Интересные данные, на мой взгляд, можно получить, изучая частоту использования слов в поисковой системе Яндекс. Началось с того, что я решил проанализировать интерес пользователей российского Интернета к различным сторонам бизнеса, например, к менеджменту, маркетингу, стратегии, рекламе и пр. Вот что получилось:
Слово |
Количество запросов в месяц |
реклама |
612835 |
менеджмент |
253052 |
маркетинг |
201951 |
PR |
80774 |
управление персоналом |
44027 |
финансовый менеджмент |
20366 |
управление предприятием |
19006 |
управление проектами |
16239 |
управление качеством |
14555 |
антикризисное управление |
12295 |
стратегический енеджмент |
10804 |
управление продажами |
2392 |
конкурентноспособность |
1211 |
анализ потребителей |
216 |
анализ конкурентов |
874 |
конкурентный анализ |
638 |
О чем говорят эти данные? Прежде всего, о том, что российские предприниматели считают самым важным в бизнесе. И это — реклама. То есть, успех, по мнению многих бизнесменов, заключается в хорошей рекламе. Развитие российского бизнеса в настоящее время можно охарактеризовать двумя основными чертами: слабой конкуренцией и состоянием потребительского рынка, далеким от насыщения во многих сферах жизни. О первом выводе говорит то, что обращение к вопросам рекламы в 200 раз больше, нежели к вопросам анализа конкурентов и конкурентной среды (словосочетание «конкурентоспособность», «анализ конкурентов» и «конкурентный анализ» в общей сложности используются около 3 тыс. раз в месяц по сравнению с 600 тыс. + раз обращений к слову «реклама»). Другими словами, реклама работает, что характерно для неразвитого потребительского рынка и отсутствием должного количества предложений товаров и услуг на рынке.
Слабая конкуренция позволяет бизнесу не заниматься стратегией, о чем свидетельствует сравнительно небольшое количество ежемесячных запросов с использованием слова «стратегический менеджмент» (10 804).
Несмотря на высокий показатель ежемесячного употребления слова «сбыт» (18 168), словосочетание «управление продажами» использовалось всего 2392, «стимулирование сбыта» — 1208. Это еще раз подтверждает тот факт, что главным инструментом продажи продукта или сервиса на сегодняшний день считается реклама, а не правильная стратегия и планомерная работа отдела продаж.
На этом фоне несколько странной смотрится цифра использования словосочетания PR (связи с общественностью) — 80774. Явное свидетельство интереса, но с какой реальной целью? Учитывая малый интерес к стратегии, можно предположить, что «связь с общественностью» понимается, скорее, как скрытая реклама, нежели как один из эффективных инструментов стратегии предприятия и декларирования своей социальной позиции и ответственности.
О сложности вопроса подбора и управления персоналом говорят цифры использования слов: «менеджмент» — 253052 раза, «управление персоналом» — 44027 раз, «мотивация» — 42720 раз. Однако «обучением персонала» интересуются всего 5530 раз, «подготовкой персонала» — 480 раз в месяц, примерно в 8 и в 100 раз меньше чем «управлением« соответственно.
Что ожидает российский бизнес в недалеком будущем? Если не тыкать пальцем в небо, а посмотреть на развитие бизнеса в прибалтийских странах, типа Латвии, то можно с определенной долей уверенности сказать следующее:
Прежде всего, российский бизнес ожидает усиление конкуренции с нарастающим увеличением предложений товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность покупателя. Ту конкуренцию, которая существует на сегодня, трудно назвать действительно конкуренцией. Во-вторых, увеличение конкуренции и прежнее отношение к рекламе, как единственному каналу сбыта приведет к временному увеличению спроса на рекламу и повышение цен на рекламные площади. Вследствие этого площади рекламных объявлений начнут уменьшаться, и реклама в СМИ будет напоминать большое лоскутное одеяло, когда глаз не может задержаться ни на одном из маленьких кусочков. Восприятие рекламы небольших предприятий и ее отдача снизится до 0,01% и ниже, что не будет окупать затраты на нее. Многие мелкие компании, не найдя альтернативного способа продвижения своего товара и не обладая конкурентоспособной стратегией будут закрываться. Начнется эра отделов продаж, прежде всего телефонных продаж. Однако и здесь успех ждет немногих. Отсутствие опыта, большая психологическая нагрузка продавцов и высокая текучесть кадров, низкая результативность и эффективность продаж будет постоянной проблемой многих и многих руководителей.
И только тогда, когда все лежащие на поверхности каналы и инструменты продаж будут использованы, руководители начнут задумываться о стратегии компании, о дифференциации или выделение своего товара на рынке, рекламных концепциях и рекламных кампаниях как продолжении и составной части общей стратегии своего предприятия. И случится все это в течение ближайших пяти лет.
Забавно...
Я эту статью уже читал... http://www.rb.ru/community/articles/articles/2009/12/31/131502.html
Только там она датирована 08.2008, и цифры те же. :)
Замечательный подход, сам люблю порой применить. Хотя на самом деле имеющий много ограничений.
Как показывает мои наблюдения... использование разных слов авторами статей крайне редко формирует понимание их сути.
А изменения происходят только если есть предпосылки и воля, иначе как было натурально хозяйство, так и останется.