Work-life blend – новый стандарт работы или ловушка?

Благо или очередная проблема для работодателя

В 2015 году, когда я еще работала в найме, тренд на удаленную работу только начинал зарождаться. Продвинутые руководители, в том числе и мой непосредственный, видели во введении удаленного или частично удаленного режима работы (гибридного, как его потом назовут) множество плюсов. Но я как человек, в том числе отвечавший за вовлеченность команды и формирование связей между сотрудниками, воспринимала удаленку с опасениями.

Не только потому, что внедрение нового всегда ощущается как опасное, но и по тем причинам, которые позже оголила удаленка в пандемию: быстрая утомляемость, выгорание сотрудников, низкая самоорганизованность в домашней обстановке и т.д.

Все ради достижения баланса

Мы аккуратно начали вводить удаленные дни для некоторых категорий сотрудников. Тогда победили аргументы в пользу соблюдения баланса жизнь-работа: ведь действительно, лишние 1,5-3 часа в день, которые сотрудник не тратит на дорогу до работы, вполне выглядели большим благом.

Теперь мы адаптировались к удаленке, научились видеть в ней плюсы, отделы персонала и руководители научились худо-бедно выстраивать работу с распределенной командой. А сотрудники научились как-то свой рабочий день планировать и самоорганизовываться.

Взболтать, но не смешивать

В последнее время на смену традиционному «work-life balance» пришел новый тренд — «work-life blend» для удаленщиков и не только. Перевести это можно как «сочетать/смешивать работу и личную жизнь». Этот тренд подразумевает еще более гибкий подход к графику работы и разделению времени между работой и личной жизнью, чем удаленка.

Рабочие здесь задачи тесно сплетены с личными. Если раньше у сотрудников было два графика: один рабочий со встречами и совещаниями, второй – после работы и в выходные дни, то сейчас у все большего количества сотрудников такой график один. В него теперь вписывается и отвезти детей в сад и в школу, и спорт в 11 утра, и в среду в 15:00 на маникюр, и к врачу не надо отпрашиваться: запланировал, отметил в рабочем календаре и идешь.

Вопрос – будет ли этот тренд благом или проблемой для компаний?

Плюсы формата work-life blend

Для HR-бренда этот тренд может стать преимуществом по нескольким причинам:

  • Снижение стресса. Особенно тем, у кого есть маленькие дети: отвезти в сад, проводить на кружок или секцию и не отпрашиваться каждый раз. Этот тренд позволяет снизить стресс при воспитании детей и совмещения карьеры и семьи.
  • Повышение качества жизни и удовлетворенности. Сотрудники получают возможность гибко управлять временем, значит, больше успевают «пожить» и восстановить свой ресурс, в случае если действительно умеют грамотно планировать работу и отдых в течение дня.
  • Развитие самостоятельности и значимости. Многие представители поколений Y и Z, ценящие свободу, самостоятельность в планировании своего времени точно обратят внимание, и это может стать важным фактором при выборе места работы. Это потенциально повысит лояльность и уже работающей команды.
  • Улучшение отношений дома. Довольный и отдохнувший сотрудник, который имеет время жить, а не только работать, более продуктивен и эффективен. Конечно, при условии нужного уровня компетенций, удовольствия от работы, совпадении с ценностями компании и достаточного уровня организованности процессов.

Проблемы тренда work-life blend

1. Сотрудники, у которых сложности с самоорганизацией

В таком режиме еще больше стираются грани между работой и жизнью, чем при простой удаленке: ты в 11:00 пошел на йогу, значит, свою работу должен делать сегодня позже. Работаешь в 8 вечера и отвечаешь на входящую почту, чаты в мессенджерах. Вряд ли многие сотрудники могут похвастаться автономностью: работа большинства связана с коллегами или требует их подключения. А это значит, спустя время и другие сотрудники начнут подключаться в 8,9,10 вечера к рабочим чатам и перепискам. А на завтра на утро уже стоит в расписании на 09:00 планерка. Кто работал до ночи сегодня, тот не выспится завтра.

Итог через время: повышенная усталость, переутомление. Результат – снижение эффективности работы сотрудника и команды в целом.

2. Особенное восприятие некоторых сотрудников понятия «смешение работы и личной жизни»

Выходят на рабочие созвоны из маникюрного салона, сеанса массажа, очереди к врачу или с детской площадки, «потому что у ребенка время прогулки». Это не выдуманные истории, это мой личный опыт взаимодействия с теми, у кого work-life blend. Сотрудники такое позволяют не только для внутренних созвонов, но и с внешними клиентами. Или руководитель проводит собеседование из такси. Пропадает связь в тоннеле, трясется телефон, слышимость в наушниках отвратительная.

У меня у самой work life blend внедрен с 2018 года, так как я предприниматель и часто работаю удаленно. Недавно встречалась с приятельницей в обед.  Рядом за столиком с ноутбуком и в наушниках девушка ведет совещание с командой. По косвенным признакам понимаю, что она в найме, мидл-руководитель. Ест бизнес-ланч, разговаривает с официантом, раздает указания коллегам, отчитывает кого-то, и все это одновременно. Выбор между борщом и отчетом в Excel не стоит, потому что все одновременно.

Это work-life bend или отсутствие воспитания и проявление неуважения к тем людям, с кем проводишь встречу?

3. Раздражение других коллег на «вольности» некоторых

Третья проблема плавно вытекает из второй: кто-то из сотрудников с неудовольствием и явным раздражением воспринимает разные вольности коллег выходить на рабочие созвоны откуда удобно. А выразить свое недовольство коллеге или руководителю могут не все.

Копится внутреннее фоновое раздражение, которое обязательно найдет выход в сознательном или, зачастую, бессознательном варианте в виде лишних споров, неявных конфликтов и личной неприязни. Где уж тут говорить про эффективность командной работы?

Вывод

Компания с трендом на work-life blend не будет терять только в случае:

  • Высокой внутренней культуры.
  • Высокого уровня внутренней организации каждого сотрудника.
  • Установления ограничений и правил, которые придется всем соблюдать.

А что думаете вы на этот счет?

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Специалист, Новосибирск

Как только я увидел незнакомый термин в заголовке, сразу подумал, что статью написал HR-менеджер.

Это просто их фирменный стиль – сразу использовать новые, непонятные термины. Также так часто поступают маркетологи.

:)))

Сама идея и факт написания статьи мне понравились, есть о чём подумать.

Содержание опять же HR-ское, говорим о сотрудниках, о том, как с них побольше получить.

Но почему-то при этом в статье недостатки описываемого явления отнесены на счет сотрудников, а не отсутствия их должной организации.

Например, неясно, почему нет чёткой фиксации времени на совещания, ограничений по времени для сообщений в мессенджерах и правил выполнения личных дел одновременно с рабочими.

Создаётся впечатление, что всё это сначала оставили на самоорганизацию сотрудников, а потом и списывают все недостатки на то, что они плохо самоорганизуются.

Я думаю, что смешивание работы и личной жизни не может быть стандартом, но может быть личным выбором для тех, кто к этому готов.

Фирменным стандартом должен быть метод снижения хаоса в работе с такими сотрудниками.

Ведь сотрудники, которые звонят по делам из машины, одновременно жуя бутерброд, опасны для бизнеса.

Можно было бы рекомендовать разрешать использовать такой подход в жизни и работе конкретным сотрудникам только после того, как они пройдут соответствующее обучение и успешно пройдут испытательный период.


Шутка про термины:
Прочитал в газете объявление: «Требуется менеджер по управлению персоналом. Уверенное знание ПК.»
Решил не звонить. Что там за персонал такой, если для его управления нужен пулемет Калашникова?!

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Трудовую карьеру начал в 90-е прошлого века. И уже тогда был тренд на work-life balance. Сам термин появился вообще в 50-х годах, когда начались активные исследования в области психологии труда и организационного поведения. По идее к XX-му веку человек офисный уже должен был научиться эффективно управлять своим временем, чтобы достичь гармонии между профессиональными обязанностями и личными интересами. Не научился...

Вот лично у меня маркетинг и продажи (я работаю в этом направлении всю свою сознательную жизнь) - всегда и везде ))) Даже если я на отдыхе, без компьютера и телефона. При этом этот пресловутый баланс, как таковой, мне не нужен - я обожаю то, чем занимаюсь!

Мне, например, 8 часовой рабочий день всегда казался странным (кстати, знаете почему именно 8-ми часовой, а не 7-ми или 9-ти часовой?). Могу работать по 12-13 часов совершенно норм. При этом это не будет помехой ни для семейной, ни для личной жизни ))) Планирование, полифазный сон - и можешь и работать, и высыпаться, и отдыхать, и саморазвиваться, да еще и тусить так, как Z-там и не снилось. )))

А вот поиск этого самого баланса чаще всего и приводил бы к выгоранию... Так что не профдеформация, а work-life blend.

Спасибо, прекрасный материал!

 

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Тем же, кто верит, что можно отделить  ̶м̶у̶х̶ ̶о̶т̶ ̶к̶о̶т̶л̶е̶т работу от жизни, рекомендую посмотреть сериал "Разделение" - этакая антиутопия про компанию, где сотрудникам отделяют память о работе от обычной. Вышел с работы и ничего не помнишь. Весьма добротный офисный триллер с толикой корпоративной сатиры и экзистенциальной драмы в духе "Шоу Трумана". 

 

Системный аналитик, Екатеринбург

Я бы сказал, что work-life-blend - это компромисс, когда ты работаешь в распределённой команде и имеешь много обсуждений в мессенджерах с коллегами из другого часового пояса 

Можно, конечно принципиально мьютить рабочие чаты, а можно ответить условно в 21.00, выйдя с концерта / спектакля / выставки и т.д. и что-то написать - возможно коллега уже в 19.00 по Мск и не ответит (мои уральские 21.00 - это 19.00 по Мск), а может ответит и там уже можно подумать продолжить ли разговор 

Также нормально, при наличии сил и желания - подключиться поработать над задачами в 22.00, не требующими коммуникации

Если сил или желания нет - то можно не подключаться и не работать - это точно не ежедневная история - иначе действительно можно и выгорит

Но зато, вы сможете разгрузить свою первую половину дня и спокойно сгонять к врачу, или в МФЦ, или куда вам там надо - в этом и преимущество work-life-blend

Главное, чтоб руководство не начинало таким работникам садиться на шею и выжимать их, а то так work-life-blend превращается в банальные переработки и работник быстро выгорает 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Алексей Аникин пишет:
А вот поиск этого самого баланса чаще всего и приводил бы к выгоранию... Так что не профдеформация, а work-life blend.

Вот присоединюсь прямо стоя!

Николай Сычев пишет:
Как только я увидел незнакомый термин в заголовке, сразу подумал, что статью написал HR-менеджер. Это просто их фирменный стиль – сразу использовать новые, непонятные термины. Также так часто поступают маркетологи.

Просто мы ближе к новым жизненным сущностям. А раз они есть - их надо как-то обозначать. И так уж получается, что идеи правят миром, хотя термины новым сущностям забугорные. А мы просто рациональные - зачем заниматься словотворчеством, если можно взять готовое в виде кальки)
Но вот уж  когда нечего забрать  - то свой введем)  Взять хотя бы "экспертность"

Алексей Аникин пишет:
work-life blend

вижу впервые, и он мне нравится) А вот его антипод уже вполне прижился и в русском написании. Уже мало кто парится с переходом на латиницу и так и пишут - ворк-лайф баланс)
Кстати, в 2009 этого термина никто не знал. Но отсутствие этого самого баланса старательно поддерживалось в компании, из которой я в стадии жесточайшего выгорания уползла на диван, а затем на фриланс.

И на этом самом фрилансе я  про work-life blend вообще не слышала, но зато прекрасно знаю, как на рыбалке летом каждый день  в 19.55 выгребаешь на точку реки, где инет ловит, а потом в телефоне ковыряешься со спиннингом в зубах. Потому что люди в ВК-шке ждут, когда конкурс проведешь))

Генеральный директор, Нижний Новгород
Никита Гуцал пишет:
Главное, чтоб руководство не начинало таким работникам садиться на шею и выжимать их, а то так work-life-blend превращается в банальные переработки и работник быстро выгорает 

если сознательно на шею садятся, то пусть их естественный отбор сожрет. Если по неумению удаленные процессы строить - тоже. И тех и других я ненавижу люто) Первых просто по фантомным болям)

Консультант, Москва
Николай Сычев пишет:

Как только я увидел незнакомый термин в заголовке, сразу подумал, что статью написал HR-менеджер.

Это просто их фирменный стиль – сразу использовать новые, непонятные термины. Также так часто поступают маркетологи.

:)))

Сама идея и факт написания статьи мне понравились, есть о чём подумать.

Содержание опять же HR-ское, говорим о сотрудниках, о том, как с них побольше получить.

Но почему-то при этом в статье недостатки описываемого явления отнесены на счет сотрудников, а не отсутствия их должной организации.

Например, неясно, почему нет чёткой фиксации времени на совещания, ограничений по времени для сообщений в мессенджерах и правил выполнения личных дел одновременно с рабочими.

Создаётся впечатление, что всё это сначала оставили на самоорганизацию сотрудников, а потом и списывают все недостатки на то, что они плохо самоорганизуются.

Я думаю, что смешивание работы и личной жизни не может быть стандартом, но может быть личным выбором для тех, кто к этому готов.

Фирменным стандартом должен быть метод снижения хаоса в работе с такими сотрудниками.

Ведь сотрудники, которые звонят по делам из машины, одновременно жуя бутерброд, опасны для бизнеса.

Можно было бы рекомендовать разрешать использовать такой подход в жизни и работе конкретным сотрудникам только после того, как они пройдут соответствующее обучение и успешно пройдут испытательный период.


Шутка про термины:
Прочитал в газете объявление: «Требуется менеджер по управлению персоналом. Уверенное знание ПК.»
Решил не звонить. Что там за персонал такой, если для его управления нужен пулемет Калашникова?!

Ну что поделать, если никуда не спрятать мои корни карьеры :) да, я больше 10 лет проработала в управлении персоналом. 

 

Пожалуй, Николай, я согласна с каждым Вашим комментарием и вопросами, которые внутри есть и прокомментировать некоторые хотела бы. 

Первый про то, что недостатки я описала только те, которые отнесены на счет сотрудников: это связано исключительно с тем, что сами проблемы исходят от них. Мне никогда бы не пришло в голову писать в правилах для сотрудников, какой бы формат работы у них ни был, что на совещание нельзя приходить из массажного кабинета, из очереди к стоматологу и собеседование нельзя проводить из такси. 

Однако, эти все нюансы выяснились только в процессе реализации благих намерений работодателей дать сотрудникам больше свободы для жизни. Ты думаешь, что воспитание у всех примерно одинаковое, корпоративная этика для всех понятная, при этом нет. Не для всех. 

И тут оказывается, что работодатель как бы дал возможность вписывать личные дела в рабочий график, а сотрудники воспринимают это настолько извращенно, что придется писать регламенты, что запрещено выходить на совещание, лежа на массажном столе. 

И, работая с 09:00 до 18:00 эти же люди не позволяли себе таких вольностей. И не жевали на встрече борщ. А тут, вдруг, почему-то решили, что такое возможно и нормально. 

Ведь у них новый тренд :) 

Поэтому, пожалуй, с чем 100% я с Вами соглашусь, что нужно из этого нового веяния выбрать лучшее, и опять обязательно загнать в рамки "тут нельзя", "тут можно", объясняя простые вещи, которые ты как HR или руководитель даже не думал, что надо объяснять. 

Консультант, Москва
Алексей Аникин пишет:

Трудовую карьеру начал в 90-е прошлого века. И уже тогда был тренд на work-life balance. Сам термин появился вообще в 50-х годах, когда начались активные исследования в области психологии труда и организационного поведения. По идее к XX-му веку человек офисный уже должен был научиться эффективно управлять своим временем, чтобы достичь гармонии между профессиональными обязанностями и личными интересами. Не научился...

Вот лично у меня маркетинг и продажи (я работаю в этом направлении всю свою сознательную жизнь) - всегда и везде ))) Даже если я на отдыхе, без компьютера и телефона. При этом этот пресловутый баланс, как таковой, мне не нужен - я обожаю то, чем занимаюсь!

Мне, например, 8 часовой рабочий день всегда казался странным (кстати, знаете почему именно 8-ми часовой, а не 7-ми или 9-ти часовой?). Могу работать по 12-13 часов совершенно норм. При этом это не будет помехой ни для семейной, ни для личной жизни ))) Планирование, полифазный сон - и можешь и работать, и высыпаться, и отдыхать, и саморазвиваться, да еще и тусить так, как Z-там и не снилось. )))

А вот поиск этого самого баланса чаще всего и приводил бы к выгоранию... Так что не профдеформация, а work-life blend.

Спасибо, прекрасный материал!

 

Алексей, я как предприниматель, развивающий свой проект и самостоятельно стоящий свой график, совершенно согласна с Вами, что это все возможно. Более того, не очень-то понимаю, как людям, работающим в своих проектах, делать иначе. 

И тут, наверное, будет уместно говорить только об уровне личной организации и внутренней культуры. Когда все понимаешь, как правильно, этика, мораль и все дела, то никаких проблем со смешением не возникнет. 

Консультант, Москва
Алексей Аникин пишет:

Тем же, кто верит, что можно отделить  ̶м̶у̶х̶ ̶о̶т̶ ̶к̶о̶т̶л̶е̶т работу от жизни, рекомендую посмотреть сериал "Разделение" - этакая антиутопия про компанию, где сотрудникам отделяют память о работе от обычной. Вышел с работы и ничего не помнишь. Весьма добротный офисный триллер с толикой корпоративной сатиры и экзистенциальной драмы в духе "Шоу Трумана". 

 

ого) спасибо, Алексей, за рекомендацию. Не слышала о таком, поставлю в план посмотреть. Звучит, конечно, ужасающе :))

Консультант, Москва
Никита Гуцал пишет:

Я бы сказал, что work-life-blend - это компромисс, когда ты работаешь в распределённой команде и имеешь много обсуждений в мессенджерах с коллегами из другого часового пояса 

Можно, конечно принципиально мьютить рабочие чаты, а можно ответить условно в 21.00, выйдя с концерта / спектакля / выставки и т.д. и что-то написать - возможно коллега уже в 19.00 по Мск и не ответит (мои уральские 21.00 - это 19.00 по Мск), а может ответит и там уже можно подумать продолжить ли разговор 

Также нормально, при наличии сил и желания - подключиться поработать над задачами в 22.00, не требующими коммуникации

Если сил или желания нет - то можно не подключаться и не работать - это точно не ежедневная история - иначе действительно можно и выгорит

Но зато, вы сможете разгрузить свою первую половину дня и спокойно сгонять к врачу, или в МФЦ, или куда вам там надо - в этом и преимущество work-life-blend

Главное, чтоб руководство не начинало таким работникам садиться на шею и выжимать их, а то так work-life-blend превращается в банальные переработки и работник быстро выгорает 

Да, Никита, я тоже вижу очень много хорошего в этом тренде. Если в команде сотрудники одинаково понимают, что такое ответственность, понимают и чувствуют приоритеты, и вовремя могут остановиться и понять, где пора отдохнуть, а где все же стоит ответить в чате и в 10 вечера, то такой формат работы может стать благом для всех, где этот режим уместен. 

Ключевое будет "если" :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.