Все были удивлены, когда меня, 20-летнюю девочку-дизайнера, повысили до Начальника отдела рекламы и маркетинга. Сотрудники с многолетним опытом работы на должности «менеджер по рекламе» испытывали смешанные чувства. И зависть, и удивление, и раздражение и много еще чего они испытывали, в том числе, и меня на прочность. Конечно, все думали, что наша директор сошла с ума. Как может дизайнер управлять отделом? Я и сама тогда не совсем понимала, чем я это заслужила.
До сих пор все считают, что мне просто повезло. Но я открою вам большой секрет: везение – это миф. На самом деле мне помог мой современный взгляд на свою профессию: дизайн, как средство продвижения. Полученный опыт привел меня к принципиально новому направлению на рынке услуг. Итак, знакомьтесь: Его Величество Дизайн-менеджмент.
К счастью, минуло время, когда дизайнер выполнял вспомогательную «художественно-эстетическую» роль. Улучшением эстетических свойств продукта и декораторством может заниматься и художник. Сейчас дизайнеры всего мира пытаются повысить имидж своей профессии. За рубежом мои коллеги в этом сильно преуспели. В России пока мало кто понимает значимость дизайн-менеджмента, но большинство предприятий нуждается в нем.
В 2006 году проводилось исследование на тему «Роль дизайна в бизнесе. Эффективный дизайн», в рамках которого были опрошены топ-менеджеры 150 предприятий. Большинство считает нужным введение системы оценки качества дизайн-проектов. Оказалось, что они бы «дорого заплатили профессионалу, который объяснит им, какой дизайн нужно сделать, чтобы не потерять инвестиции, например, в производственную линию, стоимостью 5 млн. евро» (цитата из экспертного интервью «Роль дизайна в бизнесе. Эффективный дизайн», СПб, 2006).
Дизайн, приносящий прибыль, имеет ценность. Что это значит? Инструменты дизайна нужно использовать при создании нового успешного продукта. С помощью него же можно воздействовать на потребителя. Если оглядеться вокруг, то можно понять, как обширно поле деятельности дизайнеров. Например, целенаправленно разработанный интерьер вашего офиса помогает строить взаимоотношения с сотрудниками и партнерами.
Становится понятно, что дизайн – это мощный инструмент менеджмента, который можно и нужно использовать. К сожалению, в российских вузах пока отсутствует подготовка специалистов по направлению «Дизайн-менеджмент». А одними лишь креативными дизайнерами вам не обойтись. Следовательно, нужно искать человека, который имеет образование по специальности «Дизайн», но при этом обладает аналитическим складом ума, знаниями основ менеджмента, маркетинга, психологии. Обычный дизайнер мыслит таким образом: «Нужно сделать красиво». А «красиво» обычно утверждается руководителем, оценка которого основывается на личном представлении о красоте, и, соответственно, не является истиной в последней инстанции. Оценку дизайн-проекта должен производить человек, который мыслит о дизайне следующим образом: «Нужно сделать продукт, который хочется купить». Цель современного дизайна – продать.
«Я так вижу» - это аргумент свободного художника. Настоящий Дизайнер смотрит на мир глазами потребителя. Великий Дизайнер хочет угодить потребителю. А не себе и не заказчику. По сути, дизайн-менеджмент – это переводчик с «дизайнерского» языка на «бизнесовый» и наоборот. Дизайн-менеджмент разбирает проект по полочкам и помогает рассчитать прибыль относительно вложенных средств. Он также срывает пелену загадочности с «креативного подхода» и преобразовывает его в дизайн-стратегию, которую можно измерить, посчитать и оценить.
Основные функции дизайн-менеджмента – организация работы дизайн-команды на предприятии, управление процессом создания дизайн-проекта, разработка дизайн-стратегии и воплощение дизайна в жизнь, а точнее – в бизнес и в рынок.
О, сколько нам открытий чудных...
Алена, а, может, стоит иногда книжки читать? О школе дизайна в стратегическом менеджменте у Минцберга, о концепции менеджмента как дизайна Питерса и тд
Елена, спасибо, разделяю вашу точку зрения. ''Дизигнеров'' нынче много развелось - это правда.
Владимир, нужно не только слушать, но и слышать.
А ''книжки'' оставим детям. Взрослые люди обычно КНИГИ читают.
''Корни дизайна, безусловно, в инженерии. Изначально главная идея дизайна – создавать продукты с лучшими качественными характеристиками. То есть дизайн – это прежде всего генерация новых технологий. Но сегодня такое прочтение дизайна непопулярно. С тридцатых годов прошлого века американские компании стали понимать дизайн только как изменение внешних форм и использовать его для продвижения своих товаров на рынке. С тех пор дизайн едва ли не главный инструмент маркетинга. Однако я считаю, что это не стратегический подход. Потому что продукт в конечном итоге не работает так, как ты об этом заявляешь потребителю. Производители пока не думают об этом – ускорение потребления позволяет им, принципиально не меняя технологий своих продуктов, создавать иллюзию новизны. Но такая позиция рано или поздно приводит к разочарованию клиентов. Что же касается меня, то я по старинке считаю, что дизайн – это не то, как выглядит предмет, но то, как он работает.''
Человек-пылелос Дайсон
http://www.sibai.ru/content/view/1181/1326/
Сказать можно много, а многие ли делают (из тех кто говорит)?
Дизайн - это и то, как работает и то, как выглядит предмет. Это неразделимо.
А по поводу того, что не все делают так, как пишут и говорят. Я с вами согласна. Но тут уже корни другого характера.
Алена, доброго дня! Было бы хорошо указывать автора исследований и цитат в вашем сообщении. Я много делаю в области развития дизайн-менеджмента в России, поэтому публикацию вашу поддерживаю. Если есть, что сказать и написать на тему дизайн-менеджмента, пишите на мой мейл (stashenko@britishdesign.ru), опубликуем на design-management.ru
С уважением,
Мария Сташенко,
куратор курса Дизайн-менеджмент в БВШД,
идеолог и автор проекта ''Роль дизайна в бизнесе:эффективный дизайн'',
редактор www.design-management.ru