Российский рынок труда постепенно входит в новую реальность. Под влиянием экономических и политических факторов бизнес вынужден оптимизировать процессы. Уже летом 2022 года более 30% участников исследования hh.ru отметили, что испытывают тревогу в связи с возможным увольнением по инициативе работодателя.
Адекватно оценить риски и страхи
На первом этапе специалист должен проанализировать, насколько обновился его рабочий функционал за последние три года. Если на 30-40% и выше – это хороший знак: позиция остается востребованной, не теряет актуальности. Второй важный показатель перспективности направления – уровень зарплаты. Если сотрудник в течение последних 5 лет менял место работы, но уровень оплаты его труда оставался прежним или изменился не более 20%, можно говорить про «устаревание» профессии. Поиск будет дольше, а конкуренция – выше.
Далее стоит изучить рынок труда: количество вакансий в области и резюме кандидатов на желаемую должность. Нужно отследить динамику роста или сокращения предложений, а также сверить компетенции других специалистов с собственными – это поможет обнаружить «слабые места», определить личную конкурентоспособность. И при необходимости наметить план по развитию компетенций.
Второй этап – анализ работодателя. Следует оценить деятельность текущей компании: эффективность принятых антикризисных мер, скорость реакции на изменения. Если все происходит медленно, бизнес стагнирует – сокращений не избежать, лучше начать поиск нового места.
В кризис специалистам рекомендуется больше общаться с руководителем. Это хороший способ продемонстрировать лояльность, готовность работать дальше, развиваться. А еще получить свежий взгляд со стороны: оценку компетенций, своей ценности как сотрудника. И самое главное – разведать обстановку. Если ничего вразумительного о дальнейших планах компания сказать не может – это должно насторожить.
Стратегия поиска работы в кризисное время: пошаговое руководство
Рынок труда реагирует на изменения быстро, соискатели – с точностью до наоборот. К примеру, в пандемийный год число вакансий заметно сократилось уже в первый квартал, особенно в центральных регионах России. Кандидаты же только на 6-9 месяц начали осознавать, что ситуация на рынке изменилась и начали искать работу активнее.
Трансформируется и процесс поиска работы – найти хорошее место, просто опубликовав свое резюме и просматривая вакансии, уже практически невозможно. Многие предложения не размещаются в свободном доступе, потому что по ним будет большой отклик. А стартапы и малый бизнес мало используют hh и аналогичные платформы.
Стратегия большинства специалистов – сохранить рабочее место, однако в текущей ситуации это не всегда возможно. Поэтому необходимо начинать поиск нового места как можно раньше, не брать паузу «на Новый год» или «передохнуть месяц-другой».
Для начала стоит заняться нетворкингом: коммуницировать с максимально широким кругом людей, посещать целевые мероприятия. Определить список желаемых работодателей, подписаться на их руководителей и HR-менеджеров в соцсетях. Словом, целенаправленно наращивать свои социальные контакты.
Далее нужно проработать резюме. Большинство CV соискателей слабые – много дублирующих друг друга пунктов, воды, отсутствует конкретика, нередко просто скопирована должностная инструкция. И нет фокуса на результат, а ведь именно это важно работодателям. В резюме сотрудник должен качественно прописать свой функционал, структурировать задачи по бизнес-процессам, презентовать собственные проекты и результаты – не только те, которые дороги и нравятся, а важные для развития бизнеса работодателя.
После корректировки CV стоит разместить везде, где только можно. Дополнительно опубликовать пост в своих соцсетях, просматривать специализированные группы и телеграм-каналы. Эффективно использовать LinkedIn (заблокирован на территории РФ и внесен в реестр запрещенной информации) – активность здесь остается высокой, регулярно появляются качественные зарубежные вакансии и позиции от стартапов. Плюс есть возможность нативно показать свой профессиональный опыт.
Не рекомендую откликаться на все вакансии подряд, это занижает конверсию – отказов будет больше. Оптимальный вариант – определить, что важно в работе: тип компании, корпоративная культура, позиция, задачи. Понять, на какой должности получится раскрыться лучше всего. Осознанный подход к поиску работы делает процесс целенаправленным и ускоряет в разы.
Распространенная ошибка – использование одного и того же сопроводительного письма на все вакансии. Краткое кастомизированное послание, отображающее опыт специалиста и пользу, которую он может принести компании на конкретной позиции, точно привлечет внимание и повысит шансы на трудоустройство.
Какие профессии будут востребованы
Пальму первенства держат IT-специалисты – российский рынок в них остро нуждается. Часть профессионалов покинули страну по своей инициативе или при помощи зарубежных компаний, свернувших деятельность в России, а отрасль должна в рекордные сроки предоставить новые и рабочие решения на смену ныне недоступным, отсюда и спрос на специалистов.
На втором месте «синие воротнички» – представители рабочих специальностей. Правительство планирует активно развивать внутреннее производство, уже выделяются гранты и продумываются методы стимулирования отраслей. Производство еще далеко от полной автоматизации, а значит, спрос на рабочий персонал будет устойчивым еще долгое время.
Говоря о востребованности специалистов, важно отметить, что в кризис запрос идет больше не на профессию, а на людей, способных дать результат, вне зависимости от отрасли. Это, пожалуй, главная компетенция. Таких сотрудников и ранее было мало, теперь, на фоне фокуса бизнеса на повышение эффективности «здесь и сейчас», они буквально нарасхват. Как и специалисты-«многоручки», способные выполнять работу в нескольких сферах.
Что будет с российским рынком труда в 2023 году?
В связи с падением потребительского спроса компании вынуждены повышать свою эффективность, поэтому неизбежны оптимизации штата. Конкуренция на рынке усилится, при этом зарплаты останутся на прежнем уровне. Высокого уровня безработицы ожидать не стоит, однако в регионах, где структура экономики не диверсифицирована, она будет сильнее.
В целом, рынок труда сильно зависит от экономики и политики. Лучшее, что специалист может сделать в эпоху неопределенности – постоянно повышать свою конкурентоспособность, с развитием онлайн-образования это стало гораздо проще.
Также читайте:
На мой взгляд, шансы зависят от востребованности профессии. Например, программисты всегда будут нужны и условия у них будут хорошие, а вот маркетологи, аналитики и прочие подобные идут на выход в первых рядах, так как в любой кризис их увольняют первыми. А "оптимизация штата по-российски" означает примерно следующее: блатных недоумков оставляем в штате (за них попросили "уважЯемые люди"), квалифицированных работников сокращаем - как бы странно это ни звучало в контексте экономических изменений в стране. Тут не до жиру, знакомым, друзьям, родственникам, партнерам по дзюдо, etc. нужно обязательно сохранить места, а остальных можно уволить.
В целом ситуация в стране выглядит крайне тревожной и неопределенной, то есть абсолютно непонятно, во что это всё выльется и кто далее будет востребован на рынке труда. В такой обстановке лучшая стратегия - не делать резких движений.
Я согласна с общим настроем статьи: пришло время перемен. Чтобы принять оптимальное решение, ответьте на три вопроса:
Моя мантра в любой момент трансформации:
"Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть сейчас!"
Всем удачи и наилучших решений!
На просторах интернета огромное сообщество HR-консультантов всех мастей и размеров. И статьи по сути близкие до смешения. Про IT, 50 (теперь 45+, уже 40+ видел, видимо скоро 5-й курс универа будут стариками), СV, нетворкинг и пр. И все из года в год, и все едино. То Коевид меняет рынок, то отъезды за рубеж.
Вспомнил классику - фильм "Люди в Черном": всегда будет межгалактическая чума, Архилианский крейсер и т.п.
А хочется узнать что-то, ну хоть чуточку нового.
Ну например как не эффективно работает в России LinkedIn (но не упоминуть его низя - реноме обязывает). По сути он просто превратился в группу Фейсбука.
А хочется, хочется конкретных идей или предложений: ну пусть хоть инструкция по составлению резюме (с примерами), список перспективных работодателей на ближайшие два месяца по отраслям и категориям персонала (с аналитикой) - так они еще и спасибо отсыпать могут за приток конкурентных кадров.
Душа требует новизны, а разум - интересного материала.
А захочется классики, прочту и может даже в слух:
"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог..."
У нас все равно лучше не выйдет.
Цитата:
Учитывая, что буквально только что я прочитал вот это откровение. IT-отрасль не в специалистах нуждается, а в здоровых на голову новых кадровиках, которые не будут каждому устраивать цирк во время собеседований.
Цитата:
А это уже по личному опыту могу прокомментировать. Вакансий становится меньше быстрее, чем уменьшается пулл кандидатов. Одни менеджеры отсиживают и выбора никогда не сделают, только единицы готовы реально выслышить кандидата.
Кадровики только учатся делать свою работу - увы, даже пометок на полях не научились делать, можно только гадать, когда до них дойдёт записывать интервью, а не требовать справки на любой чих.
Как итог - полгода спустя висят всё те же вакансии. Отличный и весьма наглядный реальный показатель прогресса в практике менеджмента - спонтанные толчки без сколь-нибудь системной работы и никакого желания ввести человека в должность при приеме на работу.
Такое видел уже десятки раз - ни с чем не спутаю.
а) Судя по отзывам моих клиентов, физическое количество вакансий IT специалистов сокращается. При чем, это стало заметно, как на российском рынке, так и даже на американском.
б) К большинству рекрутеров, я рекомендую относиться, как к аналогам калибраторов ручной клади в аэропортах.
Как и калибратору, рекрутеру, как правило, "спускаются сверху" определенные параметры, которым должен соответствовать кандидат. И этот список, в большинстве своем, составляют не рекрутеры, а руководители подразделений, в которые нужно найти сотрудников.
кто такие "прочие подобные" не в курсе, а реальные маркетеры нарасхват)
Не разделяю мнение про линкедин, сейчас многие стали смотреть в сторону зарубежной карьеры, для этих целей он необходим. Плюс фб умирирает, тусовка, которая там была в VK не приживается, поэтому у Линка есть все шансы укрепить свои позиции. По идеи для новых тем, спасибо, возьму на заметку.
На фоне плавного снижения всех вакансий ИТ остается самым востребованным направлением. К чему тут цирк на собеседованиях, не очень поняла, всё-таки статья о другом. Если интересно про квалификацию HR и рынок труда в этом сегменте, да квалификация разная, конкуренция высокая, но цирка мне кажется уже давно нет.
Слушайте, я работаю в маркетинге всю свою жизнь. И я еще не встречал ни одного из вот этих, которые прям "реальные" и прям "нарасхват" (если не брать в расчет "балаболов-задушевников" и прочих "бизнес-гуру"). Мне все больше кажется, что они существуют только в сказках. Зато знаю много довольно толковых маркетинг-и-около специалистов, у которых сегодня сложности с поиском работы, потому что везде отделы сокращают.