Мария Шувалова: Личный goodwill

Мария Шувалова

Понятие «goodwill» имеет многолетнюю историю и в настоящее время наиболее часто используется как экономический термин. Goodwill — это нематериальный актив, то есть то, что не имеет материального воплощения, но при этом может обеспечить своему обладателю сверхнормативную прибыль или иные выгоды (настоящие и будущие).

В качестве отечественно аналога понятия «goodwill» используется термин «деловая репутация», обладателями которой могут быть как компании, так и частные лица. Как известно, деловая репутация может быть положительной и отрицательной, оцениваться как качественными, так и количественными показателями.

Если говорить о компании, то положительная деловая репутация связана с позитивным отношением партнеров, клиентов к ее обладательнице, с доверием и уверенностью в положительном результате сотрудничества, качестве продукта. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения на рынке, недоверие к организации со стороны участников делового мира и клиентов. Соответственно, положительный «goodwill» приносит дополнительную прибыль, а отрицательный грозит финансовыми потерями. Кроме этого, в ситуации купли-продажи, компании, имеющие высокую деловую репутацию оцениваются дороже. «Goodwill» (стоимость деловой репутации) равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов (стоимость всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу). Проще говоря, деловая репутация стоит дополнительных денег, но и предполагает дополнительные затраты и усилия по ее формированию.

Личный «goodwill» менеджера в целом подчиняется тем же правилам — деловая репутация всегда в цене и позволяет иметь более высокую стоимость. При этом, имеет смысл отметить, что хорошая репутация конкретного топ-менеджера, либо управляющей команды, является частью гудвилла компании, в том числе способствует повышению покупной стоимости активов над их фактической ценой. Компании, возглавляемые положительно зарекомендовавшими себя на рынке управляющими, имеют больший «кредит доверия» со стороны деловых партнеров, кредиторов и инвесторов, то есть под конкретное имя (нематериальный актив) можно привлечь немалые деньги (материальные ценности). Не случайно, собственники в ситуации приобретения бизнеса, предпринимают усилия для того, чтобы купить не только компанию, но и сохранить прежнюю команду. Хотя имеют место быть и прямо противоположные случаи, если «goodwill» команды топ-менеджеров отрицателен и тянет компанию на дно. В иных ситуациях значение имеет деловая репутация не наемного менеджера, а собственника бизнеса.

Известно, что деловая репутация — понятие собирательное. Из каких же элементов состоит личный «goodwill»? Отмечу сразу, что устоявшегося перечня этих составляющих все-таки нет (имеют место быть разнообразные вариации), но среди постоянных элементов можно выделить такие как: известность и узнаваемость, широта и качество деловых связей, способность открывать «заветные» двери, влияние личного мнения в деловых кругах, наличие значимых достижений в профессиональном портфолио, способность эффективно лоббировать интересы компании, «уводить за собой ключевых клиентов», привлекать инвестиции «под свое имя», вызывать доверие у широкого круга лиц (коллег, партнеров, подчиненных) и прочее и прочее.

Интересно, что формируется «goodwill», имеет наибольшую силу и влияние в ближайшем окружении — в среде непосредственных деловых контактов, а вот максимальной своей величины (или стоимости) достигает тогда, когда отменная деловая репутация менеджера становиться известна в более широких кругах. Иными словами, «доброе имя» складывается не только за счет личной эффективной деятельности и коммуникаций менеджера, но также и за счет грамотного PR-сопровождения. Поэтому на сегодняшний момент на рынке существуют такое понятие как «управление деловой репутацией» или «репутационный менеджмент».

Естественно, формируется «goodwill» достаточно долго, медленно накапливается и не приносит моментальной отдачи, но «работает» на умного обладателя довольно долго, хотя разрушиться или сменить оценку с положительной на отрицательную может очень быстро. Сбалансировать колебания и частично компенсировать падение можно с использованием методов из арсенала PR, но чудеса вряд ли возможны. Существует также понятие «амортизации» гудвилла. Как это ни странно звучит, но «деловая репутация» может изнашиваться с течением времени.

«Репутация: то, что, по вашему мнению, думают о вас люди, когда вы думаете, что они о вас думают»

Неизвестный автор

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.