Женский стиль управления – как подчеркнуть преимущества и скрыть недостатки?

Многие бизнес-консультанты и гуру менеджмента обсуждают проблему женского стиля управления бизнесом. Мнений в этом вопросе у известных специалистов столько, сколько у хорошей домохозяйки способов приготовить салат «Оливье».

Одни уверены, что для достижения успехов в бизнесе женщины должны подражать мужчинам и перенимать их стиль поведения. Другие убеждены, что прекрасной половине человечества необходимо делать акцент на своих гендерных особенностях не только в повседневной жизни, но и на работе.

Корифеи менеджмента сходятся в одном: вопрос особенностей женского стиля управления крайне актуален. Ведь с одной стороны, в России и на Западе немало примеров успешных женщин — владелиц собственного бизнеса или топ-менеджеров, а с другой стороны не утихают слухи, что большинство из них своими достижениями обязаны мужьям или просто окружающим их мужчинам.

Более половины работающих российских женщин уверены, что в бизнесе гендерные стереотипы продолжают существовать. По их мнению, при одинаковых профессиональных данных и уровне компетентности, мужчинам легче достичь больших карьерных высот, нежели женщинам.

На западе процент женщин, признающих профессиональную гендерную дискриминацию, еще выше. Они считают, что женщинам приходится гораздо больше работать за меньшую зарплату, чтобы занять должность хотя бы линейного менеджера. Любопытно, что при подобных убеждениях на западе куда больше женских бизнес success stories, чем у нас в стране.

Постановка проблемы

Существует ли «женский» менеджмент и в чем его специфика? Я нашла для себя ответы на эти вопросы после того, как открыла собственный бизнес. Социальный стартап, клуб для мам с малышами «Mamas' Place», придумали и реализовали четыре девушки – мамы маленьких детей. Так что наш опыт помог мне узнать о женском стиле ведения бизнеса очень многое.

За год совместной работы мы столкнулись с немалым количеством управленческих проблем, и совместные усилия помогли нам их решить. Сейчас мы проводим бизнес-курсы для мам малышей, находящихся в декрете. Казалось бы, странная идея? Вовсе нет! Как показывает наша статистика, курсы основ менеджмента и предпринимательства наиболее популярны среди женщин, находящихся в декрете. Именно в эту пору они переосмысливают свой жизненный путь и решают изменить свою жизнь, в том числе, и рабочую жизнь. Мы и привлеченные нами эксперты, молодые мамочки – бизнес-леди, из первых уст и на собственных примерах рассказываем и даем практические советы, как организовать собственный бизнес, если вы женщина с маленьким ребенком.

Гибкость и дипломатичность

Общаясь с женщинами предпринимателями разного возраста, я поняла, что стиль женского менеджмента 90-ых существенно отличается от сегодняшнего. Женщины-управленцы появились у нас в стране сравнительно недавно. Изначально они копировали не только мужской стиль ведения бизнеса, но и мужские повадки, чтобы выжить в острой конкуренции, используя уже существующие мужские приемы.

Спустя некоторое время женщины поняли, что умный управленец должен использовать все свои возможности для достижения поставленных целей. Поэтому они стали ориентироваться не только на результат, но и на сохранение отношений в команде. Достижение цели не любой ценой, а вниманием к людям, деталям и терпением, – вот один из ключевых принципов современного женского менеджмента.

Женщина-управленец более дипломатична и гибка, умудряясь при этом отстаивать свои бизнес-интересы. Эти свойства присущи именно слабому полу: не секрет, что женщины обладают большей гибкостью и терпением, чем мужчины. Поэтому им легче работать на долгую перспективу. Это отлично иллюстрируют направления «мужских» и «женских» бизнесов.

Вспомните, сколько мужчин создали громкие стартапы, чтобы «взорвать» его появлением индустрию, громко распиарить его и потом подороже продать инвесторам? И сколько женщин управляют магазинами, школами, салонами красоты?

«Легкая рутинная работа» – могут сказать многие. Но далеко не всем представителям сильного пола она под силу. Далеко не все мужчины могут нянчиться со своим бизнесом как с ребенком: отдавая все силы на каждодневное решение, казалось бы, рутинных, но на самом деле очень важных управленческих задач, переживать кризисы вместе с проектом, по крупицам собирать команду настоящих единомышленников. Гораздо легче быстро создать нечто громкое и невообразимое, быстро получить за это деньги и так же быстро начать изобретать новые игрушки, не заботясь о судьбе «уже рожденных» детищ.

Мы никогда не думали о том, чтобы перепродать наши клубы. Даже когда финансовые показатели были не самыми обнадеживающими, а было это на протяжении достаточно долгого времени. Наша женская четверка соосновательниц очень часто спорит о векторах развития бизнеса. Но мы всегда находим компромиссы и приходим к единому мнению, хотя часто это бывает и непросто.

За время работы нашего проекта я поняла, что дипломатичные отношения и гибкость в общении с партнерами, поставщиками, арендодателями площадок под наши клубы, государственными органами — залог успеха при отсутствии глобального финансирования и каких-либо рычагов давления.

Многозадачность

Многозадачность — вторая важная особенность женского менеджмента. Общество предъявляет к женщине-управленцу повышенные требования, поэтому ей приходится постоянно и эффективно работать в режиме многозадачности, чтобы выжить. А ведь помимо бизнеса, никто не отменял проблемы логистики детей, ведения хозяйства, заботы о близких, приготовления семейных праздников... И при этом нужно еще хорошо выглядеть!

В своей работе я занимаюсь вопросами финансового менеджмента и стратегического управления сети клубов, event-агентством, и рядом смежных проектов. Разбираться с таким обилием вопросов мне помогает жесткий тайм-менеджмент и планирование. Я стараюсь вести список всех важных дел и по максимуму эффективно расходовать все свободное время. Первые деловые звонки и просмотр почты начинаю делать по дороге в офис, находясь в пробках, а последние вечером, после того, как уложу детей спать.

Внимание к деталям

На третьем месте среди самых распространенных атрибутов женского менеджмента я ставлю внимание к деталям. Это касается как отношения к членам команды, так и к контролю выполнения задач подчиненными. Обычно мужчины видят суть, обращают внимание на общую стратегию. Из-за этого они часто не замечают первые признаки, когда что-то в бизнесе идет не так. Глаза им открывает или коллега-женщина, или надвигающаяся близкая и глобальная катастрофа. Женщинам же удается зачастую без планирования и органайзеров держать у себя в голове множество разнообразных задач и задачек и постоянно напоминать о необходимости их выполнения своим подчиненным.

Чего бояться женщинам-управленцам?

Так сложилось, что в России в мужской среде к женщинам, занимающим управленческие посты, чаще всего относятся снисходительно. Но многие женщины научились использовать это в своих интересах, демонстрируя в нужный момент свой профессионализм, а не бросаясь сразу в бой, чтобы только доказать свою силу и принадлежность к касте управленцев.

Однако при всей моей искренней любви к женщинам-предпринимателям, не могу не признать, что и у нас есть свои слабые стороны.

В первую очередь, это излишняя эмоциональность и неспособность держать удар в кризисных ситуациях. С позиции женщины, которая занимается предпринимательством, могу сказать, что это очень рискованная и наполненная адреналином сфера жизни. Ты отвечаешь за свои доходы, за то, чтобы твое любимое детище, бизнес-проект, жил и развивался, за наличие денег для выплаты зарплаты, за продуманную организацию бизнес-процессов, маркетинг, PR, в общем – за все. И ощущение потери контроля над ситуацией – вполне рядовое явление.

Что же делать в таком случае женщинам, особенно болезненно переживающим любые неудачи и стрессовые положения? Из своего опыта управлением клубами Mamas' Place скажу: первое, что поможет вам предотвратить надвигающуюся психологическую и бизнес катастрофу, – заблаговременный анализ всех возможных вариантов развития событий: оптимистичного, пессимистичного, умеренного. Трезво оценивайте свои ресурсы и силы и не беритесь за то, что не сможете реализовать (даже если очень хочется).

Однако все запланировать невозможно, и когда большая проблема все-таки случается – нужно отложить панику «на потом» и рассмотреть свалившуюся на вас «нерешаемую» проблему. В 99% процентах случаев ужас разбивается на ряд задач и последовательных действий. Немедленно беритесь за выполнение этих действий, и очень скоро вы поймете, что проблема вполне решаема. И тогда вы сможете достичь высшего пилотажа по решению «нерешаемых» проблем – обратить их себе на пользу.

Боремся с эмоциями

Еще одна серьезная проблема женщин-управленцев — повышенная эмоциональность. Без эмоций мы никуда, а поскольку для многих девушек их предприятие стало, по сути, вторым ребенком, ежедневно оно вызывает всю гамму ярчайших эмоций: от любви до усталости, от предвкушения скорой победы до пораженческого настроения. Еще одна сугубо женская особенность: эмоции могут быть связаны с бизнесом, а могут с личной жизнью и при этом влиять на бизнес.

Как я уже писала выше, женщины-управленцы острее и ярче переживают большие и маленькие проблемы. Иногда эмоции захлестывают настолько, что хочется бросить все и «спрятаться в домике».

Мой совет: не надо сдерживать эмоции! Облеките их в социально-приемлемую форму. Если чувствуете, что проект проваливается, расскажите о своих переживаниях команде и обозначьте выходы из сложившейся ситуации.

Если видите, что сотрудник не выполняет обязанности, выскажите ему свое мнение об этом и спросите, что происходит. Большинство людей (как сотрудников, так и партнеров) реагируют на живого лидера, а не на биоробота. Этот лидер должен уметь выражать свою радость и разочарование. Самое важное: не забывайте хвалить при всех, а отчитывать – лично. Старайтесь переключить свои эмоции на поиск организационных решений.

Выводы

Помимо проблем с бизнесом, любой человек может переживать проблемы в семье, бояться будущего, да и просто устать. Для женщин управленцев ввиду их постоянной работы в режиме многозадачности особенно важно следить за своим здоровьем, давать выход физической энергии (регулярный спорт, занятия фитнесом, прогулки), сохранять баланс между работой и отдыхом. Если вы не можете сосредоточиться на работе, возьмите день отдыха: на бизнесе это не скажется, а вы займитесь тем, чем захочется. Соблюдение этих простых правил позволит вам не смешивать личные и бизнес-проблемы и относиться и тем, и к другим как к решаемым задачам.


Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2013» (Номинация: Менеджмент) ― литературного состязания авторов, работающих в сфере Non fiction. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.