Дело вовсе не в халатности
В срыве сроков при изготовлении сайта не заинтересован никто, ни разработчики, которые в соответствии с договором платят потом за это огромные штрафы, ни заказчик, у которого под угрозой реализация рекламной компании или, скажем, отчетность перед инвесторами, высшим руководством и так далее. Однако, сроки срываются и происходит это довольно часто, но вовсе не потому, что кто-то из разработчиков имеет недостаточный профессиональный уровень, скорее наоборот. Чаще всего это случается по вине неопытного проджект-менеджера, который еще на первоначальном этапе просто не в силах правильно спланировать работу команды. Разработка веб-сайта — сложнейший технологический процесс, где качественное выполнение работ всех участников напрямую зависит друг от друга.
Как это происходит
Например, заказчик хочет сделать сайт, где в центре главной страницы будет находиться большое яблоко. Макет дизайна ему очень понравился и он его сразу же утвердил, после чего его отдали верстальщику. Верстальщик проковырявшись с ним несколько дней заявляет, что не сможет сверстать нормально это яблоко во всех браузерах, а это чревато тем, что половина людей его просто не увидит. Он предлагает выход: поднять яблоко вверх, а внизу оставить текст, тогда все сверстать получится. Дизайнер же категорически против, потомучто это решение полностью убьёт всю его идею. Этот спор может надолго затянуться, однако если он уладится может возникнуть новый, но уже с программистом, который не сможет запрограммировать то, что сверстано. Он даст свои требования верстальщику, а тот скажет, что под эти требования он сверстать такой дизайн просто не в силах.
В итоге получается порочный круг. Верстальщик не сверстает того, что сделал дизайнер, дизайнер откажется сделать так, как хочет верстальщик и программист. У верстальщика и программиста свои требования, а у дизанера творческие идеи и убежденность в том, что должно быть красиво. Все участники этого порочного круга не хотят и не могут отказаться от своих убеждений, потому что каждый из них в действительности прав.
Кто же тогда виноват?
Ни дизайнер, ни программист, ни верстальщик сами по себе не могут работать слаженно и выполнить работу в срок. Этот процесс нуждается в менеджменте высокого уровня. Работа должна быть построена как единый часовой механизм, где в первую очередь, все зависит от «часовщика», то есть проджект-менеджера.
У хорошего проджект-менеджера за плечами должно быть не менее 30 сайтов. Причем, первые будут обязательно провальными и это нормально, миновать эти провалы практически невозможно. Теоретиков эта профессия не терпит. Только с опытом придет способность учитывать все возможные перепитии в ТЗ (техническом задании), знание всех основных конфликтов и умение строить работу между разработчиками. Иначе одно яблоко можно верстаться целый месяц, а потом еще месяц программироваться. С сайтом же будет гораздо дольше, потомучто у каждой его страницы есть свои «яблоки».
Как всего этого избежать?
Искусство управления проектами — это выполнение нормы качества в срок. Добиться этого и избавить студию от порочного круга могут только опытный проджект-менеджер или глубокое изучение специфику проектирования сайтов. Это означает, что вы прокачиваете теоретические знания до такого уровня, что составляете спецификацию, по которой дизайнеры будут рисовать, а верстальщики верстать. Вы условно делите сайт на зоны, согласовываете их с программистом и потом уже даете верстальщику свод программных требований, а дизайнеру задание, определив таким образом пределы, где он может «творить».
Проще говоря, нужно нанимать хорошего проджект-менеджера или становиться им самому.
Что же касается заказчика, то избежать подобных неприятностей поможет лишь выбор более опытной студии. Все начинающие студии по началу терпят неудачу и Бюро в этом отношении не исключение.
Проблема управления людьми
В любой компании, чьим основным продуктом являются интеллектуальные услуги, ключевую роль играет человеческий фактор. И в веб-индустрии эта особенность очень наглядна. Иногда сроки затягивают сами разработчики. Есть очень точный закон разработки, некогда сформулированный г-ном Ашмановым: «Задача займет все время, которое на нее отвели». На одну и ту же работу можно тратить любое количество времени. Если программисту дать работу на месяц, он будет делать ее месяц и дольше, если дать ему ту же самую работу на год, то он будет ее также честно выполнять чуть больше года. А все потому, что если у проекта длинный дедлайн, то человек комбинирует работу с большим количеством отвлечений или попутно выполняет различное количество смежных задач.
Если бы при работе с людьми все было бы просто, то сайты стоили бы гораздо дешевле. При планировании интернет-проекта нужно всегда учитывать этот психологический закон, а именно сжимать сроки до предела с учетом того, что они сорвутся.
Проблема рынка
Возможно, основная проблема отечественной веб–индустрии в ее незрелости. В нашей профессии очень много молодых неопытных специалистов. И это неудивительно, потомучто, на сколько я знаю, специальное образование по управлению интернет-проектами получить нигде еще пока нельзя и профессионалом становится тот, кто набил больше шишек.
Статья странная. Видимо автор НИКОГДА не разрабатывал проект, ему неведомы понятия критического пути - если он ВСЕ работы предлагает сжимать до предела - вообще то фишка управления проектами в том, что все работы должны делаться в отведенное для них время, и сжимать сроки просто потому что так хочется - признак либо дурости - либо не профессионализма. Ну что сказать - видимо автору следует прочитать хотя бы несколько учебников по управлению проектами, изучить внимательно 2 - 3 раза PMI, и все его возгласы удивления рассеются сами собой.
Насчет ''неправильных заказчиков''. Алексей, смею Вас уверить , 95% компаний вообще не понимает смысла разработки веб сайтов. Но им по большому счету это и не надо. Когда в веб студии грамотно отлажен процессинг, то непонимание (или понимание) роли не играет - компания получает деньги, заказчик - сайт - и все довольны. Конечно хорошо работать с 5% заказчиков, которые ''понимают'' зачем им сайт, но таковые редкость. Следовательно, как говорил товарищ Сталин ''других пысателей у мэня нэт...'' - нужно учиться работать с теми, кто есть. И это абсолютно реально. Вы наверное имели ввиду ''невменяемых заказчиков'' - тут я с Вами соглашусь - невменяемым вежливо и твердо указываем на дверь. Но невменяемость довольно легко вычисляется на стадии переговоров при поставленных процессах. Такой заказчик просто не пройдет заключение договора - а без договора - кто же работает?
Юрий, ваш вариант хорош - для фрилансера или маленькой конторы. Не более. Когда начинается более весомая работа - начинаются реальные проблемы.
Кто то готов работать с фрилансеорм. Кто то - нет. Зависит от задач компании. Если вашу методику переложить на большую компанию-агентство - то либо от нее ничего не останется (от методики) либо она не будет работать. :-)
А вообще смешно в статье было читать, что верстальщик не может сверстать то, что нарисовал дизайнер. ну бывает конечно - но вообще то - НОНСЕНС. Для нормального верстальщика. Кстати они обычно либо одно лицо с дизайнером, либо работают в паре (чтобы потом чего не вышло) либо просто процесс отлажен - все нормально верстается.
веб-приложения делать еще проще, чем сайты.