Работаете на своем месте уже давно, нашли общий язык с коллегами и начальником, понемногу растете и любите свою работу. И тут начальник, чьи привычки и особенности характера вы отлично знаете, внезапно уходит, и на горизонте появляется новый босс, от которого неизвестно чего ожидать. Что делать? Чтобы не совершить ошибки, задайте себе эти пять вопросов.
Уйти или остаться?
Это первый вопрос, который возникает у многих сотрудников. Здесь лучше не поддаваться эмоциям, даже если бывший начальник зовет вас на новое место. Проведите ревизию своих профессиональных целей и проверьте еще раз, насколько текущая должность им соответствует. Вы действительно занимаетесь тем, чем вы хотели и планировали? Вам нравится то, что вы делаете, и что получается в результате? Если вам кажется, что вы на верном пути, лучше не срываться со своего места и приложить усилия, чтобы сработаться с новым боссом. А если вы чувствуете, что с уходом старого руководителя дело перестало быть для вас интересным, начинайте осматриваться на рынке труда.
Как вы будете работать дальше?
Итак, вы приняли решение остаться. На этом этапе стоит оценить обстановку и подумать, что в вашей работе зависело от руководителя, что вам больше всего нравилось в ваших взаимоотношениях, и что вы бы хотели поменять? Можно подумать абстрактно, какие условия работы для вас неприемлемы ни под каким соусом, и напротив, описать для себя идеальный рабочий кейс и взаимоотношения на работе. Так у вас появится некое мерило или шкала профессионального благополучия, сверяясь с которой вам будет легче принимать решения.
Как вы примете изменения?
Новый руководитель –– это всегда изменения. Может быть не резкие и не такие уж драматические, но они будут в любом случае. Личная встреча-знакомство, которую проводят многие руководители на новом месте, может дать вам понять, как изменится курс компании. Слушайте, фиксируйте, подготовьте свои вопросы, обращайте внимание на ответы на вопросы коллег, сверяйтесь со своей шкалой благополучия. Все ли в порядке, нет ли в озвученном чего-то из зоны недопустимого?
Даже если вам что-то не понравится, не рубите с плеча. Убедитесь, что вы все верно поняли, дайте время на демонстрацию озвученных принципов в работе, или отложите формирование окончательного мнения до итогов личной встречи один на один. Мы все разные, и в одни и те же фразы мы можем вкладывать разные смыслы. Возьмите на вооружение принцип презумпции невиновности: никто не может быть признан виновным, пока вина не доказана.
Все ли вы поняли правильно?
Личная встреча поможет расставить все точки над i. Помните, что это не экзамен вашей профпригодности. Во-первых, вашему боссу нужно понять, чем вы занимаетесь и глубину вашей компетентности, во-вторых, ему интересно, что вы за человек, и как с вами работать. Для вас это возможность показать ваш круг ответственности, задачи, которые вы решаете, принципы в работе, которыми руководствуетесь, подходы для решения нестандартных задач. Кроме того, это шанс обсудить возможности в развитии вашей позиции, вас лично, вашего отдела.
Будет здорово, если при подготовке к личной встрече вы сможете ответить на вопросы:
- Каков основной результат моей работы?
- Как измеряются результаты работы и почему именно так?
- Как это влияет на результаты работы отдела и всей компании?
- Как устроена моя работа и почему именно так?
- Какие пути роста эффективности для себя и своего отдела вы видите?
Встреча с руководителем один на один это еще и ваш шанс узнать его лучше. Слушайте, как он говорит, что спрашивает, как комментирует. Настройтесь на диалог и делайте заметки. Подведите итоги встречи и финализируйте договоренности и планы письменно в почтовой переписке или в корпоративном мессенджере. Это поможет вам и вашему руководителю быстрее построить эффективные взаимоотношения.
Как наладить работу?
Синхронизация команды –– это не подписание декларации, а планомерная работа как со стороны руководителя, так и с вашей стороны. Дайте ему и себе немного времени на «притирку» и помните, что этот период предполагает не пассивное ожидание, а активные действия. Запрашивайте и давайте сами обратную связь, обсуждайте принципы, подходы, стратегию и следите –– проходит новый босс по вашей шкале благополучия или нет. И если по прошествии нескольких месяцев у вас не осталось сомнений в том, что с этим боссом вам не по пути, ищите новое место, оставив дела на старом в идеальном порядке. Стратегии «дискредитировать нового начальника» или «превратить жизнь босса в ад» не несут пользы ни вам как профессионалу, ни людям вокруг, ни компании.
Цитата - И если по прошествии нескольких месяцев у вас не осталось сомнений в том, что с этим боссом вам не по пути, ищите новое место
Статья о том, что пришел новый босс. Но когда человек меняет место работы - босс также новый - так что она имеет более широкое применение.
А вот что касается Ищите новое место, то отвечу как однолюб (крайне редко менял места работы, и хотя с подчиненными у меня проблем не было, с начальством (скорее у начальства) было очень много).
Так вот - меняя место работы - вы встретите, может быть, меньшие заморочки по той части, что уже невыносимы на старом месте. Но достаточно скоро заморочки на новом месте превысят старые заморочки. Стоит ли менять место работы? Может быть, поискать другой вариант? (пример, кажется я его уже описывал, сори, когда я уходил - Новый завкафедрой экономики - на мою просьбу вынести на рассмотрение кафедры вопрос о присвоении мне ученого звания доцента, я уже работал на должности доцента. Он - Вы еще ничего не сделали. Я - Как не сделал? - далее перечисление публикаций и пр, что накопилось с избытком. Он - Вы еще ничего не сделали ... для меня. Я - Бумага, ручка, заявление об уходе - Следующим оказалось редчайшее исключение - замечательный начальник - проректор по экономике, но, к сожалению он приболел, через 4 года совместной работы он уволился по состоянию здоровья (не из-за меня в этот раз :), а желающих от меня избавиться на высоком уровне вуза было с избытком, чтобы я ушел :))
Владимир, спасибо за ваш комментарий и пример из личного опыта. Да, если нравится то, что ты делаешь, стоит попытаться подстроится, найти пути взаимодействия, или, иногда просто потерпеть.