Нет никакого женского красивого бизнеса. Не существует женского стиля и подхода в управлении. В бизнесе есть только бизнесмены, не имеет значения, в галстуке или на каблуках. Бизнес и управление – это суровая мужская игра с простыми, порой жесткими и жестокими правилами. Вступая в нее, мы идем против женской природы и женской сути. При этом я настаиваю, что можно остаться женщиной, супругой и мамой, и быть счастливой. Как?
Пограничная ситуация
Времена директоров типа «Людмила Прокопьевна» уходят в прошлое. Таких раритетов все меньше и меньше. Женщина-руководитель сейчас ухожена, стильно одета и выглядит женственно. Да, именно выглядит. Руководя компанией (отделом, коллективом), нужно принимать решения, брать ответственность, уметь спрашивать с подчиненных – это главные качества руководителя по Владимиру Тарасову. А каблуки и сумочки – лишь бутафория, реквизит, который в бизнесе не работает.
99% женщин нырнули в бизнес в 1990-х, чтобы выжить, поднять детей или помогать партнеру. Нравится – не нравится, хочу – не хочу, жизнь не спрашивала. Должна и все, могу и делаю. А именно здесь, между «должен» и «хочу», проходит граница между женским и мужским миром. Для мужчины «должен» и «могу» – ведущие, заложенные природой стратегии: стиснуть зубы и делать – это нормально. Для женщины «должна и могу» убивает ее природу на клеточном уровне, разрушает веками заложенные программы материнства и партнерства. Для нас «я хочу», «мне нравится», «я люблю» – основа всей жизни. На предвыборном баннере женщина-политик говорит нам: «Думаю сердцем, работаю с душой». И это правда на все сто.
Закон первый: работа должна нравиться
Даже если это, на первый взгляд, чисто мужская территория: торговля цветными металлами, строительство, таможенное оформление или транспортная логистика. Горите, творите, отдавайтесь на все 100%. Рано или поздно наступит момент, когда обнаруживаешь, что нет времени и сил на себя, на семью, на какие-то отношения. Я называю это «заигралась»: слишком увлеклась захватывающей и взрослой игрой под названием «бизнес». Значит, наступает время, чтобы честно спросить себя: я этого хотела, к этому стремилась? Если ответ «нет», тогда идем дальше.
Есть базовые, природой в нас заложенные потребности, которые определяют все поведение. У мужчин – стремление быть нужным, свободным, принятым таким, какой есть. И это естественные, биологические мотиваторы к достижению цели, конкуренции, активному действию. У женщин ведущими являются потребность в близости, безопасности, благодарности. Я подчеркну, что это первоначальные, природные потребности, то, с чего все начинается. Еще нагляднее выглядит сравнение женских и мужских качеств, которые сами диктуют область своего применения.
Типичные мужские и женские качества
Мужские |
Женские |
Активность |
Слабость (потребность в защите) |
Сдержанность |
Эмоциональность |
Сила |
Обаятельность |
Уверенность |
Красота |
Упорство |
Внимательность к людям |
Ответственность |
Открытость |
Справедливость |
Хозяйственность |
Целеустремленность |
Вера |
Дух соперничества |
Надежность |
Точность |
Контактность |
Благородство |
Нежность |
Но это было бы слишком просто, если бы все мужчины были похожи на людей из первого столбца, а женщины – из второго. Мы все прекрасно знаем, что личность несет в себе набор всех качеств, независимо от гендерной принадлежности. Все качества одновременно присутствуют и в женщинах, и в мужчинах. Они запускаются в течение жизни и проявляются по-разному, гармоничным считается соотношение 80/20. В нашей жизни есть место для проявления и женских, и мужских качеств.
Закон второй: соответствие контекстов
Есть одна деталь, которая все ставит на свои места и дает ответ на многие вопросы. Все вышеперечисленные свойства дают результаты только в том случае, когда проявляются и используются в соответствующем контексте.
Пример из консультационной практики. Клиентка А.Е., 57 лет, руководитель и собственник оптово-розничной компании. На рынке более двадцати лет. Она обратилась с запросом на аудит корпоративной культуры, улучшение командного духа компании. Живет одна, муж умер, дети взрослые и живут самостоятельно. В ходе работы выяснилось, что приоритетом в оценке работы является лояльность и приверженность сотрудников, а не результат. В коллективе есть выделенные вниманием «любимчики», которым прощается то, за что наказывают других. Отношение к компании А.Е. описывает эмоционально окрашенными терминами «одна семья», «мои дети». Увольнение со стороны сотрудников расценивается как предательство и измена. Обсуждение ситуации в рамках «цели – задачи – результат» воспринимается неполным и недостаточным.
Мои выводы и рекомендации
Клиенткой переносится нереализованный семейный контекст на организацию. В данном случае, для нее это единственно возможный способ наполнения жизни, проявления базовых женских потребностей. Какие-либо мероприятия по командообразованию или формированию корпоративной культуры в ее восприятии будут недостаточно эффективны, ее потребности в эмоциональной отдаче со стороны сотрудников всегда будут удовлетворены не полностью. В целом, конкурентоспособность компании будет страдать. Мои рекомендации касались ее личного времени, расстановки приоритетов.
Есть и обратная сторона медали – когда мама забывает снять директорские доспехи и с грохотом приносит их в семью. Знакомо? Когда дети становятся подчиненными, и должны быть исполнительными и лояльными. Когда общение со второй половиной проходит в форме управленческих поединков, когда дом перестает быть очагом, а становится лагерем для отдыха перед очередным военным походом.
Где вы можете увидеть несоответствие контекстов «Дом – Работа», ролей «Директор – Супруга / Мама»? Подсказка: вы найдете их именно там, где больше напряжения, повышена эмоциональность и конфликтность. В этом исследовании вполне может помочь консультант, психолог. Даже сильным и успешным иногда нужно слегка настроить съехавший компас.
Итак, два непреложных закона: «я люблю свою работу» и контексты. В моей практике были женщины, которые смогли качественно поменять свою деятельность в компании, отношения с близкими. И вы можете сделать это прямо сейчас!