Почему смена профессии – это тренд, и применим ли он к вашей карьере?

Смена профессии сегодня  — большой и актуальный тренд. Причин несколько. Прежде всего потому, что экономика, особенно в последние десятилетия, как в мире, так и в России, меняется структурно, культурно-поколенчески, идеологически, если угодно.

Очевидно, что нет необходимости в дальнейшем производстве такого большого количества автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Сокращается деревообрабатывающая отрасль, в строительной сфере тоже не все гладко из-за роста цен на материалы и металлоконструкции, с одной стороны, и снижения потребительской активности, с другой.

Постепенно сокращаются, трансформируются и даже отмирают одни и зарождаются другие, совершенно новые профессии. Труднее всего экономистам, аналитикам, юристам, работникам туристической, транспортной в целом, банковской и многим другим сферам. Все уходит в цифру, автоматизируется и постепенно перестает нуждаться в самом дорогом и ценном по факту человеческом ресурсе: продажи, логистика, различные виды сервисных услуг.

Люди нужны там, где их пока не могут заменить машины: наука и инженерия. Ну и еще там, где без контакта человек-человек никак не обойтись: психология, спорт, творчество и, как ни странно, менеджмент! Да, да, именно управление людьми, а не процессами — возможно, самая востребованная профессия. Только управление требует особых качеств и экспертизы, которые прежде не так высоко котировались при назначении на руководящую должность: эмпатия, способность тонко чувствовать людей, безоценочность, системное мышление, включающее навык работы с «неразрешимыми» противоречиями, такими, как контроль и свобода; умение не терять перспективу в условиях хаоса и др.

Кроме того, смена профессии занимает умы многих людей сегодня еще и потому, что изменилось само их представление о том, как можно строить свою карьеру: всю ли жизнь развиваться на одном месте, пусть даже в разных компаниях, но в одной сфере, или пробовать проявить себя в новых областях? В связи с постоянным ростом доступности технологий и средств производства, люди с предпринимательской жилкой осознали, что могут спокойно уйти в свободное плавание, и реализовать свои бизнес-идеи самостоятельно или с небольшой командой. Все это так.

Однако тренд — это такая общая карта для ориентирования на местности своей собственной жизни. Но сориентироваться в личном плане порой бывает не так просто, как кажется на первый взгляд. Что же тут может помочь?

Первый лакмус: как это было у других

Решая свою проблему, мы нередко оглядываемся по сторонам и ищем «работающие» схемы. Это наш эволюционный навык как вида: вместо того, чтобы изобретать велосипед, быстрее и легче повторить то, что уже кем-то пройдено. Читайте книги, слушайте лекции и подкасты на тему смены профессии. Благо их сейчас довольно много, есть из чего выбрать.

  • Очень интересна серия книг Владимира Яковлева о смене профессии в зрелом возрасте: «Захотела и смогла», «Хорошо за пятьдесят», «Другое дело» и др.
  • Елена Резанова прекрасно пишет и выступает по теме управления карьерой в современном мире. Посмотрите ее книги «Никогда-нибудь», «Норм!», а также выступления на TEDx talks.
  • Найдите подкаст или одноименный телеграм-канал Инны Никитиной «Давай сначала». 

Если причина неудовлетворенности жизнью в чем-то другом, то отклика не будет. А вот если тема смены профессии для вас действительно актуальна, то эти ресурсы дадут больше пищи для размышлений о собственной судьбе и только укрепят намерение.

Второй подход: измерить, оценить и выбрать себя

Представим, что тема откликнулась, и вы хотите пойти дальше. Пожалуй, прежде чем бросаться во все тяжкие, стоит остановиться и провести небольшое исследование: что вам интересно, в чем ваши сильные стороны, какую пользу вы хотите и можете приносить людям, где и кто нуждается в вас, и готов платить за ваш труд? Подойдут любые инструменты: письма из будущего, анализ детских увлечений, которые дарили состояние потока, и которые позднее пришлось забросить по целому ряду причин, метод икигай и любые другие известные вам приемы.

Когда этот этап будет завершен, мой опыт показывает, что требуется еще какой-то метод, который позволяет подытожить и структурировать полученные вами результаты. И здесь, на мой взгляд, лучше всего себя зарекомендовали не тесты на профориентацию, поскольку они носят слишком обобщенный характер, а старый добрый тест на определение основных свойств личности по типологии Майерс – Бриггс (MBTI).

Этот тест есть в свободном доступе в Интернете, он еще может называться соционическим. Когда вы пройдете данный тест, то получите в результате комбинацию четырех латинских букв, которые по очереди показывают:

  • Первая буква кода, ваш предпочтительный способ получения энергии: I  – интровертность или E – экстравертность.
  • Вторая буква кода, ваш основной способ восприятия реальности: N – интуиция или S – ощущения.
  • Третья буква кода, ваш основной способ принятия решений: T – мышление или F – чувство.
  • Четвертая буква кода, ваш предпочтительный способ действия: с опорой на J – суждение или P– восприятие.

Например, у меня ENFP. То есть:

  • E – мне нужны другие люди, чтобы получать энергию, постоянная погруженность внутрь себя угнетает.
  • N – я больше опираюсь в своем восприятии на идеи и возможности, нежели на факты текущей реальности.
  • F – уделяю особое внимание чувствам, своим и других людей при взаимодействии и принятии решений, логика и анализ аргументов потом.
  • P – предпочитаю спонтанность действий следованию четкому плану и стабильности.

Мой теоретический антипод будет таким:

  • I – напротив, «зарядка» происходит изнутри, большое количество людей снаружи раздражает, утомляет.
  • S – фокус внимания принадлежит конкретным, осязаемым вещам, понятным фактам, деталям в настоящем, а не парение в облаках.
  • T – очень сильны факты, аргументы, в целом логика принятия решений, чувства только мешают.
  • J – человек не будет действовать, пока не получит четких указаний, не составит план, который в его понимании гарантирует стабильность и страхует от непредвиденных изменений.

Конечно, могут быть и другие комбинации, мы просто разобрали пару примеров.

Почему результат теста на MBTI так важен в контексте смены профессии

Какую бы дорогу вы ни выбрали, очень важно обратить внимание особенно на комбинацию второй и третьей буквы. Именно в них по результатам многочисленных исследований «зашиты» сильные стороны тех или иных специалистов, позволяющие им с удовольствием и большой пользой для окружающих делать свое дело.

Так среди бухгалтеров, например, оказалось около 64% сотрудников с типом ST и только 4% с типом NF. Среди менеджеров по продажам и работе с клиентами комбинация SF встречается у 81% людей. Среди психологов 76% — NF и только 6% — ST. Среди ученых-исследователей 77% были с типом NT и 0% с типами ST или SF.

Эти знания, я уверена, помогут утвердиться в уже сделанном однажды выборе или найти новую по-настоящему свою профессию. Сайтов, предлагающих экспресс-подбор наиболее подходящих сфер деятельности/профессий в соответствии с вашим типом личности по MBTI в избытке. На английском языке больше, но и на русском их можно найти.

А что дальше?

А вот дальше, когда человеку уже понятно, что изменения назрели, и кому-то может быть даже примерно понятен план действий, оказывается, что в силу вступают новые обстоятельства.

Во-первых, непонятно, что делать со страхами, неуверенностью в собственных силах и прочими препятствиями психологического характера, которые принято называть «ограничивающими убеждениями». Насколько они вас ограничивают, и если так, что с этим делать, лучше выяснить все же со специалистом.

Во-вторых, как при наличии барьеров, так и при их отсутствии многие люди сразу переходят к активным действиям: переписывают резюме, сочиняют креативные сопроводительные письма, видеоролики и не получают желаемого. Здесь также кроется опасность. Дело в том, что самопрезентация и позиционирование в новой сфере имеет ряд очень важных нюансов, которые можно нарабатывать через свой опыт — сын ошибок трудных, либо в сотрудничестве с тем, кто не раз сам успешно менял профессию и сопровождал других в этом вопросе.

Как выбрать своего карьерного консультанта или коуча

Очень рекомендую выбирать специалиста сердцем. Не увлекаясь его харизмой, не восхищаясь его успехами, не опираясь на его послужной список и набор дипломов. Этот человек должен быть, прежде всего, искренне заинтересован в вас и постоянно способствовать тому, чтобы вы смогли развить наилучшим способом то, что есть изначально — ваш уникальный потенциал.

Хороший коуч также никогда не «тащит» на себе своего подопечного, не мотивирует, когда у человека просто нет сил, не штрафует за отсутствие результатов и не хвастается его успехами. В нужный момент, когда очередной этап развития завершен, хороший коуч становится не нужен. Он спокойно отходит в сторону, давая пространство и возможности для дальнейшего самостоятельного путешествия своего недавнего подопечного.

Бывают ли новые встречи? Да, конечно, но и уровень сложности задач тогда выше. В противном случае коуч где-то не доработал или способствовал возникновению определенной зависимости от себя у подопечного. И то и другое  — признаки низкой квалификации, недостаточного уровня профессионализма и опыта.


На Executive.ru запущен новый сервис карьерных консультаций. Он будет полезен тем, кто хочет сменить сферу деятельности, выйти на новый уровень оплаты труда или справиться с профессиональным выгоранием. Узнайте больше о новом сервисе, нажав на кнопку:

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.