Сегодня сильная корпоративная культура – это важный признак конкурентоспособности компании на рынке. У кандидатов она входит в критерии отбора наряду с финансовой стабильностью работодателя, уровнем заработной платы, наличием социального пакета и возможностью карьерного роста. Поменялись как требования соискателей, так и философия ведения бизнеса в целом. Проведение профессиональных соревнований стало одним из важных элементов корпоративной культуры и позволяет HR’у решить сразу несколько ключевых задач, поэтому в «Пятерочке» конкурс профессионального мастерства стал уже многолетней традицией.
Как появилась идея
Последние десять лет ощущается острый дефицит специалистов в сфере розницы и логистики, снижается престиж их профессиональных компетенций. Поэтому основной целью при создании конкурса профессионального мастерства стало повысить доверие к ритейлу и рассказать о привлекательности этих специальностей. Кроме того, такие соревнования – дополнительный инструмент нематериальной мотивации и развития профессиональных и личностных компетенций участников.
Похожие конкурсы в компании существовали уже более пяти лет, но раньше они были локальными, проходили в каждом подразделении отдельно и не были связаны между собой. Мы поставили перед собой задачу создать конкурс в новом формате и с единой концепцией, в котором мог принять участие любой желающий сотрудник розницы и логистических центров.
Цели и задачи конкурсов профессионального мастерства
Проведение профессиональных конкурсов является одним из важных элементов корпоративной культуры и позволяет HR’у решить сразу несколько задач:
- усилить командность;
- поддержать здоровую конкуренцию в коллективе;
- развить профессионализм и личностные компетенции сотрудников разных направлений;
- признать их успехи и таланты.
С помощью таких соревнований компании благодарят людей: они получают заслуженное признание, происходит обмен лучшими практиками и инструментами работы, обучение, взаимодействие между разными функциями.
Реализация конкурса
В 2020 году в конкурсе профессионального мастерства, который длился три месяца, приняли участие свыше 200 тысяч сотрудников из более чем 16 тысяч магазинов и 33 логистических центров по всей стране. В этом году в связи с пандемией и связанными с ней ограничениями конкурсные испытания для нескольких тысяч сотрудников розницы и логистики проводились полностью в онлайн-формате. Для этого была создана специальная интернет-платформа.
Соревнования были разбиты на шесть этапов, включая пре-, посткоммуникацию и финал. Подготовка и прекоммуникация включали разработку концепции конкурса, логики и сценариев проведения, создание системы рейтинга, поиск площадки для финала и запуск коммуникационной кампании (портал, рассылка, чаты, корпоративный журнал).
В первом этапе проходил отбор лучших команд по показателям работы по итогам первого полугодия, а во втором участников ждала онлайн-викторина, которая проверяла профессиональные знания. Всего во втором этапе приняли участие 650 команд и смен, что в общем составило более 6 000 человек. Третий этап представлял собой онлайн-игру – бизнес-симуляцию работы магазина, где конкурсантам необходимо было заказывать товары, управлять складом, нанимать сотрудников, своевременно справляться с возникающими проблемами, а также решать в процессе прохождения игры бизнес-кейсы. Тем магазинам и логистическим центрам, что прошли в полуфинал, нужно было снять видео-визитку, которая бы ярко и креативно представила их команду.
Впервые мы провели совместный финал для магазинов и распределительных центров, объединили их в большую команду регионов. Это стало очень важным и правильным решением. В обычной жизни персонал розницы и логистики взаимодействует, но не работает в плотной связке, при этом процессы, которыми они управляют, – звенья одной цепи. К примеру, если из распределительного центра товар пришел в магазин не по графику, то его не смогут вовремя разгрузить и поставить на полку, а это значит, что данный товар не попадет в нужный момент в руки нашего гостя. Поэтому каждое из финальных испытаний в игровой форме имитировало реальные бизнес-процессы, которые вместе воспроизводили цепочку движения товаров в торговой сети: от поставки на склад до оплаты на кассе.
Трудности и решения
Основной сложностью стало то, что все конкурсные мероприятия следовало перевести в онлайн-формат. Специально для этого была разработана платформа с личным кабинетом и возможностью вовлечения максимального количества участников. Оценить профессионализм онлайн – не самая простая задача. Мы понимали, что формат тестов не подойдет, поэтому остановились на викторине, над которой работали совместно с коллегами из других подразделений. Также был добавлен еще один этап, где реализовали онлайн-игру в магазин, она уникальная, создавалась по нашему техническому заданию исключительно для конкурса. Кроме того, большинство участников отсеиваются на первом этапе, остальных нужно было вовлекать, коммуницировать, делать отдельные задания.
Мы тщательно следили за соблюдением мер безопасности во время проведения финала, который прошел в гибридном (онлайн+офлайн) формате без присутствия болельщиков. В нем приняли участие только команды, вышедшие в финал, и организаторы. Все они обязательно проходили тестирование, а в течение мероприятия соблюдали все меры безопасности – носили маски, соблюдали социальную дистанцию.
Результаты проекта
- Общее количество участников составило более 200 000 тысяч человек.
- Рост количества участников в рознице и логистике на отборочных этапах по сравнению с прошлым годом составил 50%.
- Количество просмотров трансляции финала конкурса составило свыше 500 тыс., что в 2 раза превысило показатели прошлого года.
- Длительность финала – 5 часов 47 минут.
- Выявили и распространили лучшие практики, приемы и инструменты работы с сотрудниками и клиентами в области розничной торговли и логистики.
- Признали успехи и продвинули талантливых сотрудников компании.
- Использовали проект для усиления корпоративной культуры и коллаборации за счет командных профессиональных испытаний и взаимодействия между сотрудниками разных профессий.
- Повысили уровень цифровой грамотности сотрудников.
Читайте также: