«Меня учили учиться»

Татьяна Бурделова – необычный топ-менеджер и руководитель. Дело не только в том, что она в 26 лет стала вторым человеком в компании, оборот которой приближается к $100 млн в год. Главная «изюминка» в ее карьере – трудоустройство при помощи телевидения: через реалити-шоу «Кандидат» телеканала ТНТ. Как и в шоу-прототипе, “The Apprentice” Дональда Трампа, российский проект вел один из ведущих бизнесменов: им стал легендарный ресторатор Аркадий Новиков. А победителю шоу была обещана высокая руководящую должность в компании, которую Новиков создал и возглавляет. Причем пост, который заняла Татьяна, оказался неожиданно высоким: исполнительный директор Группы компаний Аркадия Новикова. Сладки ли Татьяне плоды ее победы, и каково ей руководить ресторанным холдингом после семи лет в финансовом консалтинге? Об этом мы беседовали с Татьяной Бурделовой незадолго до Нового года, спустя около 100 дней после перехода Татьяны на работу к Новикову.

Executive.ru: Татьяна, путь трудоустройства, который вы прошли, традиционным никак не назовешь. И все же, может ли работодатель объективно оценить достоинства менеджера через реалити-шоу?

Татьяна Бурделова: Нужно четко разделять игру и работу. Игра закончилась: она много мне дала и познакомила меня с интересными людьми. Но шоу и найм на мою нынешнюю работу – это две не связанные друг с другом области. Да, игра познакомила меня с Аркадием Новиковым, дала мне шанс получить эту должность. Но сегодня опыт шоу уже почти не вспоминается: здесь нужно предлагать новые идеи, развиваться и строить вполне настоящий бизнес. Я никому бы не посоветовала искать работу через шоу: делать это нужно более традиционными методами. Но тем, кто будет участвовать в «Кандидате» в будущем, я бы рекомендовала бороться до конца и оставаться при этом верными своим жизненным принципам.

Executive: Особенность игры в том что изначально победителю не предлагается определенная должность: конкретная позиция становится предметом обсуждения. Как это происходило в вашем случае?

Т.Б.: Да, игра шла «в темную»: в контракте, который я подписывала в финале, значилось абстрактное «руководитель одного из проектов в Группе Аркадия Новикова». И, когда «Кандидат» остался позади, мы с Аркадием стали всерьез обсуждать возможности дальнейшего сотрудничества. Рассматривали несколько областей: сетевые проекты, новые направления бизнеса. Но, поскольку я не имею профильного образования и опыта работы в ресторанном бизнесе, то проекты, связанные непосредственно с руководством ресторанами, меня не привлекали. Я не считаю, что следует кардинально менять сферу деятельности, если твоя работа тебе нравится и ты всем в ней удовлетворен. Соответственно, я предложила Аркадию связать мой предыдущий опыт с тем, что ему реально необходимо. И оказалось, что Аркадий давно думал об объединении своего бизнеса в финансовом плане, в операционном, в юридическом. Я обладаю некоторым опытом работы по реструктуризации бизнеса, и я предложила свой план объединения, разумеется, поначалу довольно схематичный. Новикову он понравился, и он сказал: «делай, Таня, вперед!»

Биография

Татьяна Бурделова родилась в Москве. В 2001 г. окончила Финансовую академию при правительстве РФ по специальности «Финансы и кредит», в 2000-2001 гг. проходила специальную программу в рамках курса МВА вMIT-Harvard Business School . Кандидат экономических наук. В 1998-2000 гг. – руководитель проектов в ING Bank (Евразия). В 2001-2005 гг. - финансовый аналитик, затем старший консультант в компании PricewaterhouseCoopers. В 2005 году победила в реалити-шоу Аркадия Новикова «Кандидат» и заняла должность исполнительного директора Группы компаний А.Новикова.

Executive: Каковы были ваши первые дни на новом месте, с чего все начиналось?

Т.Б.: По нашей договоренности с Аркадием, я начинала с изучения всей системы, знакомства с руководителями направлений, с директорами ресторанов, гастрономических бутиков, знакомства с рядовыми сотрудниками. Затем я провела диагностику этой системы, анкетирование руководителей, чтобы выяснить, как они работают сейчас и что можно улучшить в Группе компаний с точки зрения людей, которые в ней вращаются. И после этого была выработана концепция объединения, которая родилась в результате моего изучения системы, общения с Новиковым, с директорами и частью партнеров.

Executive: Узнавали ли в вас победительницу телешоу? Не было ли предубеждения против вас со стороны профессионалов, давно работающих в ресторанной сфере?

Т.Б.: Узнавали, хотя в основном – официанты и младший персонал (наверное, они активнее всех смотрели игру). Со стороны партнеров и менеджеров, конечно, была некоторая настороженность: я – человек новый, пришла в компанию необычным путем. Но в целом меня приняли довольно позитивно, я довольна этим приемом и благодарна за него всем тем, с кем работаю.

Executive: Случались ли какие-то «тупиковые» ситуации, когда казалось: вот с этим я точно не справлюсь?

Т.Б.: Нет, такого не было. Всегда бывают некие рабочие моменты, когда возникает конфликт мнений по тем или иным направлениям. Особенно трудно достигать компромиссов, когда работаешь в такой большой структуре: в Группе А.Новикова - более 10 тыс. человек. Как раз на этой неделе мы провели первое собрание директоров и партнеров, где присутствовало 55 человек! Ты видишь, насколько велика компания, и даже обсудить какой-то вопрос с каждым непросто. Многие работают здесь долгие годы, у каждого есть свой взгляд на дальнейшее развитие. Это и тяжело, и хорошо одновременно: получив информацию со множества сторон, ты можешь прийти к взвешенному решению.

В ресторанном бизнесе, безусловно, есть свои особенности. Например, здесь традиционно высокая текучесть кадров: порядка 30-40% в год. Основная часть наших работников – это официанты, повара, обслуживающий персонал, а наш отечественный менталитет так устроен, что профессия официанта не является уважаемой. За время существования Советского Союза, как мне кажется, сформировалось воззрение, что официант – халдей (это жаргонное название официанта живо до сих пор...). Кроме того, не секрет, что официанты получают небольшую зарплату, и основной их доход складывается из чаевых. Это создает фактор неопределенности, который также мешает легко находить людей. Наконец, большинство официантов – студенты, которые не связывают свое будущее с ресторанной сферой. Текучка – это то, с чем приходится мириться, но и находить какие-то нестандартные пути привлечения персонала.

Другая важная особенность связанна с маркетингом, PR и отношениями с клиентами. Сегодня конкуренция между ресторанами очень высока, несмотря даже на то, что большая часть новых заведений вскоре закрывается. И на первый план выходит вопрос удержания и привлечения клиентов. Помимо хорошего сервиса, отличной кухни и т. д. необходимы и дополнительные мероприятия, связанные с арт-поддержкой заведений, специальными акциями. Многие из наших посетителей приходят «на имя» Новикова, зная, что за ним стоит высокое качество кухни и обслуживания, приятная атмосфера, которая во многом создается под влиянием личности ресторатора. Но многие, даже те, кто слышали о Новикове, не знают, что приходят в принадлежащее ему заведение. Мы, в частности, занимаемся и тем, чтобы повысить известность наших ресторанов именно как проектов Аркадия Новикова.

Executive: Как на сегодня выглядит группа, что именно вы реструктурируете? И в чем цель этой реструктуризации?

Т.Б.: Моя задача формулируется просто: объединить все бизнесы Аркадия Новикова. Сегодня они довольно разрозненны и самостоятельны, что во многом даже хорошо, поскольку каждый проект пользуется определенной свободой, и все они развиваются успешно. При этом мы понимаем, что на нынешнем этапе развития управление бизнесом не может осуществляться одним человеком, а сегодня основное руководство осуществляется самим Аркадием Новиковым. Аркадий, конечно же, хочет снять с себя часть операционных вопросов – это и маркетинговые вопросы, и дизайнерские, и часть финансовых, и вопросы, связанные с недвижимостью. Все эти функции как раз и должна взять на себя вновь создаваемая структура, управляющая компания группы. Ее задача – помогать заведениям решать их вопросы и снимать с Аркадия текущую операционную нагрузку. Новиков хотел бы сосредоточиться на вопросах стратегии, на открытии новых заведений, на творческих вопросах, не занимаясь ни поиском помещений, ни обсуждением условий аренды, ни вопросами маркетинга.

Executive: Интересно, как будет осуществляться интеграция финансовых потоков? Насколько я могу судить, во многих проектах у Аркадия есть партнеры, бизнесы очень разные, структура собственности – тоже…

Т.Б.: Я не могу ответить на этот вопрос, могу только обозначить общие принципы интеграции. Будет разделено управление различными группами ресторанов: сетевыми проектами, ресторанами casual dining и ресторанами fine dining, то есть, средней и высшей категории. Структура управления сетевыми и авторскими заведениями будет отличаться: этого требует специфика их работы. Но во многом они будут пересекаться. Также будет разделено управление ресторанами и другими компаниями группы: тепличным хозяйством, сетью универсамов, объектами недвижимости и так далее. Наша задача – встроить все эти компании в единую технологическую цепочку. Теплицы и компания по поставкам морепродуктов обеспечивают своей продукцией рестораны, группа по управлению недвижимостью ведет девелоперские проекты, «Студия цветов 55» занимается флористическим оформлением ресторанов. Непрофильных активов у нас нет: все компании Аркадия, безусловно, связаны между собой. А единая операционная структура, которую мы создаем, призвана улучшить их взаимодействие.

Executive: У управляющей компании, которую вы возглавляете, уже существует определенная структура?

Т.Б.: В целом, определены основные функциональные направления: маркетинг, IT, HR, финансы и так далее, часть из них уже получила своих руководителей, других мы ищем. Но четкой структуры пока нет, поскольку еще окончательно не решено, какие именно департаменты будут созданы и как именно будет финансироваться данная структура. Мы планируем создать некое подобие внутренней консалтинговой структуры, которая будет оказывать те или иные услуги компаниям, входящим в холдинг. Причем наши услуги для компаний будут стоить денег, и мы будем конкурировать с внешними подрядчиками.

Executive: Является ли Аркадий вашим непосредственным шефом, и каков его стиль руководства в жизни, а не на телеэкране?

Т.Б.: Да, Аркадий – мой руководитель, он дает стратегические задания и ждет их выполнения. У него нет времени заниматься тактикой, тем, каким именно образом я выполню задачу. Его интересует только результат. Глобальное задание – объединить всю систему – непросто. Надеюсь, у нас получится. А из текущих, уже выполненных заданий, можно назвать несколько совместных акций, например – благотворительный аукцион, который мы провели на днях вместе с «Ситибанком», новая партнерская программа с MasterCard, поиск управленцев для создаваемой управляющей компании и других новых проектов. Так, мы нашли руководителя для создаваемой кейтеринговой службы: мы хотим использовать уникальные возможности, которые дает нам доступ ко множеству национальных кухонь ресторанов Новикова, и свой опыт организации обслуживания.

Executive: Успеваете ли вы учиться всем тем новым вещам, с которыми сталкиваетесь на новом месте?

Т.Б.: За время моей работы в PricewaterhouseCoopers меня научили вникать в новые бизнесы, работать с разными структурами и руководителями. Те консалтинговые проекты, в которых я участвовала и которыми руководила, затрагивали самые разные отрасли и стороны управления: здесь были и ресурсные, и транспортные, и производственные компании, для которых мы проводили финансовый аудит, подготовку к IPO, что всегда связано с изменением структуры бизнеса. Меня учили учиться. И сегодня мне есть, к чему приложить этот навык.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

мне кажется, все поведение Татьяны очень сильно наиграно, было время когда мог общаться с ней. Очень наигранная персона. Так же ходит мнение о победе в шоу.

Финансовый директор, Москва

да, согласна . Вы не помните как она звонила все время мужу своему , чтобы попросить совет? что делать в той или иной ситуации . потом якобы ее с шоу попросили уйти из за этого , и вот совет в составе А.Новикова , дал ей 'шанс' остаться... а на самом деле , роль сыграло ее образование , (было по моему МВА западный) и еще соотвественно ...'девчка же ведь не простая'... слабов во все это верится ....

Финансовый директор, Москва

да, согласна . Вы не помните как она звонила все время мужу своему , чтобы попросить совет? что делать в той или иной ситуации . потом якобы ее с шоу попросили уйти из за этого , и вот совет в составе А.Новикова , дал ей ''шанс'' остаться... а на самом деле , роль сыграло ее образование , (было по моему МВА западный) и еще соотвественно ...''девчка же ведь не простая''... слабов во все это верится ....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.