«Если вы никогда не искали работу, вы – неудачник»

Мы встретились с основателем корпорации кадровых агентств Business Connection сразу после публикации его книги «Я — идеальный кандидат». В ней Ильгиз Валинуров описывает, как подготовиться и пройти собеседование. В интервью Executive.ru он добавил, что собеседование — финал огромной работы, которую необходимо проделать. В частности, вам придется составить список как минимум из 50 компаний, в которых вы бы хотели работать, и запланировать развитие своей карьеры на ближайшие 10 лет. Но самое главное — вы должны приносить пользу своему нынешнему работодателю. Потому что в ином случае при трудоустройстве вам вряд ли помогут тюнинг резюме и различные лайфхаки.

Executive.ru: Ильгиз, в разгар кризиса изменился ли подход работодателей к собеседованию? И должен ли измениться?

Ильгиз Валинуров: Если подход изменился, то это неправильно. Работодателям всегда нужны сильные сотрудники, а рекрутер всегда должен профессионально проводить собеседования, и неважно, есть ли кризис.

Executive.ru: С чего начинается работа по поиску работу?

И.В.: С вашего понимания, кто для вас интересный работодатель. Мы делаем для себя некие таргет-листы. Начинаем с рынка. Например, я хочу работать в ритейле, производстве колбасы и e-commerce. Соответственно, я захожу на рейтинги РБК, «Коммерсанта» и смотрю топовые компании каждого направления. Из них выбираю те, что мне нравятся. Это упражнение помогает сложить в голове пазлы, и ты начинаешь думать, какие в принципе бывают работодатели в России и за рубежом, а не просто стремишься попасть на собеседование. В итоге в вашем списке должно остаться минимум 50 компаний.

Executive.ru: Минимум 50 компаний? Придется повозиться.

И.В.: Если вы хотите, чтобы карьерой управляли вы, придется повозиться. Продажа себя работодателю — это самая большая продажа в вашей жизни. От того, кому и как вы себя продадите, зависит, во сколько вам утром просыпаться, в каких пробках стоять, кто будут ваши коллеги.

Вы определили 50 компаний. После этого начинаем искать подступы к ним. Волшебным образом может получиться, что у вас в телефоне, среди друзей на Facebook или LinkedIn есть люди, сотрудничающие с ними. Это необязательно сотрудники этих компаний, они могут быть партнерами или поставщиками. Какие-то входы все равно есть. Параллельно изучите вакансии этих компаний, знакомьтесь с сотрудниками. Идеально будет, если вы сможете обойти HR-отдел и рекрутеров, потому что их задача — не облажаться, прикрыть себя. Чаще они ориентированы на избегание неудач, а не на развитие компаний. Они могут отказать вам по формальным причинам, чтобы обезопасить себя. Если вы хотите, к примеру, стать директором по маркетингу компании Ozon, то вам проще забить в поисковике «генеральный директор компании Ozon» и решать, как вам проще на него выйти. Потому что в идеале, прежде чем отправить резюме, нужен контакт с человеком.

Executive.ru: А если нет вакансии?

И.В.: Нужно следить за рынком. Если вы прочитали в газете «Ведомости» или на портале Executive.ru о том, что компания собирается расширяться, можно оперативно реагировать на эти новости. Опять же, написать письмо руководителю компании в духе «уважаемый Дэнни Перекальски, я узнал, что у вас в компании планируется расширение. Мне было бы очень интересно поработать с вами, я много о вас наслышан и буду рад реализовать ваши бизнес-задачи». У такого письма выше шанс получить обратную реакцию: во-первых, оно адресовано конкретному человеку, во-вторых, учитывает текущую ситуацию.

Executive.ru: В вашей книге сказано, что порой стоит начинать работу с компаний помельче, чтобы там набраться опыта.

И.В.: Это возможный вариант, но не всегда лучший. В любом случае, вам нужно понять, в какой компании вы получите лучший опыт, востребованный у следующего работодателя.

Executive.ru: А если дошел до идеального работодателя, то что дальше?

И.В.: Как говорил кто-то из великих, не бойтесь достигнуть идеала, это невозможно. Если вы идеально работаете на выбранном вами направлении, то реализуйте себя, но не забывайте, что всегда есть задачи глобальнее, есть другие отрасли. Самое важное — вы должны приносить реальную пользу своему нынешнему работодателю прямо сейчас. Решать его проблемы, помогать в достижении его целей. И это то, что поздно делать, когда вас уволили или планируют уволить. Многие кандидаты пытаются обойти своих конкурентов на собеседовании с помощью тюнинга резюме, но это тупиковый путь. Вы должны хорошо работать здесь и сейчас, в вашей компании, стать самым классным профи. И тогда другие работодатели выстроятся в очередь, чтобы пригласить вас на работу. 90% кандидатов заинтересованы в лайфхаках, как сделать хорошее резюме, но гораздо важнее задуматься, как стать успешным в своей компании.

Executive.ru: Когда нужно задумываться о переходе на новую работу?

И.В.: Допустим, сейчас вы работаете в компании А. Со временем ваш карьерный путь приводит вас к компании B. Так вот, о выборе компании В вы должны думать еще в то время, когда начинаете работать в компании А.

Executive.ru: Планировать, куда ты уйдешь, только устроившись на новую работу? Не совсем корректно по отношению к работодателю.

И.В.: А кто-то сказал, что я даю корректные советы? Я даю те советы, которые позволяют двигаться вперед. Сегодня ваш первый рабочий день у работодателя? Значит, уже сегодня вы должны думать о том, кто будет вашим следующим работодателем. Только тогда вы будете выкладываться на этом месте работы по максимуму, браться за сложные задачи, чтобы наработать знания, навыки, умения и компетенции, которые оценит ваш будущий работодатель. Скажу больше, чтобы выбрать компанию В, вам нужно понимать, кто будет вашим работодателем С. Часто, когда мы говорим про карьерную лестницу, никто не видит дальше следующей ступени. Да, не все прогнозы сбываются, но если вы вообще не планируете свою карьеру, то она вообще не будет двигаться вперед.

Допустим, когда ко мне на собеседования или карьерные консультации приходят топ-менеджеры, они начинают понтоваться тем, что никогда в жизни не искали работу. Их всегда передавали из рук в руки, там порекомендовали, подсказали, они перешли. И считают, что это круто. Я им всегда говорю: «Знаете, вы полные неудачники...».

Executive.ru: Ну, вообще это звучит круто, что за них борются на рынке.

И.В.: ...Вы — полные неудачники. Вы ни разу за этот период не подумали, где вы на самом деле хотите работать, кто для вас идеальный работодатель, и какой работодатель позволит вам реализовывать ваши мечты, амбиции». Они об этом не думали, их позвали на какой-то проект, они пошли туда. Там появились новые друзья, которые пригласили еще куда-то. Всегда нужно искать альтернативу, понимать, что это я управляю своей карьерой и выбираю работодателя, и я не должен идти на поводу у тех, кто меня куда-то пригласил. Если вы ни разу не были на собеседованиях и не искали работу проактивно, то вы ни разу в своей жизни своей карьерой не управляли. Этим управляли внешние люди. То, что вас приглашали — это хорошо, но сделать самостоятельный выбор — это ваше право, и более того, ваша обязанность перед самим собой.

Executive.ru: Если я стал успешным на своей работе, и мне неожиданно предлагают перейти в компанию, не входившую в мои карьерные планы. Что делать?

И.В.: Если вы просто перейдете — это получается что-то вроде перекати-поле, когда вы не знаете, куда вас завтра понесет. А если у вас есть стратегический план карьеры на 10 лет вперед, то вы, потратив немного времени, сможете понять, эта компания приближает вас к работодателю мечты или отодвигает. Пример. Сейчас вы трудитесь в небольшой российской компании, но в будущем хотите работать в Microsoft. И внезапно вам делают предложение о работе Parallels или IBM. Если эта работа в дальнейшем поможет вам занять более выгодную позицию в Microsoft, то да, нужно это предложение принимать. Ну, а если вам в IBM предлагают работать уборщиком, пусть и за хорошие деньги, то, наверное, не стоит соглашаться. Собственно, если в Parallels вам предлагают работать с логистикой, а вы хотите реализовать себя как сейлз, то не стоит принимать это приглашение.

Executive.ru: А если я не могу составить карьерный план?

И.В.: Это могут сделать практически все, просто не делают – другие приоритеты. И для этого есть я и подобные специалисты, которые занимаются карьерными консультациями. Мы можем помочь сформировать таргет-листы, выйти на этих работодателей. Сегодня у меня было четыре карьерные консультации, и ни один изначальный запрос на консультации не был правдой. Один кандидат сказал, что ему нужно помочь подкорректировать резюме. Мы посмотрели, поговорили и выяснили, что ему нужно строить карьеру внутри компании, уметь договариваться с другими сотрудниками и руководителями. А никакое резюме делать не нужно.

Вы искали работу на открытом рынке?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

почему то всегда меня находили сами работодатели
я даже портфолио себе не делал
видимо я неудачник
(((

Менеджер, Пермь

мммм...похоже по книге и статье основная масса людей пассионариев неудачники. Странный подход. Видел и знаю десятки примеров людей без резюме и без усилий находили работу.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Интересно прочитать статью под названием ''Как я стал удачником....''

Менеджер по подбору персонала, Обнинск

Хорошо отмечено в книге ''Мотивация в стиле ЭКШН'' Клауса Кобьелла, что внутренне уволится уже в первый рабочий день, может только тот человек, который разочарован от не исполнившихся ожиданий на новом рабочем месте.
Карьерный рост может происходить и в рамках одной компании или холдинговой структуры. Если приходит период понимания, что дальнейшего профессионального и карьерного роста в данной компании не будет, тогда можно начать рассматривать другие перспективные предложения.
Мое мнение, отсутствие опыта поиска работы является положительным моментом для специалистов, т.к. они востребованы на рынке труда. И любое поступившее им предложение анализируют и действительно думают хотят ли они там работать, будет ли реализованы в данной компании их мечты. И только после этого дают свой ответ и он может быть отрицательным. Таким образом они сами управляют своей карьерой, а не идут на поводу у тех, кто их куда-то приглашает.

Консультант, Красноярск

Идеальный и близкий мне по духу подход.Это не нытье по поводу твоего возраста или девочки-припевочки , проводящей с вами собеседование и не понявшей всей вашей гениальности.
Обозначьте себе цель, организуйте самую главную продажу, самого себя, любимого и это ваше дело. Выходя первый раз на борцовский ковер, сразу ставьте задачу стать олимпийским чемпион и продумывайте все шаги, как достичь этого результата. Формируйте и управляйте свой карьерой.

Консультант, Красноярск
Дмитрий Федоров пишет: почему то всегда меня находили сами работодатели я даже портфолио себе не делал видимо я неудачник
Дмитрий, а разве это не означает, что вы просто плывете о течению, как лодка без мотора и паруса.Я вижу смысл высказываний автора в том, что вы планируете свою карьеру и добиваетесь поставленной цели. Высший пилотаж, если вы так организуете свою работу и пиар,что компании из вашего десятилетнего плана будут сами вас звать на работу.
Генеральный директор, Москва

«Если вы никогда не искали работу, вы – неудачник.»

Здесь нужно писать ''Вы'' с заглавной буквы, но коучеру некогда постигать стилистику и семантику языка - он деньги зарабатывает.
Впрочем, погодите, - ''Зарабатывает''? Или здесь уместен другой глагол?

Предлагаю встречную концепцию: ''Если Вы - бизнес-тренер, Вы-вымогатель, либо попрошайка''.

На книгу, конечно, не потянет, но курс лекций можно размусолить.
Интересно, сколько придёт ''слушателей''?

Адм. директор, Санкт-Петербург

Что могу сказать по поднятой теме? Что она ещё шире- за тридцать лет и на работу пробивался в компанию из списка ''топ'', и совмещал работы, и меня переманивали, в последние годы- дважды выходил на рынок труда ''с чистого листа''. Пожалуй- единственно верного подхода всё-таки не существует! Согласен с авторм, что никогда не нужно останавливаться, необходимо расти, пока есть куда, создавать новые и развивать вширь и вглубь существующие у работодателя направления, всегда- смотреть по сторонам и периодически- пытаться трезво (иногда для этого необходимо выпить) оценивать текущую ситуацию. А вообще согласен со многими, кто признаёт, что после того как понятие ''трудовой коллектив'' подменили ''человеческими ресурсами компании'' и положились в своих планах на бесконечный ''рынок труда''- ситуация с социальными лифтами, карьерным ростом и преданности работодателю- кардинально изменилась. При этом неудачниками стали мы практически все...

Генеральный директор, Москва

Интересно, а жену (мужа) нужно начинать искать в первый день после свадьбы?
... ''Ну, тогда Вам, действительно, к врачу следует обратиться''.

Консультант, Красноярск
Сергей Мерсов пишет: Интересно, а жену (мужа) нужно начинать искать в первый день после свадьбы? ... ''Ну, тогда Вам, действительно, к врачу следует обратиться''.
Интересные у вас ассоциации.Это как понимать: женимся, что бы иметь доход или работу можно просто любить, независимо от уровня дохода?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.