3 простых рецепта для возвращения продуктивности

В процессе работы в роли HR, я сталкивалась с моментами, когда руки просто опускались. Причины всегда были разными: чрезмерная нагрузка при закрытии множества позиций «на вчера», банальная физическая усталость — этот список можно продолжать еще долго. Все это сказывалось на моей продуктивности не в лучшую сторону, но краткосрочный отдых позволял быстро встать на ноги и работать в обычном режиме.

Тут, наверное, должна быть вставка о том, как тяжек труд эмпатов-HRов, особенно в IT-секторе, что жизнь есть страдание в целом и так далее, но ее не будет. Работа в рекрутинге изначально подразумевает повышенный уровень стресса: наймы и увольнения, разные характеры и уровень общения, нередкий дефицит времени на выполнение задач и прочее. Тот, кто хочет стать профи, должен быть готов к таким вещам. 

Но уберем в сторону мои личные проблемы. Аналогичная картина наблюдалась и на собеседованиях — нередко попадались специалисты, которым явно требовался отдых перед выходом на следующую работу. Логика тут простая: выгоревший сотрудник = низкая эффективность на работе = работодатель будет недоволен сотрудником и нами. 

Естественно, такая схема не является допустимой, нужно было что-то решать. Для начала я попробовала разобраться в самой сути явления выгорания. Сразу отмечу: я не психолог, не эксперт, который говорит: «Делайте только так!». Это просто мои личные наблюдения и мой личный опыт. 

Виды выгорания

Исходя из собственных ощущений и наблюдений, я разделила выгорание на три группы: энергетическое, эмоциональное и экзистенциальное. 

1. Энергетическое выгорание

Характерные признаки: нехватка энергии, физическая усталость с самого утра.

Такую бы бодрость, да ежедневно!

Определить физическое выгорание несложно. Вам знакомо состояние «разбитости» с самого утра, стоит только открыть глаза? Нередко люди пытаются нейтрализовать его большим количеством кофе, энергетиками и прочими, не менее вредными для организма в долгосрочной перспективе вещами. 

Менее убийственным путем решения с точки зрения здоровья и продуктивности станут: 

  • Cтабилизация режима сна и питания. Спать не урывками и под утро, есть не junkfood на бегу. 
  • Хотя бы часовая прогулка пешком на свежем воздухе, а лучше — регулярные занятия спортом.
  • Отсутствие смартфона хотя бы за полчаса перед сном, лучше за час, чтобы мозг забыл про это вот все. 

Личный опыт подтвердил: самочувствие через несколько месяцев стало улучшаться, продуктивность выросла. Схема работает.

2. Эмоциональное выгорание

Характерные признаки: апатия к рабочим вопросам либо постоянное нервное истощение и стрессы.

Если такое состояние уже с утра - дело плохо!

Выгорели ли вы эмоционально? Если общее состояние какое-то непонятное, «тугое», и это продолжается уже не первый день, можно сходить к психологу или использовать один из многочисленных онлайн-сервисов. Или вообще не тратить деньги, а для начала пройти тест на диагностику уровня эмоционального выгорания. 

Но зачастую уже сразу понятно, что эмоциональное выгорание есть. Моя коллега-HR, Ольга Зангиева, руководитель по HR-коммуникациям из компании «Ситимобил», очень точно характеризует предшествующие ему признаки:

«Работаете в режиме многозадачности и цейтнота на протяжении длительного времени, присутствуют частые переработки и явный дисбаланс работы и личной жизни».

Если говорить простыми словами, работа становится «не в кайф», и единственное, что делает сотрудник с вожделением в течение всего рабочего дня, — смотрит на часы. И это в лучшем случае. 

В худшем — человек полностью издерган из-за того, что «не может соответствовать», причем нередко соответствовать не реальным требованиям начальника, а сформированным своими же руками стереотипам о том, как должен выглядеть идеальный сотрудник. Результат — расшатанные нервы и частичная потеря продуктивности, крайне низкие результаты в работе.  

Как лечить? Обрести понимание того, что невозможно выполнять задачи идеально, если не давать себе психологическую разрядку. Разделить время на личное и рабочее, не пытаться выполнить все-все «за один день» — так продуктивность и качество в итоге будут только падать. Иметь какое-то хобби, где голова полностью переключается из рабочего режима — тоже неплохой вариант. 

К сожалению, часто человек сам не может оценить свое «пограничное» состояние. Тут на помощь как раз и может прийти шеф, коуч или HR, который поможет «вправить мозги» в нужном направлении — в нормальном бизнесе это выгодно для всех участников процесса.

И, к слову, материальные поощрения и моральное — в виде прилюдной похвалы за результаты — тоже неплохо помогают оттянуть начало процесса эмоционального выгорания, но не избежать полностью.

3. Экзистенциальное выгорание

Характерные признаки: потеря смысла деятельности

Типичный экзистенциальный криз в работе

Здесь все еще глубже: работа не просто «не в кайф», а уже вызывает отторжение до физической тошноты и ненависти. Человек просто не понимает, «зачем это все» в целом, какой толк от его ежедневной деятельности.

Из личных наблюдений: экзистенциальное выгорание бывает у тех, кто долго работал в режиме 24/7, отдавая себя делу целиком, например, у сотрудников стартапов. Особенно часто оно проявляется на тех стадиях, когда стартап «не взлетает». 

Из этой стадии дольше всего возвращаться в нормальный мир сбалансированной работы и отдыха — не хочется делать ничего от слова совсем. Вариантов «домашнего решения», кроме долгого отдыха в кругу семьи и занятия чем-то для души, нет. Тут, на мой взгляд, прямо очень сильно нужно общаться со специалистом психологом, разбирать все по камешкам и аккуратно собирать обратно. 

Опять же, чаще всего я наблюдала поэтапные переходы выгорания — от физического до экзистенциального. Но при этом всегда, или почти всегда, физическое лежит в основе начала процессов — такая вот информация к размышлению. Похоже, лозунг «Здоровый дух — в здоровом теле» все еще работает.

Общие советы по профилактике выгорания

Разобью их на две части. Первая — личная, ведь ваше здоровье и продуктивность — сугубо ваша ответственность.

Итак, стоило бы:

  • высыпаться и правильно питаться — физическое состояние лежит в основе профилактики; 
  • ежедневно ходить пешком и смотреть при этом по сторонам, а не в смартфон; 
  • выделить время на 2-3 спортивные тренировки в неделю;
  • сделать себе хотя бы полчасика в день на отдых вообще от всего, никаких «отлично, можно прокачать английский» и так далее — дайте мозгу паузу, ему надо;
  • не использовать ноутбук и смартфон за полчаса-час до сна. Причина та же, нужно дать голове «остыть»; 
  • уделять время близким — этот пункт последний по списку, но не по содержанию, это помогает помнить о том, зачем мы вообще живем.

Часть вторая ориентирована скорее на руководящий состав, которому важно вовремя вести профилактику для сотрудников с точки зрения бизнеса: 

  • общайтесь со своими сотрудниками, просто разговаривайте — часто человек «на грани» хорошо заметен, и ему можно помочь; 
  • если кто-то из ваших ребят явно перегорел, дайте ему отдохнуть, а не пытайтесь просто снизить ему нагрузку — маленькую работу он будет делать так же плохо, как и большую; 
  • мотивируйте сотрудников материально — это нормально и позволяет им тратить больше на себя = чувствовать себя счастливее; 
  • мотивируйте сотрудников морально с помощью профи — коуч «стоит» всего одну зарплату, а работать может с несколькими десятками людей;
  • если сотрудники, несмотря на все ваши действия, выгорают быстро и «пачками», посмотрите, как выстроены ваши рабочие процессы — причина может быть не в людях.

Так, все-таки, как не выгореть на работе?

Прямо чтобы совсем никак — наверное, никак. Во всяком случае для наемных сотрудников, у которых так или иначе уровень вовлеченности в работу будет ниже, чем у жестко замотивированного владельца бизнеса.

Но отлаженная система профилактики как минимум позволит: 

  • Улучшить психологическую атмосферу в коллективе. Много выгоревших людей точно не добавят позитива коллегам.
  • Смягчить последствия и сделать период восстановления короче — сотрудник сможет быстрее вернуться в строй.

Вот и все, чем я хотела бы поделиться из собственного опыта в сфере борьбы с выгоранием. Если у вас есть собственная практика и советы — комментарии в вашем распоряжении.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Здесь все еще глубже: работа не просто «не в кайф», а уже вызывает отторжение до физической тошноты и ненависти. Человек просто не понимает, «зачем это все» в целом, какой толк от его ежедневной деятельности.

Вот только оно и есть, а все что выше просто усталость.. А как с этим бороться как раз понятно - спросить себя - какой смысл в этой работе, что я этой работе даю миру, зачем эта работа нужна кому-то и что на реально изменяет. Если более глубоко - то ИКИГАЙ рулит. Если он не помогает - тогда я бы начал с коучей.

Так, все-таки, как не выгореть на работе?

Да тоже, вообщем-то просто.. - Вы для чего работаете, что вы даете и получаете - ответьте с точки зрения:
1. Себя любимого
2. Коллег
3. Руководителя
4. Ваших клиентов. 
После заполнения таблицы - попробуйте заполнить не так как сейчас, а так как вам бы хотелось ;) 

Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Профессиональный HR, так же как и собственник должен понимать одну вещь, основывающуюся на исследованиях многих компаний с бывшего союза да и с запада.
Предельная эффективность человека на рабочем месте - для управленцев в требовательном ритме - составляет 4-6 лет, а затем неуклонно снижается. Рано или поздно он становится неэффективен, он «заедается», теряет хватку, либо приспосабливается. На постсоветском пространстве, это максимум 4-6 лет. После этого люди работающие на одной позиции перестают работать эффективно.

То есть, проблема заключается в том, что на определенном этапе менеджеры начинают решать свои личные проблемы, находясь внутри компании, и при этом перестают решать проблемы собственника. Потом они начинают «не по-детски» воровать, либо уходят и «зеркалят» ваш бизнес. Поэтому основная задача — чтобы это сотрудничество достаточно долго носило эффективный и обоюдный характер.

Кроме того, есть понятие естественной профессиональной деградации. Если человек не развивается, то он деградирует. А деградация топ-менеджмента, безусловно, влечет за собой деградацию бизнеса хозяина. Самому себя держать в тонусе достаточно тяжело, поэтому задача поддержания в тонусе топ-менеджмента — это задача хозяина.

Если поощрять сотрудника в период, когда он «на максимуме», и убирать доплату, когда начался спад, можно решить две задачи: «зацепить» его на самый подходящий период и подтолкнуть к переходу на другой участок работы, где цикл роста начнется заново. Например, вместо доплаты за выслугу лет, экономический смысл которой непонятен, может быть введена доплата сотрудникам во время 2 – 4 года работы в компании. Могут быть введены акцентирующие доплаты, действующие строго ограниченное время и при обязательном выполнении базовых требований. Например, специальная выплата при продаже высокомаржинальных товаров при обязательном условии выполнения общего плана продаж.

Преподаватель, Украина

"тяжек труд эмпатов-HRов, особенно в IT-секторе". Может, для начала, вернуться к нормальному языку общения? 

Адм. директор, Москва

спасиббо за рекомендации, очень мне как раз полезно...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.