Аналитический центр НАФИ совместно с Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России» с 2015 года измеряют индекс женской предпринимательской активности в России (Women Business Index, WBI), который показывает уровень благоприятности деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства. По результатам 10-й волны исследований, Индекс WBI составил 73,7 п., что является абсолютным максимумом с начала измерений.
Ключевые факты исследования:
- 94% женщин, не ведущих предпринимательскую деятельность, положительно относится к женщинам-предпринимателям;
- в 2023 году заметно выросла доля тех, кто считает, что возможностей для открытия и ведения бизнеса стало больше (38% женщин-предпринимателей против 20% летом 2022 года);
- Топ-3 мотивов для начала предпринимательской деятельности: желание улучшить материальное положение (65%), возможность реализовать свои идеи (58%), независимость в принятии решений (52%).
Индекс женской предпринимательской активности реагирует на изменения, которые происходят в стране. Так, например, во время пандемии COVID-19 и в период введения санкционных ограничений в 2022 году было зафиксировано его падение (до 69,8 п.п. в 2022 году (против 71,1 пунктов в 8-й волне) и до 60,1 п.п. в третьем квартале 2020 года).
10-я волна WBI показала, что подавляющее большинство женщин, не ведущих предпринимательскую деятельность (94%), положительно относится к женщинам-предпринимателям. При этом доля тех, кто отмечает, что за последние полгода общественное мнение по отношению к женщинам, ведущим активную профессиональную деятельность (развивают собственный бизнес или занимают руководящие должности в государственных и коммерческих структурах), улучшилось, выросла на 13 п.п. – с 41% в 2022 году до 54% в 2023 году.
В 2 раза больше женщин-предпринимателей говорят, что отношение к их профессиональной деятельности стало лучше со стороны членов семьи, друзей или коллег. В 2022 году об этом заявляли 23% женщин, ведущих бизнес, в 2023 – 46%.
В то же время на сегодняшний день каждая пятая женщина, не связанная с предпринимательством, твердо заявляет, что бизнес – не для нее. Чаще всего такое мнение выражают женщины старшего возраста (31% среди опрошенных старше 55 лет), а также те, кто не имеет высшего образования (23%) или постоянной работы (26%). 75% женщин могут представить себя в этой роли.
В 2023 году заметно выросла доля тех, кто считает, что возможностей для открытия и ведения бизнеса стало больше. В среде женщин-предпринимателей почти в 2 раза чаще стали говорить, что условия для старта своего дела в их регионе стали лучше (38% против 20% летом 2022 года на пике социально-экономических изменений в стране). Женщины, не связанные с бизнесом, также чаще заявляют об этом (29% – на 13 п.п. больше, чем в 2022 году, 16%).
За последние полгода женщины-предприниматели демонстрировали более высокий запрос на дополнительное бизнес-образование. Те или иные программы обучения прошли почти две трети (61%) опрошенных женщин, ведущих свой бизнес (в предыдущем периоде о получении дополнительного образования заявляли 43% опрошенных). При этом каждая третья представительница бизнес-сообщества (38%) считает, что в ближайшем будущем ситуация в сфере доступности бизнес-образования будет улучшаться. Женщины, не являющиеся предпринимателями, также получали дополнительное образование, проходили курсы, тренинги в области личного профессионального развития (65%) и также отмечают повышение доступности такого образования – 41% считают, что оно стало доступнее.
Большинство женщин-предпринимателей (64%) положительно оценивают изменения своих профессиональных навыков за последние 6 месяцев (для работающих по найму этот показатель ниже – 47%), при этом 68% опрошенных полагают, что их профессионализм будет развиваться и в ближайшие полгода.