7 фатальных ошибок в переговорах: как нельзя вести коммуникацию

Переговоры разного уровня – это ежедневная рутина в бизнесе. Кто-то проводит их «как получиться», кто-то целенаправленно изучает это вопрос: ходит на тренинги, читает специализированную литературу. Благо курсов и в целом информации на эту тему сейчас большое количество. И уже стала общепринятой практика специализированной подготовки менеджеров по продажам к ведению переговоров, ведь это основной инструмент их работы. Тем удивительнее сталкиваться с проявлением коммуникативной некомпетентности в крупной и уважаемой компании.

Ситуация

Недавно посетила крупный и известный в нашем городе автоцентр с целью провести ТО автомобиля, где невольно стала свидетелем странных и неэффективных переговоров. Как руководитель я лично направила на обучение и провела аттестацию десятков менеджеров по продажам, поэтому мне было удивительно наблюдать, как общаются с клиентами сотрудники данного центра.

К паре, сидящей в зоне ожидания за общим столиком, подошли два сотрудника автоцентра. Один – явно в роли человека принимающего решение (буду называть его руководитель), второй – менеджер, который, видимо, вел переговоры с парой до этого и теперь привел своего руководителя «для окончательной беседы». Руководитель сел напротив покупателя, менеджер остался стоять за ним в позе охранника. В беседе он в итоге не принимал участие.

После краткого приветствия начались переговоры, вернее монолог на пять минут, в ходе которого руководитель всячески объяснял клиентам, что цену за свой автомобиль они «заломили», «где вы ее только взяли?», «вы же понимаете, что никогда за такую цену не продадите?», «и что вы будете делать с такой машиной?». На попытки ответить на его же «вопросы», он несколько раз говорил «нет, дайте я уж закончу», «ну, может быть, вы мне дадите сказать» и продолжал свою речь.

Клиенты успели вставить пару слов о том, что если данному центру настолько не подходит их цена – это нормально, и у них есть другие варианты. На что руководитель в итоге довольно эмоционально и резко закончил беседу словами «Ну, тогда говорить не о чем, мы отдадим вам документы» и стремительно ушел. Ошарашенные клиенты остались сидеть.

Разделю их чувства:

  • Во-первых, меня вынудили присутствовать – я была с ребенком в этой зоне, деваться там особо некуда.
  • Во-вторых, меня поразил стиль коммуникации руководителя.

Ошибки и правила переговоров

Давайте попробуем разобрать ситуацию и понять, на что стоило бы обратить внимание руководителя-переговорщика, и на основе этого вспомним не новые, но важные для переговоров правила.

1. Несоответствие целей переговоров и поведение в них

Это основа провальной коммуникации. Что это значит? Можем предположить, что основная цель была — убедить клиентов снизить цену и продать авто этому центру. А какой цели соответствовало поведение руководителя на самом деле? Было похоже, что он реализует какую-то из побочных целей:

  • Показать этим клиентам, что они ошибаются, открыть им глаза, донести истину.
  • Доказать своему подчиненному или коллеге (или себе самому), что он – крутой жесткий переговорщик, что его не испугать какими-то там доводами в пользу их цены, что он может выложить им все, что считает нужным.
  • Как можно быстрее решить вопрос с этими клиентами, неважно, в пользу сделки или нет, и неважно, сохранив их лояльность к компании или нет.

Получается, что в какой-то момент в голове руководителя основная цель заменилась на побочную. Такое, к сожалению, часто бывает у неопытных переговорщиков. Их личные амбиции или идея о том, что надо вести себя напористей, или другая — часто неосознанная цель — вдруг подменяют основную. И далее все «как в тумане».

Поэтому правило 1 – «Помни о цели переговоров».

2. Мало слушает, много говорит

Если считать, что данный руководитель все же желает своей компании пользы, то его следующая зона развития – это умение слушать. Классическую формулу успешных переговоров: слушать 2/3 времени, говорить 1/3 – никто не отменял. Когда накрывает желание «выговориться» идите к психологу, а на переговорах важно слушать и слышать, а услышанное использовать в своих целях.

Правило 2 – «2/3 Слушай, 1/3 говори, опираясь на цели и на услышанное»

3. Не то место для переговоров

Я не знаю, в чем была задумка смешивать ожидающих сервиса клиентов и переговорную зону. Но в итоге могу точно сказать – было некомфортно всем – и клиентам, которых учили жизни на глазах у всех, и мне с ребенком, и стоящему менеджеру. Ему даже места не нашлось. Подозреваю, что и руководителю было эмоционально сложнее «работать на публику». Возможно, это его дополнительно нервировало и заставляло вести себя агрессивно.

Поэтому еще раз вспомним: если вы можете выбирать, где проводить переговоры – выбирайте лучшее для вас и ваших целей. В данном случае, место хорошо подходило для цели «покрасоваться на публику», «отработать навыки переговоров в публичном пространстве», но было ли это то, что реально хотелось сделать участникам?

Правило 3 – «Потратьте усилия на выбор наиболее подходящего для переговоров места».

4. Обесценивание собеседника

В ходе самого монолога руководителя мне бросилась в глаза, вернее, в уши, целая россыпь оценочных суждений и других конфликтогенных высказываний, которые неизбежно заводят собеседника.

Даже такую спокойную на вид семейную пару данный руководитель смог вывести из себя. «Заломили», «и что вы будете делать с такой машиной?», «этот сервис, про который вы говорите – помойная яма» – такие категоричные утверждения, с оценкой, а, вернее, в данном случае обесцениванием, неизбежно ведут к тому, что собеседник или закрывается, или начинает нападать, пытаясь защититься. «Нет, дайте я закончу», «ну, может быть вы мне дадите сказать», перебивания, «ну-ну, попробуйте в другом месте» – вот то немногое, что запомнилось из высказываний, повышающих градус этих переговоров.

А как можно по-другому:

  • Меняем «заломили» на «ваша цена нам показалась несколько завышенной».
  • Насмешливое «И что вы будете делать с такой машиной?» на «Поделитесь, пожалуйста, какие дальнейшие шаги вы планируете предпринять относительно вашего авто?».
  • Уничижительное «этот сервис, про который вы говорите – помойная яма» на «По моему опыту могу сказать, что у клиентов были проблемы при работе с данным сервисом».
  • Совет с издевкой «ну-ну, попробуйте в другом месте» на... А советов вообще не нужно. Особенно, с издевкой.
Правило 4 – «Помнить, что ваша речь – ваш инструмент переговоров. Каждое слово работает на вашу цель или против нее. Следите за речью, развивайте ее, используйте осознанно»

5. Неверная контексту расстановка ролей

Тут нужно немного вспомнить теорию Эрика Берна и его транзакционный анализ, который не теряет актуальности и говорит о том, что мы в каждый момент общения с другими находимся в одной из субличностей – Родителя, Взрослого или Дитя. И есть ряд изначально конфликтогенных трансакций, например, Родитель – Родитель, Родитель –Взрослый и другие.

В этой ситуации мы видим расклад Родитель – Взрослый. Руководитель явно был в субличности Родителя – он критиковал клиентов, указывал им на ошибки, усмехался над их предпочтениями сервиса по продаже авто, не давал вставить слово, перебивал. А они, насколько я увидела, изначально были в субличности Взрослых. То есть, они были настроены на партнерский разговор, с рациональными, а неэмоциональными доводами, с ожиданиями, что им дадут слово.

В итоге наскок руководителя из субличности Родителя был плохо воспринят, создал потенциально конфликтную ситуацию, накалил обстановку. Ни самим клиентам, ни даже мне – случайному свидетелю – неприятно было оказаться в ситуации, когда взрослых спокойных людей отчитывают и учат жить, словно детей.

Тут важно уметь эти субличности отслеживать в себе и корректировать свое собственное состояние, если ваша текущая субличность неадекватна ситуации и вашим целям.

Правило 5 – «Изучайте себя перед переговорами. Учитесь управлять своим состоянием, чтобы оно работало на вас, а не против».  

6. Отсутствие запасного плана

Еще мне показалось, что у руководителя для этих переговоров вообще не было никакой альтернативы. Только ленивый не написал про то, что каждому переговорщику нужен план Б, а лучше бы и план С в переговорах. Здесь, похоже, не было представления о том, а что делать, если клиенты откажутся снижать цену. Это результировало в стремительный и эмоциональный побег с места коммуникативного боя, когда стало ясно, что клиенты «не прогибаются».

Правило 6 – «Продумайте возможные варианты. Как ваша основная цель может быть реализована в конкретных цифрах, сроках, критериях? Чем больше у вас запасных планов, тем более подготовлены вы к переговорам».

7. Закончили и расстались на негативной ноте

Ну и напоследок – что делать, если в переговорах все пошло не так? Как минимум, можно сохранить отношения, закончив на доброжелательной ноте. Особенно это важно в сфере клиентского сервиса. Для этого надо справиться с эмоциями и увидеть в клиенте человека, который хочет решить свою задачу, а не насолить лично вам.

В этой ситуации менеджер, который изначально общался с клиентами, попытался сохранить возможность дальнейшего контакта. После ухода своего руководителя он сказал им что-то в духе – жаль, что не договорились, но если вы передумаете – буду рад продолжить общение.

И это важно, ведь конкретные переговоры – это лишь часть жизни компании. И даже если не договорились – важно сохранить хорошие человеческие отношения с клиентами, дать им уйти с ощущением, что сюда есть смысл обращаться в дальнейшем.

Правило 7 – «Завершайте коммуникацию с оппонентом максимально доброжелательно. Даже если переговоры провалились. Тем самым вы оставляете возможность дальнейших контактов и сохраняете имидж свой и компании».

Заключение

Мы рассмотрели семь правил переговоров, которые проявились в конкретной ситуации. Некоторые их них выполнить проще – например, выбрать удобное место. Сложнее – научиться справляться с эмоциями, следить за речью. Тем не менее  надеюсь, освежив их в памяти, вам будет легче проводить переговоры в ваших интересах и, возможно, вы обратите внимание на то, как ведут переговоры ваши менеджеры.

Какие еще правила важно не забывать для успешной коммуникации? Поделитесь в комментариях.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

"Поляна" для рассмотрения выбрана неудачно, потому что тут работает АКСИОМА - АВТОСЕРВИС ВСЕГДА ПРАВ!

По изложенной технике переговоров - со всем согласен, а если к переговорам ещё и готовиться - то совсем хорошо будет!

Возвращаясь к АвтоТеме: вместе с автомобилями я сменил уже несколько "конюшен", и в основном это было из серий "просто ужасно", "ужасно дорого, но все равно плохо", или "вежливо, сносно, но ОЧЕНЬ дорого"!

Сейчас свою "негарантийную" машину обслуживаю на "мультибрендовой" СТО, которая лет 15 назад удачно "подхватила" сервисный центр ушедшего от нас немецкого концерна, и там я знаю руководителей, с которыми у меня есть возможность вести "правильные" переговоры, обсуждать варианты и находить решения, при которых у меня исправный авто, а у них - загрузка и рентабельность

Researcher, Москва

Редкий HR так хорошо понимает психологию продаж.

О кейсе в начале публикации -- насколько я понял, автовладельцы пришли сделать трейдин?

Руководитель явно ест хлеб своих менеджеров -- это во-первых.
Он тут явно не нужен.

А во-вторых, на месте представителя сервиса я бы сыграл бы в опенбук -- объяснил бы, что выкупая машину, цель сервиса затем продать её, возможно с небольшим косметическим рефурбишингом (техническим обновлением расходников и мелким косметическим ремонтом), и если сервис купит её по рыночной (или тем более завышенной) цене, то сервис не сможет продать её, по крайней мере быстро по рынку и без убытка, так как на рынке хватает предложений. Далее -- маржа сервиса, допустим это 15%, а рыночная цена на такую модель с таким пробегом и состоянием это столько плюс/минус столько -- что легко проверить на авто.ру, допустим. Конъюнктуру конечно надо знать и уметь ее продемонстрировать прямо сразу.
Плюс рефурбишинг это столько-то, затем подмигнув сказал бы, что даже если считать рефурбишинг по себесу это все равно плюс столько по меньшей мере.
Поэтому самый верх, который сервис может себе позволить для выкупа машины автовладельцев -- это столько.
Потом, немного помявшись предложил -- что, если они готовы принять решение сегодня и подписать соглашение именно на эту цену, то сервис сделает подарок -- например дисконт на следующее ТО, какую-то диагностику, доп гарантию, или скажем зимнюю резину при покупке у них уже новой или другой машины.

Это очень простой кейс, который можно было легко конвертировать в деньги и довольных покупателей. При этом соблюдая заложенный интерес сервиса.


Генеральный директор, Москва
Сергей Алейников пишет:
"Поляна" для рассмотрения выбрана неудачно, потому что тут работает АКСИОМА - АВТОСЕРВИС ВСЕГДА ПРАВ!

Согласен, что пример не самый удачный - переговоров как таковых не было. Монолог - да, был. Но не более. Клиент удивился, всё понял, встал и ушел.

Руководитель проекта, Москва

Очень хороший материал, сегодня как раз провел первый день тренинга "Гарвардский метод переговоров. Переговоры без поражения" и в статье практически точное описание метода Гарвардских переговоров. 

Внимание к цели - понимании, какая именно цель .

Внимание к людям.

Наличие альтернативных вариантов.

Выбор вариантов реализации цели.

Настрой на долгосрочное сотрудничество.

Роль Взрослый - Взрослый по Эрику Берну 

Очень хорошо, что Елена всё на примере разобрала, всё получилось очень точно и понятно.

 

Researcher, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Очень хороший материал, сегодня как раз провел первый день тренинга "Гарвардский метод переговоров. Переговоры без поражения" и в статье практически точное описание метода Гарвардских переговоров. 

Михаил, гораздо ценнее побыть в шкуре продавца хотя бы лет 5-10 и научиться продавать. НЕ договориваться с HRом за откат от гонорара, а продавать собственнику бизнеса продукт, идею, план. Продавать -- это значит побудить его вам поверить и сыграть на самых тонких струнах его сердца.

Если вы берётесь учить продажам, то должны уметь хорошо продавать.
Но что-то я не вижу здесь очереди.

А как называть тот или иной метод -- дело 110-е, которое к бизнесу не имеет никакого отношения. Это всё пустая демагогия, чтобы впарить воздух лентяям, которые вместо того чтобы тренироваться в полях, искренне верят, что биолог без опыта в пердметной области способен их чему-то научить, цитируя популярные мормонские книжки.

Заранее прошу прощения, если мои комментарии покажутся вам категоричными. Примите это как благотворительный консалтинг (подсказку) в пользу усиления ликвидности вашего продукта.

Руководитель проекта, Украина

Правила хорошие, пример плохой.

И ради справедливости, вы ведь описали только заключительную часть общения. Вы же не слышали, как с клиентом общался продавец. Раз пара была спокойна, то вероятно, что первый переговорщик от автосалона общался, как раз, правильно. Но не эффективно.

Скорее всего его ЗП была несравнима с доходами клиента, и он не мог или не имел права принимать окончательное решение.

И ещё, trade in - непростая услуга, так как автосалон выступает продавцом комиссии, тогда как продавцом товара, то есть получателем большей части денег - клиент. Даже у вас путаница.

Автосалон на этом просто не зарабатывает, поэтому менеджер попытался сохранить клиента, а босс, вероятно, и так знал, что за новой машиной они только сюда.

Я не пытаюсь обелить хамовитого руководителя, я пытаюсь добавить упущенное вами звено.

А правила - правильные)) 

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Михаил Боднарук пишет:

Очень хороший материал, сегодня как раз провел первый день тренинга "Гарвардский метод переговоров. Переговоры без поражения" и в статье практически точное описание метода Гарвардских переговоров. 

Внимание к цели - понимании, какая именно цель .

Внимание к людям.

Наличие альтернативных вариантов.

Выбор вариантов реализации цели.

Настрой на долгосрочное сотрудничество.

Роль Взрослый - Взрослый по Эрику Берну 

Очень хорошо, что Елена всё на примере разобрала, всё получилось очень точно и понятно.

 

Важно, что пример вполне себе живой :) 

Вспомнился и свой диалог с представителем автосалона. До ЛПРа не дошли даже, "менеджер" вёл переговоры так же, как руководитель в примере

Менеджер, Саратов

Стиль переговоров может быть любой. Нет универсальных правил. Но очень бы хотелось, чтобы репутация перестала быть пустым звуком.

Генеральный директор, Москва
  • Уничижительное «этот сервис, про который вы говорите – помойная яма» на «По моему опыту могу сказать, что у клиентов были проблемы при работе с данным сервисом».

На мой вгляд, критиковать конкурента в любой форме - идея непродуктивная, так как критикующий - лицо заинтересованное и поэтому клиент к такому мнению отнесется с недоверием.

Вот свой продукт относительно конкурирующего можно аккуратно подать лицом, если конечно у него есть преимущества. 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Сергей Средний пишет:
цель сервиса затем продать её, возможно с небольшим косметическим рефурбишингом (техническим обновлением расходников и мелким косметическим ремонтом)

Несколько раз с друзьями наблюдали - через сколько времени автомобиль после сдачи в трейд-ин будет выставлен на площадку продажи, и сколько "накинут". В двух случаях из пяти машину помыли- поэтому выставили через час, в остальных случаях - в течение получаса, как только был заламинирован сопроводительный листок с годом выпуска, пробегом и ценой. Накручивали сверху "зачётной цены" не менее 15 процентов. Но действительно раздавали "плюшки" в виде "бесплатных работ на первом ТО"- за материалы (масло, фильтры) при этом деньги брали, ещё что-то делали "якобы бесплатно".

Но в общем в автосервисе не привыкли "слушать и вникать", а мода на "девочек для ресепшн" всё ещё сохраняется... А слесарье - уходят, вот что жаль...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.