«Один в поле не воин», или Зачем нужен карьерный консультант

История одного профессионала

Екатерина, 46 лет, заместитель финансового директора. Опыт на последнем месте работы 7 лет. Весь опыт в банковской сфере. Вела самостоятельный поиск работы три месяца. Результаты: два собеседования и тихие отказы, ни одной повторной встречи.

Что делать? Менять стратегию поиска: рассматривать вакансии не только в других банках, но и в корпорациях.

В результате:

  • Пять собеседований в первый месяц, четыре – во второй.
  • В процессе три компании готовы выставить оффер, но Екатерину не устраивает ЗП.
  • Через три месяца IT-компания делает оффер с вознаграждением на 30% выше ожидания.

«Мне прислали оффер из «Компании Х» на должность руководитель казначейства. Я ничего не понимаю в IT, но во всем разберусь. Просто не верится: столько работы сделано, столько подготовки, а теперь это, как сон. Я не представляю, сколько бы искала работу без помощи карьерного консультанта, и, наверное, осталась бы в банках до пенсии. На текущем месте я отработала 7 лет, думала это уже приговор». (Цитата размещена с согласия клиента, имя изменено, а некоторые детали вырезаны).

Ситуация на текущем рынке достаточно частая: долгие поиски работы, которые не приносят результат, снижение уверенности, эмоциональное выгорание, готовность идти на меньшую ЗП.

Что же изменилось на рынке, ведь еще два года назад искать работу было проще, работодатели переманивали, приглашали знакомые, после размещения резюме на работном сайте, рекрутеры звонили и звали на собеседование сами, даже иногда без откликов.

Исследуя статистику hh.ru, можно увидеть, что за год резюме в профессиональной области «Высший менеджмент» выросло на 25%. Конкуренция растет во всех профессиональных сферах. Соответственно становится сложней попасть на собеседование, растет культура подготовки резюме, прохождения собеседования, важна про-активность при поиске работы.

Какие услуги предлагают карьерные консультанты

1. Самая популярная – подготовка продающего резюме.

Что важно:

  • удобная структура;
  • выверенные формулировки обязанностей;
  • отраженные результаты и достижения;
  • подчеркнута уникальность соискателя и его конкурентные преимущества;
  • достаточное количество ключевых слов, соответствующих стратегии поиска, которые повышают видимость резюме и т. д.

Хорошее резюме очень сложно сделать самому, важно, чтоб вас кто-то слушал со стороны, задавал уточняющие вопросы, знал, как лучше выразить вашу мысль именно в резюме. На качественное резюме руководителя в среднем необходимо от 2 до 4 часов совместной работы консультанта и соискателя, плюс домашнее задание клиенту и закадровая работа консультанта.

2. Сопровождение в поиске работы, куда входит основной цикл: анализ целевых позиций, подготовка резюме, составление сопроводительных писем, проработка тактики поиска работы, составление поисковых запросов, чтобы видеть больше вакансий и делать больше откликов, подбор различных инструментов поиска именно под вашу позицию, подготовка к собеседованию и т. д.

3. Если есть отказы во время собеседований – услуга подготовки к собеседованию: репетиция рассказа о себе, часто встречающихся вопросов на интервью, какие вопросы задать самому соискателю.

4. Проработка профиля в LinkedIn.

5. Программы самоопределения и поиска карьерного пути, в том числе при смене профессии.

6. Сопровождение в процессе адаптации на новом рабочем месте, коучинг при сложных рабочих ситуациях, конфликтах, принятии решений.

7. Подготовка к корпоративным конкурсным отборам, панельным интервью, ассессмент центрам, тестированиям.

Не во всех случаях нужен консультант

При грамотном подходе можно обойтись и без консультанта. Как это сделать?

  • Желательно начать подготовку к поиску работы за 6-12 месяцев до выхода на рынок (для руководителей).
  • Сформулировать цель. Четко понять, кем хотите быть, где и на каких условиях.
  • Далее провести анализ рынка и целевых позиций, что предлагает рынок труда, условия, обязанности, требования по выбранной стратегии поиска.
  • Оценить свои сильные стороны и зоны роста, компетенций, в соответствии с выбранной стратегией, будет не лишним провести SWOT-анализ самого себя. Сопоставить, насколько вы соответствуете выбранной стратегии (должностям).
  • Только после этого заняться подготовкой резюме под выбранную стратегию, а может и несколько резюме с разными акцентами.
  • Описать для себя график откликов и придерживаться его, на каких ресурсах откликаться и как часто.
  • Networking: составить список контактов и наращивать эту сеть. Информировать знакомых о планируемом интересе к смене работы.
  • Развивать сеть контактов в LinkedIn. В сети интернет множество статей, как заполнить свой профиль.
  • Посмотреть в интернет списки часто встречающихся вопросов на интервью, подумать над ответами. Обязательно уметь отвечать на такие вопросы: «Расскажите о себе…», вспомнить и отрепетировать рассказ о достижениях и неудачах с применением техники интервью STAR, подумать над сильными и слабыми сторонами с короткими доказательствами, уметь отвечать на вопрос «что вы хотите от работы», «почему мы должны взять именно вас», «почему ушли/уходите с прошлого места работы». В идеале пообщаться с грамотным HR, что бы он послушал ваши ответы, дал обратную связь.

Если в течение 2-3 месяцев вы понимаете, что результат не тот, или его совершенно нет, то не тяните. Не даром грамотный карьерный консультант – это человек с опытом руководителя HR подразделений внутри компаний, часто более 5–10 лет, отлично понимает, как происходит отбор кандидатов изнутри. Имеет дополнительное образование в области карьерного консультирования, коучинга, оценки компетенций с применением разных методик, знает рынок труда в разных профессиональных сферах, знает подходящие ресурсы для поиска под конкретную профессию.


На Executive.ru запущен новый сервис карьерных консультаций. Он будет полезен тем, кто хочет сменить сферу деятельности, выйти на новый уровень оплаты труда или справиться с профессиональным выгоранием. Узнайте больше о новом сервисе, нажав на кнопку:

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Прочитал, и люто пожалел, что отменили дизлайки. Крайне редко их ставлю, но тут поставил бы даже два.

"...грамотный карьерный консультант – это человек с опытом руководителя HR подразделений внутри компаний, часто более 5–10 лет, отлично понимает, как происходит отбор кандидатов изнутри" - ни разу не встречал таких. На практике карьерные консультанты - это те, кто потерпел неудачу на должностях наёмных hr-ов, и от безысходности подался в консультанты. Или молодёжь до 30-ти, пытающаяся "научить" взрослых дядей и тётей продавать себя ))))) А на деле - просто качающая деньги из доверчивых, или находящихся в карьерном цейтноте людей.

Для меня авторитетным был бы карьерный консультант, имеющий hr-стаж не менее 15 лет, прошедший весь путь от хантера за головами до успешного hr-директора, имеющий подтвержденный цифрами опыт построения эффективных команд в компаниях. Но все известные мне hr-ы с такими критериями крепко сидят на вкусных высокооплачиваемых должностях в хороших компаниях, и ни о каких консультациях не помышляют.

Как должен работать карьерный консультант:

1. Он должен иметь признанный авторитет и связи среди топов и собственников среднего (хорошо бы - и крупного) бизнеса. Его рекомендация кандидата должна быть для них истиной в последней инстанции.

2. Консультант должен работать не в направлении "помогу составить продающее резюме", а в направлении всестороннего тестирования профессиональных и личностных качеств кандидата, проверки всех его рекомендаций и прошлого опыта. 

3. Консультант должен гарантировать кандидату трудоустройство в мощную, перспективную компанию на значимую должность - в обмен на подтвержденный сложным, многоэтапным тестированием через рекомендации работодателей, кейсы и бизнес-игры, опыт и компетенции. Вот за это мне, например, не жалко было бы отдать большие деньги, измеряемые сотнями тысяч - постфактум трудоустройства.

4. Консультант должен гарантировать компании реальную ценность и результативность кандидата, и полное соответствие профилю вакантной должности. Это подтверждается, опять же, сбором рекомендаций от предыдущих работодателей, и многоступенчатым тестированием кандидата.

Вот тогда этот консультант будет иметь ценность и востребованность на рынке, ибо даёт конкретный, значимый, ценный результат и кандидату, и работодателю. Но таковых я не встречал, даже в Москве - все предлагают заплатить немерянное бабло авансом за составление "продающего резюме" и "за "подготовку к собеседованию", причем подготовка та ведётся абстрактно, без учета специфики собеседовааний в конкретных компаниях, и личностных особенностей собеседователей. То есть, нонешние карьерные консультанты, как и психологи, торгуют воздухом.

зам. генерального директора, Краснодар

Как "взрослый" дядя лайкнул Вам Дмитрий и согласен, но может мы уже не в тренде?)

И 2-3 месяца поиска без результатов - дают пищу для сомнений и люди начинают верить во всемогущих карьерных консультантов, коих кстати стало ооочень много.) 

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Александр Бойцов пишет:
люди начинают верить во всемогущих карьерных консультантов, коих кстати стало ооочень много

От отчаяния и безысходности люди верят во всё, что угодно, а "карьерные мошенники" этим беззастенчиво пользуются.

Руководитель группы, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:
Консультант должен гарантировать кандидату трудоустройство в мощную, перспективную компанию на значимую должность - в обмен на подтвержденный сложным, многоэтапным тестированием через рекомендации работодателей, кейсы и бизнес-игры, опыт и компетенции. Вот за это мне, например, не жалко было бы отдать большие деньги, измеряемые сотнями тысяч - постфактум трудоустройства.

Дмитрий, а клиенты, пожелавшие прийти к консультанту, имеют разные перспективы "трудоустройства в мощную компанию на значимую должность", да еще и на значимую зарплату. 

Поэтому если работа ведется по той модели, что консультант получает много денег (или вообще всю оплату) от кандидата только после свершения факта трудоустройства, то консультант, может быть, из 20 пришедших выберет человек 5, у которых перспективы лучше, и откажет остальным 15.

В такой схеме кандидату придется конкурировать с другими кандидатами за то, чтобы пройти отбор у консультанта. Т.е. эта ситуация ничем не будет отличаться от конкуренции за прохождение отбора у работодателя.

От консультанта человек обычно ждет поддержки и помощи (в том виде, что консультант поможет клиенту понять, как правильнее в резюме отразить достоинства, как правильнее позиционировать себя работодателям), а не создания конкурентной среды: "Почему я как уважаемый консультант должен предлагать работодателям именно вас, Докажите, что вы лучше остальных 20 кандидатов". 

То есть, это уже не карьерное консультирование, а агентская услуга.

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Елена Аронова пишет:
Дмитрий, а клиенты, пожелавшие прийти к консультанту, имеют разные перспективы "трудоустройства в мощную компанию на значимую должность", да еще и на значимую зарплату. 

Тогда им нужно объяснять, что "я тебя тестирую, но не факт, что ты подойдёшь". И деньги брать только с финального кандидата, за которого карьерный консультант ручается. Для окупаемости работы по отделению козлищ от агнцев, деньги можно брать и с трудоустроенного кандидата, и с работодателя. 

На самом деле, коллеги, я обычно никогда не фантазирую на темы бизнеса и менеджмента. Если я что-то предлагаю, какое-то решение, значит или лично участвовал в таком опыте, или лично реализовывал такой опыт. 

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Елена Аронова пишет:
это уже не карьерное консультирование, а агентская услуга

Значит - признаём карьерное консультирование инфоцыганством чистой воды. Ибо результат оно никому не даёт. 

Кто-то из коллег может привести пример полезности взаимодействия с карьерным консультантом? 

Руководитель группы, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:
Значит - признаём карьерное консультирование инфоцыганством чистой воды. Ибо результат оно никому не даёт. 

Почему "инфоцыганство"?

Например, клиент хочет получить следующий результат: "Понимание, как улучшить описание своего профессионального опыта и достижений в резюме".

Соответственно, придя к консультанту, клиент заявляет: "Хочу, чтобы вы помогли мне понять, что не так в резюме и как его можно скорректировать".

Если карьерный консультант дает это понимание, то результат достигнут.

Например, клиент:

- Почему все, увидев мое резюме, не перезванивают?

Консультант:

- Ваше резюме перегружено деталями из разных отраслей и должностей. Из-за этого работодателю трудно понять, в какой отрасли Вы профессионально развиваетесь. Например, у вас указано 10 мест работы за последние 10 лет, из них 4 основных и 6 - по совместительству или хобби. Вы сейчас претендуете на должность директора исследовательских проектов: в этом случае в резюме следует оставить должность менеджера исследовательских проектов и старшего специалиста исследовательских проектов. Остальной опыт: работа в рамках частных заказов - игра на гармошке на свадьбах по выходным, продавец косметики в студенческие годы, менеджер по продажам валенок, сборщик мебели - можно убрать.

Если клиент, выслушав рекомендации консультанта, согласен с ними, то он оплачивает консультацию и, например, пишет положительный отзыв: "Какой же я был недотепа, как нелепо составил резюме, а консультант мне по полочкам разложил, в чем ошибки".

В этом случае клиент получил тот результат, которого ожидал.

Если клиент, выслушав рекомендации консультанта, НЕ согласен с ними, то он не оплачивает консультацию. Либо, в зависимости от условий договора, оплачивает, но пишет в интернете негативный отзыв: "Консультант ничего не понимает: дал нелепые рекомендации удалить из резюме сведения о моем ценнейшем опыте. Больше к нему - ни ногой!"

В этом случае клиент не получил ожидаемый результат.

 

Рассмотрим другой случай.

Клиент хочет получить результат - трудоустройство (заключение трудового договора с какой-либо компанией).

Соответственно, он приходит к консультанту и заявляет: "Хочу, чтобы вы меня трудоустроили".

В 99 процентах из 100 (или даже в 100 из 100) он сразу получит ответ: "Мы не оказываем услуги трудойстройства соискателям: мы оказываем услуги подбора персонала работодателям".

Руководитель группы, Москва
Дмитрий Чуркин пишет:
Тогда им нужно объяснять, что "я тебя тестирую, но не факт, что ты подойдёшь". И деньги брать только с финального кандидата, за которого карьерный консультант ручается. Для окупаемости работы по отделению козлищ от агнцев, деньги можно брать и с трудоустроенного кандидата, и с работодателя. 

А смысл так усложнять, когда проще заключить договоры с компаниями-работодателями и на тех же условиях (выплата по факту трудоустройства) получать выплату от работодателей. 

Найти соискателя для работодателя намного проще и менее затратно (и, соответственно, более выгодно), чем найти работодателя для отдельно взятого соискателя.

 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Дмитрий Чуркин пишет:
Значит - признаём карьерное консультирование инфоцыганством чистой воды. Ибо результат оно никому не даёт.  Кто-то из коллег может привести пример полезности взаимодействия с карьерным консультантом? 

Как презентация,  статья достойная. По сути,  есть много отталкивающих моментов, бросающихся в глаза. И, выше вы описали верно.

Консультант, Москва

Прочитала статью и комментарии. Статья очень внятная, чёткая, прекрасно иллюстрирующая, чем карьерные консультанты занимаются и чем они не занимаются. Всем, кому карьерные консультанты нужны, я уверена, смогут более точно понять, чего им стоит ожидать от взаимодействия с таким специалистом. Те, у кого другая ситуация — также сделают свои выводы.

Дискуссия из серии "Как должен работать карьерный консультант", которую начал уважаемый Дмитрий, видимо, спровоцирована разным подходом к консультированию в принципе. В любых отношениях партнёры договариваются о результате их совместной деятельности. И, поверьте, никто не платит деньги за "нулевой" результат. Просто понимание разультата может быть у разных людей разное.

У кого-то оно измеряется количеством приглашений на собеседование, количеством полученных приглашений на работу, уровнем предлагаемой зар.платы и пр. И да, есть консультанты карьерные, которые так и пишут "Консультации по поиску работы до результата". И есть те, кто берёт оплату в размере определённого процента от зар.платы с новой работы. Всё это есть.  Но мир — это не чёрно-белая история. Все мы разные, и всем нам нужны разные помощь и поддержка, разные результаты. Меня это скорее радует, чем огорчает).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.