Благо или очередная проблема для работодателя
В 2015 году, когда я еще работала в найме, тренд на удаленную работу только начинал зарождаться. Продвинутые руководители, в том числе и мой непосредственный, видели во введении удаленного или частично удаленного режима работы (гибридного, как его потом назовут) множество плюсов. Но я как человек, в том числе отвечавший за вовлеченность команды и формирование связей между сотрудниками, воспринимала удаленку с опасениями.
Не только потому, что внедрение нового всегда ощущается как опасное, но и по тем причинам, которые позже оголила удаленка в пандемию: быстрая утомляемость, выгорание сотрудников, низкая самоорганизованность в домашней обстановке и т.д.
Все ради достижения баланса
Мы аккуратно начали вводить удаленные дни для некоторых категорий сотрудников. Тогда победили аргументы в пользу соблюдения баланса жизнь-работа: ведь действительно, лишние 1,5-3 часа в день, которые сотрудник не тратит на дорогу до работы, вполне выглядели большим благом.
Теперь мы адаптировались к удаленке, научились видеть в ней плюсы, отделы персонала и руководители научились худо-бедно выстраивать работу с распределенной командой. А сотрудники научились как-то свой рабочий день планировать и самоорганизовываться.
Взболтать, но не смешивать
В последнее время на смену традиционному «work-life balance» пришел новый тренд — «work-life blend» для удаленщиков и не только. Перевести это можно как «сочетать/смешивать работу и личную жизнь». Этот тренд подразумевает еще более гибкий подход к графику работы и разделению времени между работой и личной жизнью, чем удаленка.
Рабочие здесь задачи тесно сплетены с личными. Если раньше у сотрудников было два графика: один рабочий со встречами и совещаниями, второй – после работы и в выходные дни, то сейчас у все большего количества сотрудников такой график один. В него теперь вписывается и отвезти детей в сад и в школу, и спорт в 11 утра, и в среду в 15:00 на маникюр, и к врачу не надо отпрашиваться: запланировал, отметил в рабочем календаре и идешь.
Вопрос – будет ли этот тренд благом или проблемой для компаний?
Плюсы формата work-life blend
Для HR-бренда этот тренд может стать преимуществом по нескольким причинам:
- Снижение стресса. Особенно тем, у кого есть маленькие дети: отвезти в сад, проводить на кружок или секцию и не отпрашиваться каждый раз. Этот тренд позволяет снизить стресс при воспитании детей и совмещения карьеры и семьи.
- Повышение качества жизни и удовлетворенности. Сотрудники получают возможность гибко управлять временем, значит, больше успевают «пожить» и восстановить свой ресурс, в случае если действительно умеют грамотно планировать работу и отдых в течение дня.
- Развитие самостоятельности и значимости. Многие представители поколений Y и Z, ценящие свободу, самостоятельность в планировании своего времени точно обратят внимание, и это может стать важным фактором при выборе места работы. Это потенциально повысит лояльность и уже работающей команды.
- Улучшение отношений дома. Довольный и отдохнувший сотрудник, который имеет время жить, а не только работать, более продуктивен и эффективен. Конечно, при условии нужного уровня компетенций, удовольствия от работы, совпадении с ценностями компании и достаточного уровня организованности процессов.
Проблемы тренда work-life blend
1. Сотрудники, у которых сложности с самоорганизацией
В таком режиме еще больше стираются грани между работой и жизнью, чем при простой удаленке: ты в 11:00 пошел на йогу, значит, свою работу должен делать сегодня позже. Работаешь в 8 вечера и отвечаешь на входящую почту, чаты в мессенджерах. Вряд ли многие сотрудники могут похвастаться автономностью: работа большинства связана с коллегами или требует их подключения. А это значит, спустя время и другие сотрудники начнут подключаться в 8,9,10 вечера к рабочим чатам и перепискам. А на завтра на утро уже стоит в расписании на 09:00 планерка. Кто работал до ночи сегодня, тот не выспится завтра.
Итог через время: повышенная усталость, переутомление. Результат – снижение эффективности работы сотрудника и команды в целом.
2. Особенное восприятие некоторых сотрудников понятия «смешение работы и личной жизни»
Выходят на рабочие созвоны из маникюрного салона, сеанса массажа, очереди к врачу или с детской площадки, «потому что у ребенка время прогулки». Это не выдуманные истории, это мой личный опыт взаимодействия с теми, у кого work-life blend. Сотрудники такое позволяют не только для внутренних созвонов, но и с внешними клиентами. Или руководитель проводит собеседование из такси. Пропадает связь в тоннеле, трясется телефон, слышимость в наушниках отвратительная.
У меня у самой work life blend внедрен с 2018 года, так как я предприниматель и часто работаю удаленно. Недавно встречалась с приятельницей в обед. Рядом за столиком с ноутбуком и в наушниках девушка ведет совещание с командой. По косвенным признакам понимаю, что она в найме, мидл-руководитель. Ест бизнес-ланч, разговаривает с официантом, раздает указания коллегам, отчитывает кого-то, и все это одновременно. Выбор между борщом и отчетом в Excel не стоит, потому что все одновременно.
Это work-life bend или отсутствие воспитания и проявление неуважения к тем людям, с кем проводишь встречу?
3. Раздражение других коллег на «вольности» некоторых
Третья проблема плавно вытекает из второй: кто-то из сотрудников с неудовольствием и явным раздражением воспринимает разные вольности коллег выходить на рабочие созвоны откуда удобно. А выразить свое недовольство коллеге или руководителю могут не все.
Копится внутреннее фоновое раздражение, которое обязательно найдет выход в сознательном или, зачастую, бессознательном варианте в виде лишних споров, неявных конфликтов и личной неприязни. Где уж тут говорить про эффективность командной работы?
Вывод
Компания с трендом на work-life blend не будет терять только в случае:
- Высокой внутренней культуры.
- Высокого уровня внутренней организации каждого сотрудника.
- Установления ограничений и правил, которые придется всем соблюдать.
А что думаете вы на этот счет?
Читайте также:
Как только я увидел незнакомый термин в заголовке, сразу подумал, что статью написал HR-менеджер.
Это просто их фирменный стиль – сразу использовать новые, непонятные термины. Также так часто поступают маркетологи.
:)))
Сама идея и факт написания статьи мне понравились, есть о чём подумать.
Содержание опять же HR-ское, говорим о сотрудниках, о том, как с них побольше получить.
Но почему-то при этом в статье недостатки описываемого явления отнесены на счет сотрудников, а не отсутствия их должной организации.
Например, неясно, почему нет чёткой фиксации времени на совещания, ограничений по времени для сообщений в мессенджерах и правил выполнения личных дел одновременно с рабочими.
Создаётся впечатление, что всё это сначала оставили на самоорганизацию сотрудников, а потом и списывают все недостатки на то, что они плохо самоорганизуются.
Я думаю, что смешивание работы и личной жизни не может быть стандартом, но может быть личным выбором для тех, кто к этому готов.
Фирменным стандартом должен быть метод снижения хаоса в работе с такими сотрудниками.
Ведь сотрудники, которые звонят по делам из машины, одновременно жуя бутерброд, опасны для бизнеса.
Можно было бы рекомендовать разрешать использовать такой подход в жизни и работе конкретным сотрудникам только после того, как они пройдут соответствующее обучение и успешно пройдут испытательный период.
Шутка про термины:
Прочитал в газете объявление: «Требуется менеджер по управлению персоналом. Уверенное знание ПК.»
Решил не звонить. Что там за персонал такой, если для его управления нужен пулемет Калашникова?!
Трудовую карьеру начал в 90-е прошлого века. И уже тогда был тренд на work-life balance. Сам термин появился вообще в 50-х годах, когда начались активные исследования в области психологии труда и организационного поведения. По идее к XX-му веку человек офисный уже должен был научиться эффективно управлять своим временем, чтобы достичь гармонии между профессиональными обязанностями и личными интересами. Не научился...
Вот лично у меня маркетинг и продажи (я работаю в этом направлении всю свою сознательную жизнь) - всегда и везде ))) Даже если я на отдыхе, без компьютера и телефона. При этом этот пресловутый баланс, как таковой, мне не нужен - я обожаю то, чем занимаюсь!
Мне, например, 8 часовой рабочий день всегда казался странным (кстати, знаете почему именно 8-ми часовой, а не 7-ми или 9-ти часовой?). Могу работать по 12-13 часов совершенно норм. При этом это не будет помехой ни для семейной, ни для личной жизни ))) Планирование, полифазный сон - и можешь и работать, и высыпаться, и отдыхать, и саморазвиваться, да еще и тусить так, как Z-там и не снилось. )))
А вот поиск этого самого баланса чаще всего и приводил бы к выгоранию... Так что не профдеформация, а work-life blend.
Спасибо, прекрасный материал!
Тем же, кто верит, что можно отделить ̶м̶у̶х̶ ̶о̶т̶ ̶к̶о̶т̶л̶е̶т работу от жизни, рекомендую посмотреть сериал "Разделение" - этакая антиутопия про компанию, где сотрудникам отделяют память о работе от обычной. Вышел с работы и ничего не помнишь. Весьма добротный офисный триллер с толикой корпоративной сатиры и экзистенциальной драмы в духе "Шоу Трумана".
Я бы сказал, что work-life-blend - это компромисс, когда ты работаешь в распределённой команде и имеешь много обсуждений в мессенджерах с коллегами из другого часового пояса
Можно, конечно принципиально мьютить рабочие чаты, а можно ответить условно в 21.00, выйдя с концерта / спектакля / выставки и т.д. и что-то написать - возможно коллега уже в 19.00 по Мск и не ответит (мои уральские 21.00 - это 19.00 по Мск), а может ответит и там уже можно подумать продолжить ли разговор
Также нормально, при наличии сил и желания - подключиться поработать над задачами в 22.00, не требующими коммуникации
Если сил или желания нет - то можно не подключаться и не работать - это точно не ежедневная история - иначе действительно можно и выгорит
Но зато, вы сможете разгрузить свою первую половину дня и спокойно сгонять к врачу, или в МФЦ, или куда вам там надо - в этом и преимущество work-life-blend
Главное, чтоб руководство не начинало таким работникам садиться на шею и выжимать их, а то так work-life-blend превращается в банальные переработки и работник быстро выгорает
Вот присоединюсь прямо стоя!
Просто мы ближе к новым жизненным сущностям. А раз они есть - их надо как-то обозначать. И так уж получается, что идеи правят миром, хотя термины новым сущностям забугорные. А мы просто рациональные - зачем заниматься словотворчеством, если можно взять готовое в виде кальки)
Но вот уж когда нечего забрать - то свой введем) Взять хотя бы "экспертность"
вижу впервые, и он мне нравится) А вот его антипод уже вполне прижился и в русском написании. Уже мало кто парится с переходом на латиницу и так и пишут - ворк-лайф баланс)
Кстати, в 2009 этого термина никто не знал. Но отсутствие этого самого баланса старательно поддерживалось в компании, из которой я в стадии жесточайшего выгорания уползла на диван, а затем на фриланс.
И на этом самом фрилансе я про work-life blend вообще не слышала, но зато прекрасно знаю, как на рыбалке летом каждый день в 19.55 выгребаешь на точку реки, где инет ловит, а потом в телефоне ковыряешься со спиннингом в зубах. Потому что люди в ВК-шке ждут, когда конкурс проведешь))
если сознательно на шею садятся, то пусть их естественный отбор сожрет. Если по неумению удаленные процессы строить - тоже. И тех и других я ненавижу люто) Первых просто по фантомным болям)
Ну что поделать, если никуда не спрятать мои корни карьеры :) да, я больше 10 лет проработала в управлении персоналом.
Пожалуй, Николай, я согласна с каждым Вашим комментарием и вопросами, которые внутри есть и прокомментировать некоторые хотела бы.
Первый про то, что недостатки я описала только те, которые отнесены на счет сотрудников: это связано исключительно с тем, что сами проблемы исходят от них. Мне никогда бы не пришло в голову писать в правилах для сотрудников, какой бы формат работы у них ни был, что на совещание нельзя приходить из массажного кабинета, из очереди к стоматологу и собеседование нельзя проводить из такси.
Однако, эти все нюансы выяснились только в процессе реализации благих намерений работодателей дать сотрудникам больше свободы для жизни. Ты думаешь, что воспитание у всех примерно одинаковое, корпоративная этика для всех понятная, при этом нет. Не для всех.
И тут оказывается, что работодатель как бы дал возможность вписывать личные дела в рабочий график, а сотрудники воспринимают это настолько извращенно, что придется писать регламенты, что запрещено выходить на совещание, лежа на массажном столе.
И, работая с 09:00 до 18:00 эти же люди не позволяли себе таких вольностей. И не жевали на встрече борщ. А тут, вдруг, почему-то решили, что такое возможно и нормально.
Ведь у них новый тренд :)
Поэтому, пожалуй, с чем 100% я с Вами соглашусь, что нужно из этого нового веяния выбрать лучшее, и опять обязательно загнать в рамки "тут нельзя", "тут можно", объясняя простые вещи, которые ты как HR или руководитель даже не думал, что надо объяснять.
Алексей, я как предприниматель, развивающий свой проект и самостоятельно стоящий свой график, совершенно согласна с Вами, что это все возможно. Более того, не очень-то понимаю, как людям, работающим в своих проектах, делать иначе.
И тут, наверное, будет уместно говорить только об уровне личной организации и внутренней культуры. Когда все понимаешь, как правильно, этика, мораль и все дела, то никаких проблем со смешением не возникнет.
ого) спасибо, Алексей, за рекомендацию. Не слышала о таком, поставлю в план посмотреть. Звучит, конечно, ужасающе :))
Да, Никита, я тоже вижу очень много хорошего в этом тренде. Если в команде сотрудники одинаково понимают, что такое ответственность, понимают и чувствуют приоритеты, и вовремя могут остановиться и понять, где пора отдохнуть, а где все же стоит ответить в чате и в 10 вечера, то такой формат работы может стать благом для всех, где этот режим уместен.
Ключевое будет "если" :)