Утраченные иллюзии: стоит ли превращать хобби в бизнес

Множество статей и тренингов настоятельно рекомендуют оставить нудную и надоедливую работу по профессии и делать бизнес из своих хобби и увлечений. Якобы в этом случае человек получает больше удовольствия от дела, которым он занимается и достигает блестящих результатов в короткий срок. Часто к такому описанию прилагается история взрывного успеха. Но так ли все безоблачно на практике?

Опыт кадрового консалтинга и внимательный взгляд на подобные проекты со стороны показывают, что успешное развитие событий при таком сценарии не выше, чем при открытии стартапов – всего 5% успеха против 95% неудачи. Это всего лишь сухие цифры, что же за ними стоит в реальности? Давайте разберемся, как это работает.

Работа приносит нам доход и дает возможность платить по счетам. Даже если мы не ошиблись с выбором и стали профессионалами в любимом деле, работа подразумевает соблюдение правил игры, чаще всего не мягких, иначе в современном бизнесе не выжить. Когда работаешь по найму, кем бы ты ни был – рядовым сотрудником или управленцем, правила для тебя устанавливает работодатель: режим рабочего времени, регламенты, цели, отпуска и оснащение рабочего места, соседей по кабинету и дресс-код. И еще, конечно, начальник, тот, кто за исполнением этих правил следит. А еще коллеги, рабочий коллектив, прекрасные люди, одному из которых нужна тишина, другому музыка, третий все время включает кондиционер, четвертый крутится на стуле, болтает и скрипит, или прихлебывает громко из чашки или… – тысяча «или», с которыми приходится мириться.

Даже если очень-очень любишь свое дело, все составляющие работы редко удовлетворяют на 100%. Самая любимая работа становится иногда невыносимой. «Уйти бы в отпуск, месяца на три, и лучше на год!» – знакомое желание? Профессиональное выгорание крадется за нами по пятам через всю карьеру, тревожа воображение возможностью все изменить. Пока осваиваешь профессию – бежишь, горишь, веришь, не замечаешь мелочей, проблемы воспринимаешь как вызовы для роста, ошибки – как необходимое зло при обучении, руководителя как профессионала и учителя, будущее видится прекрасным, «вот только разберусь, как все это работает и…». И вот выучился, стал профессионалом своего дела. Скучно и размеренно текут рабочие будни, все недостатки словно под лупой, огромные: смежники не умеют работать, за их миллион ошибок отвечать приходится, руководитель придирается по пустякам, в будущем не предвидится ничего интересного, каждый день – словно «день сурка». Пресная безвкусица, хотя вроде бы тепло и сухо и зарплату платят, и как профессионала ценят, и жить можно, и работа любимая.

Где же душа отдыхает, от чего настоящее удовольствие получать? И тогда на помощь приходит то самое хобби, увлечение, в котором ты свободен делать то, что тебе хочется и так, как тебе хочется. Свободен – ключевое слово для хобби. Нет долженствования. Переключиться, забыть о делах и проблемах, рабочих и личных, и самому выбирать, чем заниматься, когда и с кем. Для человека хобби очень важно – нет лучше лекарства для снятия стресса, нет лучше способа восстановить силы и почувствовать вкус жизни. Мы «кормим» наше хобби: покупаем ему обновки, читаем о нем, находим единомышленников, ощущая – хобби призвано не только приносить удовольствие, но и исцелять свободой нашу измученную правилами и нормами сущность. Хобби помогает нам лучше любого психолога.

Но вот настает очередной пик рабочего кризиса, с накалом страстей, с высоким уровнем стресса. Взрыв и мы принимаем твердое решение менять работу. Да что там работу – менять всю свою жизнь! Раз уж все равно грядут перемены, то стоит дальше заниматься только по-настоящему любимым делом, тем более в статьях пишут, что это верный путь к успеху!

Решено – теперь хобби станет нашим бизнесом. Мы осваиваем новое дело, бежим, горим, верим, не замечаем мелочей, проблемы и ошибки воспринимаем как вызовы, руководим собой теперь сами, будущее видится прекрасным, «вот только разберусь, как все это работает и…».

Тут вдруг выясняется, что есть несколько небольших, но очень значимых нюансов:

1) Действительно мы теперь сами собой управляем? Никаких начальников, никто не будет больше мотивировать и дисциплинировать. Оказывается, у нашей работы была еще и такая функция. Самостоятельно заставить себя работать не так-то просто.

2) То, что у нас больше нет руководителя, это иллюзия. Прямой руководитель теперь государство с его законодательными актами и фискальными органами. Незнание законов от ответственности не освобождает, налоги нужно платить, правилам соответствовать. Раньше эта головная боль лежала на плечах вашего работодателя, теперь она наша.

3) Мы по-прежнему не можем делать то, что хотим и когда хотим. Чтобы жить и платить по счетам, нам нужно теперь добывать прибыль, а значит продавать. Для этого придется делать то, что хотят клиенты, когда хотят клиенты, как хотят клиенты. Свобода закончилась.

Много конфликтов и финансовых фиаско случаются с людьми, которые превращают хобби в бизнес, именно из-за отсутствия клиенториентированного подхода, самоорганизации и деловой хватки. Если мы превратили хобби в бизнес, наше удовольствие больше нам не принадлежит – теперь оно достояние ваших клиентов. Если мы раньше не продавали, то теперь без этого никак, самим придется, или нужно искать человека который будет делать это за нас, и платить. Само в этом мире ничего не продается, увы. Близкое знакомство с интернетом показывает, что если и ему не заплатить, то никто о нас не узнает, никогда, и ожидания от «а вот сделаю я сайт, интернет-магазин, и дело само пойдет» не оправданы.

Большинство новичков сходит с дистанции именно на начальном этапе, когда мечта начинает превращаться в реальность, а это всегда болезненно. Возможно ли справиться с этими преградами, перестроиться и создать успешный бизнес? Несомненно, 5% успешных проектов тому прямое доказательство. Но когда мы освоили роль собственника, научились новым для себя правилам игры, у нас вдруг, неожиданно, перестают гореть глаза. Подкрадывается очень знакомое ощущение предсказуемости, надоедает однообразие. Что случилось? Теперь мы «должны», хобби стало работой, а значит – будет и профессиональное выгорание, то самое, давно знакомое. Круг замкнулся.

Один мой знакомый юрист, увлеченный художественной фотографией, забросил бумажно-законную волокиту и открыл фотомастерскую. Через два года он сказал мне: «Я сделал огромную глупость – превратил любимое хобби в любимую работу. Теперь я узнал, что от этого тоже можно уставать, а отдышаться не на чем, хобби то больше нет!».

Поэтому, если вы принимаете решение превратить свое хобби в работу, сразу ищите ему замену. Новое хобби, которое теперь будет давать свободу и удовольствие, без «долженствования», без обеспечения за его счет вашей жизни, то, на чем можно будет просто «отдышаться» ни перед кем за это не отчитываясь. Хорошее правильное хобби в нашем мире дорогого стоит, берегите его! Проверено практикой.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Преподаватель, Москва
  1. Отлично написано, но нет решения главного вопроса: как "не потерять бы в серебре её, одну, волшебную". Означает ли это, что
Адм. директор, Санкт-Петербург

Прежде чем с головой "нырять в свой бизнес", я бы рекомендовал поработать хотя бы "наёмным директором", и если желание на пропадёт - тогда серьёзно ещё раз взвесить все "за" и "против".

Главная иллюзия - это приобретаемая самостоятельность....

Руководитель проекта, Москва

Не могу полностью согласиться с автором статьи, занимаясь упоминаемым ею карьерным консалтингом уже более 6 лет и имея на руках статистику. Краски, на мой взгляд, сильно сгустили. Поясню:

1. Да, если рассматривать любимое дело как бегство от трудностей в наемной работе, толку не будет. Это отнюдь не панацея. К реализации в своем призвании нужно быть готовым - личностно, профессионально, организационно. Только тогда, когда ты НЕ можешь этим НЕ заниматься, стоит бросать нелюбимую работу. И вот тогда драйв, который тебе дает твое пожизненное увлечение каким-то занятием, поможет справиться с трудностями роста и становления твоего стартапа.

2. Государство - контролер, но никак не руководитель (ежедневно диктующий нам, как и что делать). ИП отчитываются в налоговые и прочие органы 1 раз в год, разве это можно сравнить с условной "плеткой", с которой над наемным сотрудником постоянно стоит начальник, особенно сейчас, в кризис?

3. Клиенты не могут не быть в радость, если это по-настоящему любимое дело. И даже их можно выбирать, если, опять же, сверху никто не давит планами продаж и т.п.

4. Про юриста и усталость. Если ты работаешь на себя, и у тебя не стоит задача заработать все деньги мира, ты легко сможешь в любое время взять неделю-другу отпуска и восстановиться, кто мешает-то? А вот если отказаться от заказа в силу жадности до денег позволить себе не можешь, то кто в этом виноват? Неужели любимое дело? И восстанавливаешься ты тоже гораздо быстрее, если любишь то, чем занимаешься.

Поэтому главное - вопрос зрелости и готовности. И да, потерпеть первые год-два придется - доход будет лишь на то, чтобы как-то выжить. Но оно того стоит, поверьте!

Директор по развитию, Москва
Константин Платонов пишет:
  1. Отлично написано, но нет решения главного вопроса: как "не потерять бы в серебре её, одну, волшебную". Означает ли это, что

    Константин, С удовольствием ответила бы на Ваш вопрос, но он, к сожалению, отобразился не полностью. А за метафору "не потерять бы в серебре" спасибо!

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Еще есть мысль, что возможно - это и не будет большой бизнес, а останется небольшим хобби?

От денег, кстати, в своем бизнесе - очень трудно отказаться.

Сообщение отредактировано модератором. Нарушение п.7 Декларации Сообщества:

7. Участникам Сообщества настоятельно рекомендуется воздерживаться от саморекламы и рекламы бизнеса (в том числе недопустимо размещение в комментариях, вопросах или ответах информации о вакансиях и мероприятиях);

Генеральный директор, Нижний Новгород

****Поэтому, если вы принимаете решение превратить свое хобби в работу, сразу ищите ему замену.****

Роскошный в своей ущербности вывод, основанный на столь же ущербном примере


Директор по развитию, Москва
Сергей Алейников пишет:
Прежде чем с головой "нырять в свой бизнес", я бы рекомендовал поработать хотя бы "наёмным директором", и если желание на пропадёт - тогда серьёзно ещё раз взвесить все "за" и "против".
Главная иллюзия - это приобретаемая самостоятельность....

Согласна с Вами, Сергей, не плохой опыт, Киосаки нам его тоже советует. Про открытие бизнеса можно писать отдельную большую статью. В этой публикации для меня было важно обратить внимание на сохранность своего хобби, своего увлечения и не превращения его в бизнес.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Мария Волощук пишет:
Киосаки нам его тоже советует.

Стесняюсь спросить, сами-то чьих будете?

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Говорят, что большое видится только на расстоянии. Хобби – это средство временно отдаляться на расстояние от повседневной работы. С него, с расстояния, легче заметить «рельеф» работы (что в ней главное, а что второстепенное). Тогда легче понять-оценить правильно ли шел, в работе; легче понять-придумать, куда-как идти дальше.

Поэтому, автор статьи права: «если вы принимаете решение превратить свое хобби в работу, сразу ищите ему замену».

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Владимир Зонзов пишет:
Поэтому, автор статьи права: «если вы принимаете решение превратить свое хобби в работу, сразу ищите ему замену».

Позвольте с Вами не согласиться. Вопрос не столько в том, чтоб превратить хобби в работу, сколько в том, как эту новую работу сделать прибыльнее прежней. Т.е. не только удовольствие получать, но еще и деньги. Есть такие виды хобби, где получение стабильного высокого дохода - это тот еще проект!)) Столько сил придется вложить, новых навыков получить, времени затратить, что ну его нафиг такое хобби в работу превращать, пусть лучше остается отдушиной. А если специфика хобби, склонности/таланты/навыки человека позволяют - так почему нет?)

Например, мне нравится продавать квартиры. Продавать торговые центры, наверно, еще больше понравится, но пока мне это недоступно)). Мне в принципе нравятся продажи (естественно, когда это не нарушает закон и мои моральные принципы), я получаю от этой работы удовольствие. А продавать квартиры - мне просто удобнее - общения много, а бумаг мало, суммы сделок большие - каждый клиент как ВИП-клиент. Но я это все к чему - сотрудники из числа ИТР нашей компании даже представить себе не могут, как может нравиться продавать!))))))) А хобби у меня нет). Цветоводство не в счет)). И главное - работы, от которой устаю - тоже нет!!!)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.