Продолжая свое исследование рынка на предмет заинтересованности московских веб-студий в сотрудничестве с региональными командами, я встретился с Дмитрием Козловым, генеральным директором компании DEFA Interaktiv. С 2000 года DEFA Intreaktiv работает на рынке интернет-маркетинга и сегодня занимает одно из лидирующих мест в рейтинге топ-студий рунета.
Дмитрий рассказал про свой опыт и отношение к сотрудничеству с регионами. Надо сказать, что его взгляд достаточно сильно отличается от взгляда Оксаны Клименко (РБК СОФТ), с которой я беседовал в прошлый раз, и на то есть причины.
ВЧ: Москва занимается продажами и управлением, а разработка отдается на субподряд региональной команде. Существует ли такая модель? Есть ли спрос на рынке?
ДК: У нас есть опыт и он негативный. Я считаю, что это порождает больше проблем, чем выгод. Понятно, что уровень жизни в Москве высокий, высокие заработные платы, да и сам рынок труда более сложный. Организовать собственную разработку сложней и дороже, чем в регионе. Зато, в обмен на это, я получаю жесткий контроль над исполнением проектов, который практически невозможно обеспечить при удаленной работе.
У нас был опыт работы с удаленными компаниями, удаленными частными лицами. Мы работали и с регионами и даже с иностранными компаниями – и всегда были проблемы. Во-первых, если говорить про российские компании, то у них вообще нет культуры подряда. Партнер в Москве, он же заказчик, воспринимается, как денежный мешок, его желания ничего не значат. Отсюда качество, сроки и другие показатели всегда нарушаются. Нет случаев, когда это исполняется. Я знаю, что есть региональные студии сильные сами по себе, но это их бизнес, они там живут и работают. Выход отчасти вижу в создании собственных региональных департаментов, где работает, условно говоря, московский человек. Для него это должно быть в первую очередь интересно. Помимо этого ему компенсируют проживание в чужом городе, а он, в свою очередь, отвечает перед своими коллегами в Москве. Но, подчеркиваю, он является представителем московского офиса. И вся компания в регионе должна при этом являться собственностью головного офиса.
ВЧ: В моем случае было именно так, как Вы упомянули. Есть свой человек в Москве, который переехал в Смоленск, где сейчас успешно руководит региональным офисом. Наверное, благодаря этому у нас и получается избегать описанные Вами сложности и зарабатывать при такой модели...
ДК: Да, если они являются Вашем филиалом и рычаги управления находятся в Москве – я не исключаю жизнеспособность данной модели.
ВЧ: Почему вы отказались от идеи открытия своего производственного филиала?
ДК: До кризиса мы просчитывали такой проект на примере Ярославля. Это тем не менее оказывалось достаточно дорого и все экономии, которые порождает такая мера выглядят сомнительно. Они конечно есть, но чтобы их почувствовать, нужны большие объемы продакшена. Мы немного далеки от рынка веб-девелопепмента в чистом виде. Он предусматривает достаточно большие объемы работы, другие подходы.
Если взять DEFA interaktiv, как продакшен, то мы не конкурентноспособны на рынке недорогих, быстрых и типовых проектов. Мы не умеем эффективно делать такие задачи. Мы можем готовить комплексные интерактивные программы в основе которых, безусловно, сайт. Он специально разрабатывается, чтобы решить стратегические маркетинговые задачи. Чаще всего, дополнительно мы сопровождаем все это различными активностями в Интернете (медийка, social media, seo) и осуществляем поддержку. Мы предлагаем сервис, а не продакшен. Сервис, который включает в себя в первую очередь менеджерскую работу. Все вопросы связанные с продакшеном, они болезненны, но не настолько. Они уходят на третий план. Всегда можно найти того, кто тебе сделает работу с приемлемым качеством за большие или меньшие деньги. Ради этого содержать и кормить пул девелоперов в регионе для нас нет никакого смысла. Получается бизнес ради бизнеса…
ВЧ. А какже экономия в кризис? В нашей работе самое затратное - это заработная плата. Именно для сокращения затрат на зарплаты и всевозможные накладные расходы на сотрудников, компании выносят производство в регион.
ДК. Смотря, что такое зарплата. У нас сдельная система работы, зарплаты как таковой нет. Мы так для себя решили, и это прекрасная модель, которая отлично масштабируется и работает.
ВЧ: Вы считаете, что модель почасовой оплаты более эффективна, чем работа при фиксированной зарплате?
ДК: Как я уже сказал, у нас внутри эта модель прижилась и отлично работает. При постоянном потоке задач, разработчики могут заработать значительно больше, чем при фиксированной зарплате. Это является очень сильным мотиватором. В случае профицита задач эта система себя оправдывает. При дефиците задач, это работать не будет. Разработчики начнут завышать оценку, придумывать несуществующую нагрузку или еще что-то такое делать. Мы, кстати, платим разработчикам не тогда, когда клиент принял задачу, а тогда когда менеджер ее закрыл.
ВЧ. Что происходит если менеджер при первоначальном составлении бюджета не предусмотрел какие-то задачи, которые всплыли на этапе разработки, и нужны дополнительные работы чтобы закрыть проект?
ДК: Менеджер изыскивает средства и добавляет их в проект. Таки образом, исполнителю компенсируются все затраты на выполнение задачи. Но деньги спускаются в проект исходя из предварительной оценки. Часто бывает, что аналитическую и дизайнерскую части мы выполняем быстрей, чем планировали и это дает возможность делать некоторые ошибки на этапе производства, не выпадая при этом в минус. Менеджер за этим жестко следит.
ВЧ:Что вы готовы заказывать у регионов?
ДК: Там можно заказывать SEO. Этот рынок почти полностью перетек в регионы. Лучшие специалисты, которые на этом съели собаку, находятся в регионах. Но тут с оговоркой. Заказывать готовы исполнительное SEO, но не аналитику.
Так же можно заказывать программинг, в нашем случае - на CMS «Битрикс». Если есть действительно профессиональные команды, работающие с этой CMS, то и это можно отдавать, но тут опять всплывает вопрос коммуникаций и доверия. Ты отдаешь вроде как профессионалам, а они сливают заказ третьим лицам. Не имея команду в Москве, мы не сможем контролировать качества результата. К тому же, наше техническое задание мы ориентируем не на разработчиков, а на клиента. Расписываем функциональные требования и интерфейсную часть. Задание внутри команды разработчиков мы не детализируем Все узкие моменты выясняются и решаются по ходу работы.
ВЧ: За какую стоимость часа вы готовы покупать время региональных команд, при хорошем качестве работы?
ДК: Интересная цена до 350 руб за час. При этом эффективность должна быть не ниже наших собственных программистов.
ВЧ: Каким требованиям, по вашему мнению и опыту, должна соответствовать региональная команда?
ДК: В нашем случае это битрикс-команда с опытом работы, плюс умелый верстальщик со знанием клиентского программирования. Более специфичных требований, на мой взгляд, нет. Тут более правильно задать вопрос техническому директору.
ВЧ: Если заглянуть на 5-7 лет вперед, каким вы видите сектор веб-разработки в России?
ДК: Это очень сложный вопрос. Мы сейчас с коллегами много думаем, совещаемся по этому поводу. У меня сценарий следующий. Рынок переживает плохие времена. Пессимистический сценарий заключается в том, что в нынешнем виде рынок веб-разработок перестанет существовать. Таких компаний, которые делают веб-решения полного цикла не станет. Огромное количество существующих студий сильно занижают стандарт качества, не дают возможности выстраивать какие-то стандарты обслуживания. У рынка исчезло понимание, сколько стоит сайт. Компании-заказчики перестали понимать, почему они должны платить миллион рублей, когда они могут заплатить 100 тыс рублей, не понимают отличия разработанных решений. При таком раскладе на рынке скоро не будут востребованы индивидуальные разработки. Будут востребованы узкоспециализированные коробочные решения и сервис по их настройке и интеграции. Для больших компаний, конечно, будут делаться какие-то разработки, но для массового сектора все будет только настраиваться.
Доля стандартных решений и возможности их кастомизации будет все время расти. К ней будет прибегать не только малый бизнес, но и средний и большой. Другая часть рынка веб-разработок — маркетинговая. Она все больше будет переходить к маркетинговым компаниям. Рынок будет разведен и посредине будет пусто. Конечно, какие-то маргинальные компании останутся, и будут окучивать свой узкий сектор.
Из этого есть выход. Нужно становиться интеграторами, менеджерскими компаниями, которые обеспечат интеграцию медийных, креативных решений с технологической платформой. Вот такая вот история.
ВЧ: А где будет делаться дизайн?
ДК: Дизайн, я считаю, это часть маркетинговых активностей. Маркетинговые агентства будут делать аналитику и заказывать веб-дизайн в рекламных агентствах.
ВЧ: Спасибо.
P.S. Мой личный опыт работы в московской студии в связке с региональным продакшеном пока дает вполне хорошие результаты, но общие выводы пока делать рано. Попробуем встретиться еще с несколькими представителями и выяснить их взгляд на этот вопрос.
Интервью впервые опубликовано на cmsmagazine.ru.
Правильно все человек сказал. Единственное, в чем ошибка пока - это про удаленный фриланс. Это схема работы будущего. Им надо было создать специальное програмное обеспечение для своих аутсорсеров, с конторолем скриншотов и клавиатурным шпионом - и все было бы хорошо. А сам принцип оплаты ИТ ''по времени'' - единственно правильный. Некторые задачи изначально кажутся легкими, а потом может выяснятся, что на их решение ушло в три раза больше времени. Другие наоборот - нестандартными методами можно решить в пять раз быстрее чем планировалось - это ИТ. Здесь можн все - хоть что б деньги с монитора вылазили, вопрос только в затратах времени на это и соображалке вебмистресс.
Хорошую команду разработчиков на Битрикс ДО 350 рублей!? :-)
И наверное безналом? :-)
И что есть такие идиоты?
А ОТ 500 не хочешь?
Нет? Вот и не морочьте людям голову Вашим негативным опытом.
P.S. За такие деньги только студенты одиночки будут работать