5 расхожих мифов о карьере

Часто, встречаясь с людьми среднего возраста, не сумевшими подняться на планируемые вершины, я спрашиваю: «Почему так случилось?» В ответ слышу заученный список причин. И с первых фраз становится ясно: человек так искренне верит в свои слова, что уже не пытается что-нибудь изменить. А когда общаюсь с молодыми управленцами, вижу, как сильно мифологизированы их представления об успешной карьере. Понимая важность слов «Кто предупрежден – тот вооружен», я решил описать пять основных мифов. Важно выйти из плена и осознать: единственное препятствие между вами и вашим будущим успехом – вы сами.

1. Надо работать допоздна и без выходных

Да, порой бывают периоды, когда необходимо срочно сдать отчет и, чтобы все успеть, надо сидеть до полуночи. Но, за исключением подобных случаев, никаких оправданий задержкам в офисе после окончания рабочего времени быть не может.

Конечно, на первый взгляд, сотрудник, который сидит до позднего вечера в офисе, может показаться трудолюбивым и лояльным к делам компании. Но, через некоторое время, внимание его руководителя привлекут другие, менее позитивные моменты: усталый внешний вид, неумение собраться и сконцентрироваться, падение качества работы из-за усталости. И если подобная самоотверженность становится системой, руководитель придет к выводу, что сотрудник неэффективен и недисциплинирован.

Результат: хроническая усталость, негативная реакция на мелкие деловые недоразумения, неспособность сконцентрироваться, падение продуктивности. А теперь задайте себе вопрос: какому руководителю нужен хотя бы один такой человек в коллективе?

Итак, что делать? Научиться работать эффективно. Эффективность – это не данность, а навык. Есть много различных техник, каждая из которых ежедневно помогает сэкономить по 10-30 минут, складывающихся в те самые три-четыре вечерних часа, которые важно проводить не в офисе, а в спортзале или дома, с любимыми людьми. Настоящая жизнь начинается как раз после окончания рабочего дня. И надо уметь так распоряжаться своим временем и энергией до 18.00, чтобы были силы и желание на настоящую жизнь после.

Другой не менее важный момент: почему-то эффективность воспринимается как навык выполнять много задач с большой скоростью. Но реальное значение этого слова отражает не только количество, но и качество работы: с делами следует справляться не только быстро, но и хорошо. А качество зачастую является результатом ясного ума и умения сконцентрироваться, что невозможно без полноценного отдыха. Как может давать отдых своему сознанию человек, который запрограммировал себя на безостановочный труд?

2. Верный путь наверх – понравиться шефу

Естественно, это так. Но есть огромная разница между «стать любимчиком», «во всем угождать шефу» и умением налаживать правильные отношения с руководителем.

В первую очередь, нельзя забывать о том, что любой руководитель, вне зависимости от уровня его жесткости или требовательности, – это обычный человек со своими бытовыми и семейными заботами, к которым добавляется куча всех тех дел, которыми обременен каждый директор. Поэтому умение в правильное время преподнести руководителю правильную информацию в правильной форме – одно из важнейших качеств любого сотрудника.

Во-вторых, говорить правду всегда важно. Но в какой форме? Ведь можно резать правду-матку, выставляя руководителя в неприглядном свете перед всем коллективом, а можно правильно преподнести эту же правду.

В-третьих, каждый сотрудник передает руководителю определенное количество проблем. Есть те, кто просто приходит с проблемой, взваливая ее на плечи шефа, и есть те, кто приходя с проблемой, дает свои возможные варианты ее решения. Человек, который заранее обдумал решение проблемы, создает впечатление сотрудника, уважающего время и энергию руководителя.

Итак, что делать? Важно уметь правильно преподносить свои идеи, не задевая достоинства руководителя. Уметь так преподносить правду, чтобы руководитель не терял лицо перед коллективом. Нельзя выбирать себе роль просто глашатая проблем, нужно одновременно предлагать несколько возможных вариантов их решения. Недопустимо обсуждать личные и профессиональные качества руководители с кем-бы то ни было. И надо уметь контролировать свои эмоции, чтобы даже, чувствуя свою абсолютную правоту, выдержать паузу и только потом изложить свое мнение. Представьте себе человека, который ведет себя так? Разве он подлиза? Нет. Он грамотный человек, умеющий налаживать коммуникации.

3. Карьера начинается только после университета

Совершенная неправда. Профессиональная карьера любого человека начинается с того самого момента, как он поступил в университет. Высшее образование, конечно же, важно, но самого по себе этого факта совершенно недостаточно. Без каких-либо пояснений дам пример двух реальных студентов.

Студент №1 является именно тем, кто верит в эту легенду: главное – это образование, с дипломом найти работу не будет проблемой.

Студент № 2 понимает, что через четыре года таких выпускников, как он – с набором теоретических знаний – будет десятки тысяч. И по этой причине, он стремится сделать что-то, чтобы выделиться среди огромного количества соискателей.

Философия и взгляды этих людей имеют прямое влияние как на их поведение во время учебы, так и на их последующую карьеру.

Студент №1, как и все студенты, записывает лекции, учится от экзамена к экзамену, а в свободное время сидит в соцсетях или смотрит интересные телепередачи.

Студент №2 понимает, что кроме университетской теории ему нужны реальные знания. Поэтому в свободное время он читает различную профессиональную литературу, чтобы разобраться в сферах, которые связаны с его будущей профессией, а также учится таким важным вещам, как язык тела, умение налаживать коммуникации, делать презентации.

Студент №1 не знает иностранного языка, но глубоко уверен в том, что как только он найдет работу, то пойдет на курсы и за несколько месяцев овладеет английским. Это волшебное слово «завтра» приятно греет его душу и сердце, и он с большим удовольствием отдается сегодняшним маленьким радостям.

Студент №2 понимает, что знание иностранного языка не только поможет ему выделиться из множества соискателей, но и даст возможность получать более свежую информацию из западной прессы и блогов. Для этого он уже в университете посещает курсы английского. Каждый день он запоминает десять новых слов, а по дороге в университет слушает иностранные аудиокниги.

Студент №1 на летних каникулах отдыхает. Ну, как же еще? Ведь он столько времени учился, готовился к экзаменам, уставал.

Студент №2 понимает, что важно знать многое из того, чему в университете не научат: базовые элементы бизнес-этики и правила рабочих коммуникаций, как и что говорить коллегам и руководителям, как выступать на совещаниях... И по этой причине он уже с весны начинает искать возможность пройти стажировку в одной из компаний, пусть даже бесплатно. Каждое его лето – масса новых практических знаний и знакомств со специалистами и профессионалами разных сфер.

Итак, проходит четыре года. Оба студента получали одинаковое образование в одном университете, им преподавали одни и те же профессора. Но между ними огромная, как пропасть, разница.

Студент №1 знает менеджмент, но настолько, насколько запомнил, готовясь к экзаменам. Иностранный язык он знает, как многие сверстники: «понимает, но не может говорить». У него нет ни одного дня стажа и практического опыта.

Студент № 2 знает, что такое менеджмент не только из университетской программы: он получил массу информации из книг, журналов, онлайн-изданий и блогов. У него достаточно информации, чтобы самостоятельно анализировать различные ситуации. У него прекрасный иностранный язык. И при этом есть практический опыт работы, умение налаживать контакты с людьми: для того, чтобы он вошел в курс дел, которыми живет коллектив, потребуется значительно меньше времени. И самое главное: студент № 2 – это человек с очень активной жизненной позицией.

Вопрос №1: кого выберет фирма? Вопрос № 2: кто виноват?

Итак, что делать? О своей карьере и целях думать еще с университетских времен, четко планируя свое время для того, чтобы по истечении четырех-пяти лет не быть одним из десятков тысяч людей, верящих в то, что высшему образованию не придается значения.

4. Для хорошей карьеры необходимо зарубежное образование

К сожалению, в странах СНГ все еще живет один советский стереотип: все западное намного лучше нашего. Необходимо учитывать, что далеко не каждый американский или европейский университет – центр образования уровня Гарварда или Оксфорда. Я встречал десятки людей, получивших образование на Западе, которые, кроме уличного английского и очень общих знаний, не владеют ничем примечательным. Отсутствие силы воли, дисциплинированности, трудолюбия не позволит человеку получить качественное образование и в западном университете.

Во-вторых, успех – это не только голые и абсолютные знания сами по себе. Для того, чтобы быть успешным, необходимы такие качества, как настойчивость, терпение, упорство, трудолюбие. Бизнесу не нужны ходячие энциклопедии, готовые сломаться при первой же неудаче, и люди, которые не умеют настойчиво реализовывать свои прекрасные идеи и падают духом под напором офисной конкуренции.

Лично для меня как руководителя намного более ценным является сотрудник с локальным образованием, отличающийся целеустремленностью и упорством, нежели амбициозный специалист с хорошим английским, не обладающий такими качествами. Выучить иностранный язык проще, чем привить нужное отношение к делу.

Ни в коем случае не имея намерения умалять достоинства топовых зарубежных университетов, все же считаю, что для успеха в карьере получение западного образования не является исключительным условием. И отсутствие западного образования вовсе не препятствие для развития и совершенствования.

Итак, что делать? Все очень просто. Есть множество курсов и conversation-клубов, с помощью которых можно овладеть иностранным языком. Надо только сделать первый шаг – записаться на занятия, отказаться от некоторых сегодняшних «приятностей» и не жалеть себя. Это не расход времени. Это инвестиция в будущее.

Нужно повысить знания в какой-то сфере? Есть огромное количество литературы, которую можно купить или заказать. Появятся вопросы? Множество специалистов и профессионалов с удовольствием ответят на них в социальных сетях. Нет времени читать? Аудиокниги вам в помощь! Слушайте их в дороге. И, конечно же, не стоит игнорировать различные тренинги, семинары, мастер-классы, которые можно посетить или посмотреть в онлайн-режиме.

Любой известный менеджер, профессионал или специалист в сегодняшнем мире находится очень близко от вас – на расстоянии вашего смартфона. Достаточно отказаться от прослушки музыки и отправить ему письмо.

5. Развитием сотрудников должна заниматься компания

Этот тезис развивается в следующей форме: «Я уперся в карьерный потолок, потому что в моей компании у меня не было возможностей для развития». Стандартная позиция жертвы.

Конечно же, в идеальной ситуации компании могут выделять средства на развитие сотрудников, на повышение их профессиональной квалификации, теоретических и практических знаний. Но это первая статья расходов, которую в сегодняшнем кризисном и непредсказуемом мире компании урезают. А, бывает, что бюджет на обучение есть, но какой-то конкретный человек просто не попадает в число избранных, для которых он предназначен.

Итак, что делать? Есть два взгляда на такую ситуации, и они напрямую связаны с характером самого человека:

  • Компания меня не развивает. Но она просто не понимает, как для нее самой это важно. Буду ждать, пока она это поймет. От меня ничего не зависит.
  • Компания меня не развивает, но мое профессиональное совершенствование – это мое дело. Я должен быть современным постоянно растущим специалистом. Поэтому я составлю себе план развития, попрошу нескольких руководителей дать мне рекомендации, а затем начну вкладывать время и деньги в дополнительное обучение.

Не гонитесь за должностями и регалиями, креслами и чинами. Займите активную позицию, возьмите на себя ответственность за свою карьеру – а все остальное обязательно будет как естественный результат вашего эффективного труда, настойчивости, упорства, дисциплинированности и трудолюбия. Желаю всем профессионального успеха!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Партнер, Красноярск

Читайте этот текст с утра, обеспечьте себя мотивацией на сутки ))) Пассивная позиция в принципе неправильна, если хочешь чего-то добиться в жизни.

CIO

"4. Для хорошей карьеры необходимо зарубежное образование

К сожалению, в странах СНГ все еще живет один советский стереотип: все западное намного лучше нашего."

Не согласен. Этот стереотип не советский. Этот стереотип постсоветский, рождённый в головах не управленцев, а "менеджеров", которые потом мутировали в "эффективных менеджеров".

Некоторые стали "консалтерами" (даже слышал такой термин как "тичер" ("teacher")), которым всё в СССР/России не так, а вот на Западе там даа-а-а-а... Даже бюджет пилят совсем, совсем по-другому... И все как один - напильник от кипятильника не отличают, хотя грудь колесом: "На больших предприятиях работали!"

Преподаватель, Уфа

Хорошая статья на заметку молодым. Сам работаю в вузе и вижу этот обман/самообман - университеты не обеспечивают успеха в ремесле, они нужны для базы.

Еще хотелось бы дать совет молодым - чистая философия успеха ущербна. Успех это только часть жизни.

Главный инженер, Липецк

Дельная статья, без лишней "воды".

5. Развитием сотрудников должна заниматься компания.
Этот тезис развивается в следующей форме: «Я уперся в карьерный потолок, потому что в моей компании у меня не было возможностей для развития». Стандартная позиция жертвы.

Компания никому ничего не должна конечно, если компании нужно - она развивает, выращивает, натаскивает, если нет - то нет, далеко не всегда есть такая реальная необходимость

Лично я сталкивался с такой ситуацией, когда карьерный потолок был вполне осязаем, ибо предо мною "в очереди на повышение" стояли люди более достойные и умелые, часть из них являлись моими учителями, потому я сомнений в справедливости выбора руководства не испытывал. Я сменил место работы, ушёл сначала "по горизонтали", потом пошёл "по вертикали", вырос профессионально и в должности, а мог бы ждать в той компании "окна возможностей" лет пять-семь.

Пробыв несколько лет в резерве, не будучи допускаемым к принятию решений более высокого уровня, что не редкость при компетентном руководителе, можно превратиться в "вечного зама" - хороший исполнитель, с атрофированной функцией принятия решений. Кого-то это вполне устраивает, кого-то нет, у всех свой путь и свои цели.

Потому я бы добавил - "не бойтесь сменить место работы ради карьерного и профессионального роста"

А профессиональный рост - это всегда личная ответственность работника, по моему мнению, без саморазвития профессионалом стать невозможно

Консультант, Москва

Замечательный текст. Просто отличный.

Работай с младенчества до самой смерти, старайся заработать своему хозяину побольше денег, будь успешным!

В могиле отдохнёшь.


1. Надо работать допоздна и без выходных

Да, иначе тебя уволят.

Добро пожаловать в капитализм.


> не только количество, но и качество

Выбирайте уже, господа спекулянты - либо быстро, либо хорошо.

Либо готовьтесь платить денег.


2. Верный путь наверх – понравиться шефу

> Во-вторых, говорить правду всегда важно. Но в какой форме? Ведь можно резать правду-матку, выставляя руководителя в неприглядном свете перед всем коллективом, а можно правильно преподнести эту же правду.

Да, да - по восточному извиваясь лить в уши, ага. Видели, знаем.


Здесь не восток, здесь север. Говори правду, не прикрывайся завесой слов.

Если ночальнегъ неспособен воспринимать текущее положение дел - значит пора искать новую работу.


> В-третьих, каждый сотрудник передает руководителю определенное количество проблем.

Разумеется. Если я припёрся к начальнегу-нама, то значит проблема не в моей компетенции и решать её должен именно он.

Хорошо сидеть в кресле и водить руками, бесспорно - но надо таки ещё и поработать.

Если ночальнегъ желает чтобы я решал его проблемы - пусть платит.

Но в любом случае будут вопросы, которые решить может только начальник, и не по причине моей тупости или лености, а потому, что я банально не имею для этого полномочий.

3. Карьера начинается только после университета

Как-то в объявах о работе видел требование для "клининг-менеджера" (до чего ж мерзкое определение!) - высшее образование.

На самом деле в этом эпическом повествовании преступно забыт студент №3 - ну, у которого папа не настолько богат, чтобы оплачивать институт и бесплатную работу на всякие компании ради практики.

Я понимаю, народ здесь состоятельный и о мелочах вроде где жить/что есть никогда не задумывался - ведь надо строить карьеру продажника! ))

хм.. пардон - бизнесмена

4. Для хорошей карьеры необходимо зарубежное образование

Нужно не образование, нужно знание зарубежных "партнёров".

И если сумел изучить их, наладить контакты, понял как работают там - значит образование не прошло зря.

Всё остальное в наших реалиях слабо применимо, хотя и пытаются некоторые привить в России "западную модель бизнеса".

5. Развитием сотрудников должна заниматься компания

Да, именно так.

Если нам приволокли немецкий фрезер и желают чтобы я обучился на нём работать? - гоните инструкции на русском, как минимум.

Желаете, чтобы я обучался сам? Не вопрос, подтяну немецкий, поеду в Германию и буду учиться у того мастера, который с этим станком работал - ну, если его там понаехавшие дикари ещё не съели.

Но исключительно за ваш счёт, господа бизнесмены, исключительно за ваш счёт.

И, учитывая дикарей - патроны тоже за счёт конторы.



Главный инженер, Липецк
Павел Игнатов пишет:
Замечательный текст. Просто отличный.
Работай с младенчества до самой смерти, старайся заработать своему хозяину побольше денег, будь успешным!

В могиле отдохнёшь.


Если не хотите - не работайте. Можно уйти жить в тайгу и выходить к людям только чтобы обменять мясо и пушнину на патроны, спички, соль...а можно заниматься тем, что приносит тебе удовольствие, хотя и будет непросто, и получать за это деньги, которые дают доступ к широкому спектру благ современной цивилизации. "У нас свободная страна"...



5. Развитием сотрудников должна заниматься компания
Да, именно так.
Если нам приволокли немецкий фрезер и желают чтобы я обучился на нём работать? - гоните инструкции на русском, как минимум.
Желаете, чтобы я обучался сам? Не вопрос, подтяну немецкий, поеду в Германию и буду учиться у того мастера, который с этим станком работал - ну, если его там понаехавшие дикари ещё не съели.
Но исключительно за ваш счёт, господа бизнесмены, исключительно за ваш счёт.
И, учитывая дикарей - патроны тоже за счёт конторы.

Вполне реальный и абсолютно законный вариант - компания отправляет вас на курсы немецкого, заключает договор на обучение, командирует в Германию на месяц-два или привозит мастера к вам (как дешевле выйдет)...

И заключает с вами доп.соглашение к трудовому договору или контракт, что должны вы отработать после завершения обучения 5 лет на эту компанию и выдавать не менее 95% производительности немецкого мастера на этом фрезере, да расход режущего инструмента не выше чем на 10% от немецкого обеспечивать...а если вы не выполняете условий соглашения, или трудовую дисциплину нарушаете, или решите уйти туда, где за работу на таком же фрезере платят больше, то возвращаете компании сумму затрат, пропорциональную сроку, который осталось отработать до истечения 5 лет.

Согласитесь на такие условия ?

Консультант, Москва

> Согласитесь на такие условия ?

Разумеется соглашусь.

Новые станки, новый опыт - новые люди со своими методами работы в конце концов. Это всё очень ценно.

Но без рабства, ага.

Либо контора нанимает мастера из Германии - и далеко не за 100 тыщ, либо обучает меня, либо гендир учится сам.

Вы согласны на такие условия?

> расход режущего инструмента не выше чем на 10% от немецкого обеспечивать

Лихко, Иван! Про скорость подачи и глубину реза поговорим? ))

Ну и про какчество расходников?





Дизайнер, Москва

Сложно что-то сказать по поводу этой статьи - автор в белом фраке посреди людей, у которых он спрашивал... Не более.
Ни о чем.

Главный инженер, Липецк
Павел Игнатов пишет:
> Согласитесь на такие условия ?
Разумеется соглашусь.
Новые станки, новый опыт - новые люди со своими методами работы в конце концов. Это всё очень ценно.
Но без рабства, ага.
Либо контора нанимает мастера из Германии - и далеко не за 100 тыщ, либо обучает меня, либо гендир учится сам.
Вы согласны на такие условия?

Это не рабство, а защита инвестиций, вкладывать деньги без мнимальных гарантий возврата желающих мало.

Проще сманить уже готового специалиста, дав ему вашу зарплату+добавка (размер которой идёт от затрат на обучение разбитый на период окупаемости).

Я понимаю почему вы так реагируете на неадекватные требования руководства, но неадекватность в ответ приводит только к эскалации конфликта.

Ничем хорошим такие вещи не заканчиваются.


> расход режущего инструмента не выше чем на 10% от немецкого обеспечивать
Лихко, Иван! Про скорость подачи и глубину реза поговорим? ))
Ну и про какчество расходников?

Расходники и качество заготовок под обработку должны быть эквивалентны "немецким", сравнивать можно только сравнимые вещи.

Параметры обрабтки (технологического процесса) не интересны, с точки зрения бизнеса интересно, чтобы вы работали с 95% производительности и расходом инструмента не выше 10% "немецкого"- это покажет, что в вашей зоне ответственности (касательно именно работы на станке) вы делаете всё правильно и выполняете свою работу хорошо. Как именно (последовательность проходов, скорость подачи, глубина реза, способ охлаждения, подбор СОЖ, смазок...) - это никому не интересно, т.к. вам платят за умение достигать нужных показателей ,а не за способы их достижения.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.