Время от времени в ходе проектов по карьерному консультированию возникают кризисные случаи. Еще вчера мы конструктивно обсуждали с участником программы по карьере план действий по поиску работы. А сегодня читаем его письмо, в котором он выражает недовольство всем и вся.
Здесь несколько моментов являются ключевыми. Недовольство возникает резко. Человек недоволен большим количеством вещей сразу. Чаще всего недовольство возникает в конце второго месяца поиска работы. Если человек является участником программы аутплейсмента и проходит трехмесячную программу карьерного консультирования, мы оказываемся свидетелями такого состояния и можем попытаться помочь его преодолеть. Если же человек остается наедине с самим собой, мы можем только пожелать, чтобы подобный кризис не возник или, если уж это случилось, чтобы был преодолен без потерь.
Кризисное состояние возникает с определенным типом людей и в ограниченном наборе случаев. Кто больше всех подвержен риску впасть в отчаяние, негатив, отказ, сопротивление, ворчание, недовольство? (список может быть продолжен).
- Во-первых, негативно мыслящие люди, те, кому сложно дается создание позитивных сценариев развития событий, кто не верит в сказку со счастливым концом.
- Во-вторых, те, кто является спринтером, не готов бежать марафон, не умеет терпеть, не способен ограничивать себя или преодолевать сложности (любые, начиная с бытовых).
- В-третьих, те, кто не готов меняться.
Этот последний фактор, по моим наблюдениям, наиболее критичный. Потому что ключевой вызов поиска новой работы – это постановка для себя новых карьерных целей и поиск новых способов поведения. Плюс – осознание не только своей готовности к достижению этих целей, но и понимание зон развития. Неготовность меняться срабатывает в самый ненужный момент.
Один из последних примеров. С успешным руководителем департамента продаж обсуждали тактику поиска работы на падающем рынке. Ключевое преимущество руководителя определили сразу – уникальная комбинация опыта в крупной компании со сложным корпоративным управлением и опыт успешной реализации проектов по внедрению изменений в крупной консалтинговой компании. Образование – отличное. Уверенность в себе есть… Готовность снизить уровень зарплатных притязаний тоже присутствует.
Во время консультации нащупали слабое звено – неготовность встраиваться в разношерстный коллектив, чувство превосходства и желание научить всех всему. Однако в условиях кризиса работодатели будут искать не только толковых, но и комфортных в общении. Не нужны сейчас никому лишние сложности. Атмосфера во многих коллективах и так напряженная – кого-то несправедливо сократили, кто-то затаил обиду. Да и нет сейчас готовых и однозначно правильных ответов, в большинстве случаев многое приходится заново придумывать. При этом роль тех, кто давно работает в компании и отлично знает детали работы, не меньше, чем роль умного пришельца.
Все описанное выше обсудили с кандидатом, зафиксировали в планах по продвижению себя на рынке труда. Продумали тактику поведения на собеседовании. Однако нас, как консультантов, не оставляло чувство, что совет руководителем не принят окончательно и сбой в поиске работы возможен.
К концу второго месяца программы аутплейсмента получили гневное письмо от нашего участника. Вакансии на рынке не те. Работодатели проводят собеседования не так. Мы не достаточно активны (хотя программа этого и не предполагает вовсе). И все это на фоне ссылок на свой опыт – я и сам знаю, я и сам умею. Совет, который мы дали соискателю, он не принял. В итоге, как только накопилась критическая масса неуспеха, произошел эмоциональный взрыв, обострился стресс. Или, возможно, сработали еще какие-то факторы.
Что мы делаем в подобной ситуации и что советуем нашим клиентам?
1) Неважно, по какой причине вы расстроены – рынок плохой, консультант не опытный, жизнь не сложилась – важно сохранять позитивный настрой и позитивное отношение к людям. Это важно для вас, как для кандидата, потому что негативно настроенный кандидат никакому работодателю не нужен. Задача быть позитивным для кандидата – это как форменная одежда. Как минимум осознать необходимость быть позитивно настроенным – уже большой шаг.
2) Если позитив не возникает ни при каких усилиях, важно отделить физическое состояние от психологического. Дать себе возможность физически отдохнуть, расслабиться, отпустить ситуацию, сменить обстановку, взять выходной в поиске – все зависит от того, что вы можете себе позволить. Многие забывают, что поиск работы – это тоже работа, поэтому не резервируют для себя время на отдых.
3) Обратиться к рекомендациям, советам, дополнительно пообщаться с консультантами или коллегами, друзьями. Освежить перечень советов, полученных на первой консультации. Пересмотреть свой план действий, вернуться к списку рекомендованной литературы. Зачастую начало карьерных консультаций выпадает на этап, когда человек еще находится на острой стадии переживания кризиса. Эмоции частично замутняют мозг и снижают эффективность рациональных действий.
Во всех перечисленных выше пунктах мы исходим из сознательности и взрослой позиции самого человека. Все-таки речь о работе идет…
"Чаще всего кризисные ситуации возникают на второй месяц поиска работы. Почему соискатели оказываются во власти негатива?"
Хороший вопрос. Главное, риторический. Но, оказывается, отвечая на риторический вопрос, можно написать целую статью.
Жаль, но Е-хе все больше превращается в астрологический сайт.
Если популярен Петросян, то виноват таки не телевизор ...