Иду, куда позовут

Книги, гуру и консультанты в один голос твердят, что карьеру нужно строить правильно, то есть четко представлять себе цель и пути ее достижения, и обдуманно и взвешенно подходить к каждому шагу по карьерной лестнице. Но большинство менеджеров пока предпочитает строить свою карьеру по старинке, по принципу «как получится», время от времени просто присматривая более выгодного работодателя. Однако и там, и там хорошее резюме необходимо: чтобы было видно, что человек растет, развивается, совершенствуется в своей специальности, а не скачет из одной сферы в другую в поисках выгоды.

Однако человек предполагает, а Бог располагает. Иметь «стройное» резюме, без нежелательных «загибов» не всегда получается. И дело здесь не в продуманном желании сменить профессию или отрасль, а в жизненных обстоятельствах, которые предугадать невозможно. Кризис, например. В конце 2008 года многие менеджеры попали под сокращение, и далеко не всем удалось найти вакансии по профилю на почти пустом рынке. Оказавшись без работы или чувствуя это вот-вот случится, люди лихорадочно искали работу, они рассматривали все возможные отрасли и профессии, где могли пригодиться их навыки. Нужна была работа, любая. Наталья Долженкова, генеральный директор Adecco Group Russia: «Когда в конце 2008 –начале 2009 года начались массовые сокращения, люди действительно какой-то период предпочитали подождать и посмотреть, что будет с рынком труда. Но потом они вынуждены были соглашаться на любые предложения, потому что найти работу стало очень тяжело. Те, кому пришлось заниматься собственным трудоустройством в этот период, часто соглашались на работу не по профилю, переходили в другие сферы, смирялись с неизбежным падением в заработной плате». Нужны были стабильность и определенность, о карьере думать было некогда. В сложной ситуации оказались люди самых различных специальностей: в кризис массово сокращались маркетологи, PR-менеджеры, финансисты, юристы, журналисты и другие специалисты.

Естественно, большинство, устроившихся на работу не по профилю, рассматривали эти места как временные. Потому что было понятно, что рано или поздно кадровый рынок оживет, компании вновь откроют набор и появятся вакансии по специальности. Нужно только подождать. Для работодателей подобные мысли их новоообретенных сотрудников и их мотивация секретом не были. Однако, это не мешало компаниям весьма активно набирать «непрофильных» специалистов. Конечно, в кризис уровень заработных плат сильно упал, и можно было нанять очень хорошего менеджера на очень небольшие деньги. Но как же вопрос лояльности? От менеджера, пришедшего в компанию на время, ожидать ее явно не стоит, но, возможно, есть какие другие плюсы?

Вера Кутейникова, консультант по подбору персонала 3R Recruitment Company: «Цена таких специалистов играла не последнюю роль, так как сами работодатели находились в сложной финансовой ситуации и искали возможность сэкономить. Но такая тенденция - принимать на работу непрофильных специалистов, чаще встречалась среди российских компаний». Наталья Долженкова добавляет: «Есть несколько причин, почему компании соглашались принимать на работу подобных специалистов. Одна из причин - для того, чтобы привнести в компанию инновационные идеи, иной взгляд на существующие бизнес-процессы, другой подход к решению задач. Подобный подход компании практикуют не только в кризис. Зачастую организации нанимают на работу людей из других индустрий только потому, что они инновационно смотрят на, казалось бы, обычные вещи».

Но время идет, и уже в конце 2009 года тенденция на рынке начала меняться, и многие кандидаты предпочитали продолжать активный поиск работы и не идти на компромиссы. Но одновременно с ними, как и ожидали эксперты, на поиск работы ринулись и те, кто был вынужден согласиться на предложенные кризисом компромиссы. Как правило, большинство из них все же мечтает о возвращении к предыдущим функциональным обязанностям, но не все. Вера Кутейникова: «Кризис также дал возможность переосмыслить свою работу и деятельность самим людям и понять, в каком направлении им все-таки хотелось бы двигаться. Поэтому прием специалистов не по профилю означал для самих кандидатов шанс начать новую карьеру, попробовать себя в новом направлении». В кризис работу потеряли не только сотрудники, выполняющие административную работу, но высококвалифицированные сотрудники front office. Им пришлось переквалифицироваться, конечно, но если они нашли себя на новом месте, то менять работодателя они не будут.

Но те, кто, проработав в кризис не по профилю, решил вернуться, столкнулись с проблемой: компании и рекрутеры часто игнорируют их резюме. Аргументы приводят следующие: последнее место работы не соответствует заявленной специальности, а значит, у кандидата нет актуального опыта и знаний, и он автоматически проигрывает пусть и менее профессиональному соискателю, но зато с правильной последней строкой в резюме. И кстати, увидев кандидата с непрофильным последним местом работы, компании уровень предлагаемой заработной платы часто понижают. Однако так происходит не всегда. Некоторые работодатели готовы понять и оценить нетипичный опыт работы соискателя. Наталья Долженкова: «Подобный отступ в сторону в карьере в кризисный период легко объяснить HR-специалисту. Более того, зачастую, проработав какое-то время не по профилю/на смежной позиции/в другой сфере, кандидат получает новый, дополнительный опыт, который может быть востребован его будущим работодателем». Найти такую компанию нелегко, но возможно, главное, пытаться это делать, советуют эксперты, и не опускать руки. То, что менеджер смог найти себе место в кризис, решился сменить специальность и смог ее освоить, говорит о нем, как о грамотном специалисте, готовом учиться и способном быстро осваивать новые знания. И не в коем случае не стоит оправдываться за «отступ в карьере» на собеседованиях, лучше преподнести это как новый опыт, как способность находить выход из сложных ситуаций. Да, таким специалистам будет непросто как и вернуться в специальность или профессию, так и остаться в новой, где у них мало опыта. В основном они будут проигрывать тем, кто сумел в кризис найти работу в рамках своей карьеры и не совершал вынужденных переходов. Но не всегда.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, Москва

Я убеждён, что рекрутинговые агентства в кризис очень помудрели. Не задают дурацких вопросов ''Кем вы себя видите через 5 лет''. Я бы хотел чуть больше обратной связи на всех этапах поиска работы или постороения карьеры, а не ''спасибо, мы обязательно...как только ...''.

Генеральный директор, Москва
Курин Анатолий, Чем Вас так смущает вопрос: ''Кем вы себя видите через 5 лет''? А для болшего объема обратной связи заведите себе коуча.
Партнер, Москва
Курин Анатолий пишет: Я убеждён, что рекрутинговые агентства в кризис очень помудрели. Не задают дурацких вопросов ''Кем вы себя видите через 5 лет''. Я бы хотел чуть больше обратной связи на всех этапах поиска работы или постороения карьеры, а не ''спасибо, мы обязательно...как только ...''.
При РЕДУКЦИОННОМ мышлении НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.
Руководитель, Москва
Елена Степанцова пишет: Курин Анатолий, Чем Вас так смущает вопрос: ''Кем вы себя видите через 5 лет''? А для болшего объема обратной связи заведите себе коуча.
Доброе утро ,Елена! На данный вопрос не каждый готво к ответу. :) Мне задали такой вопрос. Им ответил как вижу через год, а не пять лет: з\\п 250 третье высшее, курсы по управлению, англ. В ответ я увидел глаза как у той мышки :) , которая за деревом сидела. Зачем Вам такие нервотрёпки :) а через пять лет вообще жесть: опять свой бизнес с доходом не менее 100 бакинских в месяц, новая жена и дом в 100 км от столицы. :) И кому это надо?
Партнер, Москва
Елена Степанцова пишет: Чем Вас так смущает вопрос: ''Кем вы себя видите через 5 лет''? А для болшего объема обратной связи заведите себе коуча.
ПИНГВИНЫ РУЛЯТ. ТУГЕЗА ФОРЕВА ФОРЕВА энд ЭВА.
Генеральный директор, Москва
Андрей Баландин пишет: Доброе утро ,Елена! На данный вопрос не каждый готво к ответу. smile:) Мне задали такой вопрос. Им ответил как вижу через год, а не пять лет: з\\п 250 третье высшее, курсы по управлению, англ. В ответ я увидел глаза как у той мышки smile:) , которая за деревом сидела. Зачем Вам такие нервотрёпки smile:) а через пять лет вообще жесть: опять свой бизнес с доходом не менее 100 бакинских в месяц, новая жена и дом в 100 км от столицы. smile:) И кому это надо?
Значит не ''ваша компания'', бывает. Отлично, моим следующим вопросом было бы: ''Каким образом работа в нашей компании поможет Вам достигнуть этих целей?'' Пару раз удалось таким образом помочь кандидатам избежать ошибки в выборе места работы и сломать себе нормально развивающуюся карьеру. Люди задумались над тем ,а чего они собственно хотят.... В общем дело не в вопросе :)
Партнер, Москва
Андрей Баландин пишет: Елена Степанцова пишет: Курин Анатолий, Чем Вас так смущает вопрос: ''Кем вы себя видите через 5 лет''? А для болшего объема обратной связи заведите себе коуча. Доброе утро ,Елена! На данный вопрос не каждый готво к ответу. Мне задали такой вопрос. Им ответил как вижу через год, а не пять лет: з\\п 250 третье высшее, курсы по управлению, англ. В ответ я увидел глаза как у той мышки , которая за деревом сидела. Зачем Вам такие нервотрёпки а через пять лет вообще жесть: опять свой бизнес с доходом не менее 100 бакинских в месяц, новая жена и дом в 100 км от столицы. И кому это надо?
После такого вопроса ты, как ЧЕСТНЫЙ и ПОРЯДОЧНЫЙ МУЖЧИНА, ОБЯЗАН БЫЛ НА ИЧАРУШКЕ ЖЕНИТЬСЯ.
Руководитель, Москва
Елена Степанцова пишет:
Андрей Баландин пишет: Доброе утро ,Елена! На данный вопрос не каждый готво к ответу. smile:) Мне задали такой вопрос. Им ответил как вижу через год, а не пять лет: з\\п 250 третье высшее, курсы по управлению, англ. В ответ я увидел глаза как у той мышки smile:) , которая за деревом сидела. Зачем Вам такие нервотрёпки smile:) а через пять лет вообще жесть: опять свой бизнес с доходом не менее 100 бакинских в месяц, новая жена и дом в 100 км от столицы. smile:) И кому это надо?
Значит не ''ваша компания'', бывает. Отлично, моим следующим вопросом было бы: ''Каким образом работа в нашей компании поможет Вам достигнуть этих целей?'' Пару раз удалось таким образом помочь кандидатам избежать ошибки в выборе места работы и сломать себе нормально развивающуюся карьеру. Люди задумались над тем ,а чего они собственно хотят.... В общем дело не в вопросе :)
Простой ответ: мои планы воплотятся только тогда ,когда мотивационная Вашей компании будет соответствовать моим будущим запросам. Это значит, что фикс и % от деятельности. А как будем добиваться этого, изложу Вам в плане развития. :)
Руководитель, Москва
Александр Кауров, Точно, Александр. :) Обязательно женюсь. Тем более вчера получил предварительное согласие на ''развал предыдущей ячейки общества''. :)
Менеджер по подбору персонала, Москва
Вообще-то HRу наплевать, кем вы себя видите через N лет, и запредельная честность, равно как и стопроцентный прогноз никому не нужен. Лично я перестал его задавать, видя, как народ мучается.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Рамиль Гайсин
Коллеги, подскажите с такой ситуацией. Мы ООО на осно. Находим заказы на ремонт оборудования. Неп...
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.