7 советов начинающему нетворкеру от бизнес-пикапера

В последнее время я хожу по разным мероприятиям и знакомлюсь. Это моя основная работа. Мне за это платят зарплату. Мероприятия необязательно деловые офисные и дневные. Скорее коктейльные и вечерние. Почти всегда они проходят в каком-нибудь интересном месте, где хорошая музыка, эксклюзивные напитки и красивая еда. Ну, и разные люди. Моя задача познакомиться с как можно большим количеством людей или сделать так, чтобы они познакомились со мной. Я называю это – деловой пикап.

Таким образом, я набираю контакты потенциальных покупателей для нашей компании и заодно презентую ее в неформальной обстановке. Моя цель не продажа, а именно завязывание знакомств, попадание в личный круг. Это потом я позвоню, назначу деловую встречу и продам, а сейчас – просто непринужденное знакомство.

А возможно и не продам, а просто подружусь с человеком, который, мне когда-нибудь, может быть, даже через несколько десятков лет пригодится. Или я ему пригожусь. Ведь смысл networking: ты – мне, я – тебе. Если я позвонила человеку из своего круга общения, попросив задержать рейс самолета, и он это сделал, то, конечно же, я ему теперь должна и буду ждать, что когда-нибудь он меня попросит сделать что-нибудь равноценное.

У меня ощущение, что в Москве основное занятие деловых (и не очень) людей – бродить с места на место, обмениваться визитками, выступать, обсуждать, делиться по интересам, создавать сообщества и клубы, а иногда даже сообщества сообществ и клубы клубов. И все для того, чтобы собрать и приумножить базу личных контактов. Это как своего рода коллекционирование знакомств. Можно даже хвастаться: я знаю этого и эту, и если вы меня познакомите с теми, я вас могу познакомить с парочкой этих или с десятком тех помельче. Только большинство это занятие называет networking, а я бизнес-пикапом.

Как я действую

  • Улыбаюсь. Пикапу меня научил давно еще один мальчик (он меня пикапил таким образом, конечно же, воспользовавшись моей любознательностью). «Главное, – говорил он мне, – не бояться подойти и заговорить самой. Девушку, тем более красивую, мужчины вряд ли, отошьют. А если улыбнешься, то к тебе сами будут подходить знакомиться, потому что часто девушки стоят с такими лицами, что подойти боишься». Ну вот я и улыбаюсь. И ко мне постоянно кто-то подходит или подсаживается «заводить контакты».
  • Много двигаюсь. Перемещаюсь по залу, нигде особо не задерживаясь: мне кажется я постояла рядом с каждым. Делаю это для того, чтобы у каждого, даже если он особо скромный, оказавшись со мной «нос к носу», была возможность со мной познакомиться. В общем, веду себя абсолютно открыто и доступно. К тому же, для того чтобы стать своим, важно чтобы тебя обязательно увидели в полный рост.
  • Задаю вопросы. Как-то не удобно подойти и сразу в лоб сказать: «Дайте визитку». Лучше начать со small talk. Как вам мероприятие? Как фуршет? Вы тут с утра? Индайрект опенер – термин пикаперов – это некий предлог для того, чтобы завязать дальнейший разговор без открытого выказывания заинтересованности в течение первых минут. Метод создавался для привлечения красивых женщин, которые устали от мужчин, сразу же открыто выказывающих им свою симпатию. К знакомству с высокоранговыми особами любого пола, главным уловом нетворкера, этот метод идеально применим.
  • Смотрю в глаза. «Глаза в глаза» – любимый прием пикаперов. Чем больше смотришь по сторонам, тем больше наталкиваешься на чей-то взгляд, а столкнувшись с человеком взглядом, трудно уже обоим не посмотреть еще и еще раз, а там уже и заговорить: раз так долго пялитесь друг на друга.

Главное, в деловом пикапе – не пересечь грань делового и личного. Ровно в 21.00 я ухожу. После девяти вечера деловое время заканчивается, и если не ищешь личного – пора домой.

Что я советую начинающим

1. Тренируйтесь. В наше время online-общения, многим очень трудно выйти в offline, да еще и неприкрытому аватаркой, подойти к кому-нибудь, чтобы познакомиться. Знаю многих людей, от менеджеров по развитию до собственников и топов, для кого завязывание деловых знакомств является очень трудным делом. Им легче найти человека в сети и написать ему, чем позвонить и, тем более, подойти к нему на конференции и познакомиться лично. Чем больше вы будете знакомиться, краснея и смущаясь, тем легче и легче вам будет это делать в последующем. С уверенными людьми знакомятся охотнее, более того, с такими все сами хотят познакомиться. Практикуйтесь в коммуникативных навыках, и из количества вы перейдете в качество. Превратите процесс знакомства в игру и, если вы чувствовали себя некомфортно – «нажмите кнопку рестарт» и подходите к следующему человеку. Люди не опасны – нужно просто тренироваться общению с ними.

2. Не боритесь со страхом. Страх подхода к незнакомому человеку с целью познакомиться естественен. Не сопротивляйтесь ему и не пытайтесь подавить, а лучше наслаждайтесь волнением, тем адреналином, который вы при этом получаете. К тому же чувство страха подхода напрямую связано с опытом. После второго, третьего подхода за день, страх, как правило, проходит, и вы начинаете получать кайф от процесса знакомства и собственной смелости.

3. Определите свою целевую аудитории и найдите, где она обитает. Все люди стараются примкнуть к себе подобным и обитать в среде единомышленников. Ищите нужных вам людей на конференциях, профильных выставках, фестивалях. Сами эти мероприятия специально заточены на networking: кофе-паузы, networking-зоны, где вы можете обменяться визитками и мнениями о мероприятии, погоде и пирожных. Приходите на мероприятие пораньше, минут за тридцать, так у вас будет достаточно времени, чтобы познакомиться со всеми вновь приходящими. Но не пытайтесь объять весь мир и подружиться со всеми: сосредоточьтесь на потенциальных клиентах и партнерах. Скорее всего, вы понравитесь именно тем, кто нуждается в ваших услугах.

4. Улыбайтесь. Смех – лучший соблазнитель и высоко оценен школами пикапа. Вспомните шикарную улыбку Гагарина и загадочную Джоконды: улыбка притягивает и располагает к собеседнику. К тому же, все нуждаются в положительных эмоциях. Поделитесь своим хорошим настроением: позитив – показатель вашей внутренней силы. А сильные привлекательны.

5. Транслируйте свою увлеченность. Степень увлеченности – важная характеристика, которой необходимо делиться. С увлечением говорите о своем деле, увлекайтесь диалогом с собеседником и, поверьте, он сам захочет встретиться с вами еще – потому что он уже получил от вас удовольствие общения.

6. Слушайте. Умение слушать собеседника и вовремя делать паузы – важное умение. Не нужно, тараторя, стараться при первом же знакомстве рассказать все о вашей компании или продукте. Сначала найдите точки соприкосновения со своим собеседником, будьте заинтересованы в самом человеке, а не компании, которую он представляет. Постарайтесь побольше узнать о личных интересах собеседника: вам это потом поможет, если не по-настоящему с ним подружиться, так стать своим в его кругу общения. Гораздо легче продать человеку, если вы знаете о его увлечениях и потребностях. Не спешите: networking – это постоянный маркетинговый анализ и только потом действие.

7. Будьте проактивными. Не ведите себя как серая мышка на мероприятии, не забивайтесь в дальний угол. У вас есть цель: собрать как можно больше контактов в личную копилку и вызвать у людей интерес к себе. Следуйте же своей цели!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Панахов, Андрей Федотов
Консультант по корп. финансам

Приятно читать, мне нравится статья. Спасибо!
Только "проактивность" в последнее время как будто используют не по прямому значению:)

Генеральный директор, Москва

Прекрасная статья. Кратко, чётко, по делу и в точку.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.