Как выжить в режиме многозадачности

Многозадачность – это постоянный спутник всех HR-специалистов. Даже если функционал менеджера по персоналу предполагает только подбор персонала, многозадачность, в любом случае, будет присутствовать. Если человек не способен работать в режиме многозадачности, он будет пытаться действовать поочередно, расставляя приоритеты и пытаясь успеть выполнить весь необходимый функционал в течение определенного времени. Но дело в том, что в работе HR-специалиста присутствует постоянный человеческий фактор и работать по заранее распланированному сценарию, скорее всего, не удастся. Для того, чтобы уместить запланированное в рамки рабочего дня, важно уметь работать в режиме многозадачности. Рассмотрим основные правила, которые помогут вам успешно справляться с этой проблемой.

Планируем свой рабочий день

В первую очередь, планировать рабочий день следует заранее. Например, вечером, по окончании рабочего дня. Запишите на листок или в ежедневник по пунктам все дела, намеченные на завтра. Найдите в списке задачи, которые не требуют отлагательств, и требуют выполнения именно завтра, не растягиваясь во времени. Выделите их цветом. Расставьте рядом с каждой задачей порядковые номера их выполнения, начиная с тех, которые вы выделили цветным маркером, и заканчивая остальными, несрочными делами.

План задач директора по персоналу

Выполнив запланированную задачу, важно вычеркнуть ее из списка дел на сегодня: таким образом, вы фиксируете достигнутый результат и понимаете, что задача завершена и ваши усилия были потрачены не на выполнение множества непонятных действий, а на решение конкретной задачи. Скорее всего, за день вы не успеете выполнить все, что запланировали, и часть задач придется переписать заново, планируя свой следующий день.

План задач директора персонала с отметками о выполнении

Как мы видим на рисунке, директору по персоналу не удалось выполнить все срочные дела, зато он успел выполнить несколько несрочных, не требующих больших временных затрат. Скорее всего, если бы директор по персоналу не планировал свой день подобным образом, его продуктивность была бы ниже, и решенных задач было бы меньше. Теперь директору по персоналу останется только переписать незавершенные дела на завтра и добавить к ним новые задачи.

Расставляем приоритеты

Умение расставлять приоритеты – необходимое качество для продуктивной работы HR-специалиста. Если отдать предпочтение малозначимым действиям, отложив действительно важные дела, это может негативно отразиться на результатах, которых от вас ожидают. Для того, чтобы грамотно расставлять приоритеты, важно разделить задачи на сверхсрочные, срочные и текущие.

Сверхсрочные задачи – это задачи, требующие немедленного решения. Например, в организацию пришли представители из государственной инспекции по труду с проверкой по жалобе сотрудника. Это сверхсрочная задача, нужно бросить все дела и заняться проверяющими. Как правило, сверхсрочные задачи возникают неожиданно, поверх запланированных. Поэтому, планируя свой день, важно закладывать временной промежуток на возможные сверхсочные задачи. Этот промежуток должен составлять как минимум 10% рабочего времени. Срочные задачи подразумевают их быстрое и качественное решение; нерешенные срочные задачи способны существенно повлиять на бизнес-процессы в организации, причем негативнo. Для специалиста в сфере рекрутинга срочной задачей практически всегда будет подбор персонала.

К текущим задачам можно отнести все задачи, не требующие немедленного результата. Например, разработка должностных инструкций, стандартов обслуживания клиентов или мотивации для обеспечивающих подразделений. От того, что эти задачи не решаются здесь и сейчас, существенного ущерба бизнесу это не нанесет. Здесь следует отметить, что на решение текущих задач все же следует отводить определенное время в ежедневном режиме, иначе они будут накапливаться и станут срочными ввиду невозможности их дальнейшего откладывания. Вследствие этого приоритеты сместятся и не оставят вам шанса для эффективной работы.

Приведу пример расстановки приоритетов для HR-специалиста, который работает на производственной площадке в единственном лице.

  1. Закрытие вакансий «заведующий складом» и «начальник смены».
  2. Массовый подбор персонала (рабочие на производство).
  3. Кадровое делопроизводство (прием, увольнение, перевод работников).
  4. Разработка локальных нормативных актов, регламентов и должностных инструкций.
  5. Составление отчетности для руководства.
  6. Разработка программы оценки для линейного персонала.
  7. Разработка обучающих материалов для линейного персонала.
  8. Разработка системы мотивации для сотрудников производства.
  9. Уведомление УФМС о приеме иностранных работников.
  10. Проведение адаптационных мероприятий для новичков.

Для того чтобы правильно расставить приоритеты, необходимо установить цели, на достижение которых направлены задачи сотрудника. Чем сильнее цели влияют на результат бизнеса, тем приоритетнее становится та или иная задача. Кроме постановки целей, важно оценить риски, которые грозят организации в случае невыполнения той или иной задачи. Именно эти два фактора являются определяющими при расстановке приоритетов.

Определение приоритетности задач в зависимости от целей и рисков

Задача

Цель

Риски

Приори-тетность

Статус задачи

Закрытие вакансий «Заведующий складом» и «Начальник смены»

Бесперебойная работа бизнес-системы

Сбой в функциони-

ровании бизнеса,

финансовые потери

Высокая

Срочная

Массовый подбор персонала (рабочие на производство)

Эффективный производственный процесс

Сбой в функциони-

ровании бизнеса,

финансовые потери

Высокая

Срочная

Кадровое делопроизводство (прием, увольнение, перевод работников)

Учет кадров, соблюдение трудового законодательства

Несистематизированный учет кадров, штрафы в случае проверок за несоблюдение трудового законодательства

Средняя

Текущая

Разработка локальных нормативных актов, регламентов и должностных инструкций

Регламентирование процессов, соблюдение трудового законодательства

Нерегламентированные процессы, штрафы в случае проверок за несоблюдение трудового законодательства

Средняя

Текущая

Составление отчетности для руководства

Предоставление измеримых показателей работы

Существенных рисков нет

Низкая

Текущая

Разработка программы оценки для линейного персонала

Выявление некомпететных сотрудников, формирование внутреннего кадрового резерва

Низкое качество работы некомпетентного персонала

Высокая

Срочная

Разработка обучающих материалов для линейного персонала

Повышение компетентности и как следствие – качества работы сотрудников

Низкое качество работы необученного персонала

Высокая

Текущая

Разработка системы мотивации для сотрудников производства

Повышение заинтересованности и как следствие – качества работы сотрудников

Низкое качество работы незамотивированного персонала

Высокая

Срочная

Уведомление УФМС о приеме иностранных работников

Соблюдение законодательства

Штрафы за несоблюдение миграционного законодательства

Высокая

Срочная

Проведение адаптационных мероприятий для новичков

Улучшение внутрикорпоративных коммуникаций и качества работы сотрудников

Возможно повышение текучести и ухудшение качества работы нового сотрудника. Существенных рисков нет

Средняя

Текущая

Как мы можем увидеть, сверхсрочные задачи в таблице отсутствуют, срочные и текущие задачи распределены поровну. Планируя свой день, важно уделять максимальное количество времени решению срочных задач, при этом оставляя небольшой запас времени для решения задач текущих.

Любую задачу необходимо разделить на процессы. Даже если задача глобальная и требует значительных временных затрат, так гораздо легче будет ее реализовать.

Учимся переключаться

Умение переключаться необходимо для сохранения концентрации внимания, то есть сосредоточенности на задаче и интереса к выполняемой работе. Именно однообразные действия снижают устойчивость внимания. В процессе переключения с одной задачи на другую необходимо учитывать следующие моменты:

  • Контраст динамики процессов.
  • Временной фактор.

Процесс, на который вы переключаетесь, должен отличаться по динамике от основного процесса: это ключевое правило конструктивной работы. Например, как директор по персоналу вы заняты разработкой регламента, на который отвели себе определенное время, допустим, два часа. На середине процесса вы можете переключиться на другую, более живую задачу, например, провести телефонные интервью с кандидатами. Также желательно переключаться на более легкую и интересную для вас деятельность: это психологически легче, и переключение, помимо конструктивного влияния на ваше внимание, будет воспринято как отдых и разгрузка для мозга.

Относительно временного фактора следует отметить, что переключение должно быть ограничено во времени, то есть основная деятельность, с которой вы переключились на второстепенную, должна таковой оставаться. Допустим, ваша сегодняшняя основная задача – мониторинг рынка труда по уровню заработных плат. вы определили для себя время на выполнение данного функционала: три часа. Каждый час переключайтесь на другую, второстепенную задачу, выделяя на ее выполнение 15-20 минут. Таким образом, на выполнение основной и нескольких второстепенных задач у вас уйдет четыре часа, вместо трех, которые вы заложили на основную задачу. Но ваша продуктивность существенно возрастет и, помимо большого блока аналитической работы, вы сможете выполнить еще ряд функциональных обязанностей без потери качества работы.

Выполняем одновременно разные действия

Конечно, на самом деле, делать несколько дел одновременно нереально: в любом случае, вы делаете одно дело, мгновенно переключаясь на другое. Но для выполнения незначительных по трудозатратам задач все же возможно одновременно выполнять несколько действий. Например, разговаривая по телефону, можно разбирать и подписывать документы, или, общаясь с коллегой, - просматривать электронную почту.

Главное, чтобы процессы, которые вы выполняете параллельно, были больше механическими, чем тактическими, и не требовали от вас значительных умственных усилий. Ежедневно развивая в себе способность делать несколько дел параллельно, вы сможете значительно повысить свою продуктивность и оптимизировать временные затраты в течение рабочего дня.

Нейтрализуем пожирателей времени

Пожиратели времени, или хронофаги – это мощный негативный фактор, работающий на отвлечение специалиста и отнимающий его временные ресурсы. Рассмотрим типичных пожирателей времени и возможные способы борьбы с ними.

  • Социальные сети, развлекательный контент. Интернет в рабочем процессе должен использоваться только для работы. Это правило, не требующее обсуждения. Если рассуждать более глобально, социальные сети-это, прежде всего, обмен информацией. Избыток информации ведет к стрессам и нервным перегрузкам. На работе вы и так получаете большое количество информации. И если прибавить к ней поток бесконечного сетевого мусора, который мы потребляем, о продуктивности можно просто забыть. Возьмите за правило не заходить в социальные сети на работе. Делайте это по пути домой, вечером, если без социальных сетей не обойтись.
  • Личные звонки. Общение с друзьями и родными по телефону в течение рабочего дня лучше свести к минимуму. Во-первых, вы тратите на них драгоценное рабочее время. Во-вторых, личные разговоры – это мощный отвлекающий фактор, после которого вам сложно настроиться на работу: вы продолжаете обдумывать свои личные дела и проблемы, которые необходимо решить. В-третьих, скажу вам по секрету, подобные разговоры очень раздражают руководство. Умейте работать, находясь на работе: личные звонки и sms лучше оставить на обеденный перерыв, когда можно спокойно обсудить все, что касается вашей личной жизни.
  • Люди-хронофаги. Есть такие люди, которые сами не работают и другим не дают. Придут, заглянут в глаза и начнут растекаться мыслью по древу, обсуждая часами пустяковые вещи. Не поощряйте их словоохотливость. Умейте говорить нет, тактично заканчивать разговор. Иначе такое общение может стать регулярным. Если вы видите, что коллега злоупотребляет вашим гостеприимством, заканчивайте этот диалог, а, точнее, монолог, любыми доступными способами. Начните писать электронное письмо. Произнесите фразу, завершающую беседу: «Я вас услышал», «Я вас понял», «Спасибо, все ясно». Сошлитесь на неотложные дела.

Даем себе своевременный отдых

К сожалению, сегодня регулярные перерывы на отдых стали большой редкостью. Мы едим, пьем, слушаем музыку, не отрываясь от монитора компьютера. Отдых без отрыва от работы-это не отдых, а удовлетворение физиологических потребностей. Как-то в одном научном журнале я прочитала, что, если человек страдает бессонницей, волноваться не стоит: главное, лежать в постели, организм воспримет это как сон. Так и в работе: если мы сидим перед компьютером, даже вкусный обед не будет воспринят как отдых: наш бедный организм будет думать, что работа продолжается.

Работа без перерывов – это мощный стрессовый фактор. Нужно хотя бы каждые два часа выходить на улицу, пить чай, выключать экран монитора. Даже десять минут отдыха способны благотворно действовать на сотрудника, особенно если он работает в режиме цейтнота.

Отключаемся от дел после окончании рабочего дня

Так же, как вы выключаете компьютер по окончании рабочего дня, важно уметь отключать собственный мозг от рабочего процесса. Без отключения вы не отдыхаете, постоянно прокручивая в голове рабочие вопросы, которые необходимо решить.

Как забыть о рабочих вопросах до начала следующего трудового дня? Во-первых, не приучайте коллег и руководителей беспокоить вас в выходные и по вечерам. Во-вторых, оставляйте нерешенные дела на работе. Запишите все свои задачи и оставьте на рабочем столе. Таким образом, вам не придется держать в голове все то, что предстоит выполнить. И последнее: не берите работу домой. Если есть острая необходимость выполнить какие-то задачи, лучше придти в офис в выходной день, чем впускать работу в свое личное пространство. Умейте отделять работу от личной жизни, гармония – это важная составляющая любой личности, даже если эта личность неисправимый трудоголик и амбициозный карьерист.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Главный инженер, Тольятти

Вроде всё верно, но много грубых ошибок, которые режут глаз.

"Например, разговаривая по телефону, можно разбирать и подписывать документы, или, общаясь с коллегой, - просматривать электронную почту."

Не очень удачный пример. Особенно при рассмотрении работы директора по персоналу. Либо подпишите что-нибудь не то, либо прослушаете что-то важное. Либо каждое письмо будете по два раза перечитывать, либо коллегу обидите таким отношением.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Уважаемый автор! Пожалуйста, скажите как Вы понимаете многозадачность? Тема интересная, но когда я попытался дать первый коммент, оказалось, что под многозадачностью можно понимать что угодно. Нужна Ваша версия, чтобы от нее двигаться к обсуждению Ваших тезисов.

Консультант, Москва

Уважаемый Максим, вполне возможно, разговаривая по телефону, подписывать документы. Проверено на практике. Общаясь с коллегой, просматривать электронную почту тоже вполне реально, если коллеги работают в одном кабинете.

Консультант, Москва

Уважаемый Владимир, многозадачность - это единовременное присутствие в ежедневном функционале множества задач.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Наталья Добровольская пишет:
многозадачность - это единовременное присутствие в ежедневном функционале множества задач.

Спасибо, Наталья.

То есть, правильно ли я понимаю - есть план на день. В нем много задач. И это плохо?

Консультант, Москва

Это не плохо, Владимир, но некоторым это сложно выполнить, поэтому у меня возникла идея поделиться собственным практическим опытом.

HR-директор, Саратов

По тексту, выделяете задачи, а затем нумеруете по значимости начиная с выделенных, а на рисунки задачи пронумерованы по порядку. Так, как правильно???

Консультант, Москва

Юрий, большое спасибо за комментарий. В рисунке ошибка. Целесообразно делать так: Вы пишете список задач, потом выделяете цветом, а потом нумеруете в порядке значимости. В принципе, можно оставить нумерацию как есть, главное - выделить цветом задачи, которые не терпят отлагательств.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.