Российская система образования – явление парадоксальное, существующее по своим непонятным правилам и преследующее единственную цель – готовить высококвалифицированных безработных. То, что государство за свой счет обучает абсолютно невостребованных специалистов, можно по давней традиции списать на национальные особенности.
Но как объяснить тот факт, что тысячи молодых людей выстраиваются в очередь, чтобы за свои же деньги получить образование, на которое отсутствует спрос? Абитуриентов, атакующих вузы, не смущает печальная статистка: каждый третий выпускник популярных экономических и юридических факультетов не может найти работу. В целом по специальности работает меньше половины россиян. Но, несмотря на эти невероятные цифры, спрос на дипломы неуклонно растет, а ценность образования при этом падает.
Удивительно, но чем образованнее человек, тем меньше на рынке труда подходящих для него вакансий. То есть количественно вакансий больше, но содержание работы не соответствует уровню притязаний соискателя. А в нелегкие кризисные времена, как известно, востребованность специалистов определяется степенью их отчаяния: готовностью работать как папа Карло, а получать как Буратино, забыв о собственных интересах и университетских дипломах.
О степенях
Моя приятельница Ниночка во времена своей аспирантской молодости служила переводчицей у работавшего в Москве парикмахера–француза. Пьер, несмотря на три класса образования, считался мастером своего дела и хорошо стриг не только локоны. Француз не понимал, что такое аспирантура, и от души потешался над Ниной: зачем учиться столько лет? Ниночка, без пяти минут кандидат наук, обслуживавшая полуграмотного босса, приходила ко мне плакать. Ритуальный Ниночкин плач сопровождался распитием французского коньяка с обязательным тостом за взятие Бастилии и изощренными проклятиями в адрес цирюльников всего мира. Ниночка защитилась, вышла замуж, сидит дома и варит щи…
Увы, остепененные домохозяйки, кандидаты наук, торгующие бананами, – не такая уж редкость. Сегодня работодателя пиэйчди не удивишь! «Пиэйчдями» современная молодежь на западный манер величает всех обладателей ученых степеней. Впрочем, диссертации пишут не для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на работодателя. Для чего? Ответить на этот вопрос могут лишь единицы – еще один парадокс нашей невероятной системы образования. Оказывается, большинство нормальных (не липовых/купленных/левой ногой написанных) диссертаций защищаются «для себя»! Есть еще варианты: «из интереса», «ради удовольствия». За всеми этими формулировками скрывается одно – понимание того, что проделанный труд не востребован и никак не вписывается в систему рыночной экономики, тогда как в маленьком уютном мирке, именуемым «академической средой», где наука самоценна, на всех места не хватит, да и не многим туда хочется. А рынок труда жаждет менеджеров по продажам и глубоко равнодушен к «пиэйчдям».
В погоне за MBA
Увлечение бизнес-образованием, кажется, постепенно угасает. А может, просто у людей закончились деньги: кризис все-таки, а MBA – штука дорогая. Однако совсем недавно за эти три заветные буквы люди закладывали квартиры, продавали машины и… оставались без квартир, машин, зато с красивой корочкой магистра делового администрирования. При этом качество образования российских бизнес-школ считается крайне низким, что, как ни странно, почти не влияет на спрос. Зачастую MBA получают ради «связей». Слушателей программ MBA можно разделить на два типа. Первые – это бизнесмены, желающие расширить и систематизировать свой управленческий опыт, имеющие возможности для получения бизнес-образования. Вторые – те, кто, не имея соответствующего опыта и средств, страстно желают прорваться в касту топ-менеджеров.
Отзывы об образовании с приставкой «бизнес» самые разные – от крайне негативных до восторженных. А на рынке труда никакого ажиотажа вокруг магистров делового администрирования не наблюдается.
Иррациональные основы российского образования
Система образования и рынок труда в России взаимодействуют очень странным образом. Чем менее профессия востребована на рынке труда, тем больше специалистов готовят отечественные вузы. Чем меньше становится абитуриентов – тем больше выделяется бюджетных мест. Чем выше уровень образования специалиста, тем сложнее ему найти работу. Нередко самыми успешными оказывают люди, которые сначала делают карьеру и потом покупают дипломы. Бизнесмены предпочитают платить за MBA со «связями», а политическая элита предпочитает покупать получать ученые степени. Все это и есть национальные особенности российской системы образования, готовящей самых квалифицированных безработных в мире.
Также смотрите:
Алена, Вы подняли весьма любопытную тему,
и предлагаю ее рассмотреть немного под другим углом - через призму интереса, творчества в жизни человека.
Мне кажется, что старик Маслоу в чем-то все же был прав, когда говорил о потребности в актуализации, самовыражении:)...
Не все можно измерить меркой рыночной полезности. Это только один из аспектов, важный, но не единственный.
Действительно, нам платят за то,что мы приносим пользу. Чем больше пользы ты приносишь, тем более ты востребован на рынке и тем выше твоя цена.Поэтому, казалось бы, основная цель образования - помочь нам стать максимально полезными членами общества.
да, это все так. Но есть еще и другие потребности, котрые просыпаются в каждом по мере удовлетворения базовых. Просто стать человеком...
Как ты прожил этот день?.. Что ты создал в этом мире?..
И как говорил Паровозик из Ромашкино: '' Но если мы не услышим соловья, мы опаздаем на целый год''.
и в какие-томоменты именно эти вопросы движут нас, в том числе и при получении образования.
Хотя, конечно, по большей части выбирая профессию и получая образование, в своей первой половине жизни человек, как правило, не может совершить осозннай выбор.
Чаще всего выбирая образование, ''проигрываются'' ожидания окружающих и впервую очередь родителей (или бунтуют, что в общем-то тоже самое, только со знаком минус). И в аспирантуре учаться и защищаются и т.д. Как Ваша приятельница Ниночка.
И может быть именно весь этот путь и позволил в конечном счете ей найти себя в жизни. Ведь нельзя всю жизнь жить несвоей жизнью. Наташа Ростова тоже сидела дома и занималась детьми...
Я не соглашусь с мнением Дениса Кирицкого о том, что негосударственный ВУЗ - значит плохой. Это не правда. Я училась и в государственном и в негосударственном. И качество преподавания в негосударственном выше. Всё чем они могут обосновать свой диплом - это репутация. Поэтому стараются учить на совесть.
Мне наоборот сейчас кажется, что если бы ВУЗам давали большую свободу или даже заставляли бы менять вслед за прогрессом. Если бы их доход зависел не от гос-го ''пайка'', а от их репутации, качества подготовки, перспектив устроиться на работу после такого ВУЗа, то и процент устроившихся был бы выше.
А вот что с профориентацией беда - согласна. А ещё проблема в том, что понять что написано в учебом плане на 5-6 лет вперед можно только проучившись эти 5-6 лет, но никак не в момент сдачи документов. А менять профиль на третьем курсе уже как-то поздновато, мягко говоря. Представляемые учебные планы никак не адаптрованы на обывателя. Тут даже профориентация не поможет. У нас в городе выпускают программистов 3х видов только в техническом университете(НГТУ). А лушие получаются в НГУ на физтехе и мехмате... Ну и как в этом разбираться в 17 лет?