Собеседование – это чаще всего финал большой проделанной работы. О том, какой путь нужно проделать, Ильгиз Валинуров рассказал в своем интервью для Executive.ru. Сегодня хедхантер подготовил для наших читателей список советов, как правильно вести себя на собеседовании. По его словам, если следовать этим советам, то вы будете отличаться от 90% остальных кандидатов.
1. Всегда носите с собой распечатанное резюме
Если вы ищете работу, то это правило для вас – непреложная истина. Интересного человека можно встретить в метро, в магазине, просто на улице. Обязательно берите с собой резюме, когда направляетесь на конференции. И это резюме должно быть сделано вашими руками, никаких логотипов HeadHunter или SuperJob. Если на вашем резюме логотип HeadHunter, то для рекрутера вы автоматически один из 15 миллионов неудачников, которые ищут работу.
2. Наладьте контакт
Поздоровайтесь с рекрутером, пошутите. Вы должны понравиться рекрутеру не только как профессионал, но и как человек. Потому что компании стремятся работать не только с профессионалами, но и с приятными людьми.
3. Постарайтесь запомниться
За день рекрутер может проводить до десяти собеседований. Топ-менеджер способен проводить до пяти собеседований за день. В итоге в голове все смешивается и нередко сложно вспомнить, как выглядит кто-то из кандидатов. В следующий раз, если пойдете на собеседование, возьмите с собой шоколадку, когда вам предложат чай или кофе. Вас обязательно запомнят. Но не стоит давать шоколадку сразу при знакомстве или уходя – тогда вас тоже запомнят, но не с лучшей стороны.
4. Внимательно слушайте вопросы
Часто кандидаты хотят не отвечать на вопросы собеседования, а рассказать о себе. Больше 80% кандидатов начинают уходить куда-то в другую сторону, когда им задают простые и четкие вопросы. Поэтому, прежде чем отвечать, сделайте внутри себя паузу, кратко и максимально четко ответьте на заданный вопрос и только после этого, получив разрешение, расшифруйте свой ответ.
5. Ведите диалог
Многие кандидаты приходят на собеседование с задачей рассказать о себе, о своих историях успеха. В итоге это превращается в монолог одной стороны, а лучшее собеседование – это диалог. Не стесняйтесь задавать вопросы о своих будущих компетенциях, планах компании. Это покажет вас как заинтересованного человека.
6. Покажите силу
Топ-менеджмент любит проводить новичкам проверки на прочность, когда гендиректор начинает сомневаться: «Точно сможешь сделать продажи на миллиард долларов?». Не волнуйтесь, чаще всего это просто проверка на прочность, будьте жестче: «Если вам нужен какой-то миллиард, я могу его сделать. Но давайте лучше сделаем пять». Со слабыми не договариваются, слабым диктуют условия. Покажите свою силу как кандидат и с вами будут договариваться, причем на ваших условиях.
7. Не расслабляйтесь
Часто после первого собеседования кандидаты расслабляются и думают, что теперь-то дело в шляпе. В результате каждое следующее собеседование проходят все хуже. Но в жизни должно быть все с точностью до наоборот. Вы узнали больше про компанию, получили возможность собрать информацию с рынка, имеете больше времени на подготовку. А значит, вы должны быть подготовлены гораздо серьезнее, чем на первом интервью. Спросите у рекрутера перед вторым этапом интервью, что важно для коммерческого директора (или того человека, кто будет вас собеседовать следующим). Так вы получите ценную информацию и сможете более тщательно подготовиться.
8. Пишите письма
После собеседования напишите письмо рекрутеру. Поделитесь впечатлениями, поблагодарите за уделенное время, установите обратную связь. И если появятся подходящие вакансии, о вас могут вспомнить. Мне письма после собеседований пишут один человек из двадцати. Хотя возьмите любое пособие по рекрутменту – везде это правило написано.
9. Не заканчивайте коммуникацию после собеседования
Даже если вас не взяли на работу, это не значит, что вы потерпели поражение. На собеседовании вы познакомитесь с рекрутером, возможно, с представителями топ-менеджмента. Не спешите забывать о них сразу после того, как выйдете за дверь. Вы можете остаться приятелями с этими людьми на всю жизнь. Собеседование – это только начало коммуникации, начало дружбы с новыми людьми.
10. Никогда не отказывайтесь от встреч
Если вас позвали на собеседование в компанию, работать в которой вы не планируете – все равно сходите туда. Спрашивайте, учитесь отвечать на вопросы, которые задают вам, прокачивайте скиллы. Всегда получайте обратную связь и тренируйте навык коммуникаций. Отказываться от предложений работы – нормально. А тренировать навык прохождения собеседований – необходимо.
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 8 октября 2015 года
Вполне разумно!
Четко и кратко! Все по теме.
Только хотел бы добавить, что не следует преувеличивать вышеописанными советами, особенно с обратной связью. Зачастую соискатели начинают навязывать неформальное общение после собеседования или излишнюю любезность, это отталкивает. Всего должно быть в меру, иногда лучше чуть меньше, чем в меру, но ни в коем случае не больше.
Это 10 советов, как потратить время и не получить позицию?!
Собеседование – это чаще всего финал большой проделанной работы.
-не соглашусь с автором - в моей практике собеседование было просто обязательным, но рутинным мероприятием, HR складывал в стопку резюме и листики с тестами, где они были, и делал пометку в своём листе, что "ПРОСМОТРЕЛ" ещё одного кандидата, из приблизительно сорока проведённых собеседований (и это СПб) только несколько были профессиональными
По пунктам 1-5 - это "стандарты", уж коли у этой игры есть правила - их нужно придерживаться.
По п.6 - улыбнуло...
Добавлю только, что соискатель вряд ли может успешно презентовать себя, если загрузит себя более чем тремя- четырьмя собеседованиями в день, поскольку и негатива они несут немало - как от осознания того, что тебя пригласили, чтобы выполнить свой "ПЛАН" по количеству собеседований с претендентами, так и оттого, что ты опять потерял время...
В принципе - успешно пройти этап собеседования не так уж и сложно.
Хорошая статья, спасибо.
Я бы добавил, что кроме резюме, на собеседование следует взять и распечатанное описание вакансии. И положить перед собой.
Во время разговора могут возникать вопросы, которые необходимо уточнять, в том числе формулировки. И чтобы не хлопать глазами и не морщить лоб в попытках вспомнить нужный пунктик, гораздо проще просто посмотреть перед собой.
можно сколько угодно спрашивать HR- ов о сути вакансии и о том, что написано в обьявлении. Услышав несколько раз от доблестных HR-ов и пару раз от директоров "ой, а это не я писала, не знаю", "это кто-то другой писал, не знаю о чем это и что имели в виду", " это не я размещал, не знаю..."...Убивает напрочь даже желание разговаривать с такими.