Олег Павлов: Что говорит поисковая система в интернете о развитии российского бизнеса?

Олег Павлов

Интересные данные, на мой взгляд, можно получить, изучая частоту использования слов в поисковой системе Яндекс. Началось с того, что я решил проанализировать интерес пользователей российского Интернета к различным сторонам бизнеса, например, к менеджменту, маркетингу, стратегии, рекламе и пр. Вот что получилось:

Слово

Количество запросов в месяц

реклама

612835

менеджмент

253052

маркетинг

201951

PR

80774

управление персоналом

44027

финансовый менеджмент

20366

управление предприятием

19006

управление проектами

16239

управление качеством

14555

антикризисное управление

12295

стратегический енеджмент

10804

управление продажами

2392

конкурентноспособность

1211

анализ потребителей

216

анализ конкурентов

874

конкурентный анализ

638

О чем говорят эти данные? Прежде всего, о том, что российские предприниматели считают самым важным в бизнесе. И это — реклама. То есть, успех, по мнению многих бизнесменов, заключается в хорошей рекламе. Развитие российского бизнеса в настоящее время можно охарактеризовать двумя основными чертами: слабой конкуренцией и состоянием потребительского рынка, далеким от насыщения во многих сферах жизни. О первом выводе говорит то, что обращение к вопросам рекламы в 200 раз больше, нежели к вопросам анализа конкурентов и конкурентной среды (словосочетание «конкурентоспособность», «анализ конкурентов» и «конкурентный анализ» в общей сложности используются около 3 тыс. раз в месяц по сравнению с 600 тыс. + раз обращений к слову «реклама»). Другими словами, реклама работает, что характерно для неразвитого потребительского рынка и отсутствием должного количества предложений товаров и услуг на рынке.

Слабая конкуренция позволяет бизнесу не заниматься стратегией, о чем свидетельствует сравнительно небольшое количество ежемесячных запросов с использованием слова «стратегический менеджмент» (10 804).

Несмотря на высокий показатель ежемесячного употребления слова «сбыт» (18 168), словосочетание «управление продажами» использовалось всего 2392, «стимулирование сбыта» — 1208. Это еще раз подтверждает тот факт, что главным инструментом продажи продукта или сервиса на сегодняшний день считается реклама, а не правильная стратегия и планомерная работа отдела продаж.

На этом фоне несколько странной смотрится цифра использования словосочетания PR (связи с общественностью) — 80774. Явное свидетельство интереса, но с какой реальной целью? Учитывая малый интерес к стратегии, можно предположить, что «связь с общественностью» понимается, скорее, как скрытая реклама, нежели как один из эффективных инструментов стратегии предприятия и декларирования своей социальной позиции и ответственности.

О сложности вопроса подбора и управления персоналом говорят цифры использования слов: «менеджмент» — 253052 раза, «управление персоналом» — 44027 раз, «мотивация» — 42720 раз. Однако «обучением персонала» интересуются всего 5530 раз, «подготовкой персонала» — 480 раз в месяц, примерно в 8 и в 100 раз меньше чем «управлением« соответственно.

Что ожидает российский бизнес в недалеком будущем? Если не тыкать пальцем в небо, а посмотреть на развитие бизнеса в прибалтийских странах, типа Латвии, то можно с определенной долей уверенности сказать следующее:

Прежде всего, российский бизнес ожидает усиление конкуренции с нарастающим увеличением предложений товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность покупателя. Ту конкуренцию, которая существует на сегодня, трудно назвать действительно конкуренцией. Во-вторых, увеличение конкуренции и прежнее отношение к рекламе, как единственному каналу сбыта приведет к временному увеличению спроса на рекламу и повышение цен на рекламные площади. Вследствие этого площади рекламных объявлений начнут уменьшаться, и реклама в СМИ будет напоминать большое лоскутное одеяло, когда глаз не может задержаться ни на одном из маленьких кусочков. Восприятие рекламы небольших предприятий и ее отдача снизится до 0,01% и ниже, что не будет окупать затраты на нее. Многие мелкие компании, не найдя альтернативного способа продвижения своего товара и не обладая конкурентоспособной стратегией будут закрываться. Начнется эра отделов продаж, прежде всего телефонных продаж. Однако и здесь успех ждет немногих. Отсутствие опыта, большая психологическая нагрузка продавцов и высокая текучесть кадров, низкая результативность и эффективность продаж будет постоянной проблемой многих и многих руководителей.

И только тогда, когда все лежащие на поверхности каналы и инструменты продаж будут использованы, руководители начнут задумываться о стратегии компании, о дифференциации или выделение своего товара на рынке, рекламных концепциях и рекламных кампаниях как продолжении и составной части общей стратегии своего предприятия. И случится все это в течение ближайших пяти лет.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Виталий Чапурин, Алексей Леонов
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Забавно...
Я эту статью уже читал... http://www.rb.ru/community/articles/articles/2009/12/31/131502.html
Только там она датирована 08.2008, и цифры те же. :)

Presale-менеджер, Германия

Замечательный подход, сам люблю порой применить. Хотя на самом деле имеющий много ограничений.

Как показывает мои наблюдения... использование разных слов авторами статей крайне редко формирует понимание их сути.

А изменения происходят только если есть предпосылки и воля, иначе как было натурально хозяйство, так и останется.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.