях будет в этой ситуации трудно. Показателях уже не сайта в целом, а всего лишь одного сотрудника. Ему же нужно объяснить, чего от него ждут, за что платят и сколько в каких случаях, а это как мы знаем, неизбежно вытащит на свет божий все тот же вопрос о смыслах, миссии, целях, задачах, сроках, качестве.
То, что Е-xecutive - безусловный лидер в концентрации вокруг своих сервисов именно менеджеров разных направлений и отраслей, очевидно. Другой вопрос, как представлена сегодня на Е-xecutive именно эта молодая отрасль менеджмента? Что зависит в равной степени как от интереса аудитории, ее настроя, устремлений, так и от желания администрации что-то предпринимать в этом направлении. Подчеркнем, молодом и перспективном.
Ху из КМр-У? Можно ответить одним словом: менеджер. И если у ресурса уже есть в роли КМр-С квалифицированный и опытный менеджер, то вопрос решается автоматически. А если нет? Если у руля молодой специалист, о котором мы говорили выше?
Где в сети находится профплощадка КМр-У? Ну, здесь без вариантов, наверное. Это место - Е-xecutive. Но, наверное, еще не распространивший на тематику КМ свое влияние должным образом.
Итак, есть ли смысл в выделении трех ипостасей контент-менеджмента? Есть ли у менеджмента (и, соответственно, Е-xecutive) тут новые задачи или новые аспекты старых задач? Есть ли у Сообщества интерес к теме? У той его части, что руководит сегодня службами и отделами, у молодежи?
Скоро узнаем.
Вадим, спасибо за статью.
Тема интересная. Поскольку я в какой-то части контент-менеджер, а нынче и злой до кучи))), то копеек добавлю. В следующем посте. Этим пусть в форум зайдёт
Очень рад новой встрече, спасибо за интерес и внимание, подробный разбор. И с прошедшими.
Но и всем читающим тоже привет, конечно.
Я пока не буду отвечать по деталям, потому что, наверное, будет еще кто-то примерно с теми же вопросами или замечаниями.
Скажу о главном. Зачем это мне и насчет профплощадки. Мне, чтобы услышать от коллег, что они думают по этому поводу. Потому что пока в голове сумбур (у меня), я не могу трудиться эффективно. А обрушив его на коллег, получаю уже с самого начала некую структуризацию, а уж после того, как народ потопчется...
Ну, и выходит профплощадка.
С уважением В.Петриченко
Трабла именно системного характера: с какой сторны подойти, как взяться. А обещать станцеваться, это, знаете (а Вы же знаете, как я к Вам отношусь), запрещенный прием.
Но проблема для меня именно в подходе, это для начала. А потом в том, где искать коллег для такого рода разговоров.
Буду очень рад, если на Ексе все и развернется в эту сторону. Пока что по тематике КМ одна статья. Она, кстати и на Хабре была: Василий Чуранов и Оксана Клименко. Я потом их попробую разыскать и сюда тоже пригласить.
Очень интересно было бы узнать их мнение.
С уважением В.Петриченко
Жаль. Но я Вам не верю. Вы пишете одно, а смотрите с фотографии совсем другое.
Коллеги не дадут соврать, полная демотивация, да еще и в послепраздничной атмосфере.