Объективный взгляд на самого себя дорогого стоит. На каком-то этапе карьеры, умение быть незашоренным становится, пожалуй, главным драйвером роста. Я вывел для себя 12 правил повышения личной эффективности.
- Обязательно расширьте круг вашего делового общения за рамки цепочки «сотрудники-партнеры-клиенты-поставщики». В вашем круге должны появиться люди равного уровня (наверное, не конкуренты). Они нужны для откровенного обсуждения проблем в бизнесе, да иногда и просто для жалоб на жизнь. Нужен вам и авторитетный для вас наставник, и в идеале еще – ученик, которому вы будете помогать. Это крайне важно для вашего сбалансированного роста как управленца. Например, я раз в два года занимаюсь у коуча и раз в квартал преподаю в ВУЗе, приглашаю студентов на стажировку, иногда просто консультирую читателей моего сайта и блога.
- Прислушивайтесь к мнению окружающих. Чем выше вы забираетесь, тем слабее слышен их голос, но он никогда не утихнет. Например, я вывел для себя «правило трех человек». Если трое в моем окружении доносят одну и ту же мысль, значит к ней обязательно нужно прислушаться. Даже если она выглядит очевидной, неприятной, и вам лень ее выполнять.
- Научитесь иногда просто молчать и слушать. Научитесь не критиковать и отучитесь зло шутить над сотрудниками. А лучше всего – прочтите и примените советы из книги Маршала Голдсмита «Прыгни выше головы». Очень полезная книга по коррекции менеджерского поведения.
- Заведите себе толкового помощника. Он может снять с вас 60-80% рутинных задач. Это колоссальный прирост производительности и свободного времени. Например, я работаю с помощником около пяти лет. За это время количество встреч, которые я провожу, выросло в два раза, а количество «забытых» дел упало почти до нуля. День в неделю могу теперь выделить для стратегии. Ну, и пара дополнительных недель в течение года высвободилась для отдыха.
- Для оценки собственной компании попробуйте прием «пригласи друга». Пусть под видом кандидата или «тайного посетителя» к вам в офис наведается тот, чьим оценкам вы доверяете. За час-два нахождения с сотрудниками в офисе (без вашего присутствия, естественно!) наблюдательный друг узнает о моральном состоянии коллектива и корпоративной культуре не меньше, чем иной консультант за пару недель работы. Спойлер – очень многим роль такого «аналитика» лестна, люди с энтузиазмом соглашаются на такие исследования.
- Планируя какие-то новые регулярные расходы, будь то расширение офисных площадей или найм новых сотрудников, умножайте цифру на 12. Годовая стоимость «инноваций» очень часто отрезвляет. Выясняется, например, что необязательная дополнительная переговорка – обойдется в плюс пятьсот тысяч, а подменный секретарь с налогами стоит плюс миллион рублей в год. Вообще, очень внимательно контролируйте именно расширение штата.
- Обязательно прочитайте книгу «Как удвоить бизнес» Ли Дункана. Многие советы могут показаться вам элементарными, но что-то ценное вы обязательно вынесете и примените в работе. И точно в следующем отчетном периоде заработаете больше.
- Прочитывайте не менее двух профильных книг в месяц. Это минимальный уровень, позволяющий держать мозг в тонусе. Оптимально (и реально) читать по три-четыре книги в месяц, тут уже можно позволить себе и художественную литературу. Например, я постоянно вожу в машине один-два томика, которые читаю в пробках или ожидая кого-то. По два-три часа выделяю на чтение по выходным.
- Верьте собственному внутреннему голосу в отношении оценок сложности тех или иных «непонятных» задач. Если какая-то непрофильная для вас задача кажется вам относительно простой, то так в 90% случае и есть. Например, задачи по дизайну материалов, помещений, сайтов. Многое в дизайне (если не почти все) уже придумано. Надо только знать, что и где искать. Например, готовые дизайны можно купить на creativemarket.com или 123rf.com и очень быстро адаптировать под ваши нужды. Можно создать весьма приличный сайт или электронную рассылку при помощи конструкторов типа WordPress или Tilda. Не ленитесь изучать такие новации.
- Ограничьте время каждого проводимого совещания. Почти все можно обсудить за 30-60 минут, если есть лидер совещания, подготовлена и разослана предварительная повестка. Ну, а главное – у вас должна быть внутренняя решимость встать и уйти из-за стола ровно в минуту окончания встречи. Это сильно дисциплинирует всех собравшихся, пусть и не с первого раза.
- При отборе на серьезные должности давайте кандидатам возможность как можно больше излагать свои собственные мысли. Например, я прошу провести презентацию по какому-то не очень сложному проекту или направлению. Удивительно, что я сам раньше и многие мои партнеры сейчас пренебрегают правилом «нужно послушать людей». Собеседования превращаются в «прием подач», которые кандидату посылает интервьюер. А потом такой работник может еще 6-8-10 месяцев эффективно симулировать работу, пока не растратит щедрый кредит доверия.
- Обязательно регулярно встречайтесь с ключевыми клиентами. Получайте обратную связь по своим сервисам и товарам. В один ужасный день это спасет ваш контракт. А в один прекрасный день приведет вам по рекомендации новых ключевых клиентов.
Отличная лоция для спирального движения вверх!
Безусловно - огромных усилий от многих требует реализация совета №3, совет №8 больше подходит для тоста, совет №11 подойдёт, полагаю, не всегда и не всем, а совет №12 - просто аксиома...
Чтобы не попасть на рифы нужно рассмотреть каждый шаг:
Цитата - "Нужен вам и авторитетный для вас наставник, и в идеале еще – ученик, которому вы будете помогать. ...Например, я раз в два года занимаюсь у коуча и раз в квартал преподаю в ВУЗе"
По поводу обучения других - согласен, эффективный метод.
По поводу наставника - думаю, можно сэкономить на коуче, - новые знания нужны в самых разных сферах, можно, для этого, например, использовать проф. соцсети. Коуч - по какой тематике?
При спиральном движении вверх - рифы остаются ниже...
Коучем может быть и философ - например, сизифов труд зачастую видится только со стороны....
Я год назад брал коуч-курс у Павла Анненкова. Мне показался интересным его опыт подготовки бизнесов к продаже. Оказалось весьма полезным. По итогам 1. Обсудил с партнерами более четкое разделение обязанностей, 2. Принял решение закрыть один неперспективный, но "такой родной" бизнес. 3. Познакомился с инвестором для другого своего проекта.
Сейчас хочу сходить на бизнес-сеттинг, познакомиться с предпринимателями диджитал-поколения. Наверняка будет что то новое с точки зрения понимания горизонтов.
Во всех клиниках снять табличку психотерапевт или психоаналитик, и повесить табличку Коуч, и вопрос будет решен сразу.