Знаний нет. VUCA-мир – вымысел. Мышление «под запретом», и почти никто не знает, как его организовать. А движение человечества к пропасти идет с огромной скоростью. Перепрыгнем?
Знаний нет
Пока во Вселенной не было людей, не было и знаний. Знания – это изобретение человечества, они нужны только ему и без него знаний нет. Можно сказать, что знания есть, пока есть человек. Знания можно представить, как некий слепок, сделанный с реальности. Конечно, слепок обычно получается так себе, но это уже что-то, поэтому принимается все, что хоть как-то помогает предсказывать следующий день или год. А мир ведь абсолютно предсказуем! И, действительно, как говорят математики, если найти где-нибудь суперкомпьютер, способный просчитывать влияние всех элементов Вселенной, вплоть до мельчайших, то мы можем в любой момент узнать, что было и что будет. Неизвестное вызывает тревогу, а предсказанное будущее снижает ее.
Планирование деятельности
Мы живем в настоящем, которое состоит из одного мгновения, а любой наш план всегда о будущем. Планирование деятельности соединяет настоящее с будущим. План деятельности предполагает определенный прогноз развития событий. В процессе прогнозирования рассматривается множество вариантов развития событий, но когда наступит решающий момент, будет только один, его-то и пытаются все узнать. Таким образом, знание призвано помогать прогнозировать будущее. Многие люди, кстати, разменивают настоящее на будущее, переставая жить здесь и сейчас. А именно в нем и протекает жизнь, ведь будущего нет. Но это другая тема.
Смерть знаний
Планирование становится возможным благодаря одной из особенностей знаний – способности предсказывать будущее. Как только знания теряют такую способность, они становятся ненужными людям и соответственно исчезают. То есть знания всегда про будущее, и если их невозможно использовать для предсказания будущего, то это уже не знание.
Например, я знаю, как косить траву, в моем детстве это было очень важным знанием, но оно никак не помогает мне в моей сегодняшней деятельности. Если бы я продолжал жить в деревне, мне бы пришлось заготавливать на зиму сено, и это знание было бы очень полезным при планировании летнего отпуска. Но, увы, данное знание я перестал использовать для составления своих планов. Я больше не пользуюсь им, а скоро и другие люди перестанут использовать. И оно исчезнет, то есть, перестанет быть знанием, как в свое время исчезло знание письма костяным стрежнем. Вы знаете, как им писать? Думаю, знаний, которые исчезли, великое множество. Но кто о них будет переживать? Вселенной они не нужны, людям тоже. Ответ очевиден.
Знания исключают мышление
Итак, знания – это изобретение человечества, и они служат путеводителем в будущее. И являясь продуктом мышления, в свою очередь, упрощают этот процесс. Благодаря им кто-то делает следующий шаг, и человечество двигается вперед. А кто-то, наоборот, совсем перестает мыслить, ведь «открытые знания» позволяют строить планы без мышления. Но достаточно ли имеющихся знаний для тех людей и компаний, которые ставят амбициозные цели? Нет, конечно. Чтобы получить преимущество, надо научиться отказываться от стереотипных подходов к анализу информации: это уже не работает, так делают все, и решения получаются такие же, как у всех.
Незнание и немышление
Незнание – это состояние человека, которое предполагает появление осознания, что нужных знаний нет, что план деятельности, стратегия основаны на общеизвестных, а следовательно устаревших знаниях. Это может быть первым шагом к мышлению, когда человек или компания осознает свое желание сделать следующий шаг в будущее. Незнание может иметь и другой знак. Человек, столкнувшись с незнанием, может сделать вывод, что мир слишком сложный, чтобы его познавать, что есть деятельность более понятная и простая. Развития в этом случае не будет, а будет поедание накопленных кем-то когда-то ресурсов.
Немышление – это состояние, которое можно описать через деятельность. Взрослый человек привыкает действовать на основе своего опыта, без создания нового знания. Такие люди обычно все знают, состояние незнания им не знакомо. Это срабатывает, пока люди и компании могут строить конкурентные планы, используя привычные знания и умения. Практика показала, что применение мозговых штурмов, стратегических сессий и прочего очень редко приводит к мышлению: прорывных идей вы там не дождетесь, тем более и настрой там не тот. Стоит сказать, что в исключительных случаях бывает так, что получается все, и тогда даже палка может выстрелить. В этих случаях любой метод может запустить процесс мышления, а результат его превзойдет все ожидания. В реальности же такое нужно уметь делать и очень тщательно готовиться. Например, технология Rapid Foresight задумана таким образом, что там может случиться мышление: по сути это цель данного подхода. И если это получается, то появляются интересные идеи, которые как магнит захватывают внимание всех присутствующих.
Так, один мой знакомый сказал, что стратегию компании должен писать один человек. Я полагаю, что это сказано про мышление, которое должно случиться: он знает, как его запустить, и может себя для этого организовать, других же заставить думать невозможно. Генри Форд сказал: «Думать – самая трудная из работ. Видимо, поэтому так мало людей ею занимаются».
VUCA
Человечество забило тревогу – миру конец, наступает VUCA-эпоха. Американцы описали наступающую эру как нестабильную, неопределенную, сложную и неоднозначную (VUCA – акроним английских слов volatility, uncertainty, complexity и ambiguity – Executive.ru). Не верьте: это просто страх, который возник от того, что стало сложнее предсказывать будущее, а следовательно, труднее строить эффективные планы действий. VUCA-мира нет, и не будет. Назвать так новую реальность – все равно, что назвать катастрофой вселенского масштаба ситуацию, когда у вас закончился в машине бензин, и придумать ей какое-нибудь интригующее название. Например: «Мир Машинхана» (то есть «машине – хана»).
Ситуацию, которую назвали эпохой неопределенности, правильно охарактеризовать как эпоху потери человечеством адаптивности к происходящим изменениям. Природа великодушно заложила в человека так много, что он на протяжении тысяч лет эффективно приспосабливался к изменяющемуся миру. Этот потенциал закончился, и это трагедия для тех, кто не хочет мыслить. Это не про вас, уважаемые читатели: у вас лично огромный запас адаптивности, я это вижу. Наступает век творчества, теперь, чтобы быть впереди, нужно созидать что-то новое, а это невозможно без мышления.
Что же делать? Признать, что наступило время, когда у человечества закончились накопленные в процессе эволюции ресурсы для адаптации к происходящим изменениям. Понимание того, что мир изменился раз и навсегда должно подтолкнуть компании к созданию собственных адаптивных ресурсов, задача которых – создание новых знаний, позволяющих предсказывать будущее, и соответственно, строить более эффективные и конкурентные планы действий.
Новая эра
Странное происходит с мышлением: резко возрос спрос на его продукты, при этом совсем мало делается для его развития. Удивительно, но люди настойчиво собираются вместе на конференциях и пытаются понять, что делать дальше. Но при этом не звучит ни одной новой мысли, идет обсуждение известного, без предъявления и создания нового знания. Налицо провал в методологии, люди тянутся к новым знаниям, хотят получить преимущество, но ничего не получают. Создание новых знаний требует мышления, а это процесс сложный и очень затратный. Люди просто не хотят тратить столько энергии, легче взять то, что рядом с меньшими усилиями.
Мышление – явление редкое. Но провал в знаниях означает наступление новой эры – эры мышления, основная задача которого – создавать знания, способные предсказывать будущее. Именно на их основе лидеры будут строить конкурентные и эффективные планы действий. Поэтому, отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, я скажу: да, мы перепрыгнем! Думаю, что мы для этого и созданы.
отличные перспективы, когда то экономика была технологической, затем высокотехнологичной информационной и постиндустриальной где мы могли бы быть лидерами продавая всему миру инновационные идеи, теперь же появляются перспективы стать лидерами в мышлении, в поставках самого мышления (только вот жалко устаревающих постиндустриальных центров вроде Сколково)
Перечитал статью дважды. И все равно не понял - что полезного дает статья читателям?
Или весь смысл статьи можно выразить 4 словами - руководитель должен анализировать информацию? Так кто против этого возражает?
У меня есть практика проведения, но нет статистики по поводу эффективности мозговых штурмов, и всё же кажется что это зависит от того, кто их проводит. Если бы автор указал откуда берёт статистику? :) Но недавно была статья, где преподаватель МБА рассказывал, что собирает Менеджеров и Собственников и проводит мозговой штурм ... охотно верю, что результатом будет "ноль".
Бальзам на душу! Ну, наконец-то! Скоро будут поставлять мышление! В разной таре --- бутылках, ведрах, бидонах, бочках, цистернах. Важно только в договорах поставки правильно указывать ударение в названии продукции. Именно мЫшление, а не мышлЕние.
А статья -- редкая лабуда.
На мой взгляд статья любопытна, однако автор использовал очень серьезные философские понятия, которые сложно использовать в практическом смысле, поэтому реакция, как например у Владимира Зонзова "редкая лабуда"- понятна.
Из Википедии:
"Мышле́ние — это познавательная деятельность человека[1]. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности[2].
Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты[4]. "
Есть замечательная книга Эриха Фромма: Иметь или быть. Знания можно иметь, однако достаточно ли этого для того, чтобы действовать? Можно часто видеть ситуацию, когда человек правильно заполняет тестовую анкету, однако с применением сложности. На мой взгляд мышление - это процесс превращения знаний (из книги) в свою собственность. Из иметь в быть! Это позволяет переходить к действиям.
Простой пример: Кого из менеджеров не спроси - все знают про SMART (критерии формулирования целей), однако в реальности почему то их формулировки целей мало отличаются от задач. Вроде знают, а вот мыслят ли?
"Знания исключают мышление"... Бред какой-то... Я всё понимаю, философия важна для познания мира, но как-то надо следить за собой. И да, мне три литра "мышления" взвесьте, пожалуйста. И на e-mail скиньте, да-да, вот на этот, он у меня в левое полушарие имплантирован.
Олег, знания не исключают мышления.
Ссылка на интервью с Аузаном.
https://www.vedomosti.ru/economics/video/2017/08/0...
В том числе он говорит о "колее" Знания - это колея (как образ)
Мышление - это выход из колеи
И то, и другое важно. Просто в условиях постоянных изменений в одной колее далеко не уедешь:)
Скорее, рассуждения, выводы и используемые понятия не соответствуют друг другу. Вот вы ссылаетесь на другого автора:
Привычные Навыки мышления, а не Знания. - Есть ведь разница?
Более того, Россия давно уже является мировым лидером не только в поставках мышления, но и, так сказать, "средств производства" для него. Данное бизнес-направление называется "утечкой мозгов". :-)