Тимур Беставишвили: Корпоративный спортивный центр как часть социального пакета и составляющая корпоративной культуры предприятия

 

Тимур Беставишвили

Сколько бы мы не говорили об «особом пути» российской экономики, специфических чертах и особенностях собственного экономического пути, необходимо признать, что, в общем и целом, развитие рыночной экономики проходит практически по тому же сценарию, который был разработан на протяжении всей истории становления западной экономической модели. Отличие заключается только в том, что наша страна проходит тот же путь значительно быстрее. Однако скорость, в данном случае, не является очень хорошим показателем. Напротив, именно ускоренное движение по проторенному пути вызывает всевозможные ошибки и перекосы, от которых уже не первый год страну сотрясают всевозможные политико-экономические кризисы. В связи с этим сейчас смешно даже вспоминать о том, что в 90-х годах прошлого века находились «экономисты», которые вполне серьезно полагали, что России понадобится очень мало времени для того, чтобы «догнать и перегнать» Запад. Назывались даже конкретные числа, вроде пресловутых «500 дней» и прочего. Кто-то грозился лечь на рельсы, кто-то обвинял оппонентов в косности. И тогда это никому не казалось странным. Надежда на перемены была родом наркотика, который давал состояние эйфории и уверенность в том, что все это – вполне реально. Оценку профессионализма таких «экономистов» - прилежных аспирантов Университетов марксизма-ленинизма, членов редколлегий журналов типа «Проблемы мира и социализма» и прочих источников передовой экономической мысли мы оставляем за границами данной статьи. Тем более, что многие из них до сих пор подвизаются на ниве политики, несмотря на то, что для всех достаточно очевидны оглушительные провалы тех из них, кто «дорвался» до управления экономикой. Оценку их деяний завершим на оптимистической ноте: слава Богу, что «дорвались» не все.

Успехи западной экономики были бы недостижимы, если бы проводники ее идей не поняли важнейшего принципа существования любой системы, в том числе и системы экономических отношений: система может развиваться только тогда, когда она содержит элементы стабильности, то есть некий структурный «скелет». Но экономика – это процесс, в котором абсолютной стабильности быть не может. Именно на нарушении стабильности и возникает прибыль. Однако некоторые элементы должны быть незыблемыми. Таким элементом стабильности для экономики запада стала система социальных отношений и социальных гарантий. Поступательное развитие экономики невозможно без социальной стабильности. Во время бури корабль не будет плыть в нужном направлении. Социальная стабильность означает практически равный доступ всех членов общества к благам цивилизации. Естественно, каждое из «благ», хотя бы в мире вещей, имеет широчайший спектр качества и, соответственно, цены. К примеру, автомобиль доступен каждому. Но есть «Роллс-Ройс» и есть более скромные марки машин. Соответственно качеству различается и цена. Но никто, тем не менее, не испытывает комплексов при виде проезжающего «Бентли». Западное общество довольно жестко структурировано социальном и имущественном отношении. Несмотря на культивируемый образ «человека. который сделал себя сам», большая часть людей на Западе изначально удовлетворена своим социальным местом и не стремиться перейти на другое, более высокое. В случае такого перехода человек вынужден сразу же менять среду обитания – менять жилье на более дорогое, окружать себя вещами – атрибутами принадлежности к более высокому социальному уровню. В противном случае он будет вызывать чувство недоумения у окружающих. Это, конечно, добавляет ему проблем, однако здесь есть и положительная сторона. В структурированном западном мире каждая вещь соответствует определенной социальной нише. Квалифицированный рабочий может позволить себе купить «Бентли» пусть и не самый дорогой, но он никогда не будет этого делать в принципе. Ему не нужно, находясь в одной нише, атрибутами подчеркивать свою принадлежность к другой. Кроме хлопот это ничего не даст.

В этом смысле Россия проходит сейчас путь типичной банановой республики: огромное количество людей всеми силами стараются показать, что они принадлежат к более высокой социальной прослойке. Новый кредитный «Мерседес» и комната в коммуналке – такое возможно только у нас. Кредиты на покупку бриллиантов, норковых манто и дорогущих телефонов – из той же серии, это только наше, родное. Причины этого, скорее кроются в дебрях социальной и личностной психологии. Напомним, что маниакальное стремление к чему-то вообще – явный признак стремления к компенсации комплексов. На Западе стремление к компенсации за счет избыточного потреблений уже прошло. Было, все было, но прошло. Конечно, везде есть исключения. Нет такого невероятного разрыва в доходах граждан, как в развивающихся странах. Конечно, средний уровень потребления и затрачиваемых на это материальных ресурсов очень велик. (Кстати, интересно, если все человечество придет к западной модели экономики с уровнем потребления ресурсов на уровне населения Америки, насколько хватит всех ресурсов Земли по энергии, продовольствию, полезным ископаемым? На неделю, месяц? Что-то в этом роде…) Неравенство в сочетании с демонстрацией своего благосостояния в виде яхт, краснокирпичных особняков, лукулловых пиров может дать такую взрывоопасную смесь, что перед этим не устоит никакое государство. Там, за бугром, сделали правильные выводы на примере революционной России. Уравнивание в правах и обеспечение равного доступа к благам способно погасить любые социальные потрясения. Правда, у любой палки есть два конца. Социальная стабильность порождает социальную и экономическую апатию. Все больше и больше людей в развитых странах живут на «социале», не стремясь ни к чему. А зачем? И так хватает, и без хлопот. Даже размножаться лень.

Впрочем, это все частности. А какое отношение к развитию экономики имеют корпоративные спортивные центры?

Когда информация о повседневной жизни в западных странах стала вполне доступна, мы с удивлением обнаружили, что «капиталисты, зверски эксплуатирующие рабочий класс с целью бесконечного увеличения прибыли», оказываются, делают для своих рабочих и служащих то же, что делалось и при социализме. Дома отдыха для трудящихся и членов их семей, детские лагеря (ну, пусть не пионерские!), медицинские страховки и прочее. Бесплатно!! То есть как это? А потогонная система?! А звериный оскал капитала?!!

Они ж там ни цента не потратят даром! Все правильно, даром – не потратят. Только вот понимают, что средства, затраченные на привлечение и удержание хороших специалистов, на поддержание их здоровья (меньше болеют – больше работают), окупаются сторицей в виде итогового увеличения прибыли. Поддержание лояльности и здоровья работников экономически целесообразно и выгодно. Кроме того, наличие социального пакета, и, тем более, собственной структуры его реализации в глазах партнеров и конкурентов может быть свидетельством преуспеяния предприятия.

Каждый работодатель поощряет и, по возможности, стимулирует работника к здоровью и хорошему самочувствию. Работники, со своей стороны, с благодарностью относятся к стараниям работодателя обеспечить наилучшие условия работы, важнейшей составной частью которых является то, что на Западе, да и у нас называют социальным пакетом. Социальный пакет - это совокупность дополнительных преференций, которые формально нельзя считать денежной прибавкой к заработной плате, но которые фактически являются такой прибавкой. Конечно, могут возникнуть возражения: давайте нам деньги на оздоровление, а мы уж сами заплатим. Однако работодатель заинтересован в том, чтобы деньги, инвестированные им в улучшение состояния здоровья работников, повышение производительности их труда и увеличение лояльности будут потрачены по назначению. Поэтому, как правило, он предпочитает потратить деньги сам. Сам заплатит дополнительную медицинскую страховку, сам оплатить пребывание работников в доме отдыха, сам оплатит их занятия в бассейне или оздоровительном центре. А крупные корпорации идут еще дальше – создают собственные структуры. Как сказали бы при социализме, создают ведомственные дома отдыха, детские лагеря и спортивные центры.

Кроме того, не следует забывать о том, что все это – лишь часть комплекса мероприятий, которую называют корпоративной политикой компании. Нельзя сказать, что в нашей стране этому совсем не уделяют внимания. Однако налицо две взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, понятие корпоративной культуры и этики сводится на некоторых предприятиях к слепому копированию западных, а скорее, восточных образцов, которое успеха не приносит. Наш человек еще может носить носки и галстуки цветов компании, но петь гимн, как японцы в начале рабочего дня – увольте! Только из под палки! Требуя абсурдных в наших условиях ритуалов, без учета особенностей российского менталитета, рождает только подспудное раздражение работников, которое никак не способствует достижению нужных целей. Более того, антагонизм между «поющими» и «не поющими», способен вообще парализовать работу. С другой стороны, те же особенности менталитета позволяют считать единственным полноценным элементом такой культуры банальные корпоративные пиршества, которые проводятся с истинно российским размахом.

А что же у нас? Конечно, если бы мы могли провести кропотливый анализ влияния состояния здоровья работников на продуктивность их работы или оценить, насколько затраты в виде социального пакета на удержание высококвалифицированного специалиста меньше затрать на поиск и оплату новых. Увы, пока такие исследования у нас почти не проводятся. Конечно, работы, посвященные анализу этих вопросов есть, однако результаты, которые в них приводятся, можно считать весьма приближенными. Конечно, даже в грубом приближении видно, что прибыль от таких мероприятий превышает уровень затрат, однако хотелось бы получить более точные данные. Пока у нас люди даже не берут больничные и продолжают ходить на работу, будучи больными, так как работодатели очень не любят болезненных сотрудников. Это они уже поняли. Однако то, что в их руках здоровье персонала, поняли пока не все.

Новые идеи все же начинают охватывать работодателей и в России. У нас во всем – своя специфика. Наряду с довольно значительной безработицей, на рынке труда крайне не хватает квалифицированных специалистов во всех отраслях. И вот здесь работодатель попадает в «вилку»: с одной стороны, для привлечения и удержания такого специалиста нужно ему очень хорошо платить. А платить не очень хочется (вспомним «звериный оскал»!). С другой – привлекать и удерживать надо. Лучше один высококвалифицированный на такую зарплату, чем два похуже – на половинную. А чем его удержать, если в десятке мест ему могут предложить такую же зарплату или побольше? Социальным пакетом. Но так думают многие, и начинается конкурс социальных пакетов. «Здесь мне оплачивают страховку, а там – клубную карту фитнес – центра. А вот там – еще и поездку в любой выходной на пригородную базу. А у тех… у них вообще собственный фитнес – центр, собственный коттеджный дом отдыха и детский лагерь! Тем более, что это – и для моей семьи..»

Для владельца предприятия идея собственной социальной структуры тоже привлекательна по здравому размышлению. Во - первых, все это остается такой же собственностью, что и производственные мощности и помещения. Во-вторых, такая структура - показатель успешности и предпринимателя, и его предприятия. В-третьих, это место, куда можно привлечь в качестве дружеского жеста своих партнеров, «нужных» людей, административный ресурс, а также членов их семей и тех, которых они к оным причисляют. Это ведь не взятка. Так, спорт, здоровый образ жизни. Ведь, привлекая людей, можно попутно решать какие-то вопросы. К примеру, на престижных теннисных кортах часть тех клиентов, которые туда регулярно приходят, вообще к ракетке не прикасаются. Они там не за этим. Вопросы решают. Некоторые готовы даже переплачивать, лишь бы оказаться вблизи от корта в одно время с нужными людьми. И, в – четвертых, самому приятно, что я могу для своих такое построить! Не все ж на «корпоративниках» проедать!

Похожие мысли приходят в голову многим предпринимателям. Однако от мыслей до дела – путь большой. Мешает и осторожность, и непонимание положительных особенностей собственных корпоративных спортивных центров, так же как и тех уникальных возможностей, которые дают владельцу предприятия организация собственного спортивного клуба. Рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с организацией и возможностями корпоративного спортивного центра и составляет материал этой работы.

Оговоримся сразу, какие вопросы мы вообще не будем рассматривать. Прежде всего, вопрос об оплате в качестве части социального пакета работникам предприятия клубных карт в обычных фитнес – клубах или спортивно – оздоровительных центрах. Здесь интерес представляет только система контроля посещаемости. Не секрет, что, получив такую карту даром, многие работники передают ее родственникам (в чем нет беды) или знакомым, или не посещают занятия вообще. Схемы эффективного контроля есть, но о них – в другой работе.

Не будем также рассматривать вопрос об оплате загородного отдыха и непрофессиональную организацию всевозможных «спортивных праздников» с выездом на природу. Во что это выливается, как правило, всем хорошо известно. Заметим, что автор, по естественным для внимательного читателя причинам, является сторонником загородного отдыха с шашлыками (понимаешь, да?). Однако относить это мероприятие к спортивным у него не поворачивается язык.

Мы не будем обсуждать и корпоративный спорт, который заключается в том, что владелец предприятия арендует для работников на выходные спортивный зал, в котором мужчины по два часа гоняют футбольный мячик. Эмоционально. Много криков, содержание которых не соответствует формату данной статьи по цензурным соображениям. Много травм. Много пива после. Часто с «прицепом». Баня, тоже с пивом. И много разговоров в «курилке» в понедельник. Мало только здоровья.

Впрочем, в настоящее время корпоративные игровые турниры очень популярны. Многие владельцы очень крупных корпораций ревностно относятся к результатам игр «своих» команд. Не вдаваясь в подробности, читатель может сравнить вероятность выигрыша команды, которая кроме собственно игровых тренировок, регулярно проводит на базе своего спортивного центра целевые тренировки на скорость, силу и выносливость по общему плану. Что такая команда сделает с соперниками - любителями, которые тренируются по вышеописанному канону?

Мы будем рассматривать организацию корпоративного спортивного центра как структурного подразделения в составе предприятия.

В данной работе автор опирается на опыт разработки концепции и создания корпоративного закрытого фитнес – клуба в Санкт-Петербурге, а также многолетний опыт управления этим клубом.

Здесь мы опустим долгий и достаточно проблемный период времени, когда владелец предприятия приходит к решению о создании «своего» фитнес – клуба в рамках предприятия. Как правило, такое решение связано с собственным отношением человека к своему здоровью вообще, и только потом – к здоровью своего персонала и осознанию того, что такой клуб – часть системы корпоративных отношений. Будем считать, что решение уже принято и озвучено. Что делать дальше?

Главное для создания любого клуба – это концепция. Можно привести определение того, что мы называем концепцией, однако в рамках данной статьи это не нужно. Заметим только, что концепция корпоративного спортивного клуба базируется на ответах на несколько основных вопросов. Перечислим эти вопросы.

  • Для кого будет работать клуб? Для работников, членов их семей, партнеров, работников предприятий партнеров, родных, близких и знакомых владельца предприятия?
  • В какое время работники предприятия смогут посещать клуб? В рабочее время, до или после работы?
  • В какое время могут посещать клуб лица, которые не являются работниками предприятия?
  • Возможен ли допуск в клуб посетителей «с улицы», за плату?
  • Будут ли работники предприятия оплачивать занятия? Бесплатно, полностью или частично?
  • Какие расходы администрация готова взять на себя?
  • Каков уровень дополнительных расходов? Воды? Электричества? Стоимости уборки, стирки и т. д.?
  • Нужно ли решать для организации работы правовые вопросы?
  • Какое оборудование и сколько его понадобится для занятий?
  • «Впишется» ли клуб в старые помещения или нужно производить капитальные перестройки или пристройки?
  • Какие дополнительные услуги, и на каких началах можно предложить в клубе?
  • Как минимизировать расходы?
  • Оптимальное расписание работы?
  • Как оценить прямую и непрямую прибыль от затраченных средств?

Постараемся теперь ответить на эти вопросы, исходя из ясного понимания того, что работа клуба только тогда будет успешной во всех отношениях, когда его формат обеспечивается правильно выбранными средствами.

Прежде чем отвечать на вопросы, автор хотел бы упомянуть об одном виде «корпоративного спортивного клуба», с которым ему приходилось сталкиваться чаще всего. Это так называемый клуб для самостоятельных занятий. Антураж его может быть любым, однако общее в таких «клубах» одно – некое помещение, в котором установлены тренажеры. Иногда (но не всегда) есть душевая, и все, кто туда приходят, предоставлены сами себе. Как известно, у нас каждый знает, как управлять экономикой и государством, воевать и тренироваться. Поэтому все «клубы для самостоятельной тренировки», которые автору посчастливилось лицезреть, были закрыты после первого же несчастного случая со «спортсменами». Среднее время работы таких заведений не превышало месяца, после того, как администрация закрывала их от греха подальше. Впрочем, один клуб был совершенно выдающимся по уровню, так сказать, концептуального оснащения и заслуживает отдельного упоминания. В центре большой комнаты находились обшарпанный бильярд и колченогий теннисный стол на трех колесиках, а по периметру – многотонные тренажеры производства славного Кировского завода. Раздевалкой назывался закуток с крючками для одежды. Душ, естественно, отсутствовал. В помещении явственно ощущался застарелый, впитавшийся в стены запах табачного дыма. Но больше всего воображение автора поразил бассейн. Да, бассейн с парой дорожек был, и в нем даже плавали. Поразило полное отсутствие тренеров. Всякий, кто знаком с элементарной нормативной базой, регламентирующей работу бассейнов, и, в частности, обоснованными требованиями по технике безопасности, понял бы, что администрация данного предприятия ищет приключений на свою голову. Вопрос о тренерах вызвал встречный вопрос: « А зачем тренер-то? Только расходы. Мы сами не маленькие, все умеем».

Первое, что должен понять владелец предприятия – ни о каких самостоятельных занятиях не может идти речи. Для того, чтобы понять причины столь категоричного мнения, представьте себе ситуацию, когда кто-то получил травму. Кто несет юридическую ответственность в этом случае, догадаться не трудно. Экономия на ставке тренера может привести к большим потерям, и к мероприятиям по минимизации расходов не может быть отнесена.

Естественно, что корпоративный спортивный центр должен быть максимально приближен к предприятию, а еще лучше – находиться в том же здании. Самый лучший вариант: определив, в соответствии с концепцией, цели, задачи и средства реализации, внести спортивный центр в проект строительства предприятия. Это позволит оптимально осуществить одну из самых важных составных частей концепции – логистику перемещений. Удобство перемещений, правильно сделанные входы и выходы, позволяют сделать проект оптимальным, а, в случае необходимости, чисто коммерческим. Один из корпоративных спортивных центров был сделан так, что в него можно было попасть только по внутренним переходам и лифтам предприятия. Когда же здание перешло к другому собственнику, было предложено организовать на его базе небольшой коммерческий элитный спортивный центр, благо оборудование, уровень персонала и организации позволяли легко это сделать. Помешало одно: туда нельзя было попасть с улицы. И это сделало проект абсолютно провальным. На стадии проектирования и строительства те, кто принимал решение, не представляли себе такой ситуации, поэтому призывы предусмотреть независимый вход, были отвергнуты. А зря.

Театр начинается с вешалки. Любой фитнес – центр начинается с рецепции. Содержать рецепцию, да еще и администраторов, для корпоративного спортивного клуба – ненужная роскошь. Любой корпоративный спортивный центр начинается с раздевалки. Раздевалок должно быть три. Одна - для мужчин. Вторая – для женщин. А третья – для начальства. Да, корпоративный спортивный центр обязательно содержит в своем составе то, что редко встречается в обычных фитнес – клубах – зону, предназначенную не для всех. Только не надо усматривать в этом отступления от принципа социальной справедливости! Во-первых, все, что составляет предприятие, принадлежит конкретным лицам, которые вправе делать там то, что считают нужным, то есть создавать открытые и закрытые зоны. Во-вторых, как уже было сказано, корпоративный спортивный центр можно рассматривать как место, где решаются не только задачи оздоровления коллектива. В закрытой для остальных посетителей части, руководство предприятия может встречаться с партнерами и даже проводить какие-то переговоры до или после спортивных занятий. Непринужденная обстановка зоны отдыха в сочетании с естественным расслаблением после спортивной тренировки, весьма способствует общению. Непрямая прибыль, полученная в таких условиях, как результат переговорного процесса на конструктивной базе спорта, может быть очень значительной. Кроме того, для собственников предприятия спортивный центр – предмет гордости, который они охотно демонстрируют всем партнерам. Каких только людей не видел автор за годы работы в «своем» спортивном центре! И, в–третьих…, ну люди все это построили, ну дайте же им какие-то привилегии! Свое индивидуальное время занятий, свои шкафчики, полотенце, возможность посидеть 10 минут в сауне…

А вот в общих раздевалках сауна не нужна. Все-таки, большая часть людей будет приходить в рабочее время. Поэтому сауна как-то не соответствует духу корпоративного спортивного центра. То же относится и к солярию. Лучше в другом месте.

Ответ на вопрос о времени посещения кажется очевидным: естественно, посещать спортивный центр, расположенный в здании предприятия, следует только до и после работы. Однако практика показывает интересную закономерность: наиболее активны в посещении спортивного центра как раз те работники, которые и на рабочем месте работают лучше других. Активность проявляется во всем. Поэтому умные руководители подразделений дают таким работникам по договоренности возможность посещать спортивный центр в рабочее время, прекрасно понимая, что затраченное время окупится сторицей. Кроме того, в соответствии с КЗоТ РФ, работник вправе использовать обеденное время так, как считает нужным.

Нужно отметить, что, если в обычном спортивно-оздоровительном клубе посетитель проводит 1,5 – 2 часа, то в корпоративном спортивном центре – не более часа, включая время переодевания и душа. Хотя автору доводилось видеть отдельных товарищей, которые занимались часа по три в рабочее время, однако все они быстро исчезали с предприятия вообще, как отъявленные бездельники. Регламентирование времени в той или иной мере в спортивном центре необходимо, хотя бы потому, что его размеры по определению не могут быть большим (250 – 450 м2, включая все зоны). Количество посетителей может быть слишком большим, поэтому целесообразно время пребывания ограничить одним часом в рабочее время и полутора часами – после работы. Отсутствие сауны и солярия еще больше сокращает время пребывания в клубе.

И вот здесь корпоративный спортивный центр может проявить себя в неожиданном амплуа. Такой спортивный центр является структурным подразделением предприятия, а его работники – членами рабочего коллектива. Но они не участвуют напрямую в профильной деятельности. В чем же заключается их работа, и какие задачи в связи с этим решает корпоративный спортивный центр? Помимо прямой задачи – поддержания хорошего состояния здоровья персонала, это – своеобразная служба психологической диагностики и коррекции. В спортивный центр приходят не просто посетители. Это -члены одного коллектива, и все сложности взаимоотношений внутри коллектива они приносят с собой. Когда люди снимают с себя одежду, многие психологические проблемы становятся очевидными. В помещениях спортивного центра находятся работники одного коллектива, и, если возникает враждебность и отчуждение, это-признак того, что на производстве что-то не так. Поэтому разумный руководитель использует эту возможность для контроля коллектива. Но он же не может сам наблюдать за персоналом! И вот тут мы подходим к еще одному крайне важному вопросу: каким должен быть тренер корпоративного спортивного центра? То, что не «усредненным тренером» обычного фитнес – клуба – очевидно. Для тренера корпоративного спортивного центра необходимы хорошие коммуникативные способности. Он должен мгновенно объединять всех посетителей в общий процесс, суметь проводить занятия так, чтобы каждый посетитель чувствовал себя комфортно. Это – своего рода индивидуально – групповая методика тренировок. Умение объединить всех в группу даже в тренажерном зале требует большого опыта и способностей к общению. Кроме того, такой тренер должен обладать высоким уровнем общей культуры, так как ему приходится общаться с посетителями на разные темы. Он должен также достаточно хорошо разбираться в профиле и основных особенностях работы предприятия, уметь выслушивать жалобы на других и гасить конфликты, он должен быть равно приветливым для всех и стремиться создавать в зале отношения равенства и психологического комфорта. Автор не случайно говорит о равенстве. Конечно, равенства в определенном смысле нет и быть не может. Но в нашем обществе тема социальной справедливости пока слишком болезненна, и это надо учитывать. Огромную роль в работе такого тренера и всего коллектива тренеров играют внешние мероприятия, то есть всевозможные соревнования зимой и летом, с участием членов семей работников, а также активное участие в корпоративных мероприятиях с целью направления их в сторону от традиционно алкогольно – объедательного характера. Близкий контакт с членами коллектива может породить и отрицательные последствия. Возникает проблема ревности, с которой знаком каждый тренер. Но ревность такого рода в рамках производственного коллектива весьма опасна. Тренер корпоративного спортивного клуба по определению является одной из самых значимых фигур в коллективе. К примеру, он может вызывать зависть и враждебность по причинам мнимой близости к начальству. Многие люди воспринимают встречи на тренировках с руководством предприятия как способ решения тренерами своих карьерных проблем. Многие из тех, кто враждебно относится к оздоровительному спорту в принципе (а это –материал не просто для статьи, а целой книги!), считают, что тренеры получают деньги ни за что. Есть еще одна специфическая проблема: рядовой сотрудник, милейший человек, вдруг становится микроначальником. И пошло! Ожидание неоправданных привилегий, повышенного внимания, мнимые обиды и прочее. Многие после такого карьерного «подпрыгивания» просто перестают заниматься спортом вообще. Он считает, что с «этим народом» как-то уже не удобно. А к начальству пока не зовут. Хуже всего, что такие люди начинают «прессовать» подчиненных, которые занимаются, даже после работы. И вот на это стоило бы обратить внимание руководителю предприятия. Если ты даешь человеку пост, а он ведет себя так, как будто ему все должны, то не совершил ли ты ошибку? Кто приносит прибыль? Работники. Поэтому задача микроначальника – всемерно организовать этот процесс, создав работнику самые благоприятные условия для работы на прибыль. Так же, как и чиновника, впрочем. Но… И все это проявляется в корпоративном спортивном центре.

Бизнес, как и человек, может заболеть, и даже умереть. Так вот, симптомы недомогания компании проявляются, прежде всего, в спортивном зале. Только это нужно заметить и расшифровать. В одной из компаний произошло драматическое и неожиданное для акционеров разделение бизнеса. Признаки неблагополучия проявились на уровне отношений между работниками различных отделов фирмы задолго до самого разрыва. Люди в коллективе всегда тонко чувствуют настроения руководства, поэтому нарастающее напряжение в отношениях акционеров проявилось и в отношениях между работниками, тем более, что эти настроения умело подогревались личностями, которые всегда всплывают на поверхность при любом кризисе и ловят свой интерес. Главным признаком была абсурдность выдвигаемых работниками претензий друг к другу. Отсутствие логики было заметно только со стороны, и все это было замечено тренерами. Что именно происходит, понять было трудно, но было ясно, что происходит что-то. Вот если бы руководство компании сделало выводы из этих наблюдений… Это - к вопросу о роли и задачах персонала корпоративного фитнес – центра.

Теперь о некоторых численных оценках. Как уже было сказано, корпоративный спортивный центр по определению не может быть большим. Каким должен быть персонал центра? При традиционном времени работы с 8 утра до 22 часов вечера – 2 человека, которые работают по расписанию по половине рабочего дня, то есть с 8 до 15 – 16, и с 16 до 22. Возможно привлечение еще одного тренера. В числе персонала должны быть мужчины и женщины, один из тренеров является также и руководителем спортивного центра. Каждый тренер должен быть универсалом, то есть быть в состоянии провести любую тренировку, и групповую, и в тренажерном зале. Главное, как уже говорилось – быть хорошим психологом. Конечно, такая малая численность персонала делает проблематичной работу в период отпусков и при заболевании одного из тренеров, однако не стоит забывать, что каждая лишняя штатная единица – это увеличение издержек.

О «весе» социального пакета в денежном выражении. По просьбе владельцев предприятия автор оценил в условную стоимость оказываемых каждому члену коллектива спортивно-оздоровительных услуг с учетом уровня оборудования, методик тренировок, квалификации персонала, и прочим, оперируя ценами, сложившимися на рынке подобных услуг в Санкт-Петербурге. Это было несколько лет назад, когда конкуренции на рынке было меньше, а стоимость услуг – значительно выше. Так вот, получилось, что возможность заниматься в спортивном центре эквивалентна ежемесячному бонусу в размере 450 долларов. Это - без учета членов семей. Кстати, результат получился неожиданный: отдельные работники, которые не посещали спортивный центр вообще, не поняв, что такое этот бонус по сути, начали требовать эквивалентной прибавки к заработной плате. Но таких чудаков были единицы. Большинство работников восприняли эту информацию правильно и занятия активизировались еще больше.

Практика показывает, что количество работников, регулярно (2-3 раза в неделю) посещающих спортивный центр равно примерно 30% всей численности. Тех, кто посещает центр эпизодически (несколько раз в месяц) – еще 15 – 20%. Члены семей составляют еще 5-10%, однако возможность посещения занятий членами семей встречается работниками с большим энтузиазмом и вызывает большое чувство признательности к тем, кто такую возможность обеспечил – то есть к руководству компании. Этот фактор влияет на увеличение лояльности очень сильно, даже сильнее, чем возможность собственных занятий.

Это количество можно увеличить очень значительно. Автор проводил некоторые эксперименты с различными индивидуальными программами. Все они увеличивали посещаемость, однако одна из них привела к скачкообразному, более чем в 2 раза, увеличению количества посещений. Это создало такие трудности в работе, что пришлось разрабатывать другую методику, которая привела к «рассасыванию» посетителей. Вообще вопрос о методических программах для корпоративного спортивного центра – материал для отдельной работы. Эти программы весьма специфические. К примеру, в условиях корпоративного спортивного центра необычайно эффективны индивидуальные комплексные программы коррекции веса и отказа от курения. Существуют и другие весьма специфические нюансы методик.

Состав помещений, количество и качество оборудования, логистика – материал для конкретной работы в соответствии с реальными условиями. Но можно дать общие рекомендации. Если корпоративный спортивный центр находится в общем здании, необходимо расположить его и оборудовать так, чтобы не мешать основной работе. Это – комплекс мероприятий, включающий в себя конструктивное решение, специальную вибро- и шумоизоляцию, подбор безопасных и бесшумных тренажеров и акустической аппаратуры, разработка расписания занятий с целью вынести наиболее шумные уроки за пределы рабочего времени, ограничение уровня и характера музыкального сопровождения занятий.

Выбирая тренажеры, следует учитывать специфику работы. Они должны быть безопасными настолько, чтобы единственный тренер мог, не опасаясь проблем, отвлечься на других занимающихся хотя бы на несколько минут. Большое внимание нужно уделить кардиотренажерам, так как в условиях ограниченного времени занятий они становятся необычайно популярными. Побегать полчаса в обед, помыться и успеть перекусить – обычная тренировка в рабочее время. В идеале кардиотренажеры должны быть в отдельном зале.

Состав основных помещений в идеале: тренажерный зал, кардиозал, и зал групповых программ. Первые два можно объединить, если позволяет площадь. Обязательной составной частью корпоративного спортивного комплекса должен быть медицинский кабинет (кабинет диагностики). В этом кабинете нужно проводить обследование, диагностику и тестирование посетителей с целью контроля состояния их здоровья. Это будет и полноценной диспансеризацией всего персонала. Специальный сертифицированный медицинский кабинет не нужен (как не нужна сертификация корпоративного спортивного центра вообще). В настоящее время существуют компьютерные диагностические комплексы, которые позволяют успешно решать нужные задачи. Тренеры вполне в состоянии работать с ними. Раздевалка - комната отдыха для тренеров – весьма желательны.

Не стоит сбрасывать со счетов ситуацию, когда, с целью минимизации расходов, будет принято решение о частичной оплате работниками спортивных занятий. Надо заметить, что такое решение, принятое после периода бесплатных занятий, сильно влияет на посещаемость. К «халяве» человек привыкает быстро. Однако жизнь есть жизнь. В этом случае, для компенсации потерь, возможно, придется привлекать посетителей «со стороны». Если в проекте не заложено решение такой проблемы, то решить этот вопрос представляется весьма затруднительным.

Одним из существенных преимуществ корпоративного спортивного центра можно считать и то, что его наличие на предприятии позволяет снижать остроту проблемы транспортных пробок. С одной стороны, многие работники стремятся приехать на предприятие пораньше, до пробок, и потратить время на пробежку в зале. С другой – многие остаются в офисах, ожидая, когда уменьшатся пробки на дорогах. Работа в это время заменяется разговорами, но его можно потратить на занятия.

Итак, в заключение перечислим все плюсы и минусы корпоративного спортивно-оздоровительного предприятия. Такой центр

  • Способствует укреплению здоровья руководства предприятия,
  • Способствует укреплению здоровья персонала и, как следствие, повышению эффективности работы в целом,
  • Позволяет оперативно проводить диспансеризацию персонала,
  • Дает возможность руководству контролировать психологическое состояние коллектива,
  • Позволяет корректировать психологический климат на предприятии в нужном направлении,
  • В качестве весомой части социального пакета позволяет привлекать и удерживать нужных специалистов и расширяет границы заработной платы,
  • Способствует укреплению лояльности работников предприятия,
  • Демонстрирует успешность предприятия партнерам и конкурентам,
  • Дает возможность неформального и конструктивного общения с партнерами для руководства предприятия,
  • Является предметом законной личной гордости руководства.

К условным минусам можно отнести только то, что на проектирование, оборудование и обеспечение работы спортивно-оздоровительного центра затрачиваются вполне реальные денежные средства. Однако, как мы уже говорили, при правильной организации процесса полученная непрямая прибыль может компенсировать убытки с лихвой. В конце концов, на «корпоративники» ежегодно тратятся огромные суммы. Может быть, стоит потратить эти деньги правильным способом? Что касается пары – тройки добавочных штатных единиц, то здесь можно ответить, что на каждом предприятии, к сожалению, существуют работники, которые не приносят пользы вообще. А зарплату получают. Вообще анализ штатного расписания, должностных обязанностей, реального участия в производственном процессе, а также величины непроизводственных затрат предприятия во всех случаях, известных автору, делал мысль о затратах и так ежегодно теряемых денежных средств на создание корпоративного спортивно-оздоровительного центра куда более приемлемой для владельцев. Проверено!

В целом создание корпоративного спортивного центра при условии ясного понимания, какие задачи, и какой ценой он поможет решить, является одним из самых важных элементов общей корпоративной политики.

И, наконец, в качестве приложения, приведем информацию к размышлению.

Алексей КЫЛАСОВ, ИА «Спортком»:

Наиболее заметными в России стали комплексные корпоративные спортивные соревнования спортивные соревнования: Сбербанкиада – Сбербанка России, Спартакиада АФК 'Система'.

Акционеры и топ – менеджеры этих предприятий активно способствуют развитию корпоративного спорта и расценивают это, как своеобразные инвестиции в формирование морали производственных отношений и командного духа. Среди преимуществ спортивных мероприятий, в которых участвуют сотрудники, бизнес-сообщество выделяет:

- установление дружеских внерабочих отношений в организации через спорт и здоровье,

- выявление неформальных лидеров и укрепление позиций управленческого персонала

- появление компании в СМИ вне рекламной кампании через освещение спортивных мероприятий корпоративного спорта как социально-ответственной компании, проявляющей заботу о сотрудниках.

Апогеем развития корпоративного спорта стали Всемирные корпоративные игры (World Corporate Games) – крупное ежегодное спортивное мероприятие, в котором принимают участие десятки тысяч спортсменов-любителей, представляющих тысячи организаций всего мира. Сами участники расценивают Всемирные корпоративные игры как уникальное сочетание спорта, бизнеса и туризма. Первые летние Всемирные корпоративные игры состоялись в 1988 году в Сан-Франциско (США). Первые зимние состоялись в 1991 году в Колорадо Спрингс (США), через два года в Сараево (Югославия), затем проходили три раза в Сифильде (Швейцария), два раза в Гастайне (Австрия) и с 1995 по 2006 раз в Тредбо (Австралия). К основным особенностям Всемирных корпоративных игр следует отнести доступность для участия любой организации, независимо от количества сотрудников, сферы бизнеса или организационной структуры. Корпоративные команды зачастую формируют из сотрудников, которые работают в разных странах, с различным уровнем физической подготовки и без возрастных ограничений. Спортсмены выступают в форме с отличительными знаками и логотипами своих организаций. На Играх не существует национальных флагов, гимнов и политических идеологий. Организаторы устраивают торжественное Открытие и Закрытие Игр.

Победителями в соревнованиях по видам спорта становятся организации, набравшие наибольшее количество игровых очков в этих видах спорта. Общекомандное Первенство Игр среди участвующих организаций определяется по наибольшему количеству медалей. Медали вручаются за 1, 2, и 3 место в каждом виде спорта. На Всемирных корпоративных играх спортсмены, занявшие 1 место, награждаются памятным значком Sport For Life и получают возможность расписаться в Почетной Книге Игр. Sport For Life Grand Award вручается организации, выставившей самую большую команду. Он подтверждает ее вклад в воспитание корпоративного духа.

Вручение медалей и призов во всех номинациях проводится во время Торжественного Награждения на церемонии закрытия Всемирных корпоративных игр, а также государственных и региональных Корпоративных игр.

Награды получают Лидеры (Координаторы) и старшее руководство выигравших организаций.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Тимур Беставишвили
Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург

Спасибо за публикацию!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.