По данным налоговой службы, в стране насчитывается около 2,4 млн самозанятых. А к 2024 году их число может превысить 8 млн человек. Самозанятые – они же плательщики налога на профессиональный доход – имеют право выполнять работы и оказывать услуги компаниям и индивидуальным предпринимателям.
Для многих организаций и ИП договор с самозанятым выгоден с точки зрения уплаты налогов, но есть нюансы. О них, а также об основных правилах работы с самозанятыми расскажем в материале.
1. Проверьте статус
Перед началом сотрудничества стоит проверить статус самозанятого, с которым планируется заключить договор. Сделать это можно двумя способами: запросить у человека справку (она формируется автоматически в личном кабинете «Мой налог») или проверить статус исполнителя самостоятельно по номеру ИНН в разделе «Налог на профессиональный доход» на сайте ФНС.
Иногда самозанятый может потерять статус, если сменит сферу деятельности или превысит лимит годового дохода. Так что имеет смысл проверять статус исполнителя регулярно. Помните, что самозанятые не могут заниматься перепродажей товаров (только собственное производство), быть агентами, заниматься доставкой, продавать подакцизные товары или товары, подлежащие маркировке.
2. Правильно составьте договор
С самозанятыми заключается договор гражданско-правового характера. Обязательно отразите в договоре тот факт, что исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход и отдельно пропишите обязанность уведомить вас о потери статуса самозанятого. Не забудьте прописать сроки и условия передачи самозанятым чеков за оплату, это самая важная составляющая учета.
Избегайте формулировок, которые используются в трудовых договорах, таких как «Работник», «Работодатель» и другие. Не привязывайте даты выплаты вознаграждений исполнителю к дням выплаты заработной платы сотрудникам. При выявлении признаков трудовых отношений с самозанятыми организация будет нести ответственность за нарушение норм трудового законодательства, а в качестве бонуса вам будут доначислены налоги и пени.
Закон разрешает устную договоренность с самозанятым, например, если вы разово приобретаете какой-либо товар. При долгосрочном сотрудничестве договор необходим. Он может быть электронным, подписанным квалифицированной электронной подписью, выданной аккредитованным удостоверяющим центром.
3. Налоги и нюансы
Выплаты самозанятым не облагаются страховыми взносами (п. 1 ст. 15 Федерального закона 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход») при условии наличия чеков, который исполнитель самостоятельно формирует в приложении «Мой налог».
Кроме того, самозанятые не платят НДФЛ, это значит, что компаниям не надо выполнять функции налогового агента (письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-11-11/15357).
Самозанятого не нужно обеспечивать рабочим местом и иными ресурсами. Все это делает сотрудничество с самозанятыми экономически выгодным.
Техника безопасности
Для минимизации налоговых рисков при работе с самозанятыми достаточно соблюдать всего три важных правила:
- Проверить статус самозанятого.
- Грамотно составить договор.
- Вовремя получать от исполнителя чеки и хранить их на случай проверок со стороны ФНС.
Компания «Такском» – федеральная IT-компания, оператор электронной отчетности и электронного документооборота, оператор фискальных данных и один из крупнейших удостоверяющих центров страны.
«Такском» является основоположником обмена электронными документами с государственными контролирующими органами в России, третий год подряд занимает второе место в рейтинге операторов фискальных данных и пользуется заслуженной репутацией надежного партнера среди бухгалтеров и предпринимателей по всей стране.
Накопленный опыт позволяет экспертам компании помогать бизнесу в решении сложных вопросов.
Узнать больше о получении электронной подписи можно на сайте «Такском»
Партнерский материал
Читайте также:
По самозанятости - как я понимаю, самозанятый может при этом и иметь основное место работы по трудовому договору, при этом не имеет права работать напрямую на своего работодателя, причём ещё и в течение двух лет после своего увольнения! Также я понимаю, что по самозанятым для его привлекающего к работе ещё и возможны впоследствии "сюрпризы", связанные с проверками и выявленной/заподозренной недобросовестностью самозанятого, если он не вовремя отчитался, если есть и превышен лимит банка по перечислению ДС физлицам, если фискалы усмотрели признаки "трудового договора" и вероятно - что-то ещё...
Также подозреваю, что и самозанятые периодически имеют какие-то проблемы с государевыми надзорными органами - ну не может быть всё хорошо, не бывает у нас так!
Как-то с ООО или ИП привычнее иметь дело! Да - обходится это дороже, но зато это движение по накатанной колее! Когда это хорошо, а когда плохо - как всегда, зависит от внешних и внутренних факторов и рисков!
Я вот как-то совсем не желаю лишний раз "светить" место своего проживания и паспортные данные, а для самозанятого это - неизбежность...
Да вот, как ни странно, государству (видимо, по ошибке) удалось создать для самозанятых практически идеальные условия. У меня жена самозанятая уже больше года (при этом имеет и основное место работы). Отчитыватся в налоговую не нужно - всё формируется специальным мобильным приложением самозанятого автоматически. Чек по платежу тоже формируется автоматически, нужно только отправить его плательщику вручную, прямо из приложения. Налог тоже высчитывается и списывается автоматом: если перевод с карты физлица - 4%, если от юрика - 6%. Остальной суммой можно распоряжаться по своему усмотрению - обычно она переводится со счета на дебетовую карту физлица. Жена работает как с государственными, так и с коммерческими структурами - ни разу проблем с фискальными органами ни у неё, ни у заказчиков не было. В общем, просто и легко. Пенсионный фонд только не формируется, но это и к лучшему - самозанятый может сформировать его гораздо более надежно и эффективно.
У меня ИП, и там всё посложнее: налоги считаешь и платишь сам, в фонды раз в год платишь сам, отчетность сдаёшь, в налоговую ходишь и объясняешься по требованию. Вроде не много проблем, но у самозанятых их нет вообще.
На мой взгляд, это очень хороший способ работы физлица на работодателей-юрлиц, которые не хотят платить официальную зарплату. Заплатил самозанятому за выполненную работу - и никаких перечислений НДФЛ и страховых взносов.
Ну, сложности там минимальные, а если и их отдать на аутсорс - то они вообще обнуляются... Для юрлица ИП иногда (от сумм зависит) неудобен тем, что при УСН индивидуал может без НДС работать, тогда НДС не зачесть. Но удобен тем, что перечисляешь ему на расчётный банковский счёт (это снимает массу вопросов от фискалов), ИП может сделать себе печать (ещё ряд вопросов отпадает). ИП может сам нанимать себе работников при необходимости, списывать затраты на материалы и т.п.
Так что я считаю, что если "самозанятость" является основным занятием - то оно при удачном развитии деятельности перерастёт в ИП, а уж если придётся нанять сотрудников к себе в штат - то скорее всего, ИП превратится в ООО, с которого (если что) гораздо легче соскочить...
Единственная видимая проблема - это ограничение - 2,4 млн в год.. Не то, что бы это близко к средней ЗП в России, но для ИТ-шников может стать значимым ограничением..
Да они это на раз обходят - оформляют самозанятыми родных и близких, и делят доход. Работодатель в этом случае работает с конкретным человеком, и не интересуется, куда формально надо переводить деньги.
Может быть это не ошибка а план - сначала выявить реестр тех, кто умеет работать и потом согнать их в шарашки.
Ну это пока. Налоговая это в момент раскроет, когда сочтет необходимым.
Не знаю насчет - согнать в шарашки, а обложить большими поборами - это очень может быть.
Они тогда сразу самозанятость свою закроют и вернутся к прежнему способу существования: либо станут ИП, либо продолжат получать доход "в чёрную". А вообще, насколько я понял, данный режим принимался изначально с целью уменьшить налогообложение от сдачи недвижимости в аренду. Адепты т. н. "гаражной экономики" как работали без каких-либо платежей государству, так и работают.
Выгода для самих самозанятых тут может быть только в том случае, если их доход нельзя не засветить, а вариантов тут немного: получение платы от юридических лиц и какой-то бизнес с физлицами, который не засветить проблематично.
Если они продолжат получать доход "в чёрную" после того как засветили свою деятельность и доходы, то их можно уже адресно проверять, например, опросить "засвеченных" клиентов или поручить участковому "приглядеться повнимательнее".