Хельга Паттарт-Дрекслер, руководитель отдела образования для руководителей в WU Executive Academy, и Михаэль Кёниг, старший преподаватель факультета стратегии и инноваций Венского университета экономики и бизнеса, подробно рассмотрели, почему компании должны быть гибкими и применять грамотное планирование в периоды неопределенности, а также описали возможные сюжетные повороты «Одиссеи» при условии, что у главного героя была бы возможность использовать современные инструменты, такие как стратегическое предвидение.
Хельга Паттарт-Дрекслер
В своей знаменитой эпической поэме, состоящей из 24 песен, Гомер описывает странствия греческого героя Одиссея, который в своих попытках найти дорогу домой на протяжении многих лет вынужден был преодолевать одно опасное препятствие за другим. Все эти рискованные приключения снова и снова сбивают Одиссея с курса, а дома его жене приходится отбиваться от множества поклонников, пытающихся занять его трон.
Готовность к будущему: обращайте внимание на знаки и вовремя реагируйте
Сегодня многие руководители чувствуют себя в роли знаменитого Одиссея: неприятные сюрпризы сбивают их с тщательно спланированного курса. Во времена цифровых преобразований неопределенность является их постоянной спутницей. «Одиссея – это замечательная история, которая учит тому, как справляться с такими видами неопределённости», – говорит Михаэль Кёниг, старший преподаватель факультета стратегии и инноваций Венского университета экономики и бизнеса.
Менеджерам предстоит разобраться в одном важном вопросе: могут ли стратегические инструменты помочь им не сбиться с пути и постоянно менять направления? «В ходе истории Одиссей учится на своих ошибках, таких как его излишняя самоуверенность в обращении с Циклопом, которого он в итоге ослепляет раскаленным шестом, чтобы сбежать из пещеры вместе со своими людьми, рискуя жизнями других и своей собственной, говорит Кёниг. Способность учиться на ошибках, быть восприимчивым к сигналам и своевременно реагировать на них - качества, которыми должны обладать руководители сегодня.
Прошлое, настоящее и будущее одинаково важны
Одиссей, вероятнее всего, не смог бы совсем не отправляться в свое нелегкое путешествие, но способность учиться на собственном опыте и применять прием предвидения – заглядывать в будущее, чтобы предотвратить возникновение неминуемых опасностей – могла бы помочь ему избежать хотя бы некоторых обходных путей и рискованных ситуаций.
То же самое относится и к компаниям: прошлые успехи не гарантируют триумф в будущем; верный путь, выбранный и пройденный вчера, может завести вас в тупик завтра. Вот почему так важно в равной степени учитывать прошлое, настоящее и будущее. Но какие инструменты могут быть использованы для этой цели?
Полагаться на популярный статический SWOT-анализ как часть стратегического менеджмента зачастую недостаточно. Этот метод используется для реализации стратегических мер, основанных на сильных и слабых сторонах, возможностях и угрозах. «Но вы фиксируете только то, что видите», – предупреждает Кёниг. Вместо этого, динамический SWOT-анализ представляет собой более эффективный инструмент, позволяющий, кроме всего прочего, проверить свои сильные и слабые стороны применительно к будущему. Для этого важно уметь заглядывать в будущее, видеть что-то за пределами того, что имеет значение именно сейчас. Вы должны рассмотреть будущие проблемы и проанализировать, насколько вероятно их возникновение и в какой степени они повлияют на компанию. Это поможет вам придумать все вероятные сценарии.
«Все руководители должны инвестировать в Стратегическое Предвидение (Strategic Foresight), чтобы быть лучше подготовленными к будущим изменениям», – соглашается Хельга Паттарт-Дрекслер, руководитель отдела образования для руководителей в WU Executive Academy. Поскольку невозможно предусмотреть все случайные обстоятельства, компании должны стремиться распознавать и анализировать признаки на ранних этапах, например, осознавая, что границы между отраслями промышленности стираются и конкуренция может теперь исходить от представителей совершенно разных секторов. Не исключены вопросы о том, какими могут быть последствия технологического скачка или что произойдет после внезапного падения цен.
В этом контексте Хельга Паттарт-Дрекслер упоминает цитату генерального директора крупного немецкого автопроизводителя: «Еще никогда ничего не развивалось в соответствии с предусмотренными нами сценариями. Но сам факт того, что мы так тщательно прорабатывали актуальные вопросы, сделал нас гибкими, эффективными и быстрыми в принятии решений, независимо от того, что может случиться в будущем».
Когда успех делает нас высокомерными
Как бы развивались события «Одиссеи», если бы в распоряжении главного героя уже были современные инструменты стратегического управления? Могло ли стратегическое предвидение помочь ему вернуться домой раньше? Это бы зависело и от позиции Одиссея: после победоносного возвращения с Троянской войны он, казалось, считал, что уже прекрасно подготовлен к будущему. Но на самом деле герою пришлось столкнуться с совершенно разными опасностями и препятствиями - как и многим компаниям, проявляющим высокомерие из-за своего прошлого успеха.
«Это огромный барьер», – говорит Михаэль Кёниг. Нефтяная отрасль – яркий пример того, как удачи в прошлом могут ослеплять компании перед лицом вызовов будущего. Другая проблема заключается в том, что во времена неопределённости менеджеры, как правило, продолжают использовать те же инструменты, что приносили компаниям успех во времена стабильности. И хотя сегодня в их распоряжении больше данных, чем когда-либо прежде, это также может вводить их в заблуждение.
По словам г-на Кёнига, проблема заключается не в больших данных (Big Data), а в малых данных (Small Data) – то есть в том, чего мы пока не знаем. «Руководители должны признать, что будущее может выглядеть совершенно иначе, чем сегодня. Они должны быть в состоянии предложить альтернативные решения в структурированной форме», - добавляет Хельга Паттарт-Дрекслер.
Г-н Кёниг считает, что первая строка из «Одиссеи» уже говорит обо всем, называя Одиссея «многоопытным мужем»: «Муза, скажи мне о том многоопытном муже». Эксперт добавляет: «Это о понимании прошлого, настоящего и будущего - навыке, которым должны обладать все руководители, чтобы быть готовыми к временам неопределённости».
Специально для менеджеров, которые боятся отправляться в бизнес-одиссею, Михаэль Кёниг подготовил три рекомендации, которые прекрасно подытоживают все выше сказанное:
- Не бойтесь будущего;
- Независимо от того, каким количеством данных мы располагаем, предсказать будущее невозможно;
- Планируйте будущее с удовольствием, но имейте в виду, что все будет иначе, чем вы предполагали.
Нас должен обнадеживать еще и тот факт, что Одиссей все же вернулся к своей семье и вновь занял трон, несмотря на непредвиденно долгое путешествие и все ошибки, которые он совершил – это означает, что и компаний, хорошо подготовленных к всевозможным сценариям будущего, ждут блестящие перспективы.