Почему «цельные личности» ценятся больше профессионалов

В 2013 году американская образовательная компания Hyper Island провела исследование, в ходе которого опросила более 500 руководителей и сотрудников компаний в сфере коммуникаций, технологий и развития бизнеса относительно наиболее актуальных проблем будущего и качеств сотрудников, которые могут потребоваться для их успешного разрешения.

Основной целью исследования было выяснить, что обеспечивает техническим специалистам востребованность на рынке труда. Было бы логично предположить, что первостепенное значение имеют выдающиеся технические способности. Однако оказалось, что большинство компаний-работодателей придают личным качествам кандидатов гораздо большее значение, чем профессиональным навыкам.

78% респондентов заявили, что хотят, чтобы их будущие сотрудники были цельными личностями. Следом в порядке убывания шли такие критерии как «культурное совпадение» (53%) и только потом «владение определенными навыками» (39%). Среди наиболее важных личностных качеств кандидатов участники опроса выделили увлеченность (14%), креативность (12%) и открытость новым идеям (11%). Наиболее значимыми будущими проблемами индустрии в целом были названы удержание и развитие правильных талантов (20%), развитие технологий (10%) и совершенствование продуктов и услуг (9%).

Джоанна Фрелин, генеральный директор Hyper Island, считает, что полученные результаты отражают высокую скорость изменений. «Развитие технологий сейчас происходит столь быстро, и нет никаких признаков замедления. Поэтому навыки устаревают очень быстро», – говорит она.

То есть становится все более важно, как вы работаете, есть ли у вас внутренняя мотивация, насколько вы эффективны как участник команды. Именно это может обеспечить вам востребованность на рынке труда в будущем. Человек, который любопытен и может разучиваться и переучиваться в соответствии с меняющимся окружением, не будет испытывать дефицит внимания со стороны работодателей.

«Нам кажется наиболее интересным в этом исследовании, что оно подчеркивает, что личностные особенности, а не компетенции выступают определяющим фактором, получите ли вы привлекательное рабочее место от рекрутеров завтра, – отмечает Фрелин. Мы наблюдаем растущую потребность в талантах, обладающих комбинацией навыков и гибкости – людей, которые могут взаимодействовать с окружающими, быстро адаптируются, с которыми приятно общаться и которые обладают драйвом для выполнения задач».

По ее мнению, работодатели должны внимательно отнестись к этой тенденции, которая будет только укрепляться, создавать такие рабочие места, которые будут привлекательны для талантов.

Мир ускорился

Изменения, о которых нас давно предупреждали эксперты, действительно происходят с пугающей быстротой. Например, еще в 2007 году Nokia была лидером в производстве мобильных телефонов, прибыли компании составляли 60% от общего объема отрасли. Прошло всего лишь пять лет, и Apple завладела 70% прибыли отрасли.

Ричард Фостер, профессор Йельского университета, утверждает, что через 15 лет рейтинг S&P500 будет на 75% состоять из абсолютно новых компаний, о которых сегодня еще никто не слышал.

Рынок труда также завертелся быстрее, молодое поколение работников не собирается надолго задерживаться в одной компании. На некоторых рынках время, которое они отводят на сотрудничество со своим первым работодателем, в среднем составляет менее двух лет.

Уже есть прецеденты, когда компании ради скорости ставят под вопрос привычную практику найма. Например, Google использует анализ больших объемов данных, чтобы упростить процесс отбора, исключив из него все лишнее. То есть все то, что никак не влияет на успешную работу кандидата в будущем (в частности, оценки в дипломе или умение отвечать на коварные вопросы в ходе интервью).

Тенденция на уровне отрасли или рынка труда в целом?

Можно было бы предположить, что в большей степени эта тенденция верна для компаний, чья деятельность связана с высокими технологиями. В этой сфере скорость изменений особенно заметна, знания и навыки устаревают быстрее, а значит, нужны люди, которые способны быстрее адаптироваться. Но уже сейчас многие лучшие работодатели из других отраслей уделяют большее внимание личностным характеристикам, а не опыту в резюме. И чаще всего наиболее желанными качествами кандидатов выступает эта троица: увлеченность, креативность и гибкость.

команда

«Сейчас действительно более важно, какими качествами обладает человек, ведь это сказывается на его работе – насколько быстро он способен учиться и адаптироваться, – говорит Анна Калашникова, консультант Universum по России и СНГ. – Мы специализируемся на брендинге работодателя, и когда помогаем компаниям разработать их ценностное предложение, также фокусируемся на так называемых «мягких параметрах». Например, это может быть дружный коллектив или инновационность. Должны быть такие качества компании, которые будут резонировать, совпадать с личностными качествами кандидатов, представителей целевой аудитории. Это необходимо, потому что если человек на таком личностном уровне не подходит организации, ее корпоративной культуре и ценностям, то его будет очень сложно удержать. Так что такая тенденция есть, наши исследования ее тоже подтверждают. И она глобальная, не зависит от отрасли. Конечно, есть области, где нужна очень узкая экспертиза. Но если говорить о привлечении большого числа кандидатов, о массовом подборе, эта тенденция проявляется как необходимая мера, позволяющая снизить текучесть кадров».

«Личные качества важны для всех позиций, где присутствует взаимодействие с другими людьми; где необходимо отстаивать свою точку зрения; где требуется управлять людьми, бизнес-процессами и прочее», – отмечает Станислав Соколовский, старший менеджер по работе с клиентами, Coleman Services.

Актуальная ли эта тенденция для России?

«Согласно данным нашего исследования, в этом году в качестве наиболее приоритетных карьерных целей российские студенты назвали стабильную занятость, баланс между работой и личной жизнью, возможность решать сложные и интересные задачи, – рассказывает Анна Калашникова. – Карьерные цели имеют разную динамику, но есть один стабильный тренд, который мы наблюдаем и в России, и во всем остальном мире. Популярность такой карьерной цели как «быть технологическим или функциональным экспертом» постоянно снижается. То есть студенты хотят стабильности, но не хотят быть экспертами. Потому что если ты станешь экспертом в определенной области, в любой момент может появиться новая технология, которая полностью разрушит эту экспертизу. И чтобы оставаться востребованным, иметь возможность быстро найти новую работу, когда это необходимо, гораздо важнее быть гибким, адаптироваться. Это личное качество важно и для работника, и для компании. Внимание к личным качествам – это глобальная тенденция, которая актуальна и для России».

Михаил Торчинский, управляющий партнер MarksMan, считает, что внимание к личным качествам кандидатов не является чем-то принципиально новым: «Так было всегда, любой работодатель ориентируется на два параметра: опыт и личные качества. Оценивается, насколько человек управляем, стрессоустойчив, готов к изменениям. В нашей практике, когда кандидатам отказывали, в половине случаев это происходило по причине недостаточной профессиональной квалификации, а в половине – именно из-за личных качеств. Руководство всегда подбирает людей, с которыми будет комфортно работать, которые впишутся в рамки корпоративной культуры, будут эффективны не только как профессионалы, но и как коллеги. В то же время, например, крупные компании с государственным участием, с которыми мы тоже активно работаем, выдвигают свои специфические требования к кандидатам. Там часто требуются спокойные, уравновешенные, системные люди, которые готовы принять определенные правила игры, долго работать на одной позиции без возможности быстрого карьерного роста. Это тоже довольно распространенная ситуация».

«При работе над тем или иным проектом клиента, очень часто в описании вакансии встречается широкий перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать будущий сотрудник, и совсем мало внимания уделяется личностным качествам – говорит Станислав Соколовский. – Как правило, это стандартный список: умение работать с большим объемом информации, умение работать в многозадачном режиме, стрессоустойчивость, активность и т.д. Из моей практики могу назвать тройку лидеров – ответственность, быстрая обучаемость, исполнительность. На практике же «готовые» и «идеальные» кандидаты редко встречаются на просторах работных сайтов, так как в большинстве своем они трудоустроены, и в ближайшее время ничего менять не планируют. Соответственно, в сложившихся условиях клиент может начать смотреть кандидатов с меньшим количеством требуемых профессиональных компетенций, но с определенным набором личных качеств.

Например, успешно удалось закрыть позицию «сервисный инженер» для крупного международного производителя бытовой техники премиум-класса. Изначально был длинный перечень требований по техническим знаниям и т.д. В итоге взяли человека без опыта работы, но способного быстро обучаться, адекватного и исполнительного».

Торчинский и Соколовский отмечают, что внимание к личным качествам кандидата в большей степени характерно для позиций начального уровня, где работодатель смотрит не столько на предыдущий опыт, сколько пытается оценить, на что будет способен сотрудник в будущем в этой компании. Для специалистов среднего звена все же более важны профессиональные навыки. А если говорить о подборе топ-менеджеров, на которых возложена лидерская функция, то становится чрезвычайно важным определенное сочетание опыта и личностных характеристик, позволяющих быть хорошим руководителем, находить правильный подход к людям, организовывать их работу.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов Fast Company, Hyper Island, Universum

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

''Почему «цельные личности» ценятся больше профессионалов''

Потому, что мир в первую очередь, строится на взаимодействии людей, а уже потом на умениях.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
''Например, еще в 2007 году Nokia была лидером в производстве мобильных телефонов, прибыли компании составляли 60% от общего объема отрасли. Прошло всего лишь пять лет, и Apple завладела 70% прибыли отрасли.'' Думаю, с цифрами тут что-то не то, и/или путают понятия прибыль и доход. ''То есть студенты хотят стабильности, но не хотят быть экспертами. Потому что если ты станешь экспертом в определенной области, в любой момент может появиться новая технология, которая полностью разрушит эту экспертизу. И чтобы оставаться востребованным, иметь возможность быстро найти новую работу, когда это необходимо, гораздо важнее быть гибким, адаптироваться.'' :)) А если ты не стал экспертом, то и разрушать нечего? Такая логика? В чем тут проявление гибкости? В том что он и на новом месте не станет экспертом? :))))) На мой взгляд, если человек добился высот в какой-то области, то он способен повторить это еще раз в другой. Это и будет проявлением гибкости, но вы этого не узнаете пока не попробуете.
Слушатель MBA, EMBA, Москва
Вы вначале докажите, что ''«цельные личности» ценятся больше профессионалов'', а затем рассуждайте почему так случилось.... В любом трудовом договоре содержится объем обязанностей и размер компенсации. При этом ни в одном договоре не написано, что работодатель будет платить зарплату за ''ЦЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ''.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
>>> Директор американской образовательной компании: «… навыки устаревают очень быстро». Что делать работнику, у которого «устарели навыки»? - «Ему нужно обращаться за переподготовкой в образовательную организацию». А откуда образовательная организация берёт знания, которыми «переподготавливает» своих учащихся?
IT-менеджер, Москва

Сегодня прям придирчивый день!

1. Коллектив существует на балансе из разных видов и подвидов индивидов.
Моя любимая классификация - по Ицхаку Адизесу
2. Да, класно, когда при этом каждый из этих участников еще не шизоид и не невростеник!
3. Но это все на бумаге. В жизни представлена полная политра. Если бы все были цельными - мы были бы роботами :)

4. Цельный человек взвешен и стабилен, обладает высокой гибкостью психики и умением быстро менять свои навыки, использовать свои таланты в разных проф областях(ну в большем наверное ореоле областей - чем нецельный человек)

Автор статьи скорее всего хотел донести до нас мысль, что человек, имеющий цельную личность зачастую более лоялен к компании и к труду которым занимается, легче переживает кризисы компании и свои личные. Это что-то вроде интегратора по Адизесу, такие люди просто клей в компании, они имеют КПД - но не такое высокое, как могу иметь высококвалифицированные эгоцентричные шизодные неврастеники. А последние парни порой и приносят этот сверх КПД в компанию.

Я думаю что в компании прежде всего должен быть баланс между цельными личностями и высококвалифицированными эгоцентричными шизодными неврастениками( утрируя последних конечно же). Объяснять почему наверное не надо :)

Так бизнес достигает максимальной эффективности.

Председатель совета директоров, Москва

Профессионал+личность да, а уж цельная это личность или 1/2 дело 100116-е;-)

Генеральный директор, Москва

Тенденции последних десятилетий, в т.ч. развитие новых информационных технологий и возрастание скорости изменений не требуют ни высокого профессионализма, ни цельности личности. Напротив, требуют деградации личности, определенного упрощения человеческого ресурса. Ведь от примитивной личности проще добиваться соответствия быстрым изменениям, и обучение идет в форме натаскивания на новые компетенции, а не передачи знаний, делающих человека самостоятельным профессионалом. Таковы подлинные тенденции, скрывающиеся за сказками о востребованности цельных личностей.

Инженер службы поддержки, Москва
успешно удалось закрыть позицию «сервисный инженер» для крупного международного производителя бытовой техники премиум-класса. Изначально был длинный перечень требований по техническим знаниям и т.д. В итоге взяли человека без опыта работы, но способного быстро обучаться, адекватного и исполнительного». Это теперь будет вечный процесс: нашли-научили-ушел_в_другое_место-нашли_нового-научили-...
Александр Бичев Александр Бичев Бренд-менеджер, Москва

У меня есть яркий жизненный пример, когда карьерный успех в перспективном проекте был основан не на профессионализме и не на ''цельности личности'', а на умении вовремя заглянуть в глаза боссу и спросить ''чего изволите?''. Еще там был сильный этнический фактор, как будто люди одного этноса, собранные вместе, вдруг обретают какой-то уникальный ум.
Проект быстро свалился в ''серую унылость / унылую серость'' - умные люди с сильной мотивацией плохо играют роль лакеев. Этническая общность делу тоже никак не помогает: дурак - понятие интернациональное.

Аналитик, США

Из текста:
''Но уже сейчас многие лучшие работодатели из других отраслей уделяют большее внимание личностным характеристикам, а не опыту в резюме. И чаще всего наиболее желанными качествами кандидатов выступает эта троица: увлеченность, креативность и гибкость.''

Какой инструментарий оценки ''увлечённости,креативности и гибкости'' если
не рассматривать ''опыт в резюме'' ?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.