В процессе работы в роли HR, я сталкивалась с моментами, когда руки просто опускались. Причины всегда были разными: чрезмерная нагрузка при закрытии множества позиций «на вчера», банальная физическая усталость — этот список можно продолжать еще долго. Все это сказывалось на моей продуктивности не в лучшую сторону, но краткосрочный отдых позволял быстро встать на ноги и работать в обычном режиме.
Тут, наверное, должна быть вставка о том, как тяжек труд эмпатов-HRов, особенно в IT-секторе, что жизнь есть страдание в целом и так далее, но ее не будет. Работа в рекрутинге изначально подразумевает повышенный уровень стресса: наймы и увольнения, разные характеры и уровень общения, нередкий дефицит времени на выполнение задач и прочее. Тот, кто хочет стать профи, должен быть готов к таким вещам.
Но уберем в сторону мои личные проблемы. Аналогичная картина наблюдалась и на собеседованиях — нередко попадались специалисты, которым явно требовался отдых перед выходом на следующую работу. Логика тут простая: выгоревший сотрудник = низкая эффективность на работе = работодатель будет недоволен сотрудником и нами.
Естественно, такая схема не является допустимой, нужно было что-то решать. Для начала я попробовала разобраться в самой сути явления выгорания. Сразу отмечу: я не психолог, не эксперт, который говорит: «Делайте только так!». Это просто мои личные наблюдения и мой личный опыт.
Виды выгорания
Исходя из собственных ощущений и наблюдений, я разделила выгорание на три группы: энергетическое, эмоциональное и экзистенциальное.
1. Энергетическое выгорание
Характерные признаки: нехватка энергии, физическая усталость с самого утра.
Определить физическое выгорание несложно. Вам знакомо состояние «разбитости» с самого утра, стоит только открыть глаза? Нередко люди пытаются нейтрализовать его большим количеством кофе, энергетиками и прочими, не менее вредными для организма в долгосрочной перспективе вещами.
Менее убийственным путем решения с точки зрения здоровья и продуктивности станут:
- Cтабилизация режима сна и питания. Спать не урывками и под утро, есть не junkfood на бегу.
- Хотя бы часовая прогулка пешком на свежем воздухе, а лучше — регулярные занятия спортом.
- Отсутствие смартфона хотя бы за полчаса перед сном, лучше за час, чтобы мозг забыл про это вот все.
Личный опыт подтвердил: самочувствие через несколько месяцев стало улучшаться, продуктивность выросла. Схема работает.
2. Эмоциональное выгорание
Характерные признаки: апатия к рабочим вопросам либо постоянное нервное истощение и стрессы.
Выгорели ли вы эмоционально? Если общее состояние какое-то непонятное, «тугое», и это продолжается уже не первый день, можно сходить к психологу или использовать один из многочисленных онлайн-сервисов. Или вообще не тратить деньги, а для начала пройти тест на диагностику уровня эмоционального выгорания.
Но зачастую уже сразу понятно, что эмоциональное выгорание есть. Моя коллега-HR, Ольга Зангиева, руководитель по HR-коммуникациям из компании «Ситимобил», очень точно характеризует предшествующие ему признаки:
«Работаете в режиме многозадачности и цейтнота на протяжении длительного времени, присутствуют частые переработки и явный дисбаланс работы и личной жизни».
Если говорить простыми словами, работа становится «не в кайф», и единственное, что делает сотрудник с вожделением в течение всего рабочего дня, — смотрит на часы. И это в лучшем случае.
В худшем — человек полностью издерган из-за того, что «не может соответствовать», причем нередко соответствовать не реальным требованиям начальника, а сформированным своими же руками стереотипам о том, как должен выглядеть идеальный сотрудник. Результат — расшатанные нервы и частичная потеря продуктивности, крайне низкие результаты в работе.
Как лечить? Обрести понимание того, что невозможно выполнять задачи идеально, если не давать себе психологическую разрядку. Разделить время на личное и рабочее, не пытаться выполнить все-все «за один день» — так продуктивность и качество в итоге будут только падать. Иметь какое-то хобби, где голова полностью переключается из рабочего режима — тоже неплохой вариант.
К сожалению, часто человек сам не может оценить свое «пограничное» состояние. Тут на помощь как раз и может прийти шеф, коуч или HR, который поможет «вправить мозги» в нужном направлении — в нормальном бизнесе это выгодно для всех участников процесса.
И, к слову, материальные поощрения и моральное — в виде прилюдной похвалы за результаты — тоже неплохо помогают оттянуть начало процесса эмоционального выгорания, но не избежать полностью.
3. Экзистенциальное выгорание
Характерные признаки: потеря смысла деятельности
Здесь все еще глубже: работа не просто «не в кайф», а уже вызывает отторжение до физической тошноты и ненависти. Человек просто не понимает, «зачем это все» в целом, какой толк от его ежедневной деятельности.
Из личных наблюдений: экзистенциальное выгорание бывает у тех, кто долго работал в режиме 24/7, отдавая себя делу целиком, например, у сотрудников стартапов. Особенно часто оно проявляется на тех стадиях, когда стартап «не взлетает».
Из этой стадии дольше всего возвращаться в нормальный мир сбалансированной работы и отдыха — не хочется делать ничего от слова совсем. Вариантов «домашнего решения», кроме долгого отдыха в кругу семьи и занятия чем-то для души, нет. Тут, на мой взгляд, прямо очень сильно нужно общаться со специалистом психологом, разбирать все по камешкам и аккуратно собирать обратно.
Опять же, чаще всего я наблюдала поэтапные переходы выгорания — от физического до экзистенциального. Но при этом всегда, или почти всегда, физическое лежит в основе начала процессов — такая вот информация к размышлению. Похоже, лозунг «Здоровый дух — в здоровом теле» все еще работает.
Общие советы по профилактике выгорания
Разобью их на две части. Первая — личная, ведь ваше здоровье и продуктивность — сугубо ваша ответственность.
Итак, стоило бы:
- высыпаться и правильно питаться — физическое состояние лежит в основе профилактики;
- ежедневно ходить пешком и смотреть при этом по сторонам, а не в смартфон;
- выделить время на 2-3 спортивные тренировки в неделю;
- сделать себе хотя бы полчасика в день на отдых вообще от всего, никаких «отлично, можно прокачать английский» и так далее — дайте мозгу паузу, ему надо;
- не использовать ноутбук и смартфон за полчаса-час до сна. Причина та же, нужно дать голове «остыть»;
- уделять время близким — этот пункт последний по списку, но не по содержанию, это помогает помнить о том, зачем мы вообще живем.
Часть вторая ориентирована скорее на руководящий состав, которому важно вовремя вести профилактику для сотрудников с точки зрения бизнеса:
- общайтесь со своими сотрудниками, просто разговаривайте — часто человек «на грани» хорошо заметен, и ему можно помочь;
- если кто-то из ваших ребят явно перегорел, дайте ему отдохнуть, а не пытайтесь просто снизить ему нагрузку — маленькую работу он будет делать так же плохо, как и большую;
- мотивируйте сотрудников материально — это нормально и позволяет им тратить больше на себя = чувствовать себя счастливее;
- мотивируйте сотрудников морально с помощью профи — коуч «стоит» всего одну зарплату, а работать может с несколькими десятками людей;
- если сотрудники, несмотря на все ваши действия, выгорают быстро и «пачками», посмотрите, как выстроены ваши рабочие процессы — причина может быть не в людях.
Так, все-таки, как не выгореть на работе?
Прямо чтобы совсем никак — наверное, никак. Во всяком случае для наемных сотрудников, у которых так или иначе уровень вовлеченности в работу будет ниже, чем у жестко замотивированного владельца бизнеса.
Но отлаженная система профилактики как минимум позволит:
- Улучшить психологическую атмосферу в коллективе. Много выгоревших людей точно не добавят позитива коллегам.
- Смягчить последствия и сделать период восстановления короче — сотрудник сможет быстрее вернуться в строй.
Вот и все, чем я хотела бы поделиться из собственного опыта в сфере борьбы с выгоранием. Если у вас есть собственная практика и советы — комментарии в вашем распоряжении.
Читайте также:
Вот только оно и есть, а все что выше просто усталость.. А как с этим бороться как раз понятно - спросить себя - какой смысл в этой работе, что я этой работе даю миру, зачем эта работа нужна кому-то и что на реально изменяет. Если более глубоко - то ИКИГАЙ рулит. Если он не помогает - тогда я бы начал с коучей.
Да тоже, вообщем-то просто.. - Вы для чего работаете, что вы даете и получаете - ответьте с точки зрения:
1. Себя любимого
2. Коллег
3. Руководителя
4. Ваших клиентов.
После заполнения таблицы - попробуйте заполнить не так как сейчас, а так как вам бы хотелось ;)
Профессиональный HR, так же как и собственник должен понимать одну вещь, основывающуюся на исследованиях многих компаний с бывшего союза да и с запада.
Предельная эффективность человека на рабочем месте - для управленцев в требовательном ритме - составляет 4-6 лет, а затем неуклонно снижается. Рано или поздно он становится неэффективен, он «заедается», теряет хватку, либо приспосабливается. На постсоветском пространстве, это максимум 4-6 лет. После этого люди работающие на одной позиции перестают работать эффективно.
То есть, проблема заключается в том, что на определенном этапе менеджеры начинают решать свои личные проблемы, находясь внутри компании, и при этом перестают решать проблемы собственника. Потом они начинают «не по-детски» воровать, либо уходят и «зеркалят» ваш бизнес. Поэтому основная задача — чтобы это сотрудничество достаточно долго носило эффективный и обоюдный характер.
Кроме того, есть понятие естественной профессиональной деградации. Если человек не развивается, то он деградирует. А деградация топ-менеджмента, безусловно, влечет за собой деградацию бизнеса хозяина. Самому себя держать в тонусе достаточно тяжело, поэтому задача поддержания в тонусе топ-менеджмента — это задача хозяина.
Если поощрять сотрудника в период, когда он «на максимуме», и убирать доплату, когда начался спад, можно решить две задачи: «зацепить» его на самый подходящий период и подтолкнуть к переходу на другой участок работы, где цикл роста начнется заново. Например, вместо доплаты за выслугу лет, экономический смысл которой непонятен, может быть введена доплата сотрудникам во время 2 – 4 года работы в компании. Могут быть введены акцентирующие доплаты, действующие строго ограниченное время и при обязательном выполнении базовых требований. Например, специальная выплата при продаже высокомаржинальных товаров при обязательном условии выполнения общего плана продаж.
"тяжек труд эмпатов-HRов, особенно в IT-секторе". Может, для начала, вернуться к нормальному языку общения?
спасиббо за рекомендации, очень мне как раз полезно...