Как меняются корпоративные продажи в регионах: 5 трендов

Последние годы прошли под знаком перемен. Они привнесли много нового в работу с региональными заказчиками и партнерами. Вот некоторые из основных перемен.

1. Все пошло в рост

Не буду оригинальна, если скажу, что «в рост» пошли практически все отрасли народного хозяйства. По данным Росстата, в 2023 году почти 60% регионов показали рост производства выше среднего по стране. В экономически развитых регионах особенно высокими темпами росли промышленность и строительство. При этом в каждом регионе наиболее заметен интерес к IT со стороны системообразующих предприятий.

Так, например, на Урале традиционно наши главные покупатели – промпредприятия. Промышленность в этой части РФ продолжает бурно расти, все больше использует IT, иногда количественные изменения приводят к качественным. Например, один из комбинатов создал профильный маркетплейс, на котором продает не только свою продукцию, но и изделия заводов со всей страны. Соответственно, им требуются «тяжелые» IT-решения.

В черноземных регионах «в рост» пошли сельхозпредприятия, АПК у нас растет бурно, это все знают. Кстати, в прошлом году рост сельхозпроизводства в целом по стране составил более 110% (эти данные приводил «Коммерсантъ») – таких показателей фактически не было со времен СССР. Этот сектор все интенсивнее использует информационные технологии. Пищевая промышленность тоже растет, причем по всей стране.

В период ковида росли закупки «в медицину», естественно – больше всего – в мегаполисах, в некоторых регионах был колоссальный рост как за счет открытия новых аптек, так и за счет увеличения потребностей в целом. Сейчас, понятное дело, в этом секторе наблюдается относительный спад. Но относительный — из-за бурного роста в предыдущие год-два.

В южных регионах, Краснодар, Минводы, Ставрополь и т.д., важные клиенты – санаторно-курортные комплексы. В других регионах эта сфера не так ярко выражена.

2. В регионах видеоконференции проигрывают шашлыку

В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных мегаполисах выезд к клиенту или клиента к поставщику – это два-три часа на дорогу. Поэтому в этих городах часто используют видеоконференции, «спасибо» ковиду, который сделал для популяризации этого формата больше, чем все маркетинговые усилия специалистов по продвижению средств видеоконференцсвязи.

В других городах с организацией личных встреч проще. На «югах» вообще без этого никак, пока за шашлыком не встретились – дела не делают. Я утрирую немного, но в целом именно так – там люди более коммуникабельные, гораздо более склонные к личному общению.

Но надо сказать, что потребность в «живом общении» зависит не только от географии, но и от размера бизнеса клиента.

3. Индивидуальный подход повышает эффективность

Большая часть корпоративных клиентов – это малый бизнес, у которого, как правило, запросы стандартные, разовые объемы покупок незначительные, директор, владелец, а зачастую главный «айтишник» и «ахошник» – одно лицо, максимум – два, поэтому покупательское поведение близко к поведению физлица, только оплата со счета. И есть необходимость в дополнительных документах. Стандартные запросы чаще всего можно удовлетворить «общаясь» с системой фильтров каталога и функционалом личного кабинета на сайте.

В среднем и крупном бизнесе за закупки разных групп товаров отвечают «профильные» менеджеры – IT-директор, главный по АХО, офис-менеджер и т.д. При этом у клиента возникают дополнительные запросы – на скидки за общий объем закупок, на бесплатную доставку всего заказанного «разом» или, наоборот, на разбивку доставки по категориям и т. д. Тут уже не обойтись без менеджера, который сможет прийти к консенсусу с представителями клиентов.

Крупным распределенным клиентам, у которых филиалы или дочерние предприятия в разных регионах и часовых поясах, нужны персональные менеджеры. Хотя бы потому, что эти люди должны синхронизироваться с клиентом, работать, условно говоря, не с 10 до 18 по Москве, а, например, с 8, или даже с 7. Стратегические решения у таких клиентов принимаются в штаб-квартире, но для повышения эффективности работы надо коммуницировать и с филиалами.

Такой подход к работе с клиентами окупается. У нас в компании есть яркие примеры, когда наши партнеры, благодаря индивидуальному подходу и синхронизации во времени в разы увеличивали свои обороты.

Иногда достаточно лишь выделить для такой компании менеджера со смещенным рабочим графиком, более удобным для закупщика, и благодаря оперативной коммуникации сразу станут видны положительные результаты.

4. Переход на новую технику

Во многих компаниях, особенно крупных, в начале 20-х годов уже извели «зоопарки», и все ПК у них были одной марки, скажем Dell, поскольку поддерживать работу IT-систем, построенных на технике одного производителя гораздо проще и дешевле.

После начала СВО этим компаниям пришлось делать выбор: разом менять условный Dell на другую марку (были примеры единовременной замены многотысячного парка ПК) или добавлять технику других производителей по мере выбывания имеющихся компьютеров.

Сейчас проблема не такая острая — кто-то пользуется параллельным импортом, кто-то приспособился поддерживать мультибрендовые системы.

На процесс замены тоже накладывалась некоторая региональная специфика. На «юге», например, всегда предпочитали заказывать сборку – «вдолгую» дешевле, поскольку можно модернизировать и чинить устройства.

В крупных городах, в первую очередь в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, чаще переходили на известные мировые марки, например — так стремительно вошедшие на наш рынок китайские. И если заказ на «макбуки» – то это, скорее всего, столицы.

В небольших городах чаще предпочитают более бюджетные варианты. Но и из промышленных регионов иногда приходят заказы на специфическую технику для промпроектирования. В небольших объемах, но случается. Впрочем, бывают и исключения, скажем, недавно в Краснодар поставляли мощные сервера iRU.

5. Заказчики стали осознаннее подходить к закупкам

Чего стало меньше — это спонтанных закупок. Мы видим, что российские заказчики стали более рациональны. Например, стали больше пользоваться аутсорсингом и лизингом с целью экономии, не покупают дорогое оборудование, а берут напрокат, если «вдолгую» это получается выгоднее.

Точнее стало и планирование. Конечно, «сезонность» закупок осталась, в первом месяце квартала «затишье», в конце — «всплеск» трат средств, заложенных на квартал. Однако есть понимание, что сейчас все держат какой-то запас средств на случай объявления скидок, акций на определенные категории товара, изменения курса валют.

По большей части это касается крупных компаний, мелкие чаще склонны к спонтанным покупкам.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Сейнов
Независимый директор, Москва

Тренд таков:

Иррациональность - побоку !

Да здравствует рационализм !

И это не изобретение велосипеда, это всего лишь здравый смысл и метод принятия правильных решений.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.