Люди в соцсетях ведут себя так, будто они под кайфом

«Набухался фейсбуком» и зарезал собутыльников. В 2001 году мы запускали в Интернете Сообщество менеджеров Executive.ru. Мы хотели, чтобы люди у нас выступали в форумах под своими собственными именами. Запретили ники и верифицировали новых пользователей по телефону. В смысле не СМС-ку посылали (тогда их не было), а звонили и спрашивали: «Вы такой-то? Зачем подали заявку?» И так далее. Сейчас это назвали бы профессиональной социальной сетью. Хотя, у нашего сообщества было несколько отличий:

1. У сообщества была цель – мы призвали менеджеров обогащаться (мы думали, что обогащаться надо знаниями и связями, а они решили, что мы про деньги));

2. Вступив в сообщество человек становился другом всех и сразу;

3. У сообщества был «большой брат» – ведущая на тот момент в стране компания по подбору руководящих кадров.

К разработке правил поведения в форумах мы отнеслись легко. Предполагалось, что люди приходят в сообщество под своими именами, с серьезными целями и с пониманием, что за ними наблюдают. Поэтому вести себя будут по умолчанию как бы прилично. Именно, что как бы.

Затем мне приходилось наблюдать и не раз, как с виду приличный человек в пылу полемики, в моем понимании, сжигал мосты в приличное общество, обзывая, унижая, оскорбляя оппонентов. Но потом, как ни в чем не бывало, возвращался в образ приличного человека и окружающие довольно часто его в этом образе принимали обратно в приличное общество.

Cовсем небольшой, но страшно активный процент уходил в разнос и пускался во все тяжкие, загаживая форумы бесчисленным количеством сообщений, напоминавших вопли мартовского кота. Таких мы просто отключали. Именно по реакции отключившихся стало понятно, что мы изобрели еще один наркотик, соскакивая с которого, наркоман со стажем испытывал почти физическую ломку.

Значит ли это, что поведение в соцсети тоже можно сравнить с тем как различные люди ведут себя под кайфом? Однозначно! Отсюда и понимание, почему поведение многих знакомых нам кажется неадекватным. Да они просто набухались или обкурились.

Почему пьяный за рулем опасен? У пьяного человека навык вождения автомобиля не страдает. Появляется неадекватность оценки ситуации. И реакции на нее соответственно.

Недавно читал статью какого-то батюшки, который сравнивал высказывания в Facebook с плесканием друг на друга серной кислотой. А потом представил себе грандиозный кабак, в котором вспыхнула массовая драка. И мне стало хорошо. Почему хорошо? Да потому, что весь мой опыт изучения кабацких нравов говорит о том, что агрессия в сети не перерастает в агрессию в реальной жизни.

Какими бы омерзительными не были слова, сказанные по пьяни, они, вопреки известной поговорке, далеко не всегда отражают то, что человек реально думает, и, особенно, то, что он реально сделает.

А в 2001 году как-то ночью у меня украл пароль какой-то человек. Он стал ходить по форумам и везде писать: «Я – Барзов, великий и ужасный, сейчас всех поотключаю». Наташа Моисеенкова (COO проекта. – Executive.ru) все это видела, но не сразу догадалась, что это не я. Видать, мои реальные высказывания того времени не сильно отличались от хакерских)).

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Турция

Один из тех самых людей, которые :

"Затем мне приходилось наблюдать и не раз, как с виду приличный человек в пылу полемики, в моем понимании, сжигал мосты в приличное общество, обзывая, унижая, оскорбляя оппонентов. Но потом, как ни в чем не бывало, возвращался в образ приличного человека и окружающие довольно часто его в этом образе принимали обратно в приличное общество."

- был я.

Раньше. Много лет назад.

Руководитель, Владивосток

Конечно, соцсети - это не реальность, а сублимация, также как порнография - это не секс.

Коммерческий директор, Москва

У меня мобильник с 1998 года. БОльшую часть денег тогда тратил на СМС (говорить было дороже).

Рекомендую убрать то, что в скобках: (тогда их не было).

По сути: на многих форумах (не здесь) поселилась, живет и "оттягивается" существенная часть общества, страдающая копролалией. Эти люди не могут в быту материться так часто, как их вынуждает их недуг, и выплескивают свою болезненность в социум через буквы=слова=фразы.

Их реплики, часто - сочные и весёлые, но ещё чаще - бессмысленные, состоят, с точки зрения лингвистики, обычно из вводных слов и/или междометий. Количество и срез авторов - ещё ждут своих исследователей, аналитиков и рекомендаторов.

Креативный директор, Москва
Борис Васильев пишет:
У меня мобильник с 1998 года. БОльшую часть денег тогда тратил на СМС (говорить было дороже).Рекомендую убрать то, что в скобках: (тогда их не было).

Юрий Барзов, насколько я понимаю, имеет в виду не СМСки как таковые, а верификацию на портале при помощи телефонов. Мой опыт пользователя мобильной связи подсказывает, что в начале 2000-х эта технология не практиковалась.

В любом случае речь в данном абзаце не о технологиях связи, но о процедуре вступления в Ехе на начальном этапе развития проекта. Я вступил в Ехе в ~2004 году, мне звонили модераторы.

Генеральный директор, Великобритания
Сергей Капустянский пишет:
Один из тех самых людей, которые :
"Затем мне приходилось наблюдать и не раз, как с виду приличный человек в пылу полемики, в моем понимании, сжигал мосты в приличное общество, обзывая, унижая, оскорбляя оппонентов. Но потом, как ни в чем не бывало, возвращался в образ приличного человека и окружающие довольно часто его в этом образе принимали обратно в приличное общество."
- был я.
Раньше. Много лет назад.

И что же Вами тогда двигало?

Консультант, Москва

У сообщества была цель – мы призвали менеджеров обогащаться (мы думали, что обогащаться надо знаниями и связями, а они решили, что мы про деньги)) - пишет автор.

Благое желание - обогащаться знаниями! Только каждый и все взятые вместе все таки уверены, что любые Знания, как продукт интеллектуального труда, все же должны быть оплачены. Потому про деньги и думали в первую очередь.

Но инерция отношения к людям продуцирующих своим умом различные новые технологии, склоняет "власть держащих" к тому, что Знания ничего не стоят, недаром в уставах буквально всех компаний есть пункт - "Все новые разработки, созданные на рабочем месте являются собственностью работодателя", чтобы не платить тем, кто своими новыми технологиями согласен делиться.

Потому и не делятся! И не создают и не стремятся создавать на рабочем месте! Простые исполнители! Просто и понятно, как дважды два - четыре!


Консультант, Нижний Новгород

Не могу согласиться с автором статьи полностью, есть какая-то доля истины в его словах. Но на самом деле, все немножко не так.) Поскольку занимаюсь сравнением культур в бизнесе и кросс культурными коммуникациями, то очень часто приходиться анализировать поведение и взаимодействие пользователей не только нашего ру сектора.

В любых соцсетях каждая культура проявляется в всей ее наготе. Наша не исключение. Мы редко замечаем какие-то вещи оффлайн. Но все особенности любого национального культурного кода тут видны, как на "лицо". Иногда даже поражаешься тому, как удалось авторам проекта "Фейсбук", так четко выразить суть сети в ее названии.

Консультант, Челябинск

Когда в 2003 г. я познакомился с интернетом и узнал про форумы, то жутко обрадовался, поскольку очень хотелось общаться с умными людьми. Но эйфория быстро прошла, и я понял, что форумы созданы вовсе не для общения. Во всяком случае, общения в моем понимании. Почему-то на форумах преобладают люди, которым доставляет удовольствие излить желчь на кого-то, обратить внимание не на тему, а на автора высказывания. А половина участников форумов из компании Эллочки Щукиной, способные высказать десяток слов, за которыми не известно что стоит. И во многом этому способствует анонимность на форумах. Как говорят в криминальном мире, анонимность позволяет за базар не отвечать.

Как-то попалась сеть или форум "Сноб". Почитал одну тему, очень понравились содержательные, развернутые комментарии. Сразу подписался на год, заплатил 6 тыс. Однако и тут пролет. Трепа оказалось не меньше, чем на бесплатных форумах. И публиковать ли твою тему в ленту определяют модераторы, исходя из своих представлений об актуальности темы.

Только однажды встретил чью-то попытку создать форум именно для продуктивного общения, но у создателей не хватило то ли терпения, то ли средств (а любой проект требует раскрутки, тем более не коммерческий) для развития проекта.

У меня самого было желание создать такой проект, и я его даже разработал теоретически, но быстро понял невозможность его практической реализации без серьезных инвестиций. Ведь для форума в первую очередь нужен большой трафик. Хотя для продуктивного общения совсем не обязательно много участников беседы. Приятно пообщаться можно и с одним человеком, способным грамотно и логично выражать свои мысли.

Что еще заметил я на многих форумах, так это то, что авторы постов и статей редко принимают участие в обсуждении. И я их вполне понимаю - данный вариант общения - форум в том виде, как они существуют - совсем не то место, где можно продуктивно общаться. Точно так же как на эту роль не претендуют и существующие социальные сети, хотя они как бы позиционируют себя сетями для общения. Хотя запросы основной массы населения эти форумы и соцсети вполне удовлетворяют. А если ты не из этой массы?

Генеральный директор, Великобритания

Я десять лет назад начала вести блог в жж и в комментариях писала только то, что готова повторить человеку в лицо. За это время мы со многими френдами перешли в формат реального общения и встречались, и друг другу в гости летали и сейчас дружим.

Поэтому я придерживаюсь мнения, что общение в интернете может быть разным и в том числе и очень конструктивным. Зависит от людей.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.