«Тинькофф Бизнес» в рамках аналитического проекта Tinkoff Data провел традиционное исследование представленности женщин в российском бизнесе, изучив период с 2021 по 2024 год. Исследование основано на данных более чем 1 млн клиентов «Тинькофф Бизнеса».
За 3 года (с 2021 по 2024 год) доля женщин в бизнесе увеличилась с 32 до 41%. При этом, если доля предпринимательниц в офлайн-бизнесе увеличилась с 47 до 48%, оставляя лидерство за мужчинами, в онлайне ситуация изменилась. Доля женщин, владеющих интернет-магазинами, выросла с 45 до 52%, а женщин-продавцов на маркетплейсах — с 40 до 54%.
За прошедший год женщины увеличили обороты бизнеса на 17%. При этом предпринимательницы на маркетплейсах показали более впечатляющие результаты — их бизнес в среднем вырос на 61%. Мужчины-предприниматели опередили женщин: оборот их бизнеса увеличился на 25%, а на маркетплейсах — на 84%.
Медианный возраст как у женщин, так и у мужчин в российском бизнесе составляет 37 лет.
Доля женщин-селлеров на маркетплейсах составляет 54% против 46% мужчин. Самый популярный маркетплейс у предпринимательниц — Wildberries: 58% продавцов на этой площадке — женщины. Следом за ним идет Ozon: на этой площадке женщин и мужчин почти поровну — 49% и 51% соответственно.
На остальных крупных маркетплейсах доли распределились следующим образом:
- На KazanExpress ведут бизнес 56% мужчин и 44% женщин;
- На Яндекс Маркете — 60% мужчин и 40% женщин;
- На AliExpress — 70% мужчин и 30% женщин;
- На Мегамаркете — 71% мужчин и 29% женщин.
Последние годы российский бизнес показывает активный рост в регионах, а вместе с ним растет и число предпринимательниц. Все больше женщин открывают собственное дело за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Лидеры среди городов-миллионеров в по доле женщин в бизнесе от общего числа предпринимателей:
- Краснодар — 45%;
- Уфа — 43%;
- Волгоград — 42%;
- Ростов-на-Дону — 42%;
- Новосибирск — 42%.
Если говорить о целых регионах, только в Тыве и Бурятии женщины более активны в бизнесе, чем мужчины. В топ-5 регионов по количеству предпринимательниц вошли:
- Республика Тыва (Тува) — 62%;
- Республика Бурятия — 55%;
- Забайкальский край — 48%;
- Республика Калмыкия — 47%;
- Астраханская область — 46%.
В большинстве регионов мужчин-предпринимателей больше, чем женщин. Наибольшая доля мужчин в бизнесе в следующих регионах:
- Республика Ингушетия — 71%;
- Новгородская область — 67%;
- Республика Дагестан — 66%;
- Магаданская область — 65%;
- Вологодская область — 64%.
Топ-3 самых популярных направлений бизнеса у предпринимательниц не изменился за год — это e-commerce, розничная торговля и услуги для физических лиц. Мужчины продолжают активнее всего развивать бизнес в электронной коммерции и розничной торговле и строительстве.
Самые популярные категории офлайн-бизнеса у женщин — продуктовые магазины, кафе и рестораны, салоны красоты, магазины одежды. Мужчины же чаще всего открывают свое дело в сферах общественного питания, магазинов для дома и ремонта, продуктовых магазинов и магазинов автозапчастей.
Что касается онлайн-бизнеса, предпринимательницы за год не изменили свои предпочтения и продолжают активнее всего оказывать услуги в сферах образования и туризма, продавать одежду и товары для дома. В топе направлений онлайн-коммерции у мужчин-предпринимателей — товары для дома, образовательные услуги, продажа одежды и автозапчастей.