Задачи внутренних коммуникаций – выстроить эффективное взаимодействие между сотрудниками, сделать понятными и близкими миссию и стратегию компании для каждого, и помочь бизнесу в достижении целей. Цели почти всегда одни – быть эффективными. А инструменты могут быть разные.
Что использовать?
Из прикладных инструментов можно использовать все: от повседневных мессенджеров до крупных апдейтов всей компании с участием 1000+ сотрудников. Все зависит от того, как принято общаться у вас в компании и насколько масштабным должно быть решение. Рассылки, внутренние порталы и сайты, опросники и встречи, мероприятия и соцсети, мессенджеры и рабочие планировщики – на любой вкус и цвет можно найти себе инструмент.
Какой бы инструмент вы ни выбрали, нужно понимать, кто будет работать с контентом.
Кто может быть автором?
1. Руководитель
Плюсы: если компания небольшая, в целом все и так в курсе, что происходит, коммуникации редкие и понятные, а руководитель выступает единой точкой контакта, это работает. У такого руководителя все под контролем.
Минусы: скорее всего, времени на коммуникации просто не будет. Бизнес есть бизнес.
2. HR
Плюсы: решение кажется логичным, HR по роду своей профессии общается с сотрудниками и руководителями, в курсе важных орг. изменений. И действительно, часто коммуницировать с сотрудниками – это задача HR.
К тому же внутренние каналы коммуникации можно использовать для поддержки HR-процессов. HR’ы могут анонсировать открытые вакансии (и быстрее их закрывать), освещать карьерные возможности для действующих сотрудников (и их удержание).
Минусы: если в компании один или два HR’а на все задачи, у него всегда есть более приоритетное дело – найм. Рекрутинг выйдет на первое место, а все коммуникации отойдут на второй план. Риск также в том, что виденье HR’а может расходиться с коллегами.
3. Секретарь
Плюсы: секретарь наиболее тесно общается с руководителем, понимает то, что тот хочет донести, всегда в курсе последних событий. Незаменимый человек в рамках документооборота и офисной жизни. Опять же плюс – широкий круг общения.
Минусы: риск, что коммуникация будет с перекосом в одну сторону – от руководителя к сотрудникам. А для того, чтобы коммуникации учитывали особенности подразделения, на которое направлены, или конкретного изменения, секретарь должен погрузиться в эту специфику. Не самый оптимальный вариант.
4. Специалист по внутренним коммуникациям/PR-менеджер
Плюсы: как минимум этот человек выделен на эту роль, а значит у него есть время. Он может с нуля выстроить систему коммуникаций, скорректировать существующую, выдерживать единую тональность коммуникаций. Его преимущества – знание инструментов, правил общения, высокий темп работы, специальное образование. Не надо тратить время на обучение.
Минусы: незнание глубокой специфики каждого департамента потребует выяснять детали у владельцев информации. Найм отдельного специалиста – это лишняя ставка и с этим расходы. Можно, конечно, обратиться к подрядчикам, но знаний о компании это не добавит.
5. «Пресс-секретари» из департаментов
Плюсы: точно знают всю специфику своих департаментов. Могут дать интересный контент: кейсы, проблемы, планы, стратегия. Привычный для коллег язык общения.
Минусы: коммуникации могут быть нестабильными, так как решение рабочих задач в приоритете. Не все умеют излагать свои мысли.
Рекомендации
Выбирая, кто в вашей компании может быть автором коммуникаций, мы по своему опыту советуем иметь сразу несколько: пресс-секретарей из департаментов, редактора, HR, заручиться поддержкой руководителя.
Почему это важно?
- Если вы планируете рассказывать (в новостной ленте, в рассылках, на встречах) о каждом департаменте, пусть в вашей команде будут сотрудники из этих подразделений. Они лучше смогут рассказать о своей работе, чувствуют настроения людей вокруг и учитывают точку зрения коллег. Кроме того, сократится время на выяснение деталей.
- Если с помощью внутренних коммуникаций вы хотите поддерживать HR-процессы – нужен автор из HR. Он поможет решить многие задачи бизнеса – от найма до мотивации.
- Важно заручиться поддержкой руководителей, которые готовы оперативно отвечать на ваши запросы (или по крайней мере понимают, как важно выделить людей из первого пункта). Никто не ждет от менеджеров на 100% готового контента и написанных статей – важно уже понимание, что основные события/изменения нужно освещать во внутренних коммуникациях. Так руководители получают уникальную возможность быть открытыми, транслировать стратегию и даже повысить свой авторитет в глазах сотрудников.
- Отдельная роль специалиста по внутренним коммуникациям или редактора поможет решить главную задачу внутрикома – помочь бизнесу быть эффективным. Как минимум, он должен понимать (и выяснить у заказчика коммуникации), какова ее цель, а затем помочь ее выполнить (вести в правильном направлении коммуникации всех участников группы). Иногда для этого приходится переубеждать автора, защищая перед ним позицию читателя. Редакторы – это не только главреды, которые решают, о чем издание должно говорить с учетом мнения акционеров, но и литературные критики, которые приводят текст в нужный вид. Это центральный узел команды, объединяющий остальные, который точно знает, как сделать коммуникацию эффективной.
- Если ваши инструменты выходят за рамки мессенджеров и ежеквартальных встреч, вам необходимо подключать технических специалистов – тех, кто будет поддерживать сайты, настраивать группы рассылки и права доступа, решать технические проблемы.
Как мотивировать авторов-волонтеров?
Если с выделенными ролями и обязанностями все понятно, то при «вербовке» волонтеров-авторов можно подсвечивать следующие плюсы.
- Новые профессиональные навыки
Обучить сотрудника писать, соблюдать логику, быть внимательным к потребностям читателя, убирать лишнее и нарабатывать навык – то, что может пригодиться коллегам как в своей текущей работе, так и в случае, если он захочет сменить вектор деятельности.
Мы проводим обучение для каждого пресс-секретаря, делая акцент не только на инструментах внутренних коммуникаций, но и на качестве текстов. Разработали несколько тренингов о самых частых ошибках, структуре новостей.
- Новая роль
Если помимо рутинных задач дать сотруднику возможность заниматься чем-то иным, это может сохранить его вовлеченность. Главное для руководителя – выделить время сотрудника на эти задачи, не заставляя все делать в свой единственный выходной.
- Доверие руководителя
Если руководитель доверяет пресс-секретарю свои мысли, последний видит в этом не только важность своей работы, но и проявление доверия. То, как человек изложит мысль, может стать решающим при ее подаче. Понимая потребности своего руководителя, можно стать для него незаменимым и получить роль эксперта в вопросах коммуникации.
Заключение
Мы в компании ежегодно оцениваем эффективность внутренних коммуникаций в рамках опроса вовлеченности сотрудников. Последний такой опрос (июнь 2020) еще раз доказал, что сотрудники ценят эту работу. Даже в период пандемии, экстренного перехода на удаленную работу (90% сотрудников за 2 недели) и постоянной неопределенности нам удалось оставаться эффективными – в том числе благодаря коммуникациям и слаженной работе всей команды (редакторов, пресс-секретарей, HR, руководителей). В цифрах: 93,6% участников опроса ответили, что коммуникации своевременны, 94% – коммуникации информативны.
Своевременная и быстрая коммуникация, поддержка всех процессов, оперативное решение любых вопросов необходимы коллегам как в кризисные, так и спокойные времена.
Выстраивая коммуникации, главное помнить, ради чего вы это делаете, какую проблему хотите решить. И в зависимости от ответа выбирать инструменты, нужных авторов и способы взаимодействия с ними. Вариантов, как видите, множество.
Читайте также:
Рецепт простой:
1. Купить СМИ
2. Подготовить СМИ к продаже, забрав оттуда лучших авторов
3. Продать СМИ
Не так-то просто писать - текст должен быть доходчивым, достаточно конкретным и ещё "с профессиональным уклоном", а ещё и оставлять место для размещения информации между строк... Какое уж тут волонтёрство - профессионал нужен!
Поэтому мы к профессионалам и идем, просто называем их "Пресс-секретарями из департаментов" :)
Из вашей же статьи - минусы такого решения:
коммуникации могут быть нестабильными, так как решение рабочих задач в приоритете. Не все умеют излагать свои мысли.
Профессионалы же должны быть и стабильными, и умеющими проникающе и ярко излагать свои, чужие и (в идеале) потаённые мысли между строк...
Пример -Артур Хейли со своими книгами "Отель", "Аэропорт", "Колёса" и другими его произведениями
Скорее не минусы, а риски.
Поэтому тут и нужны вы - как владелец процесса и редактор - чтобы эти риски минимизировать (и сделать публикации стабильными). И также к этому пункту блок про "как мотивировать". Мотивированный автор=стабильные публикации. (только по нашему опыту).
Не все умеют излагать свои мысли. Поддерживаю свои же слова. И ваша задача - помочь автору (заказчику коммуникации) сделать мысль понятной (и полезной). Как часто вы встречали фрезеровщика станка, например, кто умеет ярко и проникающе (и при этом литературно) излагать свои мысли? (не в обиду фрезеровщикам).
Профессоналы много что должны. На то они и профессионалы. Но на практике все совсем не так. Иначе такие статьи бы не писались.