Вадим Загуменнов: Выбор поставщика транспортных услуг: как оценить риски и принять взвешенное решение

Вадим Загуменнов

По мере развития рынка логистических услуг, растет возможность выбора поставщика услуги транспортировки. Как правило, основными критериями выбора являются соответствие технологическим параметрам груза (масса, объем, температурный режим и пр.), стоимость и ожидаемый срок доставки. Это необходимые критерии, но их недостаточно для принятия решения:

  • соответствие технологическим параметрам предопределяет оптимальное техническое решение (фура, вагон, контейнер и т.п.), однако это решение одновременно будет предложено несколькими компаниями
  • выбранное техническое решение определяет ожидаемый срок доставки и определяется скоростью магистральной перевозки (например: график движения судов, время доставки по железной дороге и т.п.)
  • стоимость доставки также определяется стоимостью магистральной перевозки (ЖД-тариф, сложившаяся цена на автодоставку), компании-поставщики предлагают близкие условия, и готовы вести переговоры о снижении стоимости — но в относительно небольших рамках.

Как правило, рекомендуется производить отбор поставщиков транспортных услуг, составляя рейтинг. С помощью рейтинга осуществляется сравнение поставщиков на основе экспертных оценок выраженности у них ряда интересующих заказчика услуг свойств. Рейтинг не универсален. Выбор критериев и удельных весов зависит от выбранной логистической стратегии, поставленных целей в области транспортной логистики, специфики груза.

Однако рекомендации по составлению рейтингов перевозчиков на базе этих критериев носят субъективный характер, реальная значимость многих параметров для экономики предприятия неизмерима — а значит неочевидна. Как же тогда сделать выбор перевозчика очевидным и осмысленным?

Как известно, цель предпринимательской деятельности — это генерация прибыли:

Прибыль = Объем продаж*Рентабельность продаж — Расходы.

Транспорт — связующее звено в бизнесе компании: между поставщиками ресурсов и производителями, между продавцами и покупателями. От принятого транспортного решения (решение по организации перевозок и решение о выборе поставщика транспортных услуг) зависит генерируемая бизнесом прибыль.

Принятие транспортного решения с точки зрения генерации предпринимательской прибыли — это решение об:

  • Уровне расходов на доставку (собственно расходы на транспортировку и непосредственно связанные с транспортировкой расходы)
  • Уровне расходов на содержание запасов: текущего и страхового
  • Уровне принятых предприятием рисков: товарных потерь и/или возможного снижения объемов продаж.

При расчете полной стоимости транспортного решения важно не только корректно рассчитать полную стоимость доставки, но и верно оценить риски.

Полная стоимость доставки включает в себя все затраты, связанные с доставкой груза:

  • затраты непосредственно на перевозку;
  • затраты на грузовые операции (перетарка, перегрузка и др.);
  • затраты на экспедирование;
  • затраты на осуществление таможенных формальностей;
  • затраты на документооборот.

Но выбирая поставщика транспортных услуг, компания принимает на себя кроме обязанности оплатить услуги по доставке груза, еще и риски, связанные с перевозчиком. Поэтому полная стоимость транспортного решения (ПСТР) включает в себя кроме собственно стоимости доставки дополнительные элементы:

  • оценка риска потери груза без выплаты компенсации;
  • оценка невозмещаемого ущерба, например скрытых повреждений внутри упаковки или потери товарного вида (ПТВ) продукции;
  • стоимость действий, направленных на компенсацию или утранение неприемлемых рисков (страхование груза, поддержание страхового товарного запаса).

Оценка рисков зависит от специфики работы каждого типа поставщиков транспортных услуг, например:

Транспортная компания. ТК — это компания, непосредственно оказывающая услугу перевозки. Условия оказания данной услуги регламентируются ст.40 ГК РФ, а также соответствующими виду перевозок уставами и кодексами. Плюсом ТК является предусмотренная законодательством ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (ст.796 ГК РФ). Однако ущерб и обеспечение сохранности груза — понятия различные. Например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТиГНЭТ) освобождает перевозчика от ответственности, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Например, в результате ДТП или нападения на машину.

Частный перевозчик. Как правило, речь идет об автоперевозках, осуществляемыми физическими лицами, зарегистрированными как индивидуальный предприниматель. В целом ответственность ЧП аналогична ответственности ТК, но стоит корректно оценить пределы способности физического лица к возмещению возможного ущерба.

Экспедитор. В отличие от перевозчика, законодательством установлен предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при перевозке грузов международном сообщении: 666,67 SDR за место или иную единицу отгрузки (в апреле 2010 года — это менее 600 EUR). За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза: не более 2 SDR за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

Риск — это состояние знания, при котором известны исходы по каждой альтернативе, а также вероятность реализации каждого исхода (Табл.1). Оценка риска позволяет оценить полную стоимость транспортного решения (ПСТР):

Табл.1 Расчет полной стоимости транспортного решения

Риск/Расход

Вероятность (P)

Стоимость (X)

PX

Стоимость доставки (за месяц)

100%

$4 000

$4 000

Утеря груза без компенсации

0,5%

$100 000

$500

Падение объема продаж в связи с задержкой груза, до 30 дн.

2%

$5 000

$100

Падение объема продаж в связи с задержкой груза, до 50 дн.

1%

$15 000

$150

Поддержание дополнительного страхового запаса на 20 дней

100%

$1 200

$1 200

Невозмещаемые товарные потери (бой, ПТВ и пр.)

50%

$1 500

$750

Итого, полная стоимость транспортного решения:

$6 700

Далее оценки полной стоимости транспортного решения удобно свести в единую таблицу (Табл.2).

Табл.2 Сравнение ПСТР различных поставщиков транспортных услуг

Риск/Расход

ТК1

ТК2

ТК3

ТК4

ТК5

Стоимость доставки (за месяц)

$4 000

$4 200

$3 500

$5 000

$5 500

Промежуточное хранение

 

 

$200

 

 

Утеря груза без компенсации

$500

$50

$100

$100

$50

Падение объема продаж в связи с задержкой груза, до 30 дн.

$100

$100

$100

$200

$100

Падение объема продаж в связи с задержкой груза, до 50 дн.

$150

$150

$150

$100

$50

Поддержание дополнительного страхового запаса на 10 дней

 

 

 

$600

$600

Поддержание дополнительного страхового запаса на 20 дней

$1 200

$1 200

 

 

 

Поддержание дополнительного страхового запаса на 30 дней

 

 

$1 800

 

 

Невозмещаемые товарные потери (бой, ПТВ и пр.)

$750

$600

$900

$600

$300

Страхование груза

 

$180

$160

$160

 

 

$6 700

$6 480

$6 910

$6 760

$6 600

Резюмируя. Для принятия экономически эффективного решения о выборе перевозчика недостаточно анализировать только стоимость доставки и соответствие условий технологических условий перевозки специфике груза. Полная стоимость транспортного решения для предпринимателя включает расходы на предотвращение рисков отклонений (страховой запас, страхование груза) и оценку возможных убытков от принимаемых компанией на себя рисков. Корректно произведенная оценка полной стоимости транспортного решения позволяет не только осуществить осмысленный выбор поставщика транспортных услуг, но и поставить цели в развитии поставщика услуг под свои нужды.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Лазарев
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

вот уж точно :)
вся статья поместилась в резюме:

Резюмируя. Для принятия экономически эффективного решения о выборе перевозчика недостаточно анализировать только стоимость доставки и соответствие условий технологических условий перевозки специфике груза. Полная стоимость транспортного решения для предпринимателя включает расходы на предотвращение рисков отклонений (страховой запас, страхование груза) и оценку возможных убытков от принимаемых компанией на себя рисков. Корректно произведенная оценка полной стоимости транспортного решения позволяет не только осуществить осмысленный выбор поставщика транспортных услуг, но и поставить цели в развитии поставщика услуг под свои нужды.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.