Как правильно сказать боссу «Нет»

Вам знакома ситуация: руководитель предлагает идею или решение, а для вас — профессионала в данной области — очевидно, что решение заведомо неправильное и поступить следует иначе? Вопросы о том, как преодолеть свой страх и переубедить начальника, как настоять на своей точке зрения, задают очень часто. Ответов-рецептов, которые подойдут всем, не существует. Между тем есть общие советы, которые помогут в данной ситуации.

Прежде всего, каждый раз, в любой ситуации спрашивайте себя: «Какова моя цель? Что, какой результат я хочу получить в этой ситуации? Для чего мне нужно спорить и отстаивать свою позицию?» Вы тогда поймете и увидите, чего вы хотите добиться: отстоять интересы компании, в которой работаете, облегчить себе работу, а может быть — получить подтверждение своей значимости или что-то еще. Когда вы это проанализируете, то поймете, что у вас есть контроль над своей жизнью. Вам станет понятно, к чему вы стремитесь, это поможет выстроить стратегию разговора.

Очень важно ваше собственное внутреннее состояние. Если визит к шефу вызывает сильную тревогу, постарайтесь забыть на это время, что перед вами начальник, и увидеть в нем человека, который может сделать серьезную ошибку. Ваша роль — помочь предотвратить ее. Помогите ему увидеть проблему вашими глазами. Повторите то, что он сказал вам, его же словами, чтобы показать, как вы поняли его указания. Говорите четко и не спеша, чтобы вас услышали. Есть высокая вероятность того, что, услышав из ваших уст свое предложение, несговорчивый руководитель поймет, что оно неверно, и прислушается к вашему мнению.

Как правило, переубедить руководителя мешает неумение сказать «нет». Не говорите «да», если хотите сказать «нет»! Если вы все-таки говорите «ДА», когда перед вами начальник или более сильный человек, попробуйте следующую простейшую технику. Перед тем как ответить, сделайте глубокий вдох, как минимум до 3 ударов сердца. Это остановит ваше рефлекторное «ДА» и даст вам время, необходимое для выбора наиболее эффективного способа сказать «НЕТ».

Отделите аргументы руководителя от его личности и «спорьте своими аргументами с его». Говорите «НЕТ» просьбе, указанию, а не личности. Вы можете повернуть его идею слабым местом, а не уничтожать ее начисто: «Это замечательная и продуманная идея, и если некоторые факторы не помешают, я думаю, результат будет потрясающий. Но давайте подумаем о том варианте, где эти факторы окажут отрицательное влияние… Что тогда будет?».

Если вы не можете преодолеть страха перед спором с руководителем, задайте себе вопрос: «Чего я боюсь — потерять работу, нарушить правила, подвести компанию?» Подумайте, что вам даст страх? Страх помогает нам только в тех случаях, когда мы убегаем, спасаемся, выживаем. Когда мы хотим работать, качественно, продуктивно, то страх здесь плохой помощник. Я могу только дать совет: избавляйтесь от страхов и работайте с этим настойчиво. Без неоправданных страхов мы получаем свободу мыслить, творить, жить полной жизнью.

На встрече с руководителем будьте экспертом-профессионалом. У вас на руках должны быть нужные расчеты, изложенные на бумаге различные варианты последствий неправильно принятых решений, но НЕ ЭМОЦИИ.

Иногда возникает желание «ткнуть носом» руководителя в его прошлые ошибки. Подумайте, какую цель вы хотите достичь при этом? Вряд ли вы любите, когда вас «ткнут» носом в ошибку? Может ли вас такой способ научить на будущее? Понаблюдайте, что, какие аргументы лучше всего убеждают именно вашего руководителя — и применяйте их. Никогда не шантажируйте шефа тем, что пострадает фирма и вы не будете нести никакой ответственности. Если вы уверены в своей правоте, то следует терпеливо убеждать начальника. Слово «шантаж» невозможно в рабочих отношениях. Вы просто можете потерять рабочее место.

Как быть, если ситуация осложняется амбициозностью руководителя? Понаблюдайте и подумайте, что может стоять за этими амбициями. У амбициозных людей часто появляются великие идеи. И нужно время, чтобы понять их реализуемость, плюсы, минусы и последствия. На амбициозные требования или предложения можно ответить, например, так: «Это очень интересно, но мне нужно подумать и понять это предложение. Мне кажется, что у меня появится много вопросов». Это даст вам время подготовиться к дальнейшим обсуждениям, если они состоятся, ведь великие идеи часто «исчезают» из-за их слишком большой «великости». И при этом попробуйте увидеть в таком предложении то ценное, что можно применять в других случаях.

Если вы все-таки получили отказ, поймите и признайте, что жесткий отказ не вам, а вашему предложению. Осознание этого обязательно смягчит неприятный осадок. Определите сами «цену» этого отказа, и кто будет ее платить. Это подскажет вам, что делать дальше.

И, наконец, что делать, если вы добились своего, настояли на своем предложении, но по каким-то причинам ошиблись? Как быть в этой ситуации? Это вопрос вашей ответственности. Также это зависит от того, какова цена ошибки, кто ее исправит. В любом случае нужно срочно сообщать о своих ошибках самим, а не ждать, когда это откроют и скажут другие. Есть хорошая поговорка: «За одного битого двух небитых дают». Ваша честность пойдет вам на пользу, как минимум перед самим собой. Ведь только самоуважение и ваше достоинство будут создавать то же отношение к вам других людей.

Светлана Чумакова, Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.